Главная » Статьи » Житейские советы | [ Добавить статью ] |
Кондрат да Ипат
4 октября – Кондрат и Игнат (Ипат). Буду работать в Кондратов день, чтобы богатство накопить, и всю семью прокормить. Православная церковь чтит память апостола от 70-ти Кодрата Афинского и Магнезийского, епископа. Жизнь и труды апостолов – Святой апостол Кодрат Был епископом Афинским и Мангазейским. Проповедовал слово Божие в Афинах и Магнезии (восточный полуостров Фессалии). Многих язычников обратил к истинной вере во Христа Спасителя. Его проповедь вызвала ненависть закоренелых язычников. Однажды разъяренная толпа напала на апостола, чтобы побить его камнями. Хранимый Богом апостол Кодрат остался жив, тогда его бросили в темницу, где он и скончался от голода. Святое тело его было погребено в Магнезии. Апостол Кодрат написал в 126 г. апологию в защиту христианства. В настоящее время из апологии известна только часть, процитированная историком Евсевием в IV в.: «Дела Спасителя нашего всегда были очевидны, потому что были истинны. Исцеленные Им и воскрешенные из мертвых были видимы не только когда исцелились и воскресли, но и всегда. Они жили не только в пребывание Спасителя на земле, но довольно долго оставались в живых и по Его отшествии; некоторые же дожили и до нашего времени». Представленная им императору Адриану (117–138) апология так подействовала на гонителя христиан, что он издал указ, предписывающий не осуждать никого без улик. Православная церковь чтит память священномучеников Ипатия и Андрея. ЖИТИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКОВ ИПАТИЯ, ЕПИСКОПА, И АНДРЕЯ, ПРЕСВИТЕРА Священномученики Ипатий, епископ города Ефеса, и пресвитер Андрей пострадали в VIII веке при императоре иконоборце Льве Исаврянине (717–741). В юности они учились вместе в одной обители. Святой Ипатий принял иночество, а святой Андрей стал клириком и усердно учил народ христианской вере. Когда император Лев Исаврянин начал преследовать почитателей святых икон, а святые иконы выбрасывать из храмов, попирать их ногами и сжигать, святые Ипатий и Андрей встали на защиту иконопочитания, убеждая свою паству сохранять верность православию. Император, желая убедить святых, призвал их к себе и устроил диспут о иконопочитании, на котором святые Ипатий и Андрей сумели последовательно защитить православное почитание икон. Мучеников бросили в темницу и долго держали там, надеясь, что это вынудит святых отказаться от своих убеждений, но святые остались непреклонными. Тогда император приказал истязать мучеников. Их били, содрали с голов кожу с волосами, бороды вымазали смолой и подожгли, на головах мучеников сжигали святые иконы. Все мучения святые терпеливо переносили и остались живы. Царь велел волочить святых по городу на посмешище всем людям и только после этого их умертвили. Тела святых Ипатия и Андрея бросили на съедение псам, но верующие благоговейно предали их погребению. Православная церковь празднует обретение мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), родился в декабре 1651 года в местечке Макарово, недалеко от Киева, в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином. В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук. 9 июля 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий – в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) рукоположил Димитрия 23 мая 1675 года во иеромонаха. В течение нескольких лет иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. Некоторое время он был игуменом Максимовской обители, а затем Батуринского Никольского монастыря, откуда в 1684 году был вызван в Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная высокую духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также несомненное литературное дарование, поручил иеромонаху Димитрию составление Четиих-Миней (житий святых) на весь год. С того времени вся дальнейшая жизнь святителя Димитрия была посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам труда. Работа требовала огромного напряжения сил, нужно было собрать и проанализировать множество разрозненных источников и изложить их языком, достойным высокого предмета изложения и одновременно доступным всем верующим. Божественная помощь не оставляла святителя на протяжении его двадцатилетнего труда. По свидетельству преподобного, душа его наполнилась образами святых, которые укрепляли его дух и тело, вселяли веру в благополучное завершение его благородного труда. Одновременно с этим преподобный Димитрий был настоятелем нескольких монастырей (поочередно). Труды подвижника обратили на себя внимание патриарха Адриана. В 1701 году указом Петра I архимандрит Димитрий был вызван в Москву, где 23 марта в Успенском соборе Кремля был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в город Тобольск. Но через некоторое время из-за важности научного труда и слабого здоровья святитель получил новое назначение в Ростов-Ярославский, куда прибыл 1 марта 1702 года в качестве митрополита Ростовского. Как и прежде, он продолжал неусыпно заботиться об укреплении единства Русской Православной Церкви, ослабленного старообрядческим расколом. В его вдохновенных трудах и проповедях многие поколения русских богословов черпают духовные силы для творчества и молитвы. Для всех православных христиан он остается примером святой, аскетической, нестяжательной жизни. По его кончине, последовавшей 28 октября 1709 года, у него не нашли никакого имущества, кроме книг и рукописей. Причисление святителя Димитрия, митрополита Ростовского, к лику святых совершилось 22 апреля 1757 года. Празднество ему установлено также 21 сентября, в день обретения мощей. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, прибыв в 1702 году на Ростовскую кафедру, прежде всего посетил монастырь святителя Иакова, епископа Ростовского (память 27 ноября и 23 мая). В соборной церкви в честь Зачатия Пресвятой Богородицы он совершил литургию, после которой при всех присутствовавших в храме определил на правой стороне место своего будущего погребения со словами: "Се покой мой, зде вселюся в век века". Преставился святитель Димитрий 28 октября 1709 года. Несмотря на желание святителя, выраженное в завещании, духовенство и жители Ростова просили прибывшего для погребения местоблюстителя патриаршего престола Рязанского митрополита Стефана Яворского совершить погребение в соборном храме города, рядом с предшественником святителя Димитрия, святителем Иоасафом. Митрополит Стефан, соблюдая завещание своего почившего друга, настоял на погребении тела святителя Димитрия в указанном месте. Однако до прибытия митрополита Стефана место погребения приготовлено не было, хотя со дня кончины прошло около месяца. В связи с неотложным отъездом митрополита Стефана из Ростова в выкопанной могиле был сделан наскоро заготовленный деревянный сруб, в котором 25 ноября было погребено тело святителя. Это обстоятельство, предусмотренное Промыслом Божиим, привело к скорому обретению мощей. В 1752 году производился ремонт в соборной церкви монастыря, и 21 сентября при починке опустившегося пола было обнаружено нетленное тело святителя Димитрия. Место погребения оказалось сырым, дубовый гроб и находившиеся в нем рукописи истлели, но тело святителя, а также омофор, саккос, митра и шелковые четки сохранились нетленными. После обретения у святых мощей совершалось множество исцелений, о чем было донесено Синоду, по предписанию которого в Ростов прибыли Суздальский митрополит Сильвестр и Симоновский архимандрит Гавриил для освидетельствования мощей святителя Димитрия и происшедших чудесных исцелений. Последовал указ Синода от 29 апреля 1757 года о причислении к лику святых святителя Димитрия, митрополита Ростовского и установлении празднования 28 октября (день преставления) и 21 сентября (день обретения мощей). Традиции, обычаи, поверье и приметы. Кондрат и Игнат (Ипат). Кондрат и Игнатий помогают богатеть богатым. В день Кондрата да Ипата обязательно занимались земледелием. Сидеть без дела было дурной приметой - не поработаешь и не разбогатеешь. Эти сутки зовутся днем Кондрата, Матвея или Игната (Ипата). Не присядешь без дела на Кондрата с Игнатом — будешь богатым. Кондрат и Игнат помогают богатым богатеть, а ты, как ни стараешься, в бедноте останешься. Что можно делать? Знахари лечили у женщин, кормящих грудью, мастит. Для этого брали скорлупу яиц, из которых вылупились цыплята, варили её в святой воде, перемешивали тремя ножами и читали заговор: Скорлупу закапывали на чистом поле в борозде, а воду давали выпить больной. В Кондрата с Игнатом день принято было усердно работать, то и богатство будет на весь год. Работу рано с утра начинай - Кондрат с Игнатом смотрят, да богатство раздают. Как поработал, так и год будешь жить, да и богатство копить. Женщины с утра по дому, да по двору хлопотали, убирали, мыли, да пироги пекли, а мужчины в огороде, да в поле спину ломали. Работы много, надо все успеть, чтобы год был хорош, да и был без забот. Не присядешь без дела на Кондрата с Игнатом - будешь богатым. Буду работать в Кондратов день, чтобы богатство накопить, и всю семью прокормить. В этот день заговоры говорили и исполняли обряды на плодородный будущий год. Брали зерно нового урожая и заговор говорили на получения богатого урожая в следующем году: "Зернышко к зернышку прилипай, да урожай прибавляй, да богатый и добротный, чтобы семью прокормить и на базар увести". Хозяйки пекли пироги. Гостей угощать, да мельнику пирогами кормили. Мололи зерно, а, чтобы зерно хорошо мололось, надо молотильщика угостить, да и пир устроить, где бражка, пиво и наливка на стол ставилась, да пирогами закусывалась. Если пироги нравились, да и бражка удачливая - молотильщик хорошо работал, да хозяйку нахваливал. Дни становились холоднее, а по утрам начинались заморозки. С вечера топили овины, возле которых собирались молотильщики, пели песни и разговаривали. Принято было начинать работу в полночь – для этого разводили костры. Овинами называли двухэтажные сооружения, которые использовались для того чтобы молоть зерно. Как правило, отделяли нижний этаж от верхнего посредством решетчатого настила. Вырывали яму в земляном полу, чтобы разводить там костер. Жар