03:25
Воскресенье, 08.09.2024
Главная » Статьи » Жизнь в России [ Добавить статью ]

Вклады «На черный день» заморожены на год, и ставка по ним будет меньше

Почему провалилась идея депозитов в пользу бедных
Татьяна Куликова
Фото: Елена Афонина/ТАСС

Госдума приняла закон о социальных банковских вкладах для малообеспеченных граждан. Сама идея внедрения такого льготного продукта правильна и полезна, но, к сожалению, ее обесценивают изменения, которые были внесены в проект после его принятия в первом чтении.

Итак, по порядку. Законопроект о социальных банковских вкладах был принят в первом чтении в декабре 2023-го. Суть состояла в том, что для малообеспеченных граждан должен быть создан специальный вклад на ограниченную сумму, ставка по которому позволяла бы гарантированно защитить средства от инфляции. Лимит — 50 тыс. рублей, причем человеку разрешается открыть только один такой вклад.

Средствами на нем можно распоряжаться без потери процентов. По сути, это аналог обычного накопительного счета с начислением процентов на ежедневный остаток, но с высокой и предсказуемой ставкой, не зависящей от банка.

Подобный продукт крайне необходим, причем не только и не столько как мера социальной поддержки (подобно всевозможным адресным выплатам из бюджета), но и как мера стимулирования малообеспеченных граждан к целенаправленному созданию сбережений. Ведь если такие граждане в «тучные» годы откажутся от каких-то приятных, но необязательных трат ради создания хотя бы минимальной подушки финансовой безопасности, то они гораздо легче перенесут времена «скудные».

Понятно, что малообеспеченным гражданам формировать сбережения непросто, но для них это особенно важно, поскольку даже небольшое снижение достатка в реальном выражении (либо из-за потери дохода, либо из-за скачка инфляции) может привести к тому, что нечем будет платить за самое необходимое. А это прямой путь в кабалу микрофинансовых организаций .

В этой связи стоит упомянуть совместный проект консалтинговой компании «Яков и партнеры» и холдинга «РОМИР» под названием «Новое российское общество: динамика настроений граждан». Согласно этому исследованию (опросы проводились в мае), почти половина граждан с низким доходом не имеет сбережений вообще, и лишь 5% из этой группы располагают средствами, достаточными для проживания в течение полугода.

Так что проблема стимулирования сберегательного поведения крайне актуальна с социальной точки зрения. И не только. Ведь стимулирование такого поведения («Лимиты на кредиты. Как остановить разогнавшуюся инфляцию?») — одна из мер, необходимых для подавления разгона инфляции, который мы наблюдаем в последние несколько месяцев. (Это необходимо, по крайней мере, если мы хотим избежать необходимости дальнейшего подъема ставки до абсолютно запретительных уровней).

Стимулировать сберегательное поведение населения — задача комплексная. В частности, такую поведенческую модель надо продвигать посредством государственной пропаганды. Но надо понимать, что никакая реклама не заставит людей целенаправленно формировать сбережения, сознательно урезая для этого свои расходы, если будет опасение, что с таким трудом выкроенные средства обесценит инфляция.

Это касается, в первую очередь, населения с низкими доходами. Для него формирование сбережений особенно трудная задача, а спектр доступных финансовых инструментов для размещения средств весьма узок (вклады с «интересными» ставками в банках обычно начинаются от 50 или даже 100 тыс. руб., не говоря уже о дополнительных надбавках для премиальных клиентов).

Частью решения проблемы стимулирования сбережений этой группы населения и должен стать законопроект о социальных банковских вкладах.

Его редакция, принятая в первом чтении, предполагала весьма простую и элегантную конструкцию: проценты по такому вкладу должны равняться ключевой ставке плюс 1 и меняться вместе с ней.

Таким образом, доходность социального вклада почти при любом раскладе окажется выше уровня инфляции.

Кстати, согласно тексту первого чтения, такие вклады должны были стать доступны гражданам уже с 1 июля текущего года, что внесло бы свою лепту в борьбу с нынешним разгоном инфляции.

Однако у элегантной конструкции был один недостаток. Согласно законопроекту, банки не могут отказывать в открытии такого вклада, а государство им никаких компенсаций не выплачивает.

Значит, социальные вклады могут оказаться для банков убыточными. И поскольку граждане сами могут выбирать банк, где открывать такой вклад, а его условия везде одинаковые, то возникал риск, что какой-то банк или даже несколько понесут непропорционально высокие издержки, если все граждане вдруг решат открывать вклады именно там.

Получится вроде как несправедливо (хотя, скорее всего, в такой ситуации оказались бы как раз самые крупные и прибыльные банки, имеющие больше всего отделений и банкоматов, которые получают фактические преимущества от своего размера и статуса, так что вопрос о том, действительно ли будет несправедливым возложить на них маленькую «социальную функцию», не столь однозначен).

В итоге банки себя в обиду не дали, и ко второму чтению конструкция нового продукта претерпела существенные изменения. Теперь, согласно итоговой редакции законопроекта, ставка по социальному вкладу будет зависеть от конкретного банка; она равна максимальной ставке из всех общедоступных вкладов в его линейке, срок которых не менее месяца и не более года, причем не учитываются вклады, предложение о которых действует временно — менее одного месяца.

Последняя оговорка существенна, ведь банк может любой высокодоходный вклад в своей линейке называть «акцией», действующей «до конца месяца», а потом объявлять следующую «акцию», лишь чуть-чуть изменив условия. Например, изменить ставку на 0,1 п.п. или увеличить на сутки срок предлагаемого вклада — сделать 182 дня для полугодового вклада вместо 181.

Таким образом, вероятнее всего, социальные вклады в той форме, как прописано в итоговой редакции законопроекта, не станут надежной защитой от инфляции. Их доходность будет не сильно выше, чем можно получать на обычных общедоступных накопительных счетах, и при этом она окажется еще менее предсказуемой для вкладчика.

Так что новый финансовый инструмент не добавляет своей целевой аудитории никаких принципиально новых возможностей, а значит, он вряд ли поможет решению своей основной задачи — стимулированию целенаправленного формирования сбережений у слоев населения с низкими доходами.

И как вишенка на торт: даже если социальный банковский вклад все-таки окажется выгоднее общедоступных накопительных счетов, то борьбе с нынешним разгоном инфляции он все равно не поможет, так как в итоговой редакции законопроекта срок его вступления в силу сдвинут год — на 1 июля 2025-го.


Источник

Категория: Жизнь в России | Добавил: rusakov08 (12.07.2024) E
Просмотров: 565
| Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 582
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 24
Гостей: 23
Пользователей: 1
Ленпех