10:34
Понедельник, 20.05.2024
Главная » Статьи » Житейские советы [ Добавить статью ]

Воздвижение Креста Господня
27 сентября – Воздвижение Креста Господня. Ставровый день. Бабье лето скоро пройдет - Воздвижение пришло и «Бабье лето» унесло.

Православная церковь отмечает Великий двунадесятый праздник – Воздвижение Креста Господня.

ЗНА­ЧЕ­НИЕ ПРАЗД­НИ­КА ВОЗ­ДВИ­ЖЕ­НИЯ КРЕ­СТА ГОС­ПОД­НЯ

Бу­дучи од­но­род­ным по со­еди­ня­е­мо­му вос­по­ми­на­нию с сед­ми­цей стра­стей Хри­сто­вых, на­сто­я­щий празд­ник по ха­рак­те­ру со­вер­шен­но от­ли­ча­ет­ся от тех, ис­клю­чи­тель­ных в го­ду по уми­ли­тель­но­сти и ве­ли­чию дней – дней, ко­то­рым од­ним спра­вед­ли­во усво­е­но на­зва­ние «свя­тых и ве­ли­ких». То дни пла­ча над Бо­же­ствен­ным Стра­даль­цем; это день ра­до­сти о след­стви­ях Его стра­да­ния, о пло­дах ис­куп­ле­ния. Это празд­ник имен­но в честь са­мо­го ис­куп­ле­ния в ли­це глав­но­го ору­дия, зна­ме­ния и про­вод­ни­ка его на нас.

Ору­дие это до­стой­но та­ко­го че­ство­ва­ния, са­мо­сто­я­тель­но­го празд­но­ва­ния в честь его не только по то­му зна­че­нию, ко­то­рое оно име­ло в са­мом ак­те ис­куп­ле­ния, не только в ви­ду той важ­но­сти, ко­то­рую оно с те­че­ни­ем вре­ме­ни по­лу­чи­ло в жиз­ни хри­сти­ан, но и по то­му, чем оно бы­ло для са­мо­го Хри­ста. «Крест име­ну­ет­ся сла­вой Хри­сто­вой и вы­со­той Хри­сто­вой», – го­во­рит св. Ан­дрей Крит­ский (сло­во на Воз­дви­же­ние), ссы­ла­ясь в под­твер­жде­ние пер­вой мыс­ли на Ин.13:31, 17:5, 12:28, а вто­рой на Ин.12:32: «аще Аз воз­не­сен бу­ду от зем­ли...». «Ес­ли же Крест Хри­стов со­став­ля­ет сла­ву Хри­ста, то и в на­сто­я­щий день крест воз­дви­га­ет­ся для то­го, что­бы Хри­стос про­сла­вил­ся. Не Хри­стос воз­вы­ша­ет­ся, что­бы сла­вил­ся Крест, но воз­вы­ша­ет­ся Крест, что­бы про­сла­вил­ся Хри­стос».

Бу­дучи Хри­сто­вым, Его сла­вой и вы­со­той, Крест этот слиш­ком бли­зок нам уже по пер­во­на­чаль­ной идее сво­ей. Он, соб­ствен­но, наш Крест. Хри­стос «по­нес на ра­ме­нах сво­их тот са­мый крест, на ка­ком рас­пя­ли его, как при­няв­ший на се­бя на­ка­за­ния, опре­де­лен­ные со­гре­шив­шим»; Он «крест по­нес нам при­над­ле­жа­щий» (св. Ки­рилл Алек­сан­дрийский на Ин. кн. 12).

