Главная » Статьи » Жизнь в России | [ Добавить статью ] |
Медведеву запретят быть единороссом
Российских премьеров хотят лишить политической окраски Материал комментируют: Константин Калачев Тимур Хутов Федор Бирюков Главе российского правительства могут запретить членство в политической партии. Это случится, если будет принят соответствующий законопроект. Во вторник, 13 ноября, он обсуждается в комитете Госдумы РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, сообщает «Парламентская газета». Согласно тексту законопроекта, при назначении на должность председатель правительства РФ обязан приостановить свое членство в политической партии в случае наличия такового на срок осуществления своих полномочий. В пояснительной записке особо подчеркивается, что речь идет, в том числе и о запрете занимать в политической структуре руководящие должности. По словам авторов инициативы, принадлежность главы кабинета министров к той или иной партии будет связывать его действия, так как он таким образом будет представлять интересы лишь части общества, в то время как «должность столь высоко уровня предполагает учет мнения и представление интересов всех граждан». Кроме того, разработчики законопроекта утверждают, что нынешнее положение вещей противоречит действующему Основному закону страны: «Действующим законодательством, не содержащим указанных ограничений, нарушается статья 10 Конституции РФ, которая закрепляет положение, согласно которому «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Отметим, что законопроект был внесен в Госдуму еще в мае 2018 года представителями фракции «Справедливой России». Представляя закон, они предлагали премьеру брать пример с президента РФ. Не исключено, что это было связано с формированием кабинета министров — фракция намеревалась голосовать против кандидатуры Дмитрия Медведева. Возможно, по этой же причине сам Медведев высказался тогда об инициативе депутатов резко отрицательно. По его словам, это противоречит как международной практике, так и демократическим принципам. «Смысл парламентской деятельности и участия в избирательной деятельности в том, чтобы получить определенный результат», — пояснил премьер. Однако после сентябрьских выборов, на которых власти пришлось изрядно поволноваться, а также с неожиданным зарождением в российском обществе новой волны политического радикализма (вспомним Архангельск!) в Кремле, кажется, решили окончательно выхолостить политику. В этой ситуации закон о запрете премьеру партийной принадлежности может оказаться востребованным. Правда, политолог Константин Калачев смотрит на предлагаемое нововведение скептически. — Идея неоднозначная, потому что имеется опыт демократических стран, зарубежного парламентаризма, там, где правительство формируется партией или коалицией партий, победившей на выборах. В этом случае с партийностью премьеров никаких проблем не возникает. Глава правительства, если он принадлежит к системообразующей партии, имеющей квалифицированное большинство в парламенте, вполне органичен. Возьмите пример хотя бы Орбана в Венгрии. Он представляет «Фидес», партию, которая регулярно побеждает там на выборах. Так что логика этого предложения и аргументы за него малопонятны. «СП»: — Авторы утверждают, что партийность ограничивает главу правительства, который должен быть премьером всех россиян… — С моей точки зрения, наоборот, надо расширять роль партий в российской политической жизни. Наши проблемы вовсе не от того, что премьер возглавляет «Единую Россию». Никаких преимуществ в непартийном премьере я не вижу. Это только даст дополнительные аргументы критикам существующей системы, тем, кто говорит, что партии в России играют декоративную роль, что вся партийно-политическая жизнь — сплошной симулякр. По мнению директора Института свободы Федора Бирюкова, новый закон выражает несогласие с политической монополией «Единой России». — Законопроект возник и обращен исключительно к фигуре действующего премьера и действующей партии власти. Это не абстрактная идея, а метод хоть какого-то относительного ограничения всевластия крупнейшей партии бюрократов. Поэтому я бы назвал этот законопроект протестным. Он сам по себе являет акт несогласия с тем, что всего лишь одна партия, превратившаяся в глобальную политическую корпорацию узурпировала все рычаги власти и имеет непонятную монополию на представление в правительстве, в отличие от всех остальных. «СП»: — Примут закон? — Не думаю. Ведь большинство в Госдуме придерживается иных воззрений на этот вопрос. «СП»: — А если отвлечься от конкретной ситуации? Партийный премьер и партийное правительство — это хорошо или плохо? — Если рассуждать о грядущей трансформации политической, партийной системы в России, то напротив, следовало бы разрешать чиновникам быть в партиях. Но для этого партии во власти должны время от времени меняться. Кстати, об этом еще давным-давно говорил Владислав Сурков на встречах с единороссами. Мол, вы должны свыкнуться с мыслью, что однажды станете оппозицией. То есть такое видение существует с разных точек зрения уже давно. Если будет создана нормальная двух-трех партийная система, то она никак бы не мешала политикам на посту премьер-министра представлять свою партию и реализовывать какую-то политическую программу. Ведь когда партии идут на выборы, они представляют избирателю свои программы. Но пока такой системы нет, глава правительства может и не представлять никакой партии. В свою очередь политолог Борис Кагарлицкий советует России брать пример с Европы. — Думаю, что партийность российского премьера — это абсолютно формальная вещь. Ведь у нас нет главного — наше правительство в принципе не формируется политическими партиями через выборы, через партийное большинство. «СП»: — А вы сторонник того, чтобы правительство формировалось как в Европе? — Да, естественно. Чтобы быть ответственным перед парламентом, правительство должно формироваться парламентским большинством. Конечно, варианты могут быть разные. Строго говоря, оно могло бы формироваться и президентом, это зависит от Конституции, но в любом случае оно должно опираться на реальное партийное большинство. А у нас оно выводится искусственно. Вспомните, был период, когда большинство в парламенте не имело никакого отношения составу кабинета министров. — С доводами авторов документа можно согласиться, — говорит руководитель уголовной практики юридической компании BMS Law Firm Тимур Хутов. — Конституция РФ предусматривает принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Причем этот принцип очень важен для независимости каждой из этих ветвей власти. Председатель правительства, возглавляя исполнительную власть, не может одновременно представлять какую-либо партию и продвигать ее интересы. Правда, стоит понимать, что это формальный момент, так как приостановление членства в партии, по сути, не помешает быть «на стороне» этой партии при принятии решений. Но все же действующая партийная принадлежность на момент занятия должности главы правительства должна быть приостановлена, чтобы не возникало конфликта интересов. | |
Просмотров: 608 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 3 | |||
| |||