Главная » Статьи » Новости МО и МВД РФ и мира | [ Добавить статью ] |
Служба внутреннего аудита зачистит Минобороны
Наследие Сердюкова в Минобороны «зачистит» служба внутреннего аудита. Вот уже год как Министерство обороны РФ выступает в качестве своеобразного «рога изобилия», из которого в информационное пространство регулярно высыпаются все новые и новые антикоррупционные разоблачения. На днях Счетная палата порадовала общественность очередной порцией предсказуемых откровений, которые, не исключено, будут приобщены к нашумевшему «делу Сердюкова». Впрочем, проверка использования госсредств охватывает не только период правления сердюковской клептократии (2011-2012 гг.), но также истекшие месяцы 2013 года. Бюджетные деньги выделялись на развитие объектов инфраструктуры Вооруженных сил. По сложившейся недоброй традиции около 30 млрд. рублей были бесследно «освоены» «эффективными менеджерами». Их растратили при постройке жилья для военных. Всего на решение жилищных проблем военнослужащих ведомство потратило 543,6 млрд. рублей налогоплательщиков. Из них 47% (255,4 млрд. рублей) было выделено на строительство жилья по гособоронзаказу. В контексте внушительных масштабов инвестиций следует признать, что в данном случае «птенцам гнезда Сердюкова» удалось вернуть свои коррупционные аппетиты в границы разумного. На этот раз чиновники Минобороны действовали без особого творческого вдохновения, скорее по накатанной схеме. Главный принцип которой сводится к тому, чтобы «множить посреднические сущности». В 2011 и в 2012 годах ведомство передавало функции заказчика по проектированию, строительству и капремонту объектов двум исполнителям - ФКЗ «Управление заказчика капитального строительства министерства обороны РФ» и ОАО «Главное управление обустройства войск». «Указанные организации фактически были превращены в посредников, которые содержатся за счет средств федерального бюджета, получая 2,85% от объема финансирования государственного оборонного заказа, но при этом, не выполняя своих основных функций» -обнародовала схему «сравнительной честной» растраты бюджетных средств на коллегии заместитель председателя Счетной палаты Вера Чистова. Словно провоцируя потенциальных расхитителей, до 80% средств, которые отпускались на нужды развития социальной инфраструктуры Вооруженных сил, проходили в качестве аванса. То есть получались подрядчиками и «прокладочными структурами» за еще не выполненные работы. Отдельно упоминания удостоилась компания «Стройимпульс СМУ-1». Представленный ею «проект» освоения бюджетных средств - явный претендент на победу в номинации «за креативность». Как утверждают аудиторы СП, на выделенные для строительства объектов Минобороны деньги, фирма... выкупила у военного ведомства его же недвижимость. Проведенная главным органом финансового надзора проверка подтверждает естественнонаучный факт, что выстроенная г-ном Сердюковым система, как и всякий сложный объект, обладает значительной силой инерции. Преодолеть которую не просто даже при наличии пресловутой политической воли со стороны нового руководства Минобороны. Видимо, это соображение стало определяющим для нового главы военного ведомства. Как стало известно, в структуре Минобороны будет воссоздана служба внутреннего аудита (контроля). Из чего можно сделать вывод, что появление коррупционных завалов теперь будут предотвращать (в идеале) или хотя бы ликвидировать в режиме постфактум, не дожидаясь очередного визита заезжих ревизоров из Счетной палаты РФ. Как отмечает российский государственный и политический деятель, занимавший в период с 1995 по 2001 гг. пост заместителя Председателя Счетной палаты РФ Юрий Болдырев, при любом масштабном управлении должны быть свои службы внутреннего контроля. - Мне, например, более 20 лет назад довелось руководить контрольным управлением президента. Это внутренний контроль в системе исполнительной власти. Без него эффективное руководство невозможно. Счетная палата не для того, чтобы выискивать недостатки в работе и помогать президенту или правительству. Проверяя Министерство обороны, она на самом деле проверяет правительство и президента. Если Счетная палата что-то выявляет, ее претензии по существу и апелляция к обществу не в части того, что Минобороны недорабатывает. А в части того, у этого президента и этого правительства творится такой бардак. «СП»: - Банально, но факт - «рыба гниет с головы» - Какие бы органы внутреннего контроля не создавали, это их внутреннее дело. Президент и правительство должны обеспечить порядок. Если этого не происходит, рассказывать нам, что они создают еще одну службу, не надо. Это обществу не интересно. «СП»: - Так же как вопрос субординации руководства новой структуры? - Это внутреннее дело администрации президента, правительства, Минобороны и так далее. Нас с вами это не касается. Служба должна помогать им обеспечивать порядок. Если они, конечно, намерены этим заниматься. Мы будем спрашивать не с этих служб, а с президента и правительства. «СП»: - Почему «особисты», которые прикомандированы к Минобороны, просмотрели назревавший коррупционный скандал? Или их активность не получила публичной огласки? - Проблема в том, что присутствие чекистов в Минобороны - это никакой не внешний аудит. Это все внутренний контроль в системе исполнительной власти. он может быть внешним по отношению к конкретному объекту в системе исполнительной власти, но в рамках единого целого это по сути такой же внутренний контроль. Президент Академии военной экономики и финансов, доктор экономических наук Сергей Викулов в разговоре с корреспондентом «СП» напомнил, что орган внутреннего финансового контроля уже существовал в структуре Минобороны. - В военном ведомстве раньше существовала внутренняя инспекция, которая занималась выявлением всевозможных финансовых нарушений. Причем, делала это достаточно эффективно. Учитывая, что казнокрадство в годы руководства Сердюкова достигло астрономических масштабов, вопрос о воссоздании такой структуры, безусловно, находится в повестке дня. «СП»: - Как сделать внутреннюю службу независимой от коррупционных поползновений вышестоящих чинов? - В первую очередь она должна иметь достаточные полномочия. В данном случае также было бы целесообразно замкнуть ее управленческий контур непосредственно на правительство или военно-промышленную комиссию. Это дискуссионный вопрос. Не исключено, что эта служба будет координировать свою деятельность со Счетной палатой. Уж коли последняя контролирует расходование бюджетных средств. «СП»: - Эксперты отмечают, что в структуре Минобороны и так достаточно средств антикоррупционного сдерживания. Проблема в том, что они до поры до времени блокировались извне - Если вы имеете ввиду контрразведчиков, то финансовый аудит не входит в их функционал. Другой вопрос, что их служебные обязанности могут быть расширены. Вообще в министерстве всегда были люди, которые компетентно решали задачи финансово-экономического характера. В частности, по предотвращению нецелевого расходования средств и хищений. Эти