Главная » Статьи » Власть | [ Добавить статью ] |
Иванов – что ждать от Кремля?
Интервью руководителя президентской администрации Сергея Иванова агентству ТАСС - событие не рядовое. Чиновники, занимающие эту должность, редко выступают в СМИ с развернутыми выступлениями. Глава АП по определению – фигура не публичная. Его задача – обеспечение деятельности президента. Поэтому он не может иметь своей политической позиции, по крайней мере, ярко обозначаемой. С учетом этого обстоятельства понятно, что появление главы АП в масс-медиа с большим и концептуальным выступлением – тот информационный повод, который должен послужить для транслирования целого ряда важных тезисов, пусть даже и не прямо высказанных. Следует иметь в виду, что положение Иванова, его статус и отношения с президентом отличается от положения большинства предшествующих глав АП. Он – ближайший соратник Владимира Путина с 1998 года, а знаком с ним как коллега уже около сорока лет. Иностранным гостям, в частности, Дж.Бушу, именно Иванова Путин рекомендовал как своего самого доверенного человека, с которым можно оперативно обсуждать все самые деликатные вопросы. Не забудем, что в 2007 году он вместе с Медведевым находился в шорт-листе преемников, и не стал им только потому, что было неудобно выдвигать на президентский пост двух разведчиков подряд. Каковы же месседжи, прозвучавшие в интервью Иванова? Их можно, условно говоря, разделить на две части – связанные с внешней политикой и связанные с внутренней политикой. Последние два года, после событий на Майдане первые получили приоритет в общественном сознании, да и по степени важности все еще являются более значимыми для государственной машины, но с приближением избирательной кампании 2016-го года вопросы внутренней политики неизбежно будут выходить на первый план. И администрация президента не сможет оставаться от них в стороне. Сергей Иванов, соответственно, коснулся двух самых острых направлений внешней политики РФ в наши дни – Сирии и Украины. Он еще раз привел аргументы российской стороны относительно ее участия в вооруженном конфликте в Сирии. Главное, что он отметил – это неконструктивное и недальновидное поведение США и их союзников, как во время «арабской весны», так и ранее – в Ираке и в Афганистане, где ставка на экспорт демократии не сработала. Таким образом, нынешний конфликт на Ближнем Востоке – во многом следствие политики Запада, и потому он не имеет морального права поучать Россию. Иванов дал понять, что возвращаться в «восьмерку» Москва не собирается, и формат «большой двадцатки» для нее более важен. По Украине он сформулировал российский компромисс по Донбассу: «провести выборы по украинскому законодательству, чтобы жители Донбасса почувствовали: их права железобетонно защищены. В том числе международными гарантиями и обязательствами». Вопрос Крыма был вовсе обойден как уже навсегда решенный и не представляющий интереса для Кремля на переговорах. Иванов сказал, что снятие санкций для России – не самоцель, и что она активно этим вопросом заниматься не будет. Таким образом, поймать ее на наживку «отмены санкций» – не удастся. Он признал: «в стране сейчас тяжелая финансово-экономическая ситуация. Санкции нанесли определенный ущерб, идет не рост, а падение ВВП, чего мы не отрицаем. Но! Главная причина замедления темпов развития российской экономики ─ не санкции, а снижение мировых цен на нефть и газ». Завершению процесса импортозамещения глава АП отводит 5-7 лет, за которые реально перестроить экономику, и, таким образом, скорых результатов ждать здесь не следует. Во внутренней политике основной тезис Иванова (обусловленный ситуацией в экономике) следующий: «Москва больше не будет подкармливать всех без разбору… Руководители, не желающие или не способные понять, что наступили иные времена, так или иначе сдают полномочия, сходят с пробега». Экономический кризис заставляет Центр урезать расходы, и жестко требовать от губернаторов вводить меры экономии. Понятно, что в таких ситуациях особое внимание уделяется борьбе с коррупцией, которой и было посвящена значительная часть интервью. Глава АП отметил – «неприкасаемых в антикоррупционной деятельности нет. Иначе губернаторов не арестовывали бы, а решали бы их судьбу как-то подковерно» и добавил: «Уверен, что подавляющее большинство чиновников и регионального, и федерального уровня ─ честные, порядочные люди, нельзя всех мазать черной краской». Примечательно, что Иванов ни разу не упомянул «Единую Россию», и лишь один раз – ОНФ. Этим самым он как бы подчеркнул, что АП будет дистанцироваться от непосредственного вмешательства в политику, или что вопросы партстроительства ему неинтересны, ими он не занимается. Вообще, создается впечатление, что для Кремля на данном этапе собственно «политика» в регионах не важна, а важен подбор ответственных кадров для руководства субъектами РФ. Основной же посыл таков – Кремль абсолютно уверен в правильности своей нынешней внешней политики, головы никто не теряет, и от взятого курса отказываться не собираются. В Сирии Москва будет идти своим путем в союзе с Дамаском, а на Украине добиваться выполнения Минских соглашений, не стараясь понравиться Западу. Во внутренней политике осторожно обозначен курс на точечную замену тех глав регионов, кто не способен соответствовать нынешним требованиям к проведению ответственной бюджетной политики. Прежняя парадигма отношений Кремля с губернаторами – «вы обеспечиваете управляемость регионом, взамен мы гарантируем вам лояльное отношение» сменяется на другую – «вы не должны более уповать на эксклюзивные отношения с АП, требования для всех одни, и за их неисполнение вам придется отвечать». Максим Артемьев | |
Просмотров: 736 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |
Block title