08:00
Понедельник, 20.05.2024
Главная » Статьи » Житейские советы [ Добавить статью ]

Кондрат да Ипат
4 октября – Кондрат и Игнат (Ипат). Буду работать в Кондратов день, чтобы богатство накопить, и всю семью прокормить.

Православная церковь чтит память апостола от 70-ти Кодрата Афинского и Магнезийского, епископа.

Жизнь и труды апостолов – Святой апостол Кодрат

Был епи­ско­пом Афин­ским и Ман­га­зей­ским. Про­по­ве­до­вал сло­во Бо­жие в Афи­нах и Маг­не­зии (во­сточ­ный по­лу­ост­ров Фес­са­лии). Мно­гих языч­ни­ков об­ра­тил к ис­тин­ной ве­ре во Хри­ста Спа­си­те­ля. Его про­по­ведь вы­зва­ла нена­висть за­ко­ре­не­лых языч­ни­ков. Од­на­жды разъ­ярен­ная тол­па на­па­ла на апо­сто­ла, чтобы по­бить его кам­ня­ми. Хра­ни­мый Бо­гом апо­стол Ко­драт остал­ся жив, то­гда его бро­си­ли в тем­ни­цу, где он и скон­чал­ся от го­ло­да. Свя­тое те­ло его бы­ло по­гре­бе­но в Маг­не­зии.

Апо­стол Ко­драт на­пи­сал в 126 г. апо­ло­гию в за­щи­ту хри­сти­ан­ства. В на­сто­я­щее вре­мя из апо­ло­гии из­вест­на толь­ко часть, про­ци­ти­ро­ван­ная ис­то­ри­ком Ев­се­ви­ем в IV в.: «Де­ла Спа­си­те­ля на­ше­го все­гда бы­ли оче­вид­ны, по­то­му что бы­ли ис­тин­ны. Ис­це­лен­ные Им и вос­кре­шен­ные из мерт­вых бы­ли ви­ди­мы не толь­ко ко­гда ис­це­ли­лись и вос­крес­ли, но и все­гда. Они жи­ли не толь­ко в пре­бы­ва­ние Спа­си­те­ля на зем­ле, но до­воль­но дол­го оста­ва­лись в жи­вых и по Его от­ше­ствии; неко­то­рые же до­жи­ли и до на­ше­го вре­ме­ни».

Пред­став­лен­ная им им­пе­ра­то­ру Адри­а­ну (117–138) апо­ло­гия так по­дей­ство­ва­ла на го­ни­те­ля хри­сти­ан, что он из­дал указ, пред­пи­сы­ва­ю­щий не осуж­дать ни­ко­го без улик.

Православная церковь чтит память священномучеников Ипатия и Андрея.

ЖИТИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКОВ ИПАТИЯ, ЕПИСКОПА, И АНДРЕЯ, ПРЕСВИТЕРА

Свя­щен­но­му­че­ни­ки Ипа­тий, епи­скоп го­ро­да Ефе­са, и пре­сви­тер Ан­дрей по­стра­да­ли в VIII ве­ке при им­пе­ра­то­ре ико­но­бор­це Льве Ис­ав­ря­нине (717–741). В юно­сти они учи­лись вме­сте в од­ной оби­те­ли. Свя­той Ипа­тий при­нял ино­че­ство, а свя­той Ан­дрей стал кли­ри­ком и усерд­но учил на­род хри­сти­ан­ской ве­ре. Ко­гда им­пе­ра­тор Лев Ис­ав­ря­нин на­чал пре­сле­до­вать по­чи­та­те­лей свя­тых икон, а свя­тые ико­ны вы­бра­сы­вать из хра­мов, по­пи­рать их но­га­ми и сжи­гать, свя­тые Ипа­тий и Ан­дрей вста­ли на за­щи­ту ико­но­по­чи­та­ния, убеж­дая свою паст­ву со­хра­нять вер­ность пра­во­сла­вию. Им­пе­ра­тор, же­лая убе­дить свя­тых, при­звал их к се­бе и устро­ил дис­пут о ико­но­по­чи­та­нии, на ко­то­ром свя­тые Ипа­тий и Ан­дрей су­ме­ли по­сле­до­ва­тель­но за­щи­тить пра­во­слав­ное по­чи­та­ние икон. Му­че­ни­ков бро­си­ли в тем­ни­цу и дол­го дер­жа­ли там, на­де­ясь, что это вы­ну­дит свя­тых от­ка­зать­ся от сво­их убеж­де­ний, но свя­тые оста­лись непре­клон­ны­ми. То­гда им­пе­ра­тор при­ка­зал ис­тя­зать му­че­ни­ков. Их би­ли, со­дра­ли с го­лов ко­жу с во­ло­са­ми, бо­ро­ды вы­ма­за­ли смо­лой и по­до­жгли, на го­ло­вах му­че­ни­ков сжи­га­ли свя­тые ико­ны. Все му­че­ния свя­тые тер­пе­ли­во пе­ре­но­си­ли и оста­лись жи­вы. Царь ве­лел во­ло­чить свя­тых по го­ро­ду на по­сме­ши­ще всем лю­дям и толь­ко по­сле это­го их умерт­ви­ли. Те­ла свя­тых Ипа­тия и Ан­дрея бро­си­ли на съе­де­ние псам, но ве­ру­ю­щие бла­го­го­вей­но пре­да­ли их по­гре­бе­нию.

Православная церковь празднует обретение мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского.

Свя­ти­тель Ди­мит­рий, мит­ро­по­лит Ро­стов­ский (в ми­ру Да­ни­ил Сав­вич Туп­та­ло), ро­дил­ся в де­каб­ре 1651 го­да в ме­стеч­ке Ма­ка­ро­во, неда­ле­ко от Ки­е­ва, в бла­го­че­сти­вой се­мье и вы­рос глу­бо­ко ве­ру­ю­щим хри­сти­а­ни­ном. В 1662 го­ду, вско­ре по­сле пе­ре­ез­да ро­ди­те­лей в Ки­ев, Да­ни­ил был от­дан в Ки­е­во-Мо­ги­лян­скую кол­ле­гию, где впер­вые рас­кры­лись да­ро­ва­ния и неза­у­ряд­ные спо­соб­но­сти та­лант­ли­во­го юно­ши. Он успеш­но изу­чил гре­че­ский и ла­тин­ский язы­ки и ряд клас­си­че­ских на­ук. 9 июля 1668 го­да Да­ни­ил при­нял мо­на­ше­ство с име­нем Ди­мит­рий – в честь ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия Со­лун­ско­го. До вес­ны 1675 го­да он про­хо­дил ино­че­ское по­слу­ша­ние в Ки­ев­ском Ки­рил­ло­вом мо­на­сты­ре, где на­ча­лась его ли­те­ра­тур­ная и про­по­вед­ни­че­ская де­я­тель­ность. Чер­ни­гов­ский ар­хи­епи­скоп Ла­зарь (Ба­ра­но­вич) ру­ко­по­ло­жил Ди­мит­рия 23 мая 1675 го­да во иеро­мо­на­ха. В те­че­ние несколь­ких лет иеро­мо­нах Ди­мит­рий под­ви­зал­ся, про­по­ве­дуя сло­во Бо­жие, в раз­лич­ных мо­на­сты­рях и хра­мах Укра­и­ны, Лит­вы и Бе­ло­рус­сии. Неко­то­рое вре­мя он был игу­ме­ном Мак­си­мов­ской оби­те­ли, а за­тем Ба­ту­рин­ско­го Ни­коль­ско­го мо­на­сты­ря, от­ку­да в 1684 го­ду был вы­зван в Ки­е­во-Пе­чер­скую Лав­ру. На­сто­я­тель Лав­ры ар­хи­манд­рит Вар­ла­ам (Ясин­ский), зная вы­со­кую ду­хов­ную на­стро­ен­ность сво­е­го быв­ше­го уче­ни­ка, его об­ра­зо­ван­ность, склон­ность к на­уч­но­му тру­ду, а так­же несо­мнен­ное ли­те­ра­тур­ное да­ро­ва­ние, по­ру­чил иеро­мо­на­ху Ди­мит­рию со­став­ле­ние Че­ти­их-Ми­ней (жи­тий свя­тых) на весь год. С то­го вре­ме­ни вся даль­ней­шая жизнь свя­ти­те­ля Ди­мит­рия бы­ла по­свя­ще­на вы­пол­не­нию это­го по­движ­ни­че­ско­го, гран­ди­оз­но­го по сво­им мас­шта­бам тру­да. Ра­бо­та тре­бо­ва­ла огром­но­го на­пря­же­ния сил, нуж­но бы­ло со­брать и про­ана­ли­зи­ро­вать мно­же­ство раз­роз­нен­ных ис­точ­ни­ков и из­ло­жить их язы­ком, до­стой­ным вы­со­ко­го пред­ме­та из­ло­же­ния и од­новре­мен­но до­ступ­ным всем ве­ру­ю­щим. Бо­же­ствен­ная по­мощь не остав­ля­ла свя­ти­те­ля на про­тя­же­нии его два­дца­ти­лет­не­го тру­да. По сви­де­тель­ству пре­по­доб­но­го, ду­ша его на­пол­ни­лась об­ра­за­ми свя­тых, ко­то­рые укреп­ля­ли его дух и те­ло, все­ля­ли ве­ру в бла­го­по­луч­ное за­вер­ше­ние его бла­го­род­но­го тру­да. Од­новре­мен­но с этим пре­по­доб­ный Ди­мит­рий был на­сто­я­те­лем несколь­ких мо­на­сты­рей (по­оче­ред­но). Тру­ды по­движ­ни­ка об­ра­ти­ли на се­бя вни­ма­ние пат­ри­ар­ха Адри­а­на. В 1701 го­ду ука­зом Пет­ра I ар­хи­манд­рит Ди­мит­рий был вы­зван в Моск­ву, где 23 мар­та в Успен­ском со­бо­ре Крем­ля был хи­ро­то­ни­сан на Си­бир­скую мит­ро­по­ли­чью ка­фед­ру в го­род То­больск. Но через неко­то­рое вре­мя из-за важ­но­сти на­уч­но­го тру­да и сла­бо­го здо­ро­вья свя­ти­тель по­лу­чил но­вое на­зна­че­ние в Ро­стов-Яро­слав­ский, ку­да при­был 1 мар­та 1702 го­да в ка­че­стве мит­ро­по­ли­та Ро­стов­ско­го.

