09:35
Четверг, 02.05.2024
Главная » Статьи » Пенсионеры и жизнь на пенсии [ Добавить статью ]

Военная служба по-турецки
Факторы укрепления влияния

Турецкая Республика – официальный член Организации Североатлантического договора (НАТО) с 1952 года. Обладает второй по величине сухопутной армией (после США) в альянсе. Находится на южном фланге НАТО. Сухопутной границы с Российской Федерацией не имеет.

В настоящее время военно-политическое руководство Турции проводит активную политику по укреплению своего политического, экономического и военного влияния на Ближнем и Среднем Востоке, в Средиземноморском и Черноморском бассейнах, а также на постсоветском пространстве, в частности, в закавказских и центральноазиатских республиках бывшего СССР. Это обусловлено как амбициозностью нынешнего руководства страны, так и возникновением новых рисков в области национальной безопасности.

К таковым можно отнести следующие события, произошедшие за первое двадцатилетие ХХI века:
- так называемая «арабская весна», которая значительно дестабилизировала ситуацию в Средиземноморье, в том числе в непосредственной близости от турецких границ, а в случае с Сирией и Ливией вызвала фактическое втягивание Турции в военный конфликт с непредсказуемыми последствиями;

- обострение конфронтации США, НАТО и ЕС с Россией, обусловленное, в частности, возвращением Крыма в состав Российской Федерации, которое вызвало повышение военной активности Североатлантического блока в Средиземноморском и Черноморском регионах.

- тенденции к обострению территориального спора с Грецией в Эгейском море;

- геологические открытия в Восточном Средиземноморье, повлекшие за собой повышение интереса ряда государств и транснациональных корпораций к региону с целью возможного доступа к запасам углеводородов, формирование новых экономических союзов, трансформацию интересов, защита которых не исключается и военными средствами;

- частичное изменение экономических приоритетов страны в условиях глобализации на фоне повышения общих рисков в сфере безопасности (рост угроз террористического характера и пиратства, появление новых очагов нестабильности в мире);

- строительство и запуск в эксплуатацию газопровода «Турецкий поток»;

- вооруженное противостояние Азербайджана и Армении в Нагорном Карабахе.
Все перечисленное потребовало от руководства страны уделить повышенное внимание развитию и укреплению национальных вооруженных сил (ВС).

Армия, отлученная от политики
Согласно законодательству страны верховным главнокомандующим ВС Турции является президент. В мирное время вопросы военной политики, обороны, использования ВС и проведения всеобщей мобилизации решает совет национальной безопасности, возглавляемый президентом Турецкой Республики, а вопросы назначения высшего руководящего и командного состава – высший военный совет под председательством премьер-министра.
Руководство строительством ВС осуществляет министр национальной обороны (гражданское лицо) через министерство обороны. Высший орган оперативного руководства вооруженными силами – генеральный штаб (начальник генштаба – главнокомандующий ВС).

Правовое положение ВС Турции и их военнослужащих регулируется комплексом нормативно-правовых документов, принимаемых турецким парламентом (великим национальным собранием – меджлисом): законами о военной службе; о штатном составе ВС Турции; об охране сухопутных границ и безопасности; военным уголовным кодексом, а также директивами ряда министерств, принимающих участие в формировании государственной политики в сфере обороны.
Действующий вариант конституции страны был принят в 1982 году – после военного переворота 1980 года, что объясняет его, так сказать, проармейскую направленность. Однако после передачи власти гражданским правительствам началось постепенное вытеснение военных из политики, что проявилось в принятии поправок к основным правовым актам, в том числе и к основному закону страны.

