Эксперты уверены: стоимость авиабилетов в России будет расти" class="image">
Чиновники
согласны: России нужны низкобюджетные авиаперевозки. Перелеты у нас, по
сравнению с зарубежными странами, очень дороги. Однако судьба
лоукостеров, судя по опыту "Авиановы", в нашей стране незавидна, а
эксперты прогнозируют: стоимость авиабилетов российских авиакомпаний
продолжит расти и в текущем году.
К такому выводу пришли
участники онлайн-конференции "Пассажирские авиаперевозки: передел рынка
продолжается". Ее организатором выступила информационная группа Finam.ru
(входит в состав инвестиционного холдинга "ФИНАМ").
Стоимость
авиабилетов в России складывается по несколько иной схеме, чем в
большинстве развитых стран, отмечают участники конференции. "Дело в том,
что сразу несколько факторов влияют на увеличение стоимости авиабилетов
российских авиакомпаний", — говорит основатель сервиса OneTwoTrip.com
Петр Кутис.
"Прежде всего, необходимо понимать, что в стоимость
авиабилета отечественных авиакомпаний, в отличие от зарубежных, включен
НДС. Второй важный фактор, который влияет на стоимость авиабилета, — это
здоровая рыночная конкуренция по направлениям. За рубежом она
несравнимо выше, — говорит эксперт. — Также не стоит забывать, что
авиационное топливо у нас стоит дороже. При этом большинство российских
аэропортов не приспособлено для приема современных самолетов, которые
экономят это самое топливо".
Однако рост стоимости авиабилетов —
вынужденная и необходимая мера, направленная на покрытие основных
издержек авиакомпаний, считают эксперты. "Рентабельность авиаперевозок,
по моим данным, составляет 3-5%, — говорит генеральный директор
онлайн-агентства Aviacassa.ru Максим Побережник. — Причина низкой
рентабельности — высокая стоимость топлива, низкая конкуренция в
хэндлинге аэропортов, высокие таможенные пошлины на самолеты. И рынок
неразвитый — в силу, опять же, высокой стоимости перелета. На последнее
авиакомпании пытаются хоть как-то влиять. На остальное остается только
"ныть", чтоб заметили".
Главный редактор портала Avia.ru Роман
Гусаров согласен с тем, что причина низкой рентабельности — в расходной
части российских авиакомпаний, поскольку она слишком велика: "Мы
постоянно жалуемся, что перелёты в России значительно дороже, чем на
аналогичные расстояния в Европе. Это происходит именно потому, что
львиную часть дохода приходится отдавать нефтяникам, государству и
другим поставщикам услуг. На покрытие собственных нужд, в том числе и
поддержание уровня безопасности полётов, остается не так много".
На
снижение затрат авиакомпаний, в том числе, и была направлена мера
повышения штрафных санкций за возврат авиабилета, считают эксперты.
"Таким образом, авиакомпании страхуются, — говорит г-н Кутис. — В
отсутствие штрафных санкций можно было бы выкупать целый самолёт, а за
день до вылета возвращать все билеты. По нашим данным, порядка 3%
билетов клиенты сдают до вылета. В последние два месяца наметилась
тенденция к увеличению (4-5%)".
Авиакомпания заинтересована
оказать услугу перевозки, а не оштрафовать пассажира, отмечает Гусаров.
"Могу лишь добавить, что лоукост (низкобюджетные перевозки) в России
провалился в числе многого ещё и потому, что у нас запрещены
невозвратные тарифы. И это сильно портило финансовую картину
авиакомпаниям. Бюджетные перевозки строятся на дешёвых билетах и
100-процентной заполняемости воздушного судна. И когда эти 3% сдают
билеты и те остаются нереализованными, компания получает убыток вместо
прибыли. От этого авиакомпаниям приходится страховаться, добавляя
некоторую сумму к стоимости билетов, то есть билеты изначально продаются
несколько дороже с заложенными в них рисками на случай не заполнения
самолёта", — пояснил эксперт.
Судьба авиакомпаний, которые
предлагали бюджетные перевозки, в России, действительно, весьма
печальна. Многие наверняка помнят банкротство в октябре прошлого года
компании "Авианова". Она прекратила свою деятельность из-за финансовых
проблем, долг компании перед клиентами составил около 150 миллионов
рублей.
В компании тогда говорили, что виной всему — неправильные
коммерческие расчеты и неверная политика ценообразования. Впрочем, цены
компании "Авианова" как раз устраивали пассажиров экономического
класса: слетать из Москвы в Сочи и обратно можно было за 3 тысячи
рублей, в Ростов-на-Дону — за 4 тысячи. У других авиаперевозчиков таких
цен не было. "Авианова" была практически единственным оператором в
терминале "В" аэропорта Шереметьево, обеспечивая пассажиропоток около
миллиона человек в год
В конце прошлого года в эфире программы
"Утро России" заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов,
комментируя ситуацию на внутреннем рынке авиаперевозок, отметил, что
между существующими магистральными авиакомпаниями достаточно острая
конкуренция. Особенно в свете того, что многие компании просто исчезли с
рынка.
"Подтверждением этому являются довольно частые
банкротства авиакомпаний – от того, что тот ценовой режим, который
существует на рынке, не позволяет компаниям задирать тарифы. И эта
конкуренция стимулирует снижение тарифов", – заявил Окулов.
Однако
при этом замминистра отметил: "Нам очень нужна модель лоукост, очень
нужна модель, которую проводила компания "Авианова". Он признался, что
возлагал на "Авианову" большие надежды – компания предлагала
привлекательные тарифы и успешно конкурировала на всех направлениях.
Однако, по словам Окулова, тарифная политика и конфликт акционеров не
позволили ей развиваться дальше.
А сегодня пришло сообщение о
том, что Росавиация готовит документы по отзыву сертификатов у ряда
авиакомпаний. Как заявил глава Росавиации Александр Нерадько, "уже
подготовлены документы по одной авиакомпании", однако пока не назвал, по
какой именно. Кроме того, по его словам, идут проверки в ряде других
авиакомпаний.
Кроме того, сегодня на сайте Ассоциации
туроператоров России (АТОР) появилась информация о том, что штрафы за
возврат авиабилетов "Аэрофлота" выросли в полтора раза из-за возросших
издержек. Новые тарифы вступили в силу с 15 февраля.
"С 15
февраля текущего года штраф за возврат билета "Аэрофлота" по внутреннему
маршруту вырос с 900 до 1400 рублей. На международных маршрутах при
отказе от билета теперь придется заплатить 35 евро вместо 25 евро. О
новых штрафах сообщили внимательные менеджеры турфирм", — сообщает АТОР.