Как и преж­де, он про­дол­жал неусып­но за­бо­тить­ся об укреп­ле­нии един­ства Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, ослаб­лен­но­го ста­ро­об­ряд­че­ским рас­ко­лом.

В его вдох­но­вен­ных тру­дах и про­по­ве­дях мно­гие по­ко­ле­ния рус­ских бо­го­сло­вов чер­па­ют ду­хов­ные си­лы для твор­че­ства и мо­лит­вы. Для всех пра­во­слав­ных хри­сти­ан он оста­ет­ся при­ме­ром свя­той, ас­ке­ти­че­ской, нес­тя­жа­тель­ной жиз­ни. По его кон­чине, по­сле­до­вав­шей 28 ок­тяб­ря 1709 го­да, у него не на­шли ни­ка­ко­го иму­ще­ства, кро­ме книг и ру­ко­пи­сей.

При­чис­ле­ние свя­ти­те­ля Ди­мит­рия, мит­ро­по­ли­та Ро­стов­ско­го, к ли­ку свя­тых со­вер­ши­лось 22 ап­ре­ля 1757 го­да. Празд­не­ство ему уста­нов­ле­но так­же 21 сен­тяб­ря, в день об­ре­те­ния мо­щей.

Свя­ти­тель Ди­мит­рий, мит­ро­по­лит Ро­стов­ский, при­быв в 1702 го­ду на Ро­стов­скую ка­фед­ру, преж­де все­го по­се­тил мо­на­стырь свя­ти­те­ля Иа­ко­ва, епи­ско­па Ро­стов­ско­го (па­мять 27 но­яб­ря и 23 мая). В со­бор­ной церк­ви в честь За­ча­тия Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы он со­вер­шил ли­тур­гию, по­сле ко­то­рой при всех при­сут­ство­вав­ших в хра­ме опре­де­лил на пра­вой сто­роне ме­сто сво­е­го бу­ду­ще­го по­гре­бе­ния со сло­ва­ми: "Се по­кой мой, зде все­лю­ся в век ве­ка". Пре­ста­вил­ся свя­ти­тель Ди­мит­рий 28 ок­тяб­ря 1709 го­да. Несмот­ря на же­ла­ние свя­ти­те­ля, вы­ра­жен­ное в за­ве­ща­нии, ду­хо­вен­ство и жи­те­ли Ро­сто­ва про­си­ли при­быв­ше­го для по­гре­бе­ния ме­сто­блю­сти­те­ля пат­ри­ар­ше­го пре­сто­ла Ря­зан­ско­го мит­ро­по­ли­та Сте­фа­на Явор­ско­го со­вер­шить по­гре­бе­ние в со­бор­ном хра­ме го­ро­да, ря­дом с пред­ше­ствен­ни­ком свя­ти­те­ля