От­сю­да те не­ис­чис­ли­мые бла­га, ко­то­рые из­ли­ты на нас Кре­стом. «Сей доб­рый корм­чий, на­пол­нив изоби­ли­ем всю жизнь на­шу и уми­рив ее, до­ста­вил еще нам в бу­дущ­но­сти веч­ную жизнь» (св. Еф­рем Си­рин, сло­во на Чест­ной Крест). «Кре­стом из­ба­ви­лись мы от враж­ды и Кре­стом утвер­ди­лись в друж­бе с Бо­гом. Крест со­че­тал лю­дей с ли­ком ан­ге­лов, сде­лав их при­ро­ду чуж­дой вся­ко­го тлен­но­го де­ла и до­ста­вив им воз­мож­ность про­во­дить не­тлен­ную жизнь» (сло­во на Воз­дви­же­ние Ва­си­лия Се­лев­кийско­го, при­пи­сы­ва­е­мое и св. Ио­ан­ну Зла­то­усту). «Он сде­лал чи­стой зем­лю, воз­вел на­ше есте­ство на цар­ский пре­стол» (св. Ио­анн Зла­то­уст, сло­во на по­кло­не­ние Кре­сту). «Этот Крест об­ра­тил на истин­ный путь все­лен­ную, из­гнал за­блуж­де­ние, воз­вра­тил исти­ну, зем­лю сде­лал не­бом» (сло­во о Кре­сте, при­пи­сы­ва­е­мое св. Ио­ан­ну Зла­то­усту). «Он по­ло­жил ко­нец без­за­кон­ным де­лам ми­ра, пре­сек его без­бож­ные уче­ния, и мир не уго­жда­ет уже бо­лее диа­вольским за­ко­нам и не свя­зы­ва­ет­ся уза­ми смер­ти; (Крест) утвер­дил за­по­ведь це­ло­муд­рия и ис­ко­ре­нил сла­до­стра­стие; освя­тил пра­ви­ло воз­дер­жа­ния и низ­ло­жил гос­под­ство по­хо­ти. В са­мом де­ле, ка­кое доб­ро по­лу­че­но на­ми по­ми­мо Кре­ста? Ка­кое из благ да­ро­ва­но нам не че­рез Крест? Че­рез Крест мы на­учи­лись бла­го­че­стию и по­зна­ли си­лу Бо­же­ствен­ной при­ро­ды; че­рез Крест мы ура­зу­ме­ли прав­ду Бо­жию и по­сти­га­ем доб­ро­де­тель це­ло­муд­рия; че­рез Крест мы по­зна­ли друг дру­га; че­рез Крест мы по­зна­ли си­лу люб­ви и не от­ка­зы­ва­ем­ся уме­реть друг за дру­га; бла­го­да­ря Кре­сту мы пре­зре­ли все бла­га ми­ра и вме­ни­ли их ни во что, ожи­дая бу­ду­щих благ и не­ви­ди­мое при­ни­мая, как ви­ди­мое. Крест про­по­ве­ду­ет­ся – и исти­на по всей все­лен­ной рас­про­стра­ня­ет­ся, и цар­ство не­бес­ное удо­сто­ве­ря­ет­ся (сло­во на Воз­дви­же­ние Ва­си­лия Се­лев­кийско­го или Ио­ан­на Зла­то­у­ста).

По­ми­мо при­об­ре­те­ния для че­ло­ве­че­ства этих выс­ших ду­хов­ных благ, Крест из­древ­ле стал про­яв­лять спа­си­тель­ную си­лу свою и в чи­сто жи­тейских нуж­дах хри­сти­ан. «Это зна­ме­ние и во вре­ме­на на­ших пред­ков, – сви­де­тельству­ет св. Зла­то­уст или со­вре­мен­ный ему пи­са­тель, – от­вер­за­ло за­клю­чен­ные две­ри, оно уга­ша­ло гу­би­тель­ные яды, ис­це­ля­ло уку­сы ядо­ви­тых зве­рей. Ес­ли оно от­верз­ло вра­та ада и от­кры­ло не­бес­ный свод, вос­ста­но­ви­ло вход в рай и со­кру­ши­ло си­лу диа­во­ла, то что уди­ви­тель­но­го, ес­ли оно пре­одо­ле­ва­ет гу­би­тель­ные яды?» (сло­во на по­кло­не­ние Кре­сту, при­пи­сы­ва­е­мое св. Зла­то­усту).

На­ря­ду с этим, так ска­зать, та­ин­ствен­ным, ми­сти­че­ским зна­че­ни­ем для хри­сти­а­ни­на, крест по­лу­чил для не­го и чи­сто мо­раль­ное зна­че­ние. Он стал обод­ре­ни­ем и под­держ­кой для не­го в тя­го­стях лич­но­го кре­сто­но­ше­ния. «По­смот­ри­те, – как бы го­во­рит Хри­стос, – на то, что со­вер­шил Мой Крест; сде­лай­те и вы та­ко­го ро­да ору­жие, и со­вер­ши­те то, что хо­ти­те. Пусть (по­сле­до­ва­тель Хри­стов) бу­дет так го­тов к то­му, что­бы пре­тер­петь за­кла­ние и быть рас­пя­тым на кре­сте, го­во­рит Гос­подь, как го­тов тот, кто не­сет крест на сво­их пле­чах; пусть счи­та­ет се­бя в столь близ­ком со­сед­стве со смер­тью. Пе­ред та­ким че­ло­ве­ком все при­хо­дят в изум­ле­ние, по­то­му что мы не так бо­им­ся во­ору­жен­ных бес­чис­лен­ны­ми че­ло­ве­че­ски­ми ору­ди­я­ми и креп­ким му­же­ством, как че­ло­ве­ка, ода­рен­но­го та­кой си­лой» (сло­во на по­кло­не­ние Кре­сту, при­пи­сы­ва­е­мое Зла­то­усту).

