Главная » Статьи » Житейские советы | [ Добавить статью ] |
Воздвижение Креста Господня
27 сентября – Воздвижение Креста Господня. Ставровый день. Бабье лето скоро пройдет - Воздвижение пришло и «Бабье лето» унесло. Православная церковь отмечает Великий двунадесятый праздник – Воздвижение Креста Господня. ЗНАЧЕНИЕ ПРАЗДНИКА ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ Будучи однородным по соединяемому воспоминанию с седмицей страстей Христовых, настоящий праздник по характеру совершенно отличается от тех, исключительных в году по умилительности и величию дней – дней, которым одним справедливо усвоено название «святых и великих». То дни плача над Божественным Страдальцем; это день радости о следствиях Его страдания, о плодах искупления. Это праздник именно в честь самого искупления в лице главного орудия, знамения и проводника его на нас. Орудие это достойно такого чествования, самостоятельного празднования в честь его не только по тому значению, которое оно имело в самом акте искупления, не только в виду той важности, которую оно с течением времени получило в жизни христиан, но и по тому, чем оно было для самого Христа. «Крест именуется славой Христовой и высотой Христовой», – говорит св. Андрей Критский (слово на Воздвижение), ссылаясь в подтверждение первой мысли на Ин.13:31, 17:5, 12:28, а второй на Ин.12:32: «аще Аз вознесен буду от земли...». «Если же Крест Христов составляет славу Христа, то и в настоящий день крест воздвигается для того, чтобы Христос прославился. Не Христос возвышается, чтобы славился Крест, но возвышается Крест, чтобы прославился Христос». Будучи Христовым, Его славой и высотой, Крест этот слишком близок нам уже по первоначальной идее своей. Он, собственно, наш Крест. Христос «понес на раменах своих тот самый крест, на каком распяли его, как принявший на себя наказания, определенные согрешившим»; Он «крест понес нам принадлежащий» (св. Кирилл Александрийский на Ин. кн. 12). Отсюда те неисчислимые блага, которые излиты на нас Крестом. «Сей добрый кормчий, наполнив изобилием всю жизнь нашу и умирив ее, доставил еще нам в будущности вечную жизнь» (св. Ефрем Сирин, слово на Честной Крест). «Крестом избавились мы от вражды и Крестом утвердились в дружбе с Богом. Крест сочетал людей с ликом ангелов, сделав их природу чуждой всякого тленного дела и доставив им возможность проводить нетленную жизнь» (слово на Воздвижение Василия Селевкийского, приписываемое и св. Иоанну Златоусту). «Он сделал чистой землю, возвел наше естество на царский престол» (св. Иоанн Златоуст, слово на поклонение Кресту). «Этот Крест обратил на истинный путь вселенную, изгнал заблуждение, возвратил истину, землю сделал небом» (слово о Кресте, приписываемое св. Иоанну Златоусту). «Он положил конец беззаконным делам мира, пресек его безбожные учения, и мир не угождает уже более диавольским законам и не связывается узами смерти; (Крест) утвердил заповедь целомудрия и искоренил сладострастие; освятил правило воздержания и низложил господство похоти. В самом деле, какое добро получено нами помимо Креста? Какое из благ даровано нам не через Крест? Через Крест мы научились благочестию и познали силу Божественной природы; через Крест мы уразумели правду Божию и постигаем добродетель целомудрия; через Крест мы познали друг друга; через Крест мы познали силу любви и не отказываемся умереть друг за друга; благодаря Кресту мы презрели все блага мира и вменили их ни во что, ожидая будущих благ и невидимое принимая, как видимое. Крест проповедуется – и истина по всей вселенной распространяется, и царство небесное удостоверяется (слово на Воздвижение Василия Селевкийского или Иоанна Златоуста). Помимо приобретения для человечества этих высших духовных благ, Крест издревле стал проявлять спасительную силу свою и в чисто житейских нуждах христиан. «Это знамение и во времена наших предков, – свидетельствует св. Златоуст или современный ему писатель, – отверзало заключенные двери, оно угашало губительные яды, исцеляло укусы ядовитых зверей. Если оно отверзло врата ада и открыло небесный свод, восстановило вход в рай и сокрушило силу диавола, то что удивительного, если оно преодолевает губительные яды?» (слово на поклонение Кресту, приписываемое св. Златоусту). Наряду с этим, так сказать, таинственным, мистическим значением для христианина, крест получил для него и чисто моральное значение. Он стал ободрением и поддержкой для него в тягостях личного крестоношения. «Посмотрите, – как бы говорит Христос, – на то, что совершил Мой Крест; сделайте и вы такого рода оружие, и совершите то, что хотите. Пусть (последователь Христов) будет так готов к тому, чтобы претерпеть заклание и быть распятым на кресте, говорит Господь, как готов тот, кто несет крест на своих плечах; пусть считает себя в столь близком соседстве со смертью. Перед таким человеком все приходят в изумление, потому что мы не так боимся вооруженных бесчисленными человеческими орудиями и крепким мужеством, как человека, одаренного такой силой» (слово на поклонение Кресту, приписываемое Златоусту). «Воззрение на крест вдыхает мужество и изгоняет страх» (св. Андрея Критского слово на Воздвижение). Наконец, крест получил для христианина и эсхатологическое значение. «Тогда, сказано, явится знамение крестное на небе. Когда „тогда”? Когда силы небесные подвигнутся. Тогда украшенные знамением церковным, стяжавшие себе этот многоценный бисер, хорошо сохранившие этот образ и подобие, восхищены будут на облаках» (Пантолей, пресвитер Византийский, чтение на Воздвижение). Не удивительно, что крест стал знамением христианина. «Крест дан нам в качестве знамения на челе точно так же, как Израилю обрезание; ибо через него мы верные различаемся и распознаемся от неверных» (св. Иоанн Дамаскин, слово в день Креста). Постепенно христианство оценило все значение для него этого знамения, этого трофея победы Христовой. И тут промысл пришел на помощь Церкви непосредственным действием своим – изведением Креста от недр земных и явлением его на небе. «Господь не допустил бы оставаться в земле, но извлек его и вознес на небо; с ним Он имеет прийти при втором пришествии Своем». (Св. Иоанн Златоуст, слово о Кресте и распятии). Он обретен при императорах, веровавших во Христа, обретен силой божественной и безыскусственной, единственно силой и твердостью веры. Когда Бог вручил христианам царские скипетры, в это именно время Ему угодно было открыть Крест через жену благочестивую, жену царицу, жену украшавшуюся царской мудростью, умудряя жену, скажем так, божественным богомудрием, дабы она, пользуясь отчасти силой слова, свойственной царственной особе, употребила все, что только могло сдвинуть непреклонное сердце иудеев» (св. Андрей Критский, слово на Воздвижение). «Вышло из сокровищниц земли знамение Владыки, знамение, потрясенные которым адские пещеры освободили содержимые в них души. Вышла духовная жемчужина верных, утвержденная в венце Христовом, дабы озарить целую вселенную. Он явился, чтобы быть воздвигнутым, и воздвигается, чтобы явиться (чтобы его видели). Многократно поднимают его и показывают народу, только что не восклицая: «се обретено утаенное сокровище спасения» (св. Андрей Критский, слово на Воздвижение). Установленный в память обретения и явления Креста праздник, конечно, имел в душах христиан давно уже подготовленную почву, был ответом на давний запрос их духа. Но он, сразу получив широкое распространение и большую торжественность, без сомнения умножал любовь ко Кресту и почитание его. Крест получает теперь особое значение в борьбе христианина с невидимыми врагами его спасения, особенно в руках подвижников. Теперь оценивают и все значение его не только в деле нашего спасения, совершенном Христом, но и в ветхозаветном приготовлении этого спасения, объясняя и здесь многое его, так сказать, возвратным действием. Традиции, обычаи, поверье и приметы. Воздвижение Креста Господня. Ставровый день. На Воздвиженье тепло сдвинется, а холод надвинется. На Воздвиженье осень к зиме быстрее движется. Днем тепло, а к вечеру прохладно – это осень пришла, и порядок свой навела. Днем тепло приходит, а после обеда холод в гости заходит. Холод в осень придет, днем тепло, а вечером прохладно. Холод – осень любит и порядок свой наводит, деньки коротки, но тепло не уходит, а ночки длинны, холод на всю ночь и в гости заходит. Осень настоящая придет, когда денек короток, а ночка длинная. Осень пришла – «Бабье лето» привела. Наступала настоящая осень - солнце светит, но уже не согревает своим теплом, дует холодный, порывистый ветер, птицы отлетают в теплые края, а люди достают теплые вещи из сундуков. Солнце высоко стоит, а не греет, осень рыжая пришла и ветер с собой принесла. Ветерок за окном, солнышко светит, а выйдешь на улицу ручки не греет. Осень настоящая пришла и с собой ветерок принесла, да ветерок днем холодный, а вечерком студеный. Третья встреча осени и подходит к концу «Бабье лето». Воздвижение – последнее «Бабье лето» приводит. «Бабье лето, последние деньки, успевай на солнышке погреться, да и в лес сходи «Бабье лето» посмотри. Бабье лето скоро пройдет - Воздвижение пришло и «Бабье лето» унесло (последние деньки проходят «Бабьего лета»). Битва - между «честью» и «нечестью», одна на другую две силы поднимаются («воздвигаются»): «свято» и «несвято», правда и кривда. Воздвиженье пришло – нечисть в доме уберет и чистоту наведет. В Воздвижение, силы нечисти бушуют, да всех поссорит, да порядок свой наводит. В Воздвижение, смирись и будь терпелив, а то нечисть придет и кого - то заберет (ругаются в семье и ссоряться и семья разрушается). В Воздвижение больше святого и светлого, не поддавайся нечисти (ругаться), а то она рассорит, и горе в дом приводит. Воздвижение не греши, только правду говори. Правда в Воздвижение решает все вопросы и проблемы, ты на исповедь сходи, да все священнику расскажи, душа в покое будет и к сердцу благодать прибудет (ложь уйдёт, жить становится легче). В Воздвижение, правда ложь побеждает. В Воздвижение не ругайся, лучше промолчи, и семью сохрани. С помощью поднявшегося из земных недр Святого Креста Господнего победу одерживает правда. Так как Крест – символ страданий, то день Воздвижения Креста Господня в народе считался постным. Страданья уйдут, если в Воздвижение в церковь сходи все проблемы священнику расскажи. Исповедь нужна для честного Креста (нельзя обманывать). Этот день называли - «Ставровым днем» (в переводе с греческого «крест»). Крест свой неси – это Богом дано и судьбу свою не меняй, только себя смиряй. Смирение и терпение, рядом идут, ты их не дели, где – то надо и промолчи. Крест нести тяжело – радость и горя рядом идут, и тебя постоянно стерегут. Крест чужой не бери, а то судьбу чужую проживёшь и в не радости – и это все будет не твое. Крест у каждого свой, он Богом дан и его не изменишь - это твой истинный причал. Приметы. На этот праздник пресмыкающиеся животные уходят в какие-то неизвестные теплые края, а с ними улетают и ласточки. Увидев стаю перелетных птиц, нужно попросить их передать привет усопшим родственников и подать милостыню. Сколько сегодня птиц увидел на небе — столько будет теплых дней в этом году. Что можно делать? В праздник Воздвижения совершались Крестные ходы вокруг селений, чтобы на год защитить их от бед и болезней. Пройди в Воздвижение Крестный ход и силы наберешь. Крестный ход в Воздвижение не прост, с грехами идёшь и его не пройдешь (необходимо перед Крестным ходом исповедоваться, а потом идти). В Крестный ход иди и молись, говорить и озираться нельзя, вся благодать и молитва уйдут, и тебе добра не принесут. Служили молебен, с иконами обходили поля, прося Господа о будущем урожае и от стихийных бедствий. В Воздвижение в поле пойди – Крестный ход пройди, чтобы урожай был. В Воздвижение не забудь в Крестный ход в поле сходи, да всю нечисть отмоли. Поле в Воздвижение отдыхает, а Крестный ход оздоровляет. В поле в Воздвижение приди и хлеба принеси, чтобы был урожай и прибавка зерна, чтобы хлеб на столе был всегда. Молились о больных. Молитва в Воздвижение сильна, она излечит сполна. Молитва в Воздвижение нужна для больных и здоровых – это охрана от зла. С верой помолиться, то Животворящий Крест и со смертного ложа подымет. Сильна молитва в Воздвижение, она больного на ноги поставит и добра прибавит (прибавка душевной доброты). Молитва хороша в Воздвижение, в семье не будет ругани и зла. Молится в Воздвижение и в доме нужна, чтобы не было зла и нечисть ушла. Молись, молись в Воздвижение и проси у Бога, чтобы в доме любовь и доброта была, а нечисть вон ушла. В этот день поднимали кресты на строящихся церквях, строились часовни и небольшие церкви в честь Воздвижения. Благое дело в Воздвижение Крест на церковь подними, да и Богу угоди. Крест в Воздвижение поднял, Бог грехи забрал. Кресты поднять – это благое дело. В закрома, сусеки и в ясли к корове крестьяне клали вырезанные из дерева кресты или просто ветки рябины, сложенные крест-накрест. Кресты начерти в доме, сенках, амбарах и яслях, чтобы нечисть ушла и добро пришло. Ветки рябины по угонам разложи, да заговор проговори: «В доме порядок нужен, нечисть погостила у меня и к себе домой ушла». Заговор, чтобы в доме чистота была, и жених в дом пришел: «Нечисть ты хороша, но только не для меня, ты здесь живешь и никого не пускаешь, а мне в замуж пора, а миленок не приходит. Ты, нечисть пойди, что хочешь бери, а жениха моего не трошь, он для меня хорош». Защитить от бед своё жилище, скотину и собранный урожай, на дверной притолоке и на амбарных воротах выжигали кресты. Кресты везде поставь, чтобы нечисть не пришла и горя не принесла. Кресты из рябины сделай, они защитят от нечисти и хвори вас. Запирали ворота, калитки и двери, чтобы ползущие гады, по ошибке не заползли во двор. Все запирай, да на крепко, чтобы тварь не заползла, да на зиму не поселилась. Змея, поселившаяся в дом и остается на зиму, мыши уходили и дом в покое был (очень редкое – это было, у людей к этой твари боязнь). Змеи в дом редко заползали, змея заползла, ты ее не убивай, только выгоняй. Обычно у ворот ставили еду – хлеб и молоко, чтобы змеи сыты были и во двор не заходили. Молотильщики не работали, а отдыхали и Овинника задобряли, кормили и поили, чтобы он уходил и больше не приходил. В Овин уже были наложены снопы, то хозяин делал вид, что разгружает его, вынимая два верхних снопа. Хозяйки расстилали на овинном окне вышитое полотенце, и на ночь оставляла угощение овинному хозяину. Обереги разложи у входа и у окна, чтобы Овин не пришёл, и покой не нарушал. Обереги в доме и во дворе развесь, чтобы Овин не пришел, и никого не нашел. Оберег девица вышивала, чтобы Овин милого не забрал и потихоньку в лес убежал. Оберег – эта сила, убереги моего милого, и сохрани его. Третья встреча осени – «Капустник». Капустник осенний повод для сватовства и выбора жениха и невесты. Капустник с Воздвиженского дня начинается - вечерки, там невест выбирают и женихов подбирают. На Капустник приходи и жениха найди. На Капустнике девки, парней завлекают и женихов выбирают. Капусиники долго не велись до Покрова шли, невесту себе подбери, да в Покров семью заведи. Капустники веселые были, грустить нельзя, а то невеста будет грустна, а жених гулять, да девок перебирать. Девушки, одевшись в праздничные нарядные одежды, ходили по домам капусту рубить. Нарядись, платье красное одень, белу блузку приодень, женихам покажись, выбирать будут тебя, годна ли для жениха. Капусту руби, и свой нрав покажи, трудолюбивая будь, со стороны на тебя глядят, да и сравнивают, будешь ли ты годна для жениха. Невеста в Капустных вечеринках выбиралась, да на всю жизнь, какову подберешь, и с ней век проживешь. Парни молодые под окнами ходили, высматривали и невестку себе присматривали. Вечерком парни и девки встречались и до утра гуляли и веселились, девок выбирали, да потом свадьбу играли (после Покрова дня), Покорить сердце любимого. девушки читали заговор: «Милый мой ты возьми меня с собой, верной женушкой буду, да любить, миловать, чтобы по сторонам тебе не гулять». На вечерки приходили родственники и соседи, они судачили и девок высматривали и женихов, говорили, какая ладна, да хозяюшкой хорошей будет. Не по нраву девка будет, и в замужестве не быть ей никогда. Женщина, входя в дом, поздравляла с урожаем капусты хозяев. Гостей принимали – пирогами и пивом угощали. Человек, заблудившийся в этот день в лесу, должен снять с себя одежду, встряхнуть её и прочитать молитву. Считается, что это поможет ему найти быстрее дорогу и убережет от встречи с лешим. В доме все дела делали, да гостей принимали, пирогами и пивом угощали и молились за усопших и живых. Что нельзя делать? Нельзя начинать никаких важных и значительных дел. Нельзя работать, только молись и Богу пригодись (доброе дело сделай). Робота в Воздвиженский день Богу не угодна, молится надо, да грехи замаливать Добрые дела в Воздвиженский день делай побольше, грехи замаливай, да и Бога похваливай, за хвалу добра и счастья получишь, и чтобы вся нечисть ушла. Нельзя ходить в лес. Не ходили из-за змей, но и из-за оборотней, леших и другой нечисти. В лес не ходи, там леший ждет и тебя заберет. В лесу змеи хозяйничают, ты в гости иди, да молока и хлеба принеси. Лешего не беспокой, он со змеями сегодня дружит, поет и пляшет и никого не пускает, а кто придет, того и забирает. Леший плачет, веселится и скачет, все ищет кого – то, чтоб замотать и к себе прибрать. Леший хозяин, всех собрал и указ отдал. Леший радуется и плачет и девок зазывает, в дом ведет и в жены берет Лешие собирали в одном месте подвластных им зверей для осмотра перед наступающей зимой. Кроме леших, был важен и для овинника – духа, который живет в овине и принимает облик хозяина дома. Овинник в доме живет, его не узнаешь, он в Воздвиженский день в лес убегает. Овинник день, мужа одного не оставляй, а то в лес убежит, и с лешим останется жить. Овинник день для девицы плох, никуда не ходи и запрети сиди, а то леший придет и тебя в жены заберет. Отмечались «овинные именины». Задабривали овинника – пели песни, пироги ели, да квас пили и хороводы водили, да прибаутки пели. Мой Овинник в доме живет, ты погости и от нас уходи. Овинника накорми, напои и из дому с добром проводи. Овинник не гость, придет, не выгоняй, накорми и напои и за ворота проводи. В Овин день не топи печь в доме, и в бане не топи, а то Овинник пригреется и жить останется до весны. Нельзя ходить девицам в лес, потому что леший ждет и ее приберет. Нельзя на Воздвижение проходить мимо мест, где когда-то было совершено убийство – нечистый попутать может. Увидев на земле непонятные следы, нельзя их переходить. Эти следы могут принадлежать лесной нечисти. Кто их перейдет, тот скоро тяжело заболеет. Нельзя гадать. Нельзя свататься, только приглядывать невест. Нельзя ругаться. Нельзя оскорблять. Нельзя конфликтовать. Нельзя обижаться. Погода. Заморозки с утра – к ранней зиме. Погода ясная и теплая - холода наступят нескоро. Резко похолодало – к ранней весне. Северный ветер – к жаркому лету. Холодно — к холодной зиме. Православный календарь. ПОНЕДЕЛЬНИК (27 сентября). Седмица 15 - я по Пятидесятнице. Постный день. Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня. ВТОРНИК (28 сентября). Седмица 15- я по Пятидесятнице. Поста нет. Попразднство Воздвижения Честно́го и Животворящего Креста Господня. СРЕДА (29 сентября). Седмица 15 - я по Пятидесятнице. Постный день. Вмц. Евфи́мии Всехвальной (304); Перенесение мощей прав. Алекси́я Московского (Мечёва) (2001). ЧЕТВЕРГ (30 сентября). Седмица 15 - я по Пятидесятнице. Поста нет. Мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софи́и (ок. 137). ПЯТНИЦА (1 октября). Седмица 15 - я по Пятидесятнице. Постный день. Прп. Евме́ния, епископа Гортинского (VII); прп. Евфроси́нии, в миру Феоду́лии, Суздальской (прославление 1698); прп. Иларио́на Оптинского (1873). СУББОТА (2 октября). Седмица 15- я по Пятидесятнице. Поста нет. Мчч. Трофи́ма, Савва́тия и Доримедо́нта (276). ВОСКРЕСЕНЬЕ (3 октября). Седмица 15 - я по Пятидесятнице. Поста нет. Вмч. Евста́фия Плакиды, жены его мц. Феопи́стии и чад их мчч. Ага́пия и Феопи́ста (ок. 118). Сад и огород (на неделю с 27 сентября по 3 октября)! Понедельник (27 сентября). Проводим перекопку почвы. Вторник (28 сентября). Теплица. Подготавливаем укрытие к зиме. Перекопать землю, проводим дезинфекцию стенок и грунта. Подготавливаем малину к холодам Среда (29 сентября). Сажаем озимые культуры. Четверг (30 сентября). Защищаем грядки от морозов с помощью укрытий. Проводим посадки озимых культур. Убираем участок. Делаем компостную кучу. Пятница (1 октября). Проводим обработку стволов деревьев. Суббота (2 октября). Собираем урожай с грядок. Воскресенье (3 октября). Перекапываем почву под кустарниками. Выкапываем цветы. В праздник Воздвижения совершались Крестные ходы вокруг селений. Служили молебен, с иконами обходили поля. Молились о больных. В этот день поднимали кресты на строящихся церквях, строились часовни и небольшие церкви в честь Воздвижения. В закрома, сусеки и в ясли к корове крестьяне клали вырезанные из дерева кресты. Ветки рябины по угонам разложи, да заговор проговори. Заговор, чтобы в доме чистота была, и жених в дом пришел. Защитить от бед своё жилище, скотину и собранный урожай, на дверной притолоке и на амбарных воротах выжигали кресты. Молотильщики не работали, а отдыхали и Овинника задобряли. Хозяйки расстилали на овинном окне вышитое полотенце. Третья встреча осени – «Капустник». Девушки, одевшись в праздничные нарядные одежды, ходили по домам капусту рубить. Покорить сердце любимого. девушки читали заговор. На вечерки приходили родственники и соседи. Женщина, входя в дом, поздравляла с урожаем капусты хозяев. | |
Просмотров: 311 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |
МЕНЮ
Опрос
Статистика