Ди­мит­рия, свя­ти­те­лем Иоаса­фом. Мит­ро­по­лит Сте­фан, со­блю­дая за­ве­ща­ние сво­е­го по­чив­ше­го дру­га, на­сто­ял на по­гре­бе­нии те­ла свя­ти­те­ля Ди­мит­рия в ука­зан­ном ме­сте. Од­на­ко до при­бы­тия мит­ро­по­ли­та Сте­фа­на ме­сто по­гре­бе­ния при­го­тов­ле­но не бы­ло, хо­тя со дня кон­чи­ны про­шло око­ло ме­ся­ца. В свя­зи с неот­лож­ным отъ­ез­дом мит­ро­по­ли­та Сте­фа­на из Ро­сто­ва в вы­ко­пан­ной мо­ги­ле был сде­лан на­ско­ро за­го­тов­лен­ный де­ре­вян­ный сруб, в ко­то­ром 25 но­яб­ря бы­ло по­гре­бе­но те­ло свя­ти­те­ля. Это об­сто­я­тель­ство, преду­смот­рен­ное Про­мыс­лом Бо­жи­им, при­ве­ло к ско­ро­му об­ре­те­нию мо­щей. В 1752 го­ду про­из­во­дил­ся ре­монт в со­бор­ной церк­ви мо­на­сты­ря, и 21 сен­тяб­ря при по­чин­ке опу­стив­ше­го­ся по­ла бы­ло об­на­ру­же­но нетлен­ное те­ло свя­ти­те­ля Ди­мит­рия. Ме­сто по­гре­бе­ния ока­за­лось сы­рым, ду­бо­вый гроб и на­хо­див­ши­е­ся в нем ру­ко­пи­си ис­тле­ли, но те­ло свя­ти­те­ля, а так­же омо­фор, сак­кос, мит­ра и шел­ко­вые чет­ки со­хра­ни­лись нетлен­ны­ми. По­сле об­ре­те­ния у свя­тых мо­щей со­вер­ша­лось мно­же­ство ис­це­ле­ний, о чем бы­ло до­не­се­но Си­но­ду, по пред­пи­са­нию ко­то­ро­го в Ро­стов при­бы­ли Суз­даль­ский мит­ро­по­лит Силь­вестр и Си­мо­нов­ский ар­хи­манд­рит Гав­ри­ил для осви­де­тель­ство­ва­ния мо­щей свя­ти­те­ля Ди­мит­рия и про­ис­шед­ших чу­дес­ных ис­це­ле­ний. По­сле­до­вал указ Си­но­да от 29 ап­ре­ля 1757 го­да о при­чис­ле­нии к ли­ку свя­тых свя­ти­те­ля Ди­мит­рия, мит­ро­по­ли­та Ро­стов­ско­го и уста­нов­ле­нии празд­но­ва­ния 28 ок­тяб­ря (день пре­став­ле­ния) и 21 сен­тяб­ря (день об­ре­те­ния мо­щей).

Традиции, обычаи, поверье и приметы.
Кондрат и Игнат (Ипат).

Кондрат и Игнатий помогают богатеть богатым.
В день Кондрата да Ипата обязательно занимались земледелием.
Сидеть без дела было дурной приметой - не поработаешь и не разбогатеешь.
Эти сутки зовутся днем Кондрата, Матвея или Игната (Ипата).
Не присядешь без дела на Кондрата с Игнатом — будешь богатым.
Кондрат и Игнат помогают богатым богатеть, а ты, как ни стараешься, в бедноте останешься.
Что можно делать?
Знахари лечили у женщин, кормящих грудью, мастит. Для этого брали скорлупу яиц, из которых вылупились цыплята, варили её в святой воде, перемешивали тремя ножами и читали заговор: Скорлупу закапывали на чистом поле в борозде, а воду давали выпить больной.
В Кондрата с Игнатом день принято было усердно работать, то и богатство будет на весь год.
Работу рано с утра начинай - Кондрат с Игнатом смотрят, да богатство раздают.

Как поработал, так и год будешь жить, да и богатство копить.

Женщины с утра по дому, да по двору хлопотали, убирали, мыли, да пироги пекли, а мужчины в огороде, да в поле спину ломали.
Работы много, надо все успеть, чтобы год был хорош, да и был без забот.

Не присядешь без дела на Кондрата с Игнатом - будешь богатым.

Буду работать в Кондратов день, чтобы богатство накопить, и всю семью прокормить.

В этот день заговоры говорили и исполняли обряды на плодородный будущий год. Брали зерно нового урожая и заговор говорили на получения богатого урожая в следующем году: "Зернышко к зернышку прилипай, да урожай прибавляй, да богатый и добротный, чтобы семью прокормить и на базар увести".
Хозяйки пекли пироги.
Гостей угощать, да мельнику пирогами кормили.

Мололи зерно, а, чтобы зерно хорошо мололось, надо молотильщика угостить, да и пир устроить, где бражка, пиво и наливка на стол ставилась, да пирогами закусывалась.

Если пироги нравились, да и бражка удачливая - молотильщик хорошо работал, да хозяйку нахваливал.

Дни становились холоднее, а по утрам начинались заморозки.
С вечера топили овины, возле которых собирались молотильщики, пели песни и разговаривали.

Принято было начинать работу в полночь – для этого разводили костры.

Овинами называли двухэтажные сооружения, которые использовались для того чтобы молоть зерно. Как правило, отделяли нижний этаж от верхнего посредством решетчатого настила. Вырывали яму в земляном полу, чтобы разводить там костер. Жар в результате проходил через решетку и подсушивал снопы.

Работников угощали овсяной кашей и обязательно говорили перед едой: «Молотильщикам – каши горшок, а хозяину – хлеба ворошок».
Вечером хозяину необходимо было накормить молотильщиков пирогами и брагой.

Люди верили, что в нижней половине, под овином живет дух овинник, который, по приметам, мог появиться перед пожаром, приняв образ черного кота или человека со всколоченными черными волосами.

Рассказывали, что овинник заботится о том, чтобы овин не топили в праздники, ветреные и неурочные дни.

Важно было уважать овинника, поскольку он может устроить пожар.

Овинника уважай, да подкармливай, чтобы добр был, да покладистый. От еды отдыхал, да и похрапывал.

Овинник добр, если с ним по добру и он добром тебе ответит.

Овинника задобри - пирогами накорми.

Что нельзя делать?
Нельзя ходить в лес.
В этот день, лешие бесятся и от них нет никакой защиты.

Леший засыпает и никого не пускает.

Леший спать ложится и с собой девиц забирал и усыплял.

В лесу тихо - леший спит, не буди его, а то в дом придет и все перевернет.

В лесу сильный ветер воет - леший не спит, да злится, владенья свои караулит и никого не пускает, а кто придет, того забирает.

Чтобы леший не пришел в дом и по двору не гулял.

Хозяйка у ворот пирог оставляла, на утро смотрела, что с пирогом случилось, если пирога нет, то леший взял и остался доволен. А, если пирог не взял леший, хозяйка этот пирог раскрашивала и оставляла напротив дома у дороги.