Со времени принятия конституции в нее были внесены более 100 поправок. Например, в 1995 и 2001 годах были внесены поправки, в соответствии с которыми солдаты и офицеры, проходящие военную службу в турецкой армии, а также курсанты военных учебных заведений потеряли право голосовать на выборах. При этом генералы лишились законной возможности проводить в парламент своих кандидатов.
В 2013 году турецкий парламент принял поправки к закону о внутренней службе, которыми была введена новая формулировка статьи 35: «Задача ВС Турции заключается в следующем: защищать турецкий народ от опасностей и угроз, исходящих из-за рубежа, обеспечивать сохранность и усиление ВС Турции для цели сдерживания этих угроз, с согласия великого национального собрания Турции выполнять задачи за рубежом и способствовать установлению международного мира».

Общая норма была заменена более конкретной, сведя на нет даже номинальное правовое основание для вмешательства армии в политическую жизнь страны для сохранения существующего конституционного строя.
Статья 43 закона о внутренней службе устанавливает правовые ограничения для участия турецких военнослужащих в политической жизни страны. В частности, она гласит, что «военнослужащие турецких ВС не могут заниматься политической деятельностью».
Им запрещается вступать в политические партии или ассоциации, участвовать в политических митингах и шествиях, выступать с политическими речами и писать политические статьи. Военнослужащим также запрещается быть членами различных профессиональных организаций и занимать посты в их руководящих органах.

Военнослужащие имеют право на участие только в организациях, существующих под эгидой министерства обороны и не являющихся политическими. Исключение предусматривается для спортивных клубов.

Плюс мобилизационный резерв
В настоящее время развитие ВС Турции осуществляется на основе перспективного плана модернизации вооруженных сил под названием «Стратегия и политика в военно-промышленной отрасли на период с 2020 по 2025 год» и десятилетней программы закупки вооружения и военной техники, которая обновляется каждые два года.
Все документы разработаны в соответствии с положениями военной доктрины, национальной политики в области безопасности и с учетом основных тенденций развития военно-политической обстановки.

ВС Турецкой Республики численностью более 516 тысяч человек состоят из трех основных видов:
- сухопутные войска (СВ) – свыше 410 тысяч человек;
- военно-воздушные силы (ВВС) – около 50 тысяч человек;
- военно-морские силы (ВМС) – около 56 тысяч человек.

В соответствии с конституцией страны в военное время предусматривается задействовать части и подразделения жандармерии, которые в мирное время подчинены министру внутренних дел.

Для отмобилизования в военное время может быть привлечен военно-обученный резерв численностью до 378 тысяч человек, в том числе приписанные к СВ – 258 тысяч, ВМС – 55 тысяч, ВВС – 65 тысяч резервистов.

Почти всеобщая воинская повинность
Порядок прохождения службы в ВС Турции и система их комплектования определяются законом о всеобщей воинской обязанности, в соответствии с которым военная служба обязательна для всех граждан страны мужского пола в возрасте от 20 до 45 лет, годных по состоянию здоровья к исполнению воинского долга. Старше этого возраста могут призываться лишь мужчины, которые по каким-либо причинам не отслужили срочную службу ранее. Общая численность годных к призыву граждан Турции ежегодно составляет около 450 тысяч человек.
В военное время или в чрезвычайных условиях (в соответствии с законом № 4654 от 7 августа 2017 года) в ВС, а также в отряды и формирования гражданской обороны могут быть призваны годные к военной службе лица мужского пола в возрасте от 16 до 60 лет и женщины от 20 до 46 лет.

Общий срок службы делится на действительную военную службу и нахождение в запасе. Продолжительность общего срока службы составляет 21 год.

Учет и призыв военнообязанных на действительную военную службу, а также проведение мобилизационных мероприятий осуществляют военно-мобилизационные управления (свыше 20-ти) и военно-мобилизационные отделы.
Численность призывного контингента ежегодно составляет около 300 тысяч человек. Остальные после пятинедельной начальной военной подготовки имеют возможность официально откупиться от дальнейшего прохождения военной службы. Непризванные могут также направляться для работы на оборонные предприятия.
Для студентов предусмотрены отсрочки от призыва на период обучения до достижения ими возраста 29 лет (для аспирантов – до 35 лет). От службы в ВС освобождаются сотрудники полиции, а также родные братья военнослужащих, погибших при исполнении воинской обязанности.

