11:28
Понедельник, 02.12.2024
Главная » Статьи » Выборы [ Добавить статью ]

Почему пропаганда обрушилась на Павла Грудинина?

13 незадекларированных счетов в Швейцарии, золотые слитки — так за две недели до президентских выборов Центризбирком разоблачил кандидата от КПРФ Павла Грудинина. Член ЦИК Александр Кинев намекнул, что вообще-то за такие нарушения коммуниста можно и снять, сделать это может Верховный суд, но в комиссии пока думают, обращаться туда или нет.

«Человек, который изъявляет желание побороться за высший пост в стране, должен вести себя предельно честно, кристально честно», — осудил Грудинина другой член ЦИК Олег Сироткин, с явным сожалением добавив, что кандидата от КПРФ снимать, видимо, не будут из-за «либеральных» российских законов. В вечерних выпусках новостей в прайм-тайм эта тема стала одной из главных. Ведущий «Вечернего времени» Кирилл Клейменов в выпуске в понедельник начал рассказывать о лечебных свойствах золота и закончил утверждением: «Мужской металл — это сталь». «Амазонки-жрицы в полнолуние занимались специальными… ну, вы понимаете, практиками золотыми слитками определенной формы. Интересно в этой связи, какой формы слитки на швейцарском счете Грудинина?» — на грани абсурда рассуждал ведущий.

В следующем сюжете информацию о грудининских счетах и слитках повторили, рассказав, что в годовщину смерти Иосифа Сталина выдвиженец от КПРФ не пришел к его могиле у кремлевской стены. Примерно в таком же духе новости о кандидате от КПРФ подаются с самого начала кампании — просто раньше говорили о двух, а не 13 счетах. Зрители российского телевидения наблюдали за протестом неких обманутых пайщиков Совхоза имени Ленина, которым руководит Грудинин. Слушали рассказы бывших работников предприятия, могли выяснить, что суд признал незаконной сделку по продаже совхозных земель IKEA.

Под занавес кампании избирателям почти прямым текстом сказали: Павел Грудинин обманул государство и зарегистрировался незаконно

Претензии ЦИК все равно выглядят ярким и выделяющимся пятном на этом фоне. Под занавес кампании избирателям почти прямым текстом сказали: Павел Грудинин обманул комиссию и зарегистрировался незаконно, это профанный, ненастоящий кандидат. Центризбирком как часть властной машины, однако, относится к его проступкам снисходительно и снимать провинившегося не планирует.

Чем ближе день голосования, тем больше нового и интересного мы узнаем о Павле Грудинине. Все выглядит так, как будто в Кремле очень испугались нового кандидата и бросили против него всю мощь пропаганды и черного пиара — иначе зачем тогда сюжеты с рассуждениями о слитках странной формы? При этом официальные рейтинги Грудинина как были на уровне 7–8%, так там и болтаются. Если допустить, что без волны компромата его рейтинг был бы вдвое выше, то все равно никакой опасности для Владимира Путина коммунист не представляет.

Кампания Грудинина не отличается креативностью, сам кандидат не делает никаких резких заявлений, не критикует власть, даже на информационные атаки отвечает вяло. Если вспоминать, что выдвижение Павла Грудинина было согласовано с Кремлем, который как раз был заинтересован в новых лицах для увеличения легитимности выборов, то компромат против такого кандидата выглядит и вовсе вредным для власти. Новых избирателей кандидат, чью подноготную раскрыли перед всей страной, не привлечет, ему бы привычный коммунистический электорат не растерять. Так что происходит?

Атаки на согласованных и не самых опасных кандидатов — дело для президентских кампаний довольно привычное. Чтобы не углубляться далеко в прошлое, вспомним выборы 2012 года. Тогда в новостях доставалось другому кандидату-новичку — Михаилу Прохорову, пусть и в достаточно легкой, по сравнению с компроматом на Грудинина, форме. Олигарха связывали с «лихими девяностыми», намекали на его контакты с Западом, шутили над «Ё-мобилем» и припоминали вечеринки в Куршевеле. Так же как и Грудинин, Прохоров серьезной опасности для Кремля не представлял — он играл по правилам, работал в определенной электоральной нише (умеренные либералы) и за ее пределы не выходил.

Кейсы Грудинина и Прохорова — лучшее доказательство, что участь согласованного с Кремлем спарринг-партнера для Владимира Путина, да и вообще согласованного кандидата на выборах любого уровня незавидна. Согласованность не означает, что кандидата не коснутся информационные атаки, скорее, наоборот. Это происходит потому, что кремлевские кураторы выборов поставлены перед конкретной, но сложной задачей — Путин должен не просто победить, но и получить определенный процент.

Чем дольше существует вертикаль, тем более бесхитростной и массовой становится пропаганда

Задача эта решается по-разному: в 2004 году основные партии отказались от выдвижения своих лидеров, делегировав на выборы второстепенные или даже третьестепенные фигуры. Тогда Владимир Путин победил бывшего охранника Владимира Жириновского Олега Малышкина и депутата от КПРФ Николая Харитонова. Но выигрыш был не самым красивым — и судя по всему, опыт был признан неудачным. Далее в кампаниях принимали участие фигуры более статусные или интересные, а неожиданности стали купировать в том числе информационными атаками на согласованных и договороспособных кандидатов. Казалось бы, чего страшного, если каждый из них набрал бы на пару-тройку процентов больше? Все равно Путин получил бы убедительный результат. Но этот результат должен быть очень убедительным, поэтому каждый процент становится очень важным.

В случае Павла Грудинина технологический прием был доведен до гротеска и стал очевидным даже неискушенному в политике человеку. Чем дольше существует вертикаль, тем более бесхитростной и массовой становится пропаганда, в нее вовлекаются все более высокие фигуры — типа членов ЦИК.

Обнаружение очередных счетов и рассказ об этом в новостях обнажили еще одну проблему. Внутриполитический блок АП находится в неудобном и странном положении: он должен, с одной стороны, обеспечивать явку, а с другой — дать Владимиру Путину отличный процент.

Эти две задачи очень плохо согласуются между собой, и вся история выдвижения кандидата Грудинина — отличный тому пример. Компартия выдвигает новую фигуру для привлечения электората, рейтинг кандидата растет — явка должна повышаться, но результат действующего президента понижается.

У АП увязает нос, администрация достает его — рейтинг Грудинина корректируют рассказами о его темном прошлом и настоящем. Увязает хвост — начинает падать явка. Конечно, для уже появившихся поклонников «кандидата от народа» атака на него может быть хорошим аргументом прийти на выборы, но других избирателей история с обнаружившимися счетами, скорее, оттолкнет: вот какие нехорошие люди баллотируются, не кампания, а сплошной скандал.

В этой сложной балансировке между явкой и процентами за Путина и проходит вся кампания. За мучениями стратегов из АП, а заодно и за мучениями всех системных кандидатов мы сейчас и наблюдаем.
Андрей Перцев


Источник

Категория: Выборы | Добавил: Ленпех (10.03.2018)
Просмотров: 1503
| Комментарии: 18 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]