09:36
Понедельник, 20.05.2024
Главная » Статьи » Житейские советы [ Добавить статью ]

Ефимия, Птичья костка
29 сентября – Людмилин день. Людмила и Ефимия. Птичья костка. В Людмилин день – банный день.

Православная церковь чтит память мученицы Людмилы, княгини Чешкой.

Свя­тая му­че­ни­ца Люд­ми­ла, кня­ги­ня Чеш­ская, бы­ла вы­да­на за­муж за Чеш­ско­го кня­зя Бо­ри­воя. Су­пру­ги при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние от свя­ти­те­ля Ме­фо­дия, ар­хи­епи­ско­па Мо­рав­ско­го, про­све­ти­те­ля сла­вян. Став хри­сти­а­на­ми, они про­яви­ли за­бо­ту о про­све­ще­нии све­том ис­тин­ной ве­ры сво­их под­дан­ных, стро­и­ли церк­ви и при­гла­ша­ли свя­щен­ни­ков для со­вер­ше­ния в них Бо­го­слу­же­ний. Князь Бо­ри­вой умер ра­но, 36-ти лет. Свя­тая Люд­ми­ла, остав­шись вдо­вой, ве­ла стро­гую, бла­го­че­сти­вую жизнь и про­дол­жа­ла за­бо­тить­ся о Церк­ви в прав­ле­ние ее сы­на Вра­ти­сла­ва, ко­то­рое про­дол­жа­лось 33 го­да. Вра­ти­слав был же­нат на Дра­го­мире, от нее имел сы­на Вя­че­сла­ва. По­сле смер­ти Вра­ти­сла­ва на пре­стол всту­пил 18-лет­ний Вя­че­слав. Поль­зу­ясь неопыт­но­стью и мо­ло­до­стью сво­е­го сы­на, Дра­го­мира на­ча­ла на­саж­дать в стране язы­че­ские обы­чаи и нра­вы. Свя­тая Люд­ми­ла вос­про­ти­ви­лась это­му. Дра­го­мира воз­не­на­ви­де­ла свою све­кровь и пы­та­лась по­гу­бить ее. Ко­гда свя­тая Люд­ми­ла уда­ли­лась в г. Те­чин, то Дра­го­мира по­до­сла­ла к ней двух бо­яр для убий­ства. В то вре­мя, ко­гда свя­тая Люд­ми­ла мо­ли­лась, убий­цы во­шли в дом и ис­пол­ни­ли по­ве­ле­ние Дра­го­миры. Мо­щи свя­той му­че­ни­цы Люд­ми­лы бы­ли по­гре­бе­ны в Те­чине у го­род­ской сте­ны. От ее гро­ба ста­ли со­вер­шать­ся мно­го­чис­лен­ные ис­це­ле­ния. Князь Вя­че­слав пе­ре­нес те­ло свя­той Люд­ми­лы в Пра­гу и по­ло­жил его в церк­ви свя­то­го Ге­ор­гия.

Православная церковь чтит память Евфимии Всехвальной (289-304).

Святая великомученица Евфимия родилась в городе Халкидоне (Вифиния), в семье сенатора Филофрона и его жены Феодорисианы.

В 303 или 304 году, во время великого гонения при императоре Диоклетиане, правитель города Приск, бывший ярым противником христианства, велел собрать всех жителей на праздник в честь языческого бога Арея (Марса). Местная христианская община отказалась участвовать в празднестве и тайно совершала богослужение, за что ее члены, в том числе и Евфимия, были арестованы и приведены к правителю. После продолжительных мук христиан отправили на суд к императору, а юную Евфимию правитель оставил в городе, решив, что без поддержки она не выдержит истязаний: «Мучитель изобретал всякие средства, чтобы прельстить ее, ласковыми словами, подарками и различными обещаниями уловляя ее девическое сердце».

После того как Евфимия отвергла предложения Приска, она была подвергнута различным истязаниям, однако она осталась невредимой благодаря Божией помощи (от колеса с острыми ножами, которые при вращении отрезали куски тела, ее спас явившейся Ангел, остановивший колесо и исцеливший раны; в огненной печи, куда Евфимию должны были бросить, воины Виктор и Сосфен увидели двух Ангелов и сами стали христианами). Видя мужество Евфимии, правитель приказал отдать ее на растерзание зверям, но они, приблизившись к ней, лизали ей ноги. Одна только медведица нанесла ей небольшую рану, из которой потекла кровь; в это время послышался голос с неба, призывавший ее в горние обители, и тотчас она предала дух свой Господу, ради Коего со всею преданностью пострадала. И потряслась земля и город заколебался, стены разрушались, храмы падали и всеми овладел великий ужас. Когда же все в страхе убежали из цирка, святое тело мученицы осталось простертым на земле.