«Воз­зре­ние на крест вды­ха­ет му­же­ство и из­го­ня­ет страх» (св. Ан­дрея Крит­ско­го сло­во на Воз­дви­же­ние).

На­ко­нец, крест по­лу­чил для хри­сти­а­ни­на и эс­ха­то­ло­ги­че­ское зна­че­ние. «То­г­да, ска­за­но, явит­ся зна­ме­ние крест­ное на не­бе. Ко­г­да „то­г­да”? Ко­г­да си­лы не­бес­ные по­двиг­нут­ся. То­г­да укра­шен­ные зна­ме­ни­ем цер­ков­ным, стя­жав­шие се­бе этот мно­го­цен­ный би­сер, хо­ро­шо со­хра­нив­шие этот об­раз и по­до­бие, вос­хи­ще­ны бу­дут на об­ла­ках» (Пан­то­лей, пре­сви­тер Ви­зан­тийский, чте­ние на Воз­дви­же­ние).

Не уди­ви­тель­но, что крест стал зна­ме­ни­ем хри­сти­а­ни­на. «Крест дан нам в ка­че­стве зна­ме­ния на че­ле точ­но так же, как Из­ра­и­лю об­ре­за­ние; ибо че­рез не­го мы вер­ные раз­ли­ча­ем­ся и рас­по­зна­ем­ся от не­вер­ных» (св. Ио­анн Да­мас­кин, сло­во в день Кре­ста).

По­сте­пен­но хри­сти­ан­ство оце­ни­ло все зна­че­ние для не­го это­го зна­ме­ния, это­го тро­фея по­бе­ды Хри­сто­вой. И тут про­мысл при­шел на по­мощь Церк­ви не­по­сред­ствен­ным действи­ем сво­им – из­ве­де­ни­ем Кре­ста от недр зем­ных и яв­ле­ни­ем его на не­бе. «Гос­подь не до­пу­стил бы оста­вать­ся в зем­ле, но из­влек его и воз­нес на не­бо; с ним Он име­ет прийти при вто­ром при­ше­ствии Сво­ем». (Св. Ио­анн Зла­то­уст, сло­во о Кре­сте и рас­пя­тии). Он об­ре­тен при им­пе­ра­то­рах, ве­ро­вав­ших во Хри­ста, об­ре­тен си­лой бо­же­ствен­ной и безыс­кус­ствен­ной, един­ствен­но си­лой и твер­до­стью ве­ры. Ко­г­да Бог вру­чил хри­сти­а­нам цар­ские ски­пет­ры, в это имен­но вре­мя Ему угод­но бы­ло от­крыть Крест че­рез же­ну бла­го­че­сти­вую, же­ну ца­ри­цу, же­ну укра­шав­шу­ю­ся цар­ской муд­ро­стью, умуд­ряя же­ну, ска­жем так, бо­же­ствен­ным бо­го­муд­ри­ем, дабы она, поль­зу­ясь от­ча­сти си­лой сло­ва, свойствен­ной цар­ствен­ной осо­бе, упо­тре­би­ла все, что только мог­ло сдви­нуть не­пре­клон­ное серд­це иу­де­ев» (св. Ан­дрей Крит­ский, сло­во на Воз­дви­же­ние). «Вы­шло из со­кро­вищ­ниц зем­ли зна­ме­ние Вла­дыки, зна­ме­ние, по­тря­сен­ные ко­то­рым ад­ские пе­ще­ры осво­бо­ди­ли со­дер­жи­мые в них ду­ши. Вы­шла ду­хов­ная жем­чу­жи­на вер­ных, утвер­жден­ная в вен­це Хри­сто­вом, дабы оза­рить це­лую все­лен­ную. Он явил­ся, что­бы быть воз­двиг­ну­тым, и воз­дви­га­ет­ся, что­бы явить­ся (что­бы его ви­де­ли). Мно­го­крат­но под­ни­ма­ют его и по­ка­зы­ва­ют на­ро­ду, только что не вос­кли­цая: «се об­ре­те­но ута­ен­ное со­кро­ви­ще спа­се­ния» (св. Ан­дрей Крит­ский, сло­во на Воз­дви­же­ние).

