Военно-морской
флот России решил вернуть в строй уникальные подводные лодки проекта
945 «Барракуда», корпус которых выполнен из титана, рассказал
высокопоставленный источник в главкомате ВМФ, подчеркнув, что решение
восстановить лодки было принято в январе на совещании с главкомом ВМФ
Виктором Чирковым.
«Это было не спонтанное решение, мы его тщательно просчитали и
пришли к выводу, что восстановить лодки экономически целесообразнее,
чем утилизировать», - пояснил собеседник издания.
Сейчас в составе флота четыре титановые атомные подводные лодки (если
не считать мини-лодок для глубоководных исследований): две проекта 945
«Барракуда» - К-239 «Карп» и К-276 «Кострома» и две титановые лодки
модернизированного проекта 945А «Кондор» - К-336 «Псков» и К-534 «Нижний
Новгород».
Главная мишень «Барракуд» и «Кондоров» - авианосцы и подводные
лодки. Для их уничтожения используются торпеды, которые выстреливают из
двух 650-мм торпедных аппаратов и четырех 533-мм. В отличие от
«Барракуд» «Кондоры» могут стрелять ядерными крылатыми ракетами
«Гранат» и погружаться на 50 м глубже - до 600 м. От воздушных атак
лодки могут отстреливаться зенитными ракетами «Игла».
Все лодки входят в состав 7-й дивизии подводных лодок Северного
флота (п. Видяево), но «Карп» с 1994 года находится на судоремонтном
заводе «Звездочка» в ожидании восстановления. Контракт на ремонт первых
двух лодок подписан со «Звездочкой». Согласно документу, завод должен
провести средний ремонт с модернизацией двух АПЛ.
Как рассказал один из топ-менеджеров «Звездочки», на лодках заменят
ядерное топливо и всю электронику, а механические части проверят и
отремонтируют. Кроме того, ремонт проведут и на ядерных реакторах.
«По графику до конца апреля лодка К-239 «Карп» должна быть передана с
баланса флота на баланс завода. К этому времени должна быть проведена
дефектовка и утвержден проект работ. Сами работы начнутся на первой
лодке уже летом и будут продолжаться в течение 2–3 лет, по
оптимистичному сценарию. Возможно, сроки затянутся, поскольку пока не
все понятно с поставщиками комплектующих. После «Карпа» поставим на
ремонт «Кострому», - пояснил представитель «Звездочки».
Он добавил, что, несмотря на возраст, корпуса титановых лодок «в
отличном состоянии». «Титан в отличие от стали не подвержен коррозии,
поэтому если снять резиновое покрытие, которое поглощает шум, корпуса
там как новенькие», - добавил судоремонтник.
По предварительным данным, титановые субмарины получат новые
гидроакустические станции, боевые информационно-управляющие системы,
радары с радиотехнической станцией разведки, навигационную систему на
базе ГЛОНАСС/GPS. Кроме того, на лодках поменяют системы вооружения и
научат их стрелять крылатыми ракетами от комплекса «Калибр» (Club-S).
Прочность титановых лодок была продемонстрирована в 1992 году, когда
АПЛ «Кострома» столкнулась в Баренцевом море с американской субмариной
типа «Лос-Анджелес». Российский корабль получил небольшие повреждения
рубки, а американскую лодку пришлось списать.
Независимый военный эксперт, автор книг по истории Военно-морского
флота Дмитрий Болтенков в интервью «Известиям» назвал АПЛ с титановым
корпусом национальным достоянием.
«Восстановление группировки многоцелевых атомных подводных лодок -
это одна из самых важных программ флота. К сожалению, ходовых лодок из
общего количества едва ли треть, так что возвращение проекта 945 -
бесспорно, хорошая новость. Благодаря титановому корпусу лодки могут
служить до 100 лет», - сказал он.
Экс-начальник главного штаба ВМФ Виктор Кравченко, в свою очередь,
пояснил, что восстанавливать лодки, построенные в 1980-х годах, - не
самое правильное решение.«Современные сорта стали позволяют лодкам
выдерживать такую же глубину, как и титановые. Поэтому особого
преимущества, как в советские годы, у титановых лодок перед стальными
нет. Поэтому я считаю, что лучше бы построили новые, у них ресурс был
бы значительно больше», - пояснил Кравченко.
Ожидается, что после ремонта все четыре атомные субмарины вернутся в
состав 7-й дивизии подводных сил Северного флота и будут базироваться в
Видяево.