Тело Евфимии было взято ее родителями и похоронено в окрестностях Халкидона. Позднее над ее могилой был построен храм. При императоре Феодосии Великом мощи святой были перенесены в Александрию, но затем вновь возвращены в Халкидон. Мощи почитались как кровоточивые. По сообщению Евагрия Схоластика, «в той гробнице с левой стороны есть небольшое отверстие, закрывающееся маленькой дверцей. В это отверстие до самых святых останков впускают длинный железный прут, с привязанной к концу губкой, и повернув там губку, извлекают ее вместе с прутом полную крови и кровяных печенок».

Полтора столетия спустя, когда христианская Церковь стала господствующей в Римской империи, Бог сподобил Всехвальную Евфимию вновь явиться особенной свидетельницей и исповедницей чистоты православного учения.

В 451 году в городе Халкидоне, в храме, где почивали мощи святой, происходили заседания IV Вселенского Собора. Собор был созван для определения точной формулировки догмата православной церкви о природе Богочеловека Иисуса Христа, что было необходимо ввиду широко распространившейся ереси монофизитов, которые, вопреки православному учению о двух природах Иисуса Христа – Божественной и человеческой, ложно утверждали в Нем одну природу – Божественную, внося в Церковь смуту и раздоры. На Соборе присутствовали 630 представителей от всех Поместных Христианских Церквей. Со стороны православных в соборных деяниях принимали участие святитель Анатолий, патриарх Константинопольский, святитель Ювеналий, патриарх Иерусалимский, и представители святителя Льва, папы Римского. Монофизиты присутствовали в большом количестве во главе с Диоскором, патриархом Александрийским, и Константинопольским архимандритом Евтихием.

После долгих прений стороны так и не смогли придти к согласному решению. Тогда святой патриарх Константинопольский Анатолий предложил Собору предоставить решение церковного спора Духу Святому чрез Его несомненную носительницу – святую Евфимию Всехвальную, у чудотворных мощей которой происходили соборные прения. Православные святители и их противники написали свое исповедание веры на отдельных свитках и запечатали своими печатями. Открыли гробницу святой великомученицы Евфимии и оба свитка положили на ее груди. Потом в присутствии императора Маркиана (450–457) участники Собора закрыли гробницу, приложили к ней императорскую печать и поставили стражу на три дня. В эти дни обе стороны наложили на себя строгий пост и совершали усиленные молитвы. Через три дня патриарх и император в присутствии всего Собора открыли ковчег с мощами: свиток с православным исповеданием святая Евфимия держала в правой руке, а свиток еретический лежал у ее ног. Святая Евфимия как живая подняла руку и подала свиток патриарху. После этого чуда многие из уклонившихся приняли православное исповедание, а упорствовавшие в ереси были преданы соборному осуждению и отлучению.

В VII столетии после нашествия персов мощи святой Евфимии были перенесены из Халкидона в Константинополь, во вновь построенную церковь, посвященную ее имени. Через много лет в период иконоборческой ереси ковчег с мощами святой по повелению императора-иконоборца Льва Исавра (716–741) был брошен в море. Из моря ковчег был взят братьями-корабельщиками Сергием и Сергоном, которые передали его местному епископу. Святитель повелел хранить святые мощи тайно, под спудом, так как иконоборческая ересь продолжала свирепствовать, но все же над мощами была сооружена небольшая церковь, а на ковчег была положена доска с надписью, поясняющей, чьи мощи покоятся в нем. Когда иконоборческая ересь была окончательно осуждена на святом Седьмом Вселенском Соборе (787 г.) при святителе Тарасии, патриархе Константинопольском (784–806) и при императоре Константине VI (780–797) и матери его святой Ирине (797–802) мощи святой великомученицы Евфимии Всехвальной были вновь торжественно перенесены в Константинополь.