Уста­нов­лен­ный в па­мять об­ре­те­ния и яв­ле­ния Кре­ста празд­ник, ко­неч­но, имел в ду­шах хри­сти­ан дав­но уже под­го­тов­лен­ную поч­ву, был от­ве­том на дав­ний за­прос их ду­ха. Но он, сра­зу по­лу­чив ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние и боль­шую тор­же­ствен­ность, без со­м­не­ния умно­жал лю­бовь ко Кре­сту и по­чи­та­ние его. Крест по­лу­ча­ет те­перь осо­бое зна­че­ние в борь­бе хри­сти­а­ни­на с не­ви­ди­мы­ми вра­га­ми его спа­се­ния, осо­бен­но в ру­ках по­движ­ни­ков. Те­перь оце­ни­ва­ют и все зна­че­ние его не только в де­ле на­ше­го спа­се­ния, со­вер­шен­ном Хри­стом, но и в вет­хо­за­вет­ном при­го­тов­ле­нии это­го спа­се­ния, объяс­няя и здесь мно­гое его, так ска­зать, воз­врат­ным действи­ем.

Традиции, обычаи, поверье и приметы.
Воздвижение Креста Господня. Ставровый день.
На Воздвиженье тепло сдвинется, а холод надвинется.
На Воздвиженье осень к зиме быстрее движется.
Днем тепло, а к вечеру прохладно – это осень пришла, и порядок свой навела.
Днем тепло приходит, а после обеда холод в гости заходит.
Холод в осень придет, днем тепло, а вечером прохладно.
Холод – осень любит и порядок свой наводит, деньки коротки, но тепло не уходит, а ночки длинны, холод на всю ночь и в гости заходит.
Осень настоящая придет, когда денек короток, а ночка длинная.
Осень пришла – «Бабье лето» привела.
Наступала настоящая осень - солнце светит, но уже не согревает своим теплом, дует холодный, порывистый ветер, птицы отлетают в теплые края, а люди достают теплые вещи из сундуков.
Солнце высоко стоит, а не греет, осень рыжая пришла и ветер с собой принесла.
Ветерок за окном, солнышко светит, а выйдешь на улицу ручки не
греет.
Осень настоящая пришла и с собой ветерок принесла, да ветерок днем
холодный, а вечерком студеный.

Третья встреча осени и подходит к концу «Бабье лето».
Воздвижение – последнее «Бабье лето» приводит.
«Бабье лето, последние деньки, успевай на солнышке погреться, да и в лес сходи «Бабье лето» посмотри.
Бабье лето скоро пройдет - Воздвижение пришло и «Бабье лето» унесло (последние деньки проходят «Бабьего лета»).
Битва - между «честью» и «нечестью», одна на другую две силы поднимаются («воздвигаются»): «свято» и «несвято», правда и кривда.
Воздвиженье пришло – нечисть в доме уберет и чистоту наведет.
В Воздвижение, силы нечисти бушуют, да всех поссорит, да порядок свой наводит.
В Воздвижение, смирись и будь терпелив, а то нечисть придет и кого - то заберет (ругаются в семье и ссоряться и семья разрушается).
В Воздвижение больше святого и светлого, не поддавайся нечисти (ругаться), а то она рассорит, и горе в дом приводит.
Воздвижение не греши, только правду говори.
Правда в Воздвижение решает все вопросы и проблемы, ты на исповедь сходи, да все священнику расскажи, душа в покое будет и к сердцу благодать прибудет (ложь уйдёт, жить становится легче).
В Воздвижение, правда ложь побеждает.
В Воздвижение не ругайся, лучше промолчи, и семью сохрани.
С помощью поднявшегося из земных недр Святого Креста Господнего победу одерживает правда. Так как Крест – символ страданий, то день Воздвижения Креста Господня в народе считался постным.
Страданья уйдут, если в Воздвижение в церковь сходи все проблемы священнику расскажи.
Исповедь нужна для честного Креста (нельзя обманывать).
Этот день называли - «Ставровым днем» (в переводе с греческого «крест»).
Крест свой неси – это Богом дано и судьбу свою не меняй, только себя смиряй. Смирение и терпение, рядом идут, ты их не дели, где – то надо и промолчи.
Крест нести тяжело – радость и горя рядом идут, и тебя постоянно стерегут. Крест чужой не бери, а то судьбу чужую проживёшь и в не радости – и это все будет не твое.
Крест у каждого свой, он Богом дан и его не изменишь - это твой истинный причал.
Приметы.
На этот праздник пресмыкающиеся животные уходят в какие-то неизвестные теплые края, а с ними улетают и ласточки.
Увидев стаю перелетных птиц, нужно попросить их передать привет усопшим родственников и подать милостыню.
Сколько сегодня птиц увидел на небе — столько будет теплых дней в этом году.
Что можно делать?
В праздник Воздвижения совершались Крестные ходы вокруг селений, чтобы на год защитить их от бед и болезней.
Пройди в Воздвижение Крестный ход и силы наберешь.

