Большая или маленькая сегодня пенсия у военных пенсионеров?
Насколько они сегодня живут лучше или хуже чем 5, 10, 30 лет назад?
Однозначного ответа на эти вопросы нет, так как у каждого военного
пенсионера своя пенсия, надбавки (боевые и др.), своё место жительства, а
у многих ещё и работа.
Публикуемые материалы не ставят задачу посчитать точные пенсии и
расходы военных пенсионеров, цель их – определить общие тенденции
изменения пенсий военнослужащих.
Для этого начнем с анализа пенсий военнослужащих, прослуживших от 20
до 32 и более лет. При этом, чтобы охватить практически весь диапазон
существующих пенсий, рассмотрим пенсию полковника, уволившегося в запас с
должности командира дивизии и с максимальной выслугой, пенсию майора –
командира батальона с выслугой 25 лет, а пенсию прапорщика-командира
взвода рассмотрим с выслугой 20 лет.
Таблица 1. Средний размер пенсий некоторых категорий военнослужащих (руб.)
В/звание-должность 1975 2000 2004 2008 2010 09.2010 04.2011 2012
Полковник-комдив 250 4000 6000 11000 12000 12760 13525 28000
Майор-комбат 3000 4500 8000 9000 9760 10330 17445
Прапорщик-комвзвода 2000 3000 5500 6000 6760 7135 9830
Данных, приведенных в табл. 1, совершенно недостаточно, чтобы понять:
насколько поднялся или снизился жизненный уровень военных пенсионеров
за последние годы. Поэтому рассмотрим еще два важнейших экономических
показателя, непосредственно влияющих на жизненный уровень каждого
человека в нашей стране: это рост инфляции (данные официального органа
РФ Росстата) и квартирной платы за последние годы.
Таблица 2. Инфляция в РФ в процентном и относительном исчислении с 2000 по 2011 годы
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
18,6% 15,1% 12% 11,7% 10,9% 9% 11,9% 13,3% 8,8% 8,8% 6,1%
1 1,19 1,37 1,53 1,7 1,9 2,06 2,31 2,6 2,81 3,06 3,24
Чтобы
понять, почему квартплата растет опережающими темпами по сравнению с
инфляцией, ознакомимся с основными положениями Концепции проведения
жилищно-коммунальной реформы, принятой в 1997 году (еще при Б.Н.
Ельцине) и ее практической реализацией.
Согласно Концепции ежегодно должна была сокращаться доля
компенсации оплаты жилищно-коммунальных услуг из бюджета при увеличении
уровня оплаты населением данных услуг. На 2000 год мы должны были бы
платить 70 процентов при компенсации из бюджета 30 процентов. В 2001
году – соответственно 80 процентов и 20 процентов. В 2002 году – 90
процентов и 10 процентов. И 100 процентов мы должны были бы платить в
2003 году. Эти меры предполагалось проводить при одновременном росте
средних зарплат россиян. Реально, даже сейчас при многократно выросшей
плате за квартиру за последние годы, мы до сих пор не оплачиваем, по
уверению руководителей ЖКХ, 100 процентов «экономически обоснованных
затрат». Оказывается, мы никак не можем перевалить за 80…90 процентов
при оплате тепловых ресурсов.
Не во всех регионах и городах выполняли эту установку. И в
Москве, и в Санкт-Петербурге еще не дошли до 100% оплаты услуг ЖКХ.
Хотя, например, в Санкт-Петербурге пробовали это сделать, но протесты
жителей остановили этот процесс.
Согласно данным опроса, в 2001 – 2008 годах денежные доходы и,
соответственно, потребительские расходы населения (без учета самых
богатых) ежегодно росли в среднем на 22,5 процента при среднегодовых
темпах инфляции 13 процентов. Эта «вилка» позволяла властям довольно
безболезненно, без заметных проявлений недовольства граждан, поднимать
стоимость услуг жилищно-коммунального хозяйства опережающими темпами в
среднем на 28 процентов в год.
Таблица 3. Рост средней квартирной платы в последние годы
в абсолютном (руб.) и относительном выражении на примере г. Москвы (2-х
комнатная квартира площадью 55 кв.м)
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
169 231 302 399 501 689 948 1079 1500 1800 2160 2500
1 1,37 1,79 2,36 2,96 4,08 5,6 6,38 7,66 9,18 11 12,65
Но
такую квартплату платят только жители Москвы и, возможно, еще в
нескольких регионах. В Подмосковье, например, также как и в большинстве
регионов России, рост квартплаты происходил примерно в 2 раза быстрее.
