Масштаб
ущерба, нанесённого стране в период работы Сердюкова А.Э., назначенного
президентом РФ Путиным В.В., на мой взгляд, уже не поддаётся
воображению. Речь идёт не только об уголовных делах по хищению средств в
особо крупном размере, но и, мягко говоря, неправильных управленческих
решениях, которые, в принципе, могут даже подпадать под критерии
саботажа.
Взять, например, контракт стоимостью более 1,5 млрд. долларов о
совместном производстве в Воронеже итальянских бронемашин Iveco LMV M65
("Рысь"), прозванных экспертами за дороговизну и низкую боевую ценность
"белыми слонами". От них уже решено отказаться, но чтобы избежать
штрафных санкций, закупку 1775 броневиков придётся выполнить полностью, а
дополнительные 1275 бронемашин приобретены не будут. Главнокомандующий
Сухопутными войсками В. Чиркин отметил, что, в отличие от российских
броневиков, Iveco может принять на себя всего 150 килограммов сверху,
что не позволяет "поставить какую-то пулеметную установку" и даёт
возможность "посадить четыре человека со снаряжением весом каждый не
более 100 килограммов". Кроме того, выяснилась пикантная подробность:
перед принятия окончательного решения о выборе приоритетов, российские и
итальянские бронемашины испытывались в разных условиях - зарубежные
образцы выводились на полигон в сухую погоду, русские броневики - в
непогоду. Именно по итогам таких испытаний и был сделан вывод в пользу
иностранных конкурентов.
И кто теперь возместит ущерб, нанесённый стране этим решением?
Ведь было же давно ясно, что средняя стоимость Iveco LMV M65 - 300
тыс. евро, против 90 тыс. евро за русский броневик "Тигр". Зачем надо
было ставить новое производство заведомо более дорогих иностранных
бронемашин при уже имеющемся в наличии производстве российского
бронеавтомобиля не худшего качества? Ведь по цене сборки 1775 машин
Iveco можно было бы сделать 5 тыс. бронеавтомобилей «Тигр» и «Волк».
Может быть, реальной целью было эффективное освоение миллиарда долларов?
Еще летом 2010 года тогдашний первый замминистра обороны Поповкин
заявлял, что СП по производству бронеавтомобилей на территории России
уже создано, а сейчас идут переговоры по требованиям, которые Россия
предъявит итальянским бронеавтомобилям.
Вы только вдумайтесь в это. Сначала - создание совместного
предприятия и утряска всех финансовых вопросов, и только потом -
формулирование требований к машине. Нормальна ли такая
последовательность?
Я повторяю вопрос: кто теперь возместит России ущерб?
Кроме того, Россия теперь уже не собирается закупать итальянские
колесные танки "Кентавр": "Это было все затеяно при прежнем руководстве
Минобороны", - объяснил главком Сухопутных войск.
Но самое главное - это, конечно, контракт на "Мистрали" за 1,2 млрд.
евро. Теперь, наконец, стало известно о том, что решение о строительстве
третьего и четвертого корпусов кораблей этого класса в России отложено
до 2016 года.
"Нужно сначала определить роль и место этих кораблей в боевом составе
российского флота, понять, что нужно для их эффективной эксплуатации и
технического обслуживания", - сказал источник РИА "Новости". Но от
первых двух Mistral, строящихся во Франции, Россия уже не откажется при
всем желании: "Там степень понесенных затрат такова, что мы больше
потеряем (в результате отказа)", - признал первый заместитель главы
Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ И. Харченко.
Вы только вдумайтесь в это! Решение на 1,2 млрд. евро принималось без
определения места этих кораблей в боевом составе флота, без понимания
того, что нужно для их эффективной эксплуатации и технического
обслуживания! Это как может быть? Это что - эффективное управление
государством?
Первый замглавы Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ
подчеркнул, что "нелепая" инициатива закупки этих кораблей, исходившая
от Сердюкова, "нанесла ущерб отрасли и государству". И это не
единственный ущерб по вине экс-министра, добавил Харченко.
Повторяю вопрос: кто возместит стране этот ущерб? Может быть,
президент Путин, назначивший такого министра (что было сразу воспринято
военными как плевок им в лицо), должен ответить за случившееся?
А ведь всё это - лишь вершина айсберга...