Крестный ход в Воздвижение не прост, с грехами идёшь и его не пройдешь (необходимо перед Крестным ходом исповедоваться, а потом идти).

В Крестный ход иди и молись, говорить и озираться нельзя, вся благодать и молитва уйдут, и тебе добра не принесут.

Служили молебен, с иконами обходили поля, прося Господа о будущем урожае и от стихийных бедствий.
В Воздвижение в поле пойди – Крестный ход пройди, чтобы урожай был.

В Воздвижение не забудь в Крестный ход в поле сходи, да всю нечисть отмоли.

Поле в Воздвижение отдыхает, а Крестный ход оздоровляет.

В поле в Воздвижение приди и хлеба принеси, чтобы был урожай и прибавка зерна, чтобы хлеб на столе был всегда.

Молились о больных.
Молитва в Воздвижение сильна, она излечит сполна.

Молитва в Воздвижение нужна для больных и здоровых – это охрана от зла.

С верой помолиться, то Животворящий Крест и со смертного ложа подымет.

Сильна молитва в Воздвижение, она больного на ноги поставит и добра прибавит (прибавка душевной доброты).

Молитва хороша в Воздвижение, в семье не будет ругани и зла.

Молится в Воздвижение и в доме нужна, чтобы не было зла и нечисть ушла.

Молись, молись в Воздвижение и проси у Бога, чтобы в доме любовь и доброта была, а нечисть вон ушла.

В этот день поднимали кресты на строящихся церквях, строились часовни и небольшие церкви в честь Воздвижения.

Благое дело в Воздвижение Крест на церковь подними, да и Богу угоди. Крест в Воздвижение поднял, Бог грехи забрал.

Кресты поднять – это благое дело.

В закрома, сусеки и в ясли к корове крестьяне клали вырезанные из дерева кресты или просто ветки рябины, сложенные крест-накрест.
Кресты начерти в доме, сенках, амбарах и яслях, чтобы нечисть ушла и добро пришло.

Ветки рябины по угонам разложи, да заговор проговори: «В доме порядок нужен, нечисть погостила у меня и к себе домой ушла».
Заговор, чтобы в доме чистота была, и жених в дом пришел: «Нечисть ты хороша, но только не для меня, ты здесь живешь и никого не пускаешь, а мне в замуж пора, а миленок не приходит. Ты, нечисть пойди, что хочешь бери, а жениха моего не трошь, он для меня хорош».
Защитить от бед своё жилище, скотину и собранный урожай, на дверной притолоке и на амбарных воротах выжигали кресты.
Кресты везде поставь, чтобы нечисть не пришла и горя не принесла.

Кресты из рябины сделай, они защитят от нечисти и хвори вас.

Запирали ворота, калитки и двери, чтобы ползущие гады, по ошибке не заползли во двор.
Все запирай, да на крепко, чтобы тварь не заползла, да на зиму не поселилась.

Змея, поселившаяся в дом и остается на зиму, мыши уходили и дом в покое был (очень редкое – это было, у людей к этой твари боязнь).

Змеи в дом редко заползали, змея заползла, ты ее не убивай, только выгоняй.

Обычно у ворот ставили еду – хлеб и молоко, чтобы змеи сыты были и во двор не заходили.

Молотильщики не работали, а отдыхали и Овинника задобряли, кормили и поили, чтобы он уходил и больше не приходил.
В Овин уже были наложены снопы, то хозяин делал вид, что разгружает его, вынимая два верхних снопа.