Сегодня квартплата за 2-х комнатную квартиру, общей площадью 55 кв. м в
Подмосковье составляет около 5000 рублей. В дальнейших расчетах будем
учитывать удвоенные цифры табл. 3. В ближайшей перспективе Правительство
планирует привязать повышение тарифов ЖКХ к инфляции.
А теперь
рассчитаем, как же увеличивалась разность между военной пенсией и
квартплатой за последние годы, и сравним этот показатель с ростом
инфляции (последняя строка в табл. 4).
Таблица 4. Абсолютное (руб.) и относительное увеличение
военных пенсий за вычетом квартплаты в сравнении с ростом инфляции за
последние годы
1.01.2000 1.01.04 1.01.08 1.09.10 1.04.11 1.01.12
Полковник, комдив 3660 5000 8000 8440 8525 24750
1 1,37 2,19 2,31 2,33 6,76
Майор, комбат 2660 3500 5000 5440 5330 12150
1 1,32 1,88 2,05 2,0 4,57
Прапорщик, комвзвода 1660 2000 2500 2440 2135 4830
1 1,20 1,51 1,47 1,29 2,91
Инфляция 1 1,53 2,31 2,81 3,06 3,24
Конечно,
мы не учли в нашем анализе повышение стоимости медицинских услуг, рост
тарифов телефонной связи, услуге совершенно необходимой для пенсионеров,
увеличение платы за проезд на всех видах транспорта и много других
экономических показателей. Не будем этого делать, они лишь ухудшат
полученные результаты.
Краткие выводы об изменении уровня жизни военных пенсионеров за период с 2000 года.
1. Чем меньше выслуга, должность и звание, тем более значительное
снижение уровня жизни военных пенсионеров наблюдалось вплоть до января
2012 года. Реальные доходы военных пенсионеров (с учетом только пенсии и
квартплаты) уменьшились с 2000 по 2011 годы: полковника на должности
комдива - на 31%, майора-комбата – на 53%, а прапорщика-комвзвода – в
2,37 раза.
2. С января 2012 года, впервые за последние десятилетия,
жизненный уровень многих военных пенсионеров ВЫРОС! Чем больше выслуга,
чем выше должность и звание, тем больше вырос жизненный уровень военных
пенсионеров. Реальные доходы военных пенсионеров (с учетом только пенсии
и квартплаты) увеличились с 2000 года по январь 2012 год: полковника на
должности комдива - в 2,08 раза, майора-комбата – в 1,41 раза, а
прапорщика-комвзвода уменьшились – на 10%.
3. Результаты анализа табл. 4 наглядно доказываютт опасную
тенденцию, которая, несмотря на повышение военных пенсий с января 2012
года, сохраняется в ВС РФ. Укомплектовать наши Вооруженные силы хорошо
подготовленными контрактниками солдатами и сержантами при таком уровне
их пенсий в ближайшие годы будет очень и очень сложно!
4. Уровень военных пенсий и сегодня все равно сильно отстает от
общего объема денежного довольствия военнослужащих. Пенсии
военнослужащих составляют всего около 20% от сумм, которые
военнослужащие получат с января 2012 года.
Служба в ВС РФ – почетная обязанность. То есть за почетность, за
сложные условия службы полагаются льготы и высокие пенсии. На самом деле
за последние десятилетия вплоть до 2012 года (президенты Б.Н. Ельцин,
В.В. Путин и Д.А. Медведев) реальные доходы военных пенсионеров
постоянно уменьшались. Это происходило на фоне растущих пенсий в
гражданском секторе и, особенно, зарплат и пенсий чиновников (смотри
статью «Гражданская и военная пенсия. Что лучше?»).
И только с января 2012 года средняя военная пенсия заметно
превысила среднюю гражданскую, однако пенсии контрактников-сержантов и
рядовых так и не поднялись выше средней гражданской пенсии.
В этой статье не в полном объеме даны ответы на поставленные в
заголовке вопросы. Смотрите следующую статью «Повышение военных пенсий в
будущем».