Традиции, обычаи, поверье и приметы.
Людмилин день. Людмила и Ефимия. Птичья костка.
Приметы.
Птица в ломе - к счастью.
Что можно делать?
Встань по раньше, куру забей и обед приготовь, да куриную косточку посмотри и узнай, что ждет нас впереди.
Куринная косточка худа и без жира, то зиму жди хорошую, да пригожую, и скотина не помрет, и дом убережет

Куринная косточка толста, да и с жиром, то и зима будет холодна, укрывай скорей скотину.

Куриную косточку не выбрасывай, а на полку положи, да присматривай, какая будет зима (напоминание).

Куринную косточку в изголовье положи и детей сохрани.

Куринную косточку у порога спрячь, чтобы леший не пришел и покой в доме не нашел.

Куринную косточку к порогу милому отнеси и тихонько скажи: « Милый мой, ты приди за мной, не оставь меня, буду я тебе жена. Любить буду, и гулять не буду, только рожать детей буду».

Куриную косточку возьми и в огород отнеси, чтобы нечисть не пришла и порядок свой не навила.

Куриную косточку возьми у ворот положи и приговаривай: «Ты, приди ко мне милок, полюби меня чуток и в жены возьми, да мимо ворот не проходи».

Куринную косточку возьми и у дороги положи и приговаривай: «Мужа угомони, чтобы по бабам не гулял, а дорожку в дом знал».

Куринную косточку возьми, да и мужу в изголовье положи, чтобы силушка была, да я детками понесла.

Продолжали стричь овец, шерсть которых использовали для изготовления валенок.
Стриги, стриги, да смотри, чтобы овца была не голодная, а сытна, тогда овца будет смирна.

Шерсти много, то и глядишь и семья одета, да и на базар свезу, да и прибыль получу.

Шерсть сыра - к недобору, лучше не стриги, а чуть, чуть подожди.

Шерсть сухая – стриги, да собирай и в дом уноси, девки будут вязать, да семью одевать.

Заготавливали капусту. Делали обычно это сообща: устраивая по этому поводу «капустные вечеринки», во время которых не только делали заготовки, но и разговаривали.
Капусту квасили и солили с яблоком, морковью, брусникой и клюквой.

Капусту руби, да девок зазывай, чтобы парни пришли, да себе невесту нашли.

Капустник для молодых, место встречи девчат и парней - кто пришел, тот себе и счастье нашел.

В Капустник без дела не сиди и по сторонам не гляди, тебя найдут и в замуж заберут.

Капусту руби, да бруснички положи, чтобы милый вспоминал, да и тебя не забывал.

Капусту руби да приплясывай, чтобы парни молоды, глядели, да и присматривались.

Капусту руби, да и в пляс выходи, себя покажи, молодого возьми.

Перелетные птицы продолжали отправляться на юг.
Дети шли в лес и наблюдала за птицами.

Поймай птичку, да ее отпусти и желание попроси.

В дом птичку принес, потешился (послушал), да на волю, вольную отпусти и приговаривай: «Ты лети, лети мое счастью ты найди, приведи его сюда, буду счастлива тогда. Мой миленок придет и меня в замуж возьмет».

Поймал птицу, всю зиму держи, только весной отпусти, если зимой отпустил – птица погибнет, а в доме тогда и беды не миновать.

На Людмилу было принято всей семьей ходить в баню.
Считалось, что тот, кто попарится в баньке в этот день, не будет весь год болеть.

Только нельзя в парной брать чужой веник, иначе можно заболеть, забрав на себя чужие недуги.

В Людмилин день – банный день.

В Людмилин день в баню сходи – силушки набери и хворь удали, и весь год будешь не болеть, только радоваться, да с женой баловаться.

В баню пришёл, свой веник нашел, попарился, ублажился. да в печь веник угодился (веник сжигали в печи).

Веник возьми с травками, да березовый, он хворь уберет и душу излечит.

Веники приготовь для всей семьи, да каждому, попарятся по тешутся, хворь уберут, да и веничек в печь унесут.

Можно шить, вышивать, веселится и плясать, да парней и девок завлекать.
В этот день – капусту рубили, девок и парней завлекали, а потом сватов направляли. Баню топили и хворь уводили.
Что нельзя делать?
Нельзя начинать новые дела.
Лучше отдохнуть, да капусту порубить и засолить, чтобы зимой была и на столе стояла и все было сполна.