Продолжительность срочной военной службы в ВС Турции с января 2014 года составляет 12 месяцев. Выпускники вузов призываются на шесть месяцев, а если они проходят подготовку по программе офицеров резерва – на один год. Представители некоторых профессий, к примеру, врачи и юристы, могут отслужить аналогичные сроки в службах обеспечения ВС.

Подразделения специального назначения (коммандос) в турецких ВС комплектуются только военнослужащими, проходящими службу по контракту. При этом кандидаты в контрактники отбираются из числа отслуживших военную службу по призыву.

При объявлении мобилизации
Рядовые и сержанты срочной службы после увольнения в запас в течение одного года находятся в резерве первой очереди, который именуется «специальным призывом», затем переводятся в резерв второй (до 41 года) и третьей (до 60 лет) очереди.

Контингент «специального призыва» и резервисты последующих двух очередей при объявлении мобилизации используются для доукомплектования имеющихся, а также для формирования новых соединений и частей.
Военнообязанные, состоящие в запасе, регулярно проходят переподготовку на сборах резервистов (30 – 45 суток в год) во время ежегодных мобилизационных учений. Всего ежегодно на сборы по переподготовке и на учения призываются около 250 тысяч человек.

Возможность откупиться
Гражданин Турции может быть освобожден от службы после внесения в государственный бюджет денежной суммы в размере 16 – 17 тысяч турецких лир (около 2 тысяч долларов США).
Необходимо отметить, что турецкие граждане призывного возраста имеют возможность вообще не проходить военную службу – при уплате соответствующей пошлины. Специальная пошлина для граждан Турции, находящихся за рубежом непрерывно на протяжении трех лет, а также граждан, проживающих на территории Турции, в последний раз была установлена в январе 2016 года, когда был принят соответствующий закон, пользующийся большой популярностью среди определенной части турецких призывников.

Деньги, полученные от «отказников», используются национальным правительством для удовлетворения внутренних нужд (например, для покрытия дефицита бюджета). Общий размер откупа может составлять от 350 до 650 миллионов турецких лир в год.
Беженцы запаса
Важным является положение, касающееся военной службы иммигрантов. В отношении этой категории лиц закон специально предусматривает следующий порядок: те лица, которые ранее прошли военную службу в армии страны, которую они покинули, и те, что имеют необходимые навыки, могут быть зачислены в запас турецких ВС после прохождения необходимого дополнительного обучения.

Данные положения актуальны в условиях массовых потоков беженцев из арабских стран, охваченных военными действиями, и необходимости доукомплектования соединений, частей и подразделений турецкой армии в случае дефицита кадров.
Важные унтер-офицеры
Важная роль в ВС Турции отводится унтер-офицерскому составу, который подразделяется на две категории: унтер-офицеры срочной службы и унтер-офицеры сверхсрочной службы.

Унтер-офицерский состав срочной службыкомплектуется из числа наиболее грамотных солдат, прошедших краткосрочную подготовку (четыре – шесть месяцев) на унтер-офицерских курсах при соединениях и частях.
Успешно окончившим курсы присваивается воинское звание сержанта (чавуш). Срок действительной военной службы для них продлевается на шесть месяцев. По истечении срока службы эти унтер-офицеры увольняются в запас или по собственному желанию остаются на сверхсрочную службу.

Унтер-офицеры сверхсрочной службы – основная опора офицеров в частях и подразделениях ВС. Подготовка их и прохождение службы осуществляется на основании закона о личном составе ВС Турции, принятого в 1967 году.
Кандидаты в унтер-офицеры отбираются на добровольных началах из числа наиболее грамотных (имеющих среднее образование) солдат и матросов, проходящих действительную военную службу, а также выпускников подготовительных унтер-офицерских школ, в которые принимаются юноши 14 – 16 лет, имеющие восьмиклассное образование. Срок обучения в таких школах – три года.