Нельзя ничего поднимать на перекрестке.
Нельзя занимать и давать деньги, они пропадут (не отдадут).
Нельзя долго стоять на пороге дома, выходя из дома плотно закрывали дверь, чтобы беду не привлекать.
Нельзя свататься и свадьбы играть.
Нельзя тратить деньги на крупные приобретения.
Погода.
Какая погода сегодня - .будет такова до конца октября (четыре недели).
Ясно и дует северо-восточный ветер, зимние месяцы будут холодными.
Кроты в свои норы много соломы натаскали – к суровой зиме.
Домашняя птица линять начала – к наступлению зимы.
Мало грибов в лесу – к суровой и снежной зиме.
Днем холодно, а к ночи потеплело – к ненастью.
Листья березы начали с верхушки желтеть - весна будет ранней, если снизу – поздней.
Резко похолодало – скоро придет зима.
С утра дождь - до конца октября будет моросить.
С утра солнце - погода будет хорошей всю осень.
Православный календарь.
· ПОНЕДЕЛЬНИК (4 октября). Седмица 16 - я по Пятидесятнице. Постный день. Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня.

· ВТОРНИК (5 октября). Седмица 16 - я по Пятидесятнице. Поста нет. Прор. Ио́ны (VIII в. до Р. Х.); сщмч. Фо́ки, епископа Синопского (117); прп. Ио́ны, пресвитера (IX), отца святых Феофана, творца канонов, и Феодора Начерта́нных; блж. Параске́вы Дивеевской (1915).

· СРЕДА (6 октября). Седмица 16 - я по Пятидесятнице. Постный день. Зачатие честно́го, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоа́нна; прославление свт. Инноке́нтия (Вениаминова), митрополита Московского (1977).

· ЧЕТВЕРГ (7 октября). Седмица 16 - я по Пятидесятнице. Поста нет. Первомученицы равноап. Фе́клы Иконийской (I).

· ПЯТНИЦА (8 октября). Седмица 16 - я по Пятидесятнице. Постный день. Преставление прп. Се́ргия, игумена Ра́донежского, всея России чудотворца (1392).

· СУББОТА (9 октября). Седмица 16 - я по Пятидесятнице. Поста нет. Преставление Апостола и Евангелиста Иоа́нна Богослова (начало II)

· ВОСКРЕСЕНЬЕ (10 октября). Седмица 16 - я по Пятидесятнице. Поста нет. Мчч. Каллистра́та и дружины его: Гимна́сия и иных (304);

Сад и огород (на неделю с 27 сентября по 3 октября)!
Понедельник (4 октября).
Делаем посев, посадку.

Подкармливаем растения.

Вносим удобрения в почву.

Нельзя пилить ветки, корчевать пни.

Нельзя собирать цветы, плоды и лекарственные растения.

Нельзя поливать.

Нельзя копать.

Вторник (5 октября).
Обрезаем кустарники и деревья.

Обрабатываем растения от вредителей и сорняков.

Нельзя сажать, прививать.

Нельзя рыхлить и копать.

Нельзя работать с корнями.

Среда (6 октября).
Обрезаем деревья и кусты.

Нельзя сеять, рыхлить и копать.

Четверг (7 октября).
Сажаем и пересаживаем растения.

Подкармливаем растения.

Обрабатываем землю.

Нельзя обрезать и укорачивать побеги кустарников и деревьев.

Пятница (8 октября).
Сажаем и пересаживаем землянику.

Подкармливаем растения.

Заготавливаем черенки.

Собираем плоды.

Прививаем.

Суббота (9 октября).
Сажаем и пересаживаем растения.

Поливаем растения и компостные кучи.

Нельзя обрезать растения.

Воскресенье (10 октября).
Сажаем и пересаживаем растения.

Вносим прикормку.

Заготавливаем черенки и прививаем.

Нельзя обрезать растения.

Знахари лечили у женщин, кормящих грудью, мастит. В Кондрата с Игнатом день принято было усердно работать. Женщины с утра по дому, да по двору хлопотали, убирали, мыли, да пироги пекли, а мужчины в огороде, да в поле спину ломали. В этот день заговоры говорили. Хозяйки пекли пироги. С вечера топили овины, возле которых собирались молотильщики, пели песни и разговаривали. Работников угощали овсяной кашей.

Категория: Житейские советы | Добавил: Ленпех (04.10.2021)
Просмотров: 385
| Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 411
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 61
Гостей: 58
Пользователей: 3
aniian8426, Ленпех, nikkuz