Хозяйки расстилали на овинном окне вышитое полотенце, и на ночь оставляла угощение овинному хозяину.
Обереги разложи у входа и у окна, чтобы Овин не пришёл, и покой не нарушал.

Обереги в доме и во дворе развесь, чтобы Овин не пришел, и никого не нашел.

Оберег девица вышивала, чтобы Овин милого не забрал и потихоньку в лес убежал.

Оберег – эта сила, убереги моего милого, и сохрани его.

Третья встреча осени – «Капустник».
Капустник осенний повод для сватовства и выбора жениха и невесты.

Капустник с Воздвиженского дня начинается - вечерки, там невест выбирают и женихов подбирают.

На Капустник приходи и жениха найди.

На Капустнике девки, парней завлекают и женихов выбирают. Капусиники долго не велись до Покрова шли, невесту себе подбери, да

в Покров семью заведи.

Капустники веселые были, грустить нельзя, а то невеста будет грустна, а жених гулять, да девок перебирать.

Девушки, одевшись в праздничные нарядные одежды, ходили по домам капусту рубить.
Нарядись, платье красное одень, белу блузку приодень, женихам покажись, выбирать будут тебя, годна ли для жениха.

Капусту руби, и свой нрав покажи, трудолюбивая будь, со стороны на тебя глядят, да и сравнивают, будешь ли ты годна для жениха.

Невеста в Капустных вечеринках выбиралась, да на всю жизнь, какову подберешь, и с ней век проживешь.

Парни молодые под окнами ходили, высматривали и невестку себе присматривали.

Вечерком парни и девки встречались и до утра гуляли и веселились, девок выбирали, да потом свадьбу играли (после Покрова дня),

Покорить сердце любимого. девушки читали заговор: «Милый мой ты возьми меня с собой, верной женушкой буду, да любить, миловать, чтобы по сторонам тебе не гулять».
На вечерки приходили родственники и соседи, они судачили и девок высматривали и женихов, говорили, какая ладна, да хозяюшкой хорошей будет.
Не по нраву девка будет, и в замужестве не быть ей никогда.

Женщина, входя в дом, поздравляла с урожаем капусты хозяев.
Гостей принимали – пирогами и пивом угощали.

Человек, заблудившийся в этот день в лесу, должен снять с себя одежду, встряхнуть её и прочитать молитву. Считается, что это поможет ему найти быстрее дорогу и убережет от встречи с лешим.
В доме все дела делали, да гостей принимали, пирогами и пивом угощали и молились за усопших и живых.
Что нельзя делать?
Нельзя начинать никаких важных и значительных дел.
Нельзя работать, только молись и Богу пригодись (доброе дело сделай).
Робота в Воздвиженский день Богу не угодна, молится надо, да грехи замаливать

Добрые дела в Воздвиженский день делай побольше, грехи замаливай, да и Бога похваливай, за хвалу добра и счастья получишь, и чтобы вся нечисть ушла.

Нельзя ходить в лес.
Не ходили из-за змей, но и из-за оборотней, леших и другой нечисти.

В лес не ходи, там леший ждет и тебя заберет.

В лесу змеи хозяйничают, ты в гости иди, да молока и хлеба принеси.

Лешего не беспокой, он со змеями сегодня дружит, поет и пляшет и никого не пускает, а кто придет, того и забирает.

Леший плачет, веселится и скачет, все ищет кого – то, чтоб замотать и к себе прибрать.

Леший хозяин, всех собрал и указ отдал.

Леший радуется и плачет и девок зазывает, в дом ведет и в жены берет

Лешие собирали в одном месте подвластных им зверей для осмотра

перед наступающей зимой.

Кроме леших, был важен и для овинника – духа, который живет в овине и принимает облик хозяина дома.
Овинник в доме живет, его не узнаешь, он в Воздвиженский день в лес убегает.

Овинник день, мужа одного не оставляй, а то в лес убежит, и с лешим останется жить.

Овинник день для девицы плох, никуда не ходи и запрети сиди, а то леший придет и тебя в жены заберет.

Отмечались «овинные именины».
Задабривали овинника – пели песни, пироги ели, да квас пили и хороводы водили, да прибаутки пели.

Мой Овинник в доме живет, ты погости и от нас уходи.

Овинника накорми, напои и из дому с добром проводи.