Нельзя мыть полы, только подметать от дверей, а не к двери.
Нельзя свататься и свадьбы играть.
Нельзя девок целовать, а то короткая будет встреча или вовсе разойдутся.
Нельзя на свидание ходить, лучше отложить, да любовь сохранить (терпение).
Нельзя смотреть в зеркало.
Нельзя ловить рыбу.
Нельзя не подходить к водоемам.
Нельзя переезжать.
Погода.
Разглядывали птичью костку (курицы или утки) и по ней определяли, какой будет зима.
Если кость толстая и на ней много жира, то зима будет холодной.

Теплая и сухая погода – к поздней зиме.
Дождь – к большому снегу зимой.
День солнечный и погожий, сильных холодов не будет, а зима будет мягкой.
Гром гремит – к холодной зиме и бесснежной.
Плюсовая температура за окном - холода наступят нескоро.
Холодно с утра - к холодной осени до конца.
Галки в стаи собрались – к ясной погоде.
Воробьи чирикают под окном - к теплой погоде до конца осени («Бабьего лета»).
Листья на деревьях пожелтели, но не падают – к долгой осени.
Листьев на деревьях нет – к короткой осени, но теплой.
Звезды поутру мерцают – к перемене погоды.
На небе нет звезд – к зиме суровой – к холодной и дождливой осени.
Скворцы в теплые края не улетели – тепло продлится ещё долгое время.
Во дворе птицы летают, да щебечет- к дождю короткому.
Православный календарь.
ПОНЕДЕЛЬНИК (27 сентября). Седмица 15 - я по Пятидесятнице. Постный день. Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня.
ВТОРНИК (28 сентября). Седмица 15- я по Пятидесятнице. Поста нет. Попразднство Воздвижения Честно́го и Животворящего Креста Господня.
СРЕДА (29 сентября). Седмица 15 - я по Пятидесятнице. Постный день. Вмц. Евфи́мии Всехвальной (304); Перенесение мощей прав. Алекси́я Московского (Мечёва) (2001).
ЧЕТВЕРГ (30 сентября). Седмица 15 - я по Пятидесятнице. Поста нет. Мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софи́и (ок. 137).
ПЯТНИЦА (1 октября). Седмица 15 - я по Пятидесятнице. Постный день. Прп. Евме́ния, епископа Гортинского (VII); прп. Евфроси́нии, в миру Феоду́лии, Суздальской (прославление 1698); прп. Иларио́на Оптинского (1873).
СУББОТА (2 октября). Седмица 15- я по Пятидесятнице. Поста нет. Мчч. Трофи́ма, Савва́тия и Доримедо́нта (276).
ВОСКРЕСЕНЬЕ (3 октября). Седмица 15 - я по Пятидесятнице. Поста нет. Вмч. Евста́фия Плакиды, жены его мц. Феопи́стии и чад их мчч. Ага́пия и Феопи́ста (ок. 118).
Сад и огород (на неделю с 27 сентября по 3 октября)!
Понедельник (27 сентября).
Проводим перекопку почвы.


Вторник (28 сентября).
Теплица. Подготавливаем укрытие к зиме. Перекопать землю, проводим дезинфекцию стенок и грунта.

Подготавливаем малину к холодам

Среда (29 сентября).
Сажаем озимые культуры.

Четверг (30 сентября).
Защищаем грядки от морозов с помощью укрытий.

Проводим посадки озимых культур.

Убираем участок.

Делаем компостную кучу.

Пятница (1 октября).
Проводим обработку стволов деревьев.

Суббота (2 октября).
Собираем урожай с грядок.

Воскресенье (3 октября).
Перекапываем почву под кустарниками.

Выкапываем цветы.

Встань по раньше, куру забей и обед приготовь, да куриную косточку посмотри и узнай, что ждет нас впереди. Продолжали стричь овец, шерсть которых использовали для изготовления валенок. Заготавливали капусту. Перелетные птицы продолжали отправляться на юг. Дети шли в лес и наблюдала за птицами. В Людмилин день – банный день. Можно шить, вышивать, веселится и плясать, да парней и девок завлекать. В этот день – капусту рубили, девок и парней завлекали, а потом сватов направляли. Баню топили и хворь уводили.

Категория: Житейские советы | Добавил: Ленпех (29.09.2021)
Просмотров: 217
| Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 411
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 58
Гостей: 58
Пользователей: 0