Затем выпускники направляются в унтер-офицерские школы, находящиеся при военных училищах родов войск и служб. Срок обучения в них составляет два – три года. Минимальный срок службы для окончивших унтер-офицерские школы – 15 лет. По его истечении унтер-офицеры могут увольняться в запас или оставаться в армии. Срок пребывания в запасе – до 55 лет.
Три категории офицеров
Офицерский состав подразделяется на три категории: кадровые; офицеры запаса; военные чиновники, находящиеся на службе в армии по вольному найму (юристы, счетные работники и другие). Военные чиновники подразделяются на восемь разрядов.

Подготовка и прохождение службы офицерским составом в Турции осуществляется на основании ряда законов (от 1967, 1973, 1975 и 1983 годов), в соответствии с которыми они обучаются в военно-учебных заведениях (военные училища, школы), на факультетах университетов и в других высших учебных заведениях, а также отбираются из числа офицеров запаса и унтер-офицеров.

Выпускникам военных училищ, а также лицам, окончившим различные факультеты гражданских вузов (за счет средств министерства национальной обороны), присваивается воинское звание лейтенанта, выпускникам школ офицеров запаса – младшего лейтенанта.

Присвоение очередных воинских званий офицерам производится с учетом их перспективы в должности, среднего балла (по пятибалльной системе), выведенного аттестационной комиссией, при условии выслуги срока, установленного законом. Генералы (адмиралы) и офицеры, которым в установленный срок по каким-либо причинам не присваивается очередное воинское звание (при наличии выслуги не менее 25 лет), могут быть уволены в запас или отставку.

Кадровые офицеры имеют право уходить в отставку, имея 15 лет выслуги (без учета обучения в военно-учебном заведении или гражданском вузе, готовящем офицеров резерва).

Первый контракт заключается сроком на два года, а затем, в зависимости от квалификации и желания военнослужащего, – от одного года до пяти лет.

Предельный возраст нахождения на военной службе ограничен 65-ю годами. Минимальный срок выслуги, дающий право на получение пенсии, для мужчин составляет 25 лет, для женщин – 20 лет. С целью стимулирования офицеров и унтер-офицеров продолжить военную службу до предельного возраста после достижения минимальной выслуги предусмотрено увеличение общей выслуги лет на три месяца за каждый дополнительный год.

Контингент офицеров запаса создается за счет выпускников школ офицеров запаса, лиц, окончивших гражданские вузы с четырехгодичным сроком обучения и прошедших краткосрочное обучение в военных училищах, а также кадровых офицеров, уволенных в запас.

Офицеры запаса проходят службу в войсках (силах) в течение срока действительной военной службы. Они могут быть переведены в кадровые офицеры после окончания училища офицеров запаса при условии, что их возраст на момент поступления в училище не превышает 30 лет.

Офицеры данной категории используются только во вспомогательных родах войск и службах. В мирное время офицеры запаса специальным решением кабинета министров могут призываться на сборы и учения сроком на 45 суток.

Социальное обеспечение военнослужащих
Правительство Турецкой Республики с целью повышения престижа военной службы уделяет значительное внимание совершенствованию системы социального обеспечения военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей.

Государственная поддержка этих категорий граждан регламентируется конституцией страны, законами о личном составе ВС; о внутренней службе в ВС; о государственном жилье и праве на его получение; о выплате денежных компенсаций, а также другими законодательными актами, ведомственными нормативными документами, директивами и инструкциями.

Повышению престижа военной службы способствует развитая система социального обеспечения. Ее основу составляют высокое денежное содержание, гарантированное обеспечение жильем, помощь в трудоустройстве после окончания срока службы, единовременное денежное вознаграждение при выходе на пенсию, социальная защищенность увольняемых вследствие получения ранений. Членам семей военнослужащих, погибших или травмированных во время исполнения служебных обязанностей, предоставляются льготы при уплате налогов, на проезд в общественном транспорте, медицинские услуги.

Денежное содержание
Денежное содержание турецких военнослужащих значительно превышает среднюю зарплату по стране, которая в пересчете с турецкой лиры составляет около 400 долларов США.

Солдат срочной службы при полном государственном обеспечении получает около 200 (матрос – 300) долларов. Солдату, заключившему первый контракт, выплачивается до 1 тысячи (матросу – 1,3 тысячи) долларов.
Базовые оклады младшего офицерского состава составляют 1,3 тысячи – 1,5 тысячи долларов; старших офицеров – 1,5 тысячи – 2,8 тысячи; генералов – 2,4 тысячи – 3,6 тысячи долларов.

При этом действующая система социального обеспечения позволяет говорить о более высоком реальном уровне доходов турецких военнослужащих. Например, денежное довольствие в 1 тысячу долларов благодаря различным компенсациям и льготам в результате может составлять 1,5 тысячи долларов.
К базовому окладу предусмотрена система различных доплат, в том числе за боевое дежурство, участие в боевых операциях, службу в районах с неблагоприятными условиями, службу на командных должностях, на кораблях и в других особых условиях, внеурочные работы и прочее. Турецким военнослужащим также выплачивается квалификационная надбавка, зависящая от уровня образования, знания иностранных языков, воинского звания и выслуги лет.
Надбавки за особые условия службы предусмотрены для трех категорий военнослужащих. К первой относятся летный состав, операторы бортовых систем и вооружения. Ко второй – офицеры и унтер-офицеры, проходящие военную службу на подводных лодках, а также боевые пловцы и водолазы. К третьей – члены экипажей самолетов (за исключением первой категории) и военнослужащие, выполняющие прыжки с парашютом.

Кроме того, офицерам, проходящим военную службу на командных должностях, устанавливается надбавка за работу с семьями военнослужащих, находящихся в их подчинении.

Курсантам военных училищ и студентам вузов, имеющих военные кафедры, денежное довольствие рассчитывается в процентном отношении от базового оклада лейтенанта. Для обучающихся на первом курсе оно составляет 50 процентов, на втором – 55, далее ежегодно повышается на 5 процентов.
Важным фактором в материальном обеспечении военнослужащих является значительное снижение цен на товары и услуги в гарнизонах и охраняемых местах компактного проживания военнослужащих. За счет государственного субсидирования армейских магазинов цены на продаваемые в них товары снижены на 10 – 15 процентов.

Обеспечение жильем
Обеспечение военнослужащих жильем рассматривается турецким командованием в качестве одного из приоритетных направлений деятельности. При развертывании любого объекта (войсковая часть, гарнизон или военная база) одновременно в обязательном порядке в военных городках создается служебный жилой фонд и другая необходимая инфраструктура, включая школы, детские сады, магазины, отделения банков, предприятия бытового обслуживания и спортивные сооружения.
Для приобретения личного жилья минобороны Турции предоставляет военнослужащим беспроцентные ссуды с погашением части кредита за счет военного бюджета – от 40 процентов (в зависимости от срока службы).
Особое внимание уделяется организации досуга военнослужащих, членов их семей и военных пенсионеров. На территории военных городков создаются так называемые дома вооруженных сил, предназначенные для профессионального и культурного развития, обеспечения социальных и духовных потребностей военнослужащих, в том числе уволенных в запас, и членов их семей.

Унтер-офицеры и солдаты посещают дома ВС, предназначенные специально для них, которые по уровню обслуживания практически не отличаются от офицерских. Стоимость всех видов услуг в них в 10 – 20 раз ниже, чем в гражданских учреждениях подобного типа. Это достигается за счет оплаты части затрат на содержание из бюджета министерства национальной обороны.
По завершении службы
Система социальной защиты военнослужащих всех категорий, увольняющихся из ВС, предусматривает оказание им содействия в адаптации к гражданской жизни путем трудоустройства в различные секторы экономики и органы государственного управления – с учетом опыта и специфики прежней службы. Граждане, отслужившие срочную службу, имеют право на восстановление в должности, занимаемой до призыва, если они работали в государственных учреждениях.

При увольнении в запас военнослужащему выплачивается единовременное выходное пособие, которое рассчитывается исходя из его взносов в фонды поддержки (частные и государственные), размера последнего денежного довольствия и причитающихся премиальных выплат.
Военнослужащие, окончившие службу по истечении срока контракта и имеющие выслугу до девяти лет, получают пособие в размере двух последних окладов, умноженных на срок выслуги в полных годах. При равных условиях имеющим выслугу более девяти лет положено выходное пособие в размере 18-ти окладов денежного содержания по последней воинской должности.

Размер пенсии после 25 лет выслуги составляет 75 процентов от размера последнего денежного довольствия. За каждый дополнительный год службы к ней добавляется 1 процент, а единовременное выходное пособие увеличивается примерно на 1 тысячу долларов.
Военнослужащие, увольняемые вследствие ранения или в результате травмы, имеют право на пожизненную пенсию в размере денежного довольствия по последней должности, которое могло быть у них после 30 лет выслуги – вне зависимости от реального срока службы.

Лица, находящиеся на лечении вследствие ранения, профессиональных заболеваний, подвергшиеся нападению и пострадавшие в результате дорожно-транспортных происшествий в период военной службы, не могут быть уволены до полного выздоровления. Таковым также предоставляется право бесплатного (льготного) проезда по стране железнодорожным транспортом в вагонах первого класса и пользования услугами муниципального транспорта за счет пенсионного фонда.
Особое внимание уделяется социальной защите членов семей военнослужащих, погибших, получивших ранения или травмированных во время исполнения служебных обязанностей. Так, семье погибшего военнослужащего полагается единовременная компенсация и ежемесячная пенсия (вдове, если она не выходит замуж, либо детям или родителям военнослужащего).

В случае смерти офицера, ушедшего в отставку по достижении предельного возраста, его жене выплачивается пожизненная денежная компенсация в размере 75 процентов получаемой им пенсии, 90 процентов – при наличии у нее на иждивении незамужней дочери или сына-студента в возрасте до 25 лет и 100 процентов – за двоих детей указанных категорий.
Уволенные офицеры и члены их семей обеспечиваются бесплатным обслуживанием в медицинских учреждениях военных гарнизонов (баз), специальном реабилитационном центре ВС и 50-ти стационарных военных госпиталях. При необходимости военнослужащие за счет государства либо специализированных внебюджетных фондов могут направляться на лечение не только в военные, но и в другие медицинские учреждения, в том числе – находящиеся за рубежом.

В Турции имеется достаточно широкая сеть домов отдыха для военнослужащих и членов их семей. Услуги в них в 7 – 10 раз дешевле, чем в подобных гражданских учреждениях. В соответствии с установленным порядком военнослужащему и его семье предоставляется возможность пользоваться такими домами отдыха в течение двух недель летом и одной недели – зимой. Данная льгота распространяется и на военных пенсионеров.

Таким образом, военно-политическое руководство Турции последовательно проводит всестороннюю работу в правовой и социальной сферах с целью поддержания в стране положительного образа национальных вооруженных сил и высокого престижа военной службы.

Полковник в отставке Юрий АКВИЛЯНОВ


Источник

Категория: Пенсионеры и жизнь на пенсии | Добавил: Стоик (06.12.2022) | Автор: Стоик E
Просмотров: 486
| Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
strg 06.12.2022 15:11 [Материал]
Загнивают суки, вместе с капитализмом!
Стоик 06.12.2022 16:43 [Материал]
Зато в России - аки Ангелы! cool
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 394
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 57
Гостей: 56
Пользователей: 1
Ленпех