Овинник не гость, придет, не выгоняй, накорми и напои и за ворота проводи.

В Овин день не топи печь в доме, и в бане не топи, а то Овинник пригреется и жить останется до весны.

Нельзя ходить девицам в лес, потому что леший ждет и ее приберет.
Нельзя на Воздвижение проходить мимо мест, где когда-то было совершено убийство – нечистый попутать может.
Увидев на земле непонятные следы, нельзя их переходить. Эти следы могут принадлежать лесной нечисти. Кто их перейдет, тот скоро тяжело заболеет.
Нельзя гадать.
Нельзя свататься, только приглядывать невест.
Нельзя ругаться.
Нельзя оскорблять.
Нельзя конфликтовать.
Нельзя обижаться.
Погода.
Заморозки с утра – к ранней зиме.
Погода ясная и теплая - холода наступят нескоро.
Резко похолодало – к ранней весне.
Северный ветер – к жаркому лету.
Холодно — к холодной зиме.
Православный календарь.
ПОНЕДЕЛЬНИК (27 сентября). Седмица 15 - я по Пятидесятнице. Постный день. Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня.
ВТОРНИК (28 сентября). Седмица 15- я по Пятидесятнице. Поста нет. Попразднство Воздвижения Честно́го и Животворящего Креста Господня.
СРЕДА (29 сентября). Седмица 15 - я по Пятидесятнице. Постный день. Вмц. Евфи́мии Всехвальной (304); Перенесение мощей прав. Алекси́я Московского (Мечёва) (2001).
ЧЕТВЕРГ (30 сентября). Седмица 15 - я по Пятидесятнице. Поста нет. Мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софи́и (ок. 137).
ПЯТНИЦА (1 октября). Седмица 15 - я по Пятидесятнице. Постный день. Прп. Евме́ния, епископа Гортинского (VII); прп. Евфроси́нии, в миру Феоду́лии, Суздальской (прославление 1698); прп. Иларио́на Оптинского (1873).
СУББОТА (2 октября). Седмица 15- я по Пятидесятнице. Поста нет. Мчч. Трофи́ма, Савва́тия и Доримедо́нта (276).
ВОСКРЕСЕНЬЕ (3 октября). Седмица 15 - я по Пятидесятнице. Поста нет. Вмч. Евста́фия Плакиды, жены его мц. Феопи́стии и чад их мчч. Ага́пия и Феопи́ста (ок. 118).
Сад и огород (на неделю с 27 сентября по 3 октября)!
Понедельник (27 сентября).
Проводим перекопку почвы.

Вторник (28 сентября).
Теплица. Подготавливаем укрытие к зиме. Перекопать землю, проводим дезинфекцию стенок и грунта.

Подготавливаем малину к холодам

Среда (29 сентября).
Сажаем озимые культуры.

Четверг (30 сентября).
Защищаем грядки от морозов с помощью укрытий.

Проводим посадки озимых культур.

Убираем участок.

Делаем компостную кучу.

Пятница (1 октября).
Проводим обработку стволов деревьев.

Суббота (2 октября).

Собираем урожай с грядок.

Воскресенье (3 октября).
Перекапываем почву под кустарниками.

Выкапываем цветы.

В праздник Воздвижения совершались Крестные ходы вокруг селений. Служили молебен, с иконами обходили поля. Молились о больных. В этот день поднимали кресты на строящихся церквях, строились часовни и небольшие церкви в честь Воздвижения. В закрома, сусеки и в ясли к корове крестьяне клали вырезанные из дерева кресты. Ветки рябины по угонам разложи, да заговор проговори. Заговор, чтобы в доме чистота была, и жених в дом пришел. Защитить от бед своё жилище, скотину и собранный урожай, на дверной притолоке и на амбарных воротах выжигали кресты. Молотильщики не работали, а отдыхали и Овинника задобряли. Хозяйки расстилали на овинном окне вышитое полотенце. Третья встреча осени – «Капустник». Девушки, одевшись в праздничные нарядные одежды, ходили по домам капусту рубить. Покорить сердце любимого. девушки читали заговор. На вечерки приходили родственники и соседи. Женщина, входя в дом, поздравляла с урожаем капусты хозяев.

Категория: Житейские советы | Добавил: Ленпех (27.09.2021)
Просмотров: 311
| Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 411
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 65
Гостей: 63
Пользователей: 2
sdlsdgs, ALEXTAR6