Интересная информация для всех о тех продуктах, на которых делают деньги.
Производители
неустанно пытаются найти новые пути к кошельку покупателей. Это
неудивительно. По итогам 2010 года российский оборот розничной торговли
пищевыми продуктами, включая напитки и табак, вырос на 5,1% после
падения годом ранее. Казалось, экономика восстанавливается: население
перестало экономить на самом главном — еде. Однако в последующие два
года продажи росли немногим более чем на 3%. В первом квартале 2013 года
этот показатель составил 1,6%.
Тренд последних лет — экономия на
объемах. С советских времен мы привыкли к тому, что в стандартном
пакете 1 л молока или сока, бутылке — 1 л растительного масла, пачке —
200 г сливочного масла, а в стандартном бумажном «кирпиче» — 1 кг муки,
соли или сахара. Теперь же стандарт все чаще становится исключением.
Молоко и молочная продукция
Уже
несколько лет купить литр молока непросто: большинство производителей
стали «недоливать» около 5-7% от этого объема. Крупнейшие в России
производители молочной продукции — «Вимм-Билль-Данн» (в 2011 году
приобретен PepsiCo; бренды «Веселый молочник», «Домик в деревне») и
объединенные «Danone-Юнимилк» («Простоквашино», «Летний день», «Активия»
и др.). Их совокупная доля рынка — около 50%. В PepsiCo объясняют
«недолив» кризисом: доходы населения упали, а сырье и энергоресурсы
продолжали дорожать. «Поэтому производители вынуждены были пойти на
незначительное уменьшение объемов и веса продуктов, чтобы по-прежнему
предлагать покупателям продукты по оптимальной цене», — говорится в
ответе российского подразделения компании на запрос Forbes. В Danone —
«особенностями упаковки (запущена еще в 2006 году), в которую
технологически невозможно налить больше». На вопрос, не вводят ли
покупателей в заблуждение, представитель Danone в России говорит, что
«информация о литражности в 930 мл достаточно хорошо визуализирована на
упаковке». В PepsiCo добавляют: «Вся информация о продукте — на
упаковке, поэтому выбор за потребителем».
Соки
Больше
половины российского рынка соков, как и молочной продукции,
контролируют транснациональные компании: PepsiCo («Любимый», J7, «Я»,
«Фруктовый сад», «100% Gold» и др.) и Coca-Cola («Добрый», Rich, «Да!»,
«Моя семья»). Поэтому «уменьшение объемов» коснулось и соков.
Представитель Coca-Cola в России однако замечает, что объем соков серии
«Моя семья Premium» связан «с технологическими особенностями
упаковочного оборудования», а «вся остальная продукция [компании]
выпускается в упаковках 1 л». По данным официального сайта компании, в
форматах 0,95 л и 1,93 л представлены также соки «Да!»
Сливочное масло
Если
для приготовления яблочного пирога или песочного печенья вам
потребуется 180 г сливочного масла, то нет проблем: сегодня
производители фасуют его именно в таком весе. А если все-таки 150 г или
200 г, то придется прибегнуть к помощи глаза.
Шоколад
«Цена
ниже» — гласит слоган на лицевой стороне обертки шоколада Alpen Gold
(производитель Kraft Foods). С одной стороны звучит заманчиво, с другой –
лукаво: вслед за ценой «похудела» и сама плитка шоколада с привычных
100 г до 90 г. Причина та же — кризис. Согласно проведенным компанией
исследованиям, потребители часто сообщали, что предпочли бы чуть меньшую
по формату упаковку как альтернативу изменения стоимости продукта,
говорит представитель Mondelez International (до октября 2012 года —
Kraft Foods). В отличие от производителей, например, молочной продукции и
соков, производители шоколада только начинают осваивать новые
маркетинговые ходы. Пока стандартная плитка шоколада других известных
производителей, например, «Бабаевский» или «Аленка», по-прежнему весит
100 г.
Подсолнечное масло
Крупнейшие
производители растительного масла в стране ГК «Юг Руси» («Золотая
семечка», «Аведовъ», «Злато») и «Астон» («Волшебный край», «Затея»)
также фасуют свою продукцию по 0,9-0,95 л. Это касается брендов
экономсегмента — «Светлица» и «Юг Руси» (для каждой компании
соответственно). «Астон» выпускает «Светлицу» с середины 2009 года. В ГК
«Юг Руси» на запрос Forbes не ответили. Продукцию конкурентов — Bunge
(«Олейна», Ideal, «Масленица») и ЭФКО («Слобода») — пока по-прежнему
можно купить объемом 1 л.
Крупы
Производители
уверяют, что «уже как лет десять» ни рис, ни гречка, ни пшено не
продаются в упаковке по 1 кг — стандарт 900 г. Это связано с
особенностями производственного оборудования, говорит представитель
холдинга «Агро-Альянс», одного из крупнейших производителей круп.
Другая бакалея
Сахар, мука и соль все еще продаются в привычной фасовке по 1 кг. Но и здесь уже встречаются исключения.