в результате проходил через решетку и подсушивал снопы. Работников угощали овсяной кашей и обязательно говорили перед едой: «Молотильщикам – каши горшок, а хозяину – хлеба ворошок». Вечером хозяину необходимо было накормить молотильщиков пирогами и брагой. Люди верили, что в нижней половине, под овином живет дух овинник, который, по приметам, мог появиться перед пожаром, приняв образ черного кота или человека со всколоченными черными волосами. Рассказывали, что овинник заботится о том, чтобы овин не топили в праздники, ветреные и неурочные дни. Важно было уважать овинника, поскольку он может устроить пожар. Овинника уважай, да подкармливай, чтобы добр был, да покладистый. От еды отдыхал, да и похрапывал. Овинник добр, если с ним по добру и он добром тебе ответит. Овинника задобри - пирогами накорми. Что нельзя делать? Нельзя ходить в лес. В этот день, лешие бесятся и от них нет никакой защиты. Леший засыпает и никого не пускает. Леший спать ложится и с собой девиц забирал и усыплял. В лесу тихо - леший спит, не буди его, а то в дом придет и все перевернет. В лесу сильный ветер воет - леший не спит, да злится, владенья свои караулит и никого не пускает, а кто придет, того забирает. Чтобы леший не пришел в дом и по двору не гулял. Хозяйка у ворот пирог оставляла, на утро смотрела, что с пирогом случилось, если пирога нет, то леший взял и остался доволен. А, если пирог не взял леший, хозяйка этот пирог раскрашивала и оставляла напротив дома у дороги. Нельзя ничего поднимать на перекрестке. Нельзя занимать и давать деньги, они пропадут (не отдадут). Нельзя долго стоять на пороге дома, выходя из дома плотно закрывали дверь, чтобы беду не привлекать. Нельзя свататься и свадьбы играть. Нельзя тратить деньги на крупные приобретения. Погода. Какая погода сегодня - .будет такова до конца октября (четыре недели). Ясно и дует северо-восточный ветер, зимние месяцы будут холодными. Кроты в свои норы много соломы натаскали – к суровой зиме. Домашняя птица линять начала – к наступлению зимы. Мало грибов в лесу – к суровой и снежной зиме. Днем холодно, а к ночи потеплело – к ненастью. Листья березы начали с верхушки желтеть - весна будет ранней, если снизу – поздней. Резко похолодало – скоро придет зима. С утра дождь - до конца октября будет моросить. С утра солнце - погода будет хорошей всю осень. Православный календарь. · ПОНЕДЕЛЬНИК (4 октября). Седмица 16 - я по Пятидесятнице. Постный день. Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня. · ВТОРНИК (5 октября). Седмица 16 - я по Пятидесятнице. Поста нет. Прор. Ио́ны (VIII в. до Р. Х.); сщмч. Фо́ки, епископа Синопского (117); прп. Ио́ны, пресвитера (IX), отца святых Феофана, творца канонов, и Феодора Начерта́нных; блж. Параске́вы Дивеевской (1915). · СРЕДА (6 октября). Седмица 16 - я по Пятидесятнице. Постный день. Зачатие честно́го, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоа́нна; прославление свт. Инноке́нтия (Вениаминова), митрополита Московского (1977). · ЧЕТВЕРГ (7 октября). Седмица 16 - я по Пятидесятнице. Поста нет. Первомученицы равноап. Фе́клы Иконийской (I). · ПЯТНИЦА (8 октября). Седмица 16 - я по Пятидесятнице. Постный день. Преставление прп. Се́ргия, игумена Ра́донежского, всея России чудотворца (1392). · СУББОТА (9 октября). Седмица 16 - я по Пятидесятнице. Поста нет. Преставление Апостола и Евангелиста Иоа́нна Богослова (начало II) · ВОСКРЕСЕНЬЕ (10 октября). Седмица 16 - я по Пятидесятнице. Поста нет. Мчч. Каллистра́та и дружины его: Гимна́сия и иных (304); Сад и огород (на неделю с 27 сентября по 3 октября)! Понедельник (4 октября). Делаем посев, посадку. Подкармливаем растения. Вносим удобрения в почву. Нельзя пилить ветки, корчевать пни. Нельзя собирать цветы, плоды и лекарственные растения. Нельзя поливать. Нельзя копать. Вторник (5 октября). Обрезаем кустарники и деревья. Обрабатываем растения от вредителей и сорняков. Нельзя сажать, прививать. Нельзя рыхлить и копать. Нельзя работать с корнями. Среда (6 октября). Обрезаем деревья и кусты. Нельзя сеять, рыхлить и копать. Четверг (7 октября). Сажаем и пересаживаем растения. Подкармливаем растения. Обрабатываем землю. Нельзя обрезать и укорачивать побеги кустарников и деревьев. Пятница (8 октября). Сажаем и пересаживаем землянику. Подкармливаем растения. Заготавливаем черенки. Собираем плоды. Прививаем. Суббота (9 октября). Сажаем и пересаживаем растения. Поливаем растения и компостные кучи. Нельзя обрезать растения. Воскресенье (10 октября). Сажаем и пересаживаем растения. Вносим прикормку. Заготавливаем черенки и прививаем. Нельзя обрезать растения. Знахари лечили у женщин, кормящих грудью, мастит. В Кондрата с Игнатом день принято было усердно работать. Женщины с утра по дому, да по двору хлопотали, убирали, мыли, да пироги пекли, а мужчины в огороде, да в поле спину ломали. В этот день заговоры говорили. Хозяйки пекли пироги. С вечера топили овины, возле которых собирались молотильщики, пели песни и разговаривали. Работников угощали овсяной кашей. | |
Просмотров: 385 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |