За время службы неоднократно сталкивался с тем, как офицеры вооруженных сил и сотрудники правоохранительных органов спорили про «настоящих» и «не настоящих офицеров». Отслужив в обоих структурах достаточно времени, я пришел определенным выводам, которые попытаюсь сформулировать в конце этой статьи. Я, закончив военное училище, и прослужив 5 лет в армии, уволился в звании капитана и устроился в УИС в 2003 году. На стажировке ходил в своей форме, только эмблемы поменял. Первое специальное звание присвоил министр юстиции, засчитали не только воинское звание, но и выслугу в армии в нем. Поэтому в декабре я получил капитана внутренней службы, а уже 23 февраля – майора. Это был ведомственный вуз и поэтому функциональные обязанности командира учебного взвода не сильно отличались от тех обязанностей, которые были у курсовых офицеров в военном училище, где я сам учился.
Только резало ухо словосочетание - служебная дисциплина вместо воинской. Должностной оклад командира учебного взвода был равен рубль в рубль с моим предыдущим окладом в армии ( а был я заместителем начальника отдельного радиотехнического центра ОСН). А должностной оклад заместителя начальника курса, на которую меня поставили через три месяца был даже выше оклада моего бывшего армейского командира ( начальника центра ). На то время все начальники курсов, их заместители и большинство командиров учебных взводов были армейские кадровые офицеры. Кого только не было: ВВ-ники, танкисты, мотострелки, ПВО-ники, РХБЗ –ники, авиационные техники даже. Поэтому атмосфера была привычная и майора я отмечал согласно всех традиций. Все эти обстоятельства даже не вызывали у меня сомнений про то что я продолжаю офицерскую службу – правда, в другом ведомстве.
Затем, конечно, стало напрягать как легко доставались звания преподавательскому составу. Кандидату наук – могли сразу присвоить капитана внутренней службы. Офицерами таких сотрудников было назвать сложно. До сих пор помню, как звонил мне один такой капитан со словами: «ребята плохо себя ведут на занятии». Я ему сказал найти из ребят того, у кого три полоски на погонах – сказать ему, чтобы он навел порядок. И для многих сотрудников ведомственного вуза – пришедших на службу с гражданки форма и погоны были скорее суровой необходимостью, рабочей спецовкой, а не предметом гордости, как у нас выпускников военных вузов.. Для меня было дико, что я пять лет учился в военном вузе, где из 122 принявших присягу на курсе, выпустилось 67 человек. И для нас доучившихся – лейтенантские звания были и целью, и смыслом, и личной победой… Потом я три года был командиром взвода – а это старлейская категория и только потом перешел на капитанскую должность в войсках и получил капитана. А майор в войсках это уже был значимый офицер, а полковник в бригаде был один – ее командир… А здесь, кроме профессорско-преподавательского состава, где как и в военных училищах звания высокие, были подполковники женщины из отдела кадров, бухгалтерии и т.п. Приходит такая сотрудница после гражданского института в отдел кадров и «служит» с перерывами на декрет до высоких званий и ранней пенсии ( в УИС еще и год за полтора).
А когда я продолжил службу в практических органах и стал начальником областного учебного центра, то получил еще больше противоречивых впечатлений. Во- первых , офицерами в практические органы приходили не только выпускники ведомственных вузов, а так же устраивались выпускники гражданских вузов. Их отправляли на три месяца ко мне на курсы первоначальной подготовки, где я со своими преподавателями, пытались дать им специальность , а так же строевую, самбо, огневую, топографию и т.п. В итоге, через три месяца были итоговые экзамены, и некоторым из слушателей, я - перед строем, а некоторым уже в учреждениях вручали офицерские погоны….И многие из них становились кабинетными чиновниками. Например, в пенсионном отделе целый майор занимается пенсионерами, а другой «служит» в отделе маркетинга. С другой стороны я не могу назвать кабинетными чиновниками спецназовцев, в основном участников боевых действий, или оперативных сотрудников, сотрудников отделов безопасности, сотрудников отделов охраны. Сам, будучи ответственным от управления, проверял караулы, их организация была аналогична привычным мне воинским караулам. И были реальные побеги, и наказания, и боевые награды отличившимся… И этих сотрудников я сравнивал с офицерами служб тыла, которых я знал еще по службе в армии , с военкоматовскими офицерами, офицерами кадрированных частей и мне первые казались больше офицерами.
Какие в основном аргументы у военных: наши звания котируются в правоохранительных органах, а ваши нет ( хотя это не совсем верно, в нормативных документах допускается переаттестация), в нормативных документах, регламентирующих военную службу есть понятие офицер, младший офицерский состав, старший офицерский состав – а в правоохранительных органах есть понятия средний начальствующий состав – соответствующий в армии младшим офицерам и старший начальствующий состав – аналог старших офицеров. И это правда. Сотрудники на это отвечают, что мы тоже Родине служим – у вас своя, у нас своя специфика. Несмотря об юридическом отсутствии этого термина называют себя офицерами ( у нас командой «Товарищи офицеры» - встречали генерала – начальника института, а в территориальном органе – его начальника).
Поэтому я как капитан запаса и подполковник внутренней службы в отставке думаю, что есть два варианта закончить эти взаимные претензии и противоречия. Первый путь – в органах разаттестовать до 50 процентов л/с – не связанных напрямую с правоохранительной службой : кадры, бухгалтерию, соцработников, психологов и т.д и т.п. Уже понижали, но еще раз пересмотреть потолки по должностям, так как, пытаясь поднять статус сделали майорскими должностями, например, старшего участкового, начальника отряда в колониях и т.п. Лучше надбавками поощрять. Другой пример – это сотрудники ГИБДД, которых по максимуму сделали средним начальствующим составом для «повышения культуры общения с гражданами». Маразм. Считаю, что у командира отдельной роты должна быть капитанская должность, у командира взвода ГИБДД – должность старшего лейтенанта, а остальные должности пусть сержантами и прапорщиками заполнят. Чтоб ценность звания была аналогична воинскому. И тогда ввести в нормативные документы правоохранительных органов понятие – офицер. И пусть должностные оклады, как и сейчас, у армейцев останутся выше. И пусть, из-за отсутствия ВУСа, после службы в органах также ставят на учет только на основе имеющегося воинского звания.
Но это будут офицеры – офицеры правоохранительных органов. И второй путь: изменить форму, погоны – таким образом, чтобы они не были аналогичны воинским, спецзвания так же не должны быть аналогичными воинским, а иметь свои названия и ступени. И даже пенсия должна рассчитываться по своим формулам, а не как сейчас, аналогично военным все рассчитывается. И тогда всем будет ясно, что это особый вид государственной службы, а не служба офицерами или недоофицерами…Не будет никого путать, обижать и вызывать горячие споры.
"изменить форму, погоны – таким образом, чтобы они не были аналогичны воинским, спецзвания так же не должны быть аналогичными воинским, а иметь свои названия и ступени. В полиции Российской империи всё это было городовые, будочники, околоточные, приставы.
"изменить форму, погоны – таким образом, чтобы они не были аналогичны воинским, спецзвания так же не должны быть аналогичными воинским, а иметь свои названия и ступени. И даже пенсия должна рассчитываться по своим формулам, а не как сейчас, аналогично военным все рассчитывается. И тогда всем будет ясно, что это особый вид государственной службы, а не служба офицерами или недоофицерами…" Здравая мысль, давно пора. И вообще какой-то дурдом получается, например в МЧС. Одни имеют воинские звания, другие специальные. Первые СЛУЖАТ по уставам, вторые РАБОТАЮТ по трудовому кодексу. И кто из них офицеры?
Отличная статья. Поддерживаю 100%. Сравним офицер МЧС или полицейский офицер - с другой стороны офицер ВМФ или летчик. А уж про гиббонов офицеров прям ухо режет. Это в американских фильмах нарушитель обращается к полицаю, как- офицер. А я с таким офицером и сра.. рядом не сяду. А что тут удивляться если Путин и награды то свел на уровень значков ГТО. А уж бабье Шойгу со Швецовой во главе так это вааще песня. Видимо сексуальные фантазии у товарища очень развиты. Оте....ть бабу в форме. Хотя у меня был один знакомый который хотел отиметь милиционершу в сапогах. И самое смешное - отимел.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]