Главная » Статьи » Жизнь в России | [ Добавить статью ] |
Орешкин пойдет дорогой Улюкаева
Новый глава Минэкономразвития по-прежнему будет опираться на либеральных экономистов Надеждам на радикальную смену экономической политики в России, похоже, сбыться не суждено. Новый глава Минэкономразвития Максим Орешкин по-прежнему видит основной задачей своего ведомства прогнозирование и устранение ограничений для бизнеса, а не активное развитие экономики страны. Об этом он рассказал в интервью газете «Коммерсант». В этом министр наследует своему предшественнику Алексею Улюкаеву, который был уволен президентом в связи с утратой доверия. Предложения парламентариев о создании в России системы планирования пока не находят понимания в правительстве. Никаких принципиальных изменений в деятельности Минэкономразвития при Орешкине не произойдет. «Коллектив Минэкономики очень профессионален — резких изменений он не требует. Будет определенная перезагрузка и настройка, этого не избежать. Но серьезных, кардинальных изменений не планируется», — пояснил новый министр. Из текста интервью ясно, что это касается и кадрового состава ведомства, и его задач, и методов их достижения. Новизна будет заключаться лишь в косметических «улучшениях». Орешкин сформулировал философию деятельности ведомства. «Государство должно стараться создавать максимально комфортные условия для развития предпринимательства, предлагать те изменения, которые позволят бизнесу становиться эффективнее», — произнес министр. Те, кто рассчитывал услышать нечто менее банальное, видимо, будут разочарованы. По словам Орешкина, назначение прогноза Минэкономики будет меняться. «Он из чисто технического документа, демонстрирующего сценарий с цифрами, должен стать инструментом коммуникации правительства с деловым сообществом и населением. Прогноз сам по себе — это инструмент управления ожиданиями, — надеется министр. — И бизнес, и население должны из него узнавать, что правительство, министерства, ЦБ будут делать при разных внешних сценариях, в том числе негативных». Более беззубый, зависимый от внешних обстоятельств подход, трудно представить. Ни о какой активной роли государства в экономическом развитии страны речи у Орешкина не идет. В лучшем случае от констатации фактов Минэкономики перейдет к более энергичному снятию барьеров в развитии бизнеса. Среди них министр назвал ограничения в сфере человеческого капитала, проблему бедности, ограничения, связанные с инвестиционной активностью, в сфере инноваций, барьеры для международной кооперации и экспорта, а также высокий уровень трансакционных издержек в экономике и проблему высокой доли теневой экономики. Последняя, по его мнению, одна из самых важных. Нельзя сказать, что новый министр совсем не замечает благотворной роли вмешательства государства в экономику. Так, он обратил внимание на явное достижение последних двух лет, когда продовольственное эмбарго, введенное Россией в ответ на санкции, и другие меры принесли очень заметные плоды. Правда, выходец из Минфина Орешкин видит в этом в первую очередь финансовый эффект. «Проактивная политика в сельском хозяйстве тоже один из ключевых факторов стабилизации инфляции — в потребительской корзине 30% составляют именно продукты питания, увеличение их внутреннего производства позволило замедлить рост цен», — констатировал он. О распространении этого опыта на всю экономику не было сказано ни слова. Что касается обывателей — физических лиц, то им от инициатив министра ничего хорошего ждать не приходится. «Налоговая нагрузка на компании, работающие полностью официально, должна снижаться… Особенно это касается налогов на фонд оплаты труда, уплачиваемых предприятиями: ни в одной конкурирующей с нами экономике таких платежей нет», — считает Орешкин. Раз налоги с бизнеса будут снижаться, то сборы с физических лиц, вероятнее всего, будут расти. Во всяком случае, дискуссия о введении прогрессивной шкалы налогообложения, запланированная в правительстве на 2017 год, вряд ли приведет теперь к победе дифференцированного подхода и освобождению бедных от подоходного налога. Впрочем, ожидать чего-то иного от выходца из ВШЭ, сотрудника крупнейших международных банков и бывшего замминистра финансов, видимо, невозможно. Недаром при разработке плана действий, направленных на достижение экономического роста Минэкономики сотрудничает с Центром стратегических разработок Алексея Кудрина, РСПП, «Деловой Россией», и другими объединениями, имеющими либеральную репутацию. Интересно, что замом Орешкина по макроэкономике является Алексей Ведев, до этого возглавлявший Центр структурных исследований Института экономической политики имени Егора Гайдара. По мнению председателя Совета по повышению конкурентоспособности и развитию промышленности ТПП РФ Константина Бабкина, либеральный курс в российской экономике, заложенный еще Гайдаром, полностью себя исчерпал и завел ее в тупик. В рамках Совета была разработана альтернативная Стратегия экономического развития России до 2030 года, основанная на поддержке и стимулировании реального сектора. «Страна должна ориентироваться на новую индустриализацию, которая базируется на трех китах: на новой налоговой, внешнеторговой и кредитно-финансовой политике», — уверен Бабкин. — Интервью нового министра оставляет тягостное впечатление. Трескотня, общие фразы. Практически нет конкретных ответов на вопросы. Такое впечатление, что решения за Минэкономразвития будут приниматься в других либеральных центрах: Центробанке, Минфине, ВШЭ. Как решат в этой гайдаровско-чубайсовской-кудринской агломерации, такую политику Минэкономразвития и будет проводить. Собственного мнения нового министра я не увидел в этом интервью. Тяжелое впечатление. «СП»: — Министра с какими идеями вы хотели бы видеть? — Мы видим у России большой потенциал для бурного развития. Министр же этого не видит. Во главе Минэкономразвития нужен, во-первых, оптимист, а во-вторых, практик. Тот, кто видит и возможности, и инструменты, которые надо использовать. Например, Орешкин упомянул положительное влияние господдержки в сфере сельского хозяйства, но выводов о дальнейшем использовании этого инструмента не прозвучало. Депутат Госдумы от КПРФ Павел Дорохин уверен, что Россия для полноценного развития нуждается в создании современной версии Госплана. Причем необходимая для этого правовая база уже существует, надо лишь использовать ее. По мнению Дорохина, экономическая модель развития страны «перевернута с ног на голову». Из-за отсутствия «элементов индикативного стратегического планирования в оперативном управлении страной» она будет все время рассыпаться. При этом парламентарий ссылается на большинство индустриально развитых стран, в структуре правительств которых имеются органы, отвечающие за стратегическое планирование. Есть подобные органы и в управленческих структурах транснациональных корпораций. Для решения проблемы КПРФ предлагает на базе Минэкономразвития создать Госкомитет по стратегическому планированию при правительстве РФ с куратором в ранге вице-премьера. Сокращенно — Росплан. Статус и функции министерства в этом случае изменятся с прогнозов и аналитики до планирования и контроля. Будет изменена и структура бывшего министерства: новые функции должны взять на себя две трети департаментов ведомства. — Мы вместе с группой ученых, специалистов из Торгово-промышленной палаты, из РАН готовим эти предложения. Даже Совет безопасности РФ это поддержал. От Патрушева был нормальный ответ, что система планирования нужна не только в экономике, но и в других отраслях жизни: в безопасности, в обороне, в социальной сфере. То есть мы должны знать, как будем жить завтра, через пять, десять, пятнадцать лет. После того, как Орешкин был назначен руководить Минэкономразвития, я обратился к нему с просьбой принять меня. Я надеюсь встретиться в январе — начале февраля, чтобы прояснить все позиции. Если курс Улюкаева будет продолжен, — это очень печально. Это значит, что министерство опять покажет свою ненужность. А может быть и вредность. «СП»: — Насколько, по-вашему, хорош «Закон о стратегическом планировании»? Ведь он был подписан президентом уже достаточно давно, в 2014 году, а каких-то явных результатов не наблюдается… — Весь смысл этого закона в создании специального органа, отвечающего за стратегическое планирование. Когда закон принимался, было сильнейшее сопротивление со стороны Улюкаева, Минфина и Центробанка. Они постарались выхолостить его. От того, что мы там прописали, осталось немного, однако и этого достаточно. Это может быть использовано как юридическая основа. | |
Просмотров: 496
| Комментарии: 3
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |