Главная » Статьи » Житейские советы | [ Добавить статью ] |
Ефимия, Птичья костка
29 сентября – Людмилин день. Людмила и Ефимия. Птичья костка. В Людмилин день – банный день. Православная церковь чтит память мученицы Людмилы, княгини Чешкой. Святая мученица Людмила, княгиня Чешская, была выдана замуж за Чешского князя Боривоя. Супруги приняли Святое Крещение от святителя Мефодия, архиепископа Моравского, просветителя славян. Став христианами, они проявили заботу о просвещении светом истинной веры своих подданных, строили церкви и приглашали священников для совершения в них Богослужений. Князь Боривой умер рано, 36-ти лет. Святая Людмила, оставшись вдовой, вела строгую, благочестивую жизнь и продолжала заботиться о Церкви в правление ее сына Вратислава, которое продолжалось 33 года. Вратислав был женат на Драгомире, от нее имел сына Вячеслава. После смерти Вратислава на престол вступил 18-летний Вячеслав. Пользуясь неопытностью и молодостью своего сына, Драгомира начала насаждать в стране языческие обычаи и нравы. Святая Людмила воспротивилась этому. Драгомира возненавидела свою свекровь и пыталась погубить ее. Когда святая Людмила удалилась в г. Течин, то Драгомира подослала к ней двух бояр для убийства. В то время, когда святая Людмила молилась, убийцы вошли в дом и исполнили повеление Драгомиры. Мощи святой мученицы Людмилы были погребены в Течине у городской стены. От ее гроба стали совершаться многочисленные исцеления. Князь Вячеслав перенес тело святой Людмилы в Прагу и положил его в церкви святого Георгия. Православная церковь чтит память Евфимии Всехвальной (289-304). Святая великомученица Евфимия родилась в городе Халкидоне (Вифиния), в семье сенатора Филофрона и его жены Феодорисианы. В 303 или 304 году, во время великого гонения при императоре Диоклетиане, правитель города Приск, бывший ярым противником христианства, велел собрать всех жителей на праздник в честь языческого бога Арея (Марса). Местная христианская община отказалась участвовать в празднестве и тайно совершала богослужение, за что ее члены, в том числе и Евфимия, были арестованы и приведены к правителю. После продолжительных мук христиан отправили на суд к императору, а юную Евфимию правитель оставил в городе, решив, что без поддержки она не выдержит истязаний: «Мучитель изобретал всякие средства, чтобы прельстить ее, ласковыми словами, подарками и различными обещаниями уловляя ее девическое сердце». После того как Евфимия отвергла предложения Приска, она была подвергнута различным истязаниям, однако она осталась невредимой благодаря Божией помощи (от колеса с острыми ножами, которые при вращении отрезали куски тела, ее спас явившейся Ангел, остановивший колесо и исцеливший раны; в огненной печи, куда Евфимию должны были бросить, воины Виктор и Сосфен увидели двух Ангелов и сами стали христианами). Видя мужество Евфимии, правитель приказал отдать ее на растерзание зверям, но они, приблизившись к ней, лизали ей ноги. Одна только медведица нанесла ей небольшую рану, из которой потекла кровь; в это время послышался голос с неба, призывавший ее в горние обители, и тотчас она предала дух свой Господу, ради Коего со всею преданностью пострадала. И потряслась земля и город заколебался, стены разрушались, храмы падали и всеми овладел великий ужас. Когда же все в страхе убежали из цирка, святое тело мученицы осталось простертым на земле. Тело Евфимии было взято ее родителями и похоронено в окрестностях Халкидона. Позднее над ее могилой был построен храм. При императоре Феодосии Великом мощи святой были перенесены в Александрию, но затем вновь возвращены в Халкидон. Мощи почитались как кровоточивые. По сообщению Евагрия Схоластика, «в той гробнице с левой стороны есть небольшое отверстие, закрывающееся маленькой дверцей. В это отверстие до самых святых останков впускают длинный железный прут, с привязанной к концу губкой, и повернув там губку, извлекают ее вместе с прутом полную крови и кровяных печенок». Полтора столетия спустя, когда христианская Церковь стала господствующей в Римской империи, Бог сподобил Всехвальную Евфимию вновь явиться особенной свидетельницей и исповедницей чистоты православного учения. В 451 году в городе Халкидоне, в храме, где почивали мощи святой, происходили заседания IV Вселенского Собора. Собор был созван для определения точной формулировки догмата православной церкви о природе Богочеловека Иисуса Христа, что было необходимо ввиду широко распространившейся ереси монофизитов, которые, вопреки православному учению о двух природах Иисуса Христа – Божественной и человеческой, ложно утверждали в Нем одну природу – Божественную, внося в Церковь смуту и раздоры. На Соборе присутствовали 630 представителей от всех Поместных Христианских Церквей. Со стороны православных в соборных деяниях принимали участие святитель Анатолий, патриарх Константинопольский, святитель Ювеналий, патриарх Иерусалимский, и представители святителя Льва, папы Римского. Монофизиты присутствовали в большом количестве во главе с Диоскором, патриархом Александрийским, и Константинопольским архимандритом Евтихием. После долгих прений стороны так и не смогли придти к согласному решению. Тогда святой патриарх Константинопольский Анатолий предложил Собору предоставить решение церковного спора Духу Святому чрез Его несомненную носительницу – святую Евфимию Всехвальную, у чудотворных мощей которой происходили соборные прения. Православные святители и их противники написали свое исповедание веры на отдельных свитках и запечатали своими печатями. Открыли гробницу святой великомученицы Евфимии и оба свитка положили на ее груди. Потом в присутствии императора Маркиана (450–457) участники Собора закрыли гробницу, приложили к ней императорскую печать и поставили стражу на три дня. В эти дни обе стороны наложили на себя строгий пост и совершали усиленные молитвы. Через три дня патриарх и император в присутствии всего Собора открыли ковчег с мощами: свиток с православным исповеданием святая Евфимия держала в правой руке, а свиток еретический лежал у ее ног. Святая Евфимия как живая подняла руку и подала свиток патриарху. После этого чуда многие из уклонившихся приняли православное исповедание, а упорствовавшие в ереси были преданы соборному осуждению и отлучению. В VII столетии после нашествия персов мощи святой Евфимии были перенесены из Халкидона в Константинополь, во вновь построенную церковь, посвященную ее имени. Через много лет в период иконоборческой ереси ковчег с мощами святой по повелению императора-иконоборца Льва Исавра (716–741) был брошен в море. Из моря ковчег был взят братьями-корабельщиками Сергием и Сергоном, которые передали его местному епископу. Святитель повелел хранить святые мощи тайно, под спудом, так как иконоборческая ересь продолжала свирепствовать, но все же над мощами была сооружена небольшая церковь, а на ковчег была положена доска с надписью, поясняющей, чьи мощи покоятся в нем. Когда иконоборческая ересь была окончательно осуждена на святом Седьмом Вселенском Соборе (787 г.) при святителе Тарасии, патриархе Константинопольском (784–806) и при императоре Константине VI (780–797) и матери его святой Ирине (797–802) мощи святой великомученицы Евфимии Всехвальной были вновь торжественно перенесены в Константинополь. Традиции, обычаи, поверье и приметы. Людмилин день. Людмила и Ефимия. Птичья костка. Приметы. Птица в ломе - к счастью. Что можно делать? Встань по раньше, куру забей и обед приготовь, да куриную косточку посмотри и узнай, что ждет нас впереди. Куринная косточка худа и без жира, то зиму жди хорошую, да пригожую, и скотина не помрет, и дом убережет Куринная косточка толста, да и с жиром, то и зима будет холодна, укрывай скорей скотину. Куриную косточку не выбрасывай, а на полку положи, да присматривай, какая будет зима (напоминание). Куринную косточку в изголовье положи и детей сохрани. Куринную косточку у порога спрячь, чтобы леший не пришел и покой в доме не нашел. Куринную косточку к порогу милому отнеси и тихонько скажи: « Милый мой, ты приди за мной, не оставь меня, буду я тебе жена. Любить буду, и гулять не буду, только рожать детей буду». Куриную косточку возьми и в огород отнеси, чтобы нечисть не пришла и порядок свой не навила. Куриную косточку возьми у ворот положи и приговаривай: «Ты, приди ко мне милок, полюби меня чуток и в жены возьми, да мимо ворот не проходи». Куринную косточку возьми и у дороги положи и приговаривай: «Мужа угомони, чтобы по бабам не гулял, а дорожку в дом знал». Куринную косточку возьми, да и мужу в изголовье положи, чтобы силушка была, да я детками понесла. Продолжали стричь овец, шерсть которых использовали для изготовления валенок. Стриги, стриги, да смотри, чтобы овца была не голодная, а сытна, тогда овца будет смирна. Шерсти много, то и глядишь и семья одета, да и на базар свезу, да и прибыль получу. Шерсть сыра - к недобору, лучше не стриги, а чуть, чуть подожди. Шерсть сухая – стриги, да собирай и в дом уноси, девки будут вязать, да семью одевать. Заготавливали капусту. Делали обычно это сообща: устраивая по этому поводу «капустные вечеринки», во время которых не только делали заготовки, но и разговаривали. Капусту квасили и солили с яблоком, морковью, брусникой и клюквой. Капусту руби, да девок зазывай, чтобы парни пришли, да себе невесту нашли. Капустник для молодых, место встречи девчат и парней - кто пришел, тот себе и счастье нашел. В Капустник без дела не сиди и по сторонам не гляди, тебя найдут и в замуж заберут. Капусту руби, да бруснички положи, чтобы милый вспоминал, да и тебя не забывал. Капусту руби да приплясывай, чтобы парни молоды, глядели, да и присматривались. Капусту руби, да и в пляс выходи, себя покажи, молодого возьми. Перелетные птицы продолжали отправляться на юг. Дети шли в лес и наблюдала за птицами. Поймай птичку, да ее отпусти и желание попроси. В дом птичку принес, потешился (послушал), да на волю, вольную отпусти и приговаривай: «Ты лети, лети мое счастью ты найди, приведи его сюда, буду счастлива тогда. Мой миленок придет и меня в замуж возьмет». Поймал птицу, всю зиму держи, только весной отпусти, если зимой отпустил – птица погибнет, а в доме тогда и беды не миновать. На Людмилу было принято всей семьей ходить в баню. Считалось, что тот, кто попарится в баньке в этот день, не будет весь год болеть. Только нельзя в парной брать чужой веник, иначе можно заболеть, забрав на себя чужие недуги. В Людмилин день – банный день. В Людмилин день в баню сходи – силушки набери и хворь удали, и весь год будешь не болеть, только радоваться, да с женой баловаться. В баню пришёл, свой веник нашел, попарился, ублажился. да в печь веник угодился (веник сжигали в печи). Веник возьми с травками, да березовый, он хворь уберет и душу излечит. Веники приготовь для всей семьи, да каждому, попарятся по тешутся, хворь уберут, да и веничек в печь унесут. Можно шить, вышивать, веселится и плясать, да парней и девок завлекать. В этот день – капусту рубили, девок и парней завлекали, а потом сватов направляли. Баню топили и хворь уводили. Что нельзя делать? Нельзя начинать новые дела. Лучше отдохнуть, да капусту порубить и засолить, чтобы зимой была и на столе стояла и все было сполна. Нельзя мыть полы, только подметать от дверей, а не к двери. Нельзя свататься и свадьбы играть. Нельзя девок целовать, а то короткая будет встреча или вовсе разойдутся. Нельзя на свидание ходить, лучше отложить, да любовь сохранить (терпение). Нельзя смотреть в зеркало. Нельзя ловить рыбу. Нельзя не подходить к водоемам. Нельзя переезжать. Погода. Разглядывали птичью костку (курицы или утки) и по ней определяли, какой будет зима. Если кость толстая и на ней много жира, то зима будет холодной. Теплая и сухая погода – к поздней зиме. Дождь – к большому снегу зимой. День солнечный и погожий, сильных холодов не будет, а зима будет мягкой. Гром гремит – к холодной зиме и бесснежной. Плюсовая температура за окном - холода наступят нескоро. Холодно с утра - к холодной осени до конца. Галки в стаи собрались – к ясной погоде. Воробьи чирикают под окном - к теплой погоде до конца осени («Бабьего лета»). Листья на деревьях пожелтели, но не падают – к долгой осени. Листьев на деревьях нет – к короткой осени, но теплой. Звезды поутру мерцают – к перемене погоды. На небе нет звезд – к зиме суровой – к холодной и дождливой осени. Скворцы в теплые края не улетели – тепло продлится ещё долгое время. Во дворе птицы летают, да щебечет- к дождю короткому. Православный календарь. ПОНЕДЕЛЬНИК (27 сентября). Седмица 15 - я по Пятидесятнице. Постный день. Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня. ВТОРНИК (28 сентября). Седмица 15- я по Пятидесятнице. Поста нет. Попразднство Воздвижения Честно́го и Животворящего Креста Господня. СРЕДА (29 сентября). Седмица 15 - я по Пятидесятнице. Постный день. Вмц. Евфи́мии Всехвальной (304); Перенесение мощей прав. Алекси́я Московского (Мечёва) (2001). ЧЕТВЕРГ (30 сентября). Седмица 15 - я по Пятидесятнице. Поста нет. Мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софи́и (ок. 137). ПЯТНИЦА (1 октября). Седмица 15 - я по Пятидесятнице. Постный день. Прп. Евме́ния, епископа Гортинского (VII); прп. Евфроси́нии, в миру Феоду́лии, Суздальской (прославление 1698); прп. Иларио́на Оптинского (1873). СУББОТА (2 октября). Седмица 15- я по Пятидесятнице. Поста нет. Мчч. Трофи́ма, Савва́тия и Доримедо́нта (276). ВОСКРЕСЕНЬЕ (3 октября). Седмица 15 - я по Пятидесятнице. Поста нет. Вмч. Евста́фия Плакиды, жены его мц. Феопи́стии и чад их мчч. Ага́пия и Феопи́ста (ок. 118). Сад и огород (на неделю с 27 сентября по 3 октября)! Понедельник (27 сентября). Проводим перекопку почвы. Вторник (28 сентября). Теплица. Подготавливаем укрытие к зиме. Перекопать землю, проводим дезинфекцию стенок и грунта. Подготавливаем малину к холодам Среда (29 сентября). Сажаем озимые культуры. Четверг (30 сентября). Защищаем грядки от морозов с помощью укрытий. Проводим посадки озимых культур. Убираем участок. Делаем компостную кучу. Пятница (1 октября). Проводим обработку стволов деревьев. Суббота (2 октября). Собираем урожай с грядок. Воскресенье (3 октября). Перекапываем почву под кустарниками. Выкапываем цветы. Встань по раньше, куру забей и обед приготовь, да куриную косточку посмотри и узнай, что ждет нас впереди. Продолжали стричь овец, шерсть которых использовали для изготовления валенок. Заготавливали капусту. Перелетные птицы продолжали отправляться на юг. Дети шли в лес и наблюдала за птицами. В Людмилин день – банный день. Можно шить, вышивать, веселится и плясать, да парней и девок завлекать. В этот день – капусту рубили, девок и парней завлекали, а потом сватов направляли. Баню топили и хворь уводили. | |
Просмотров: 217 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |
МЕНЮ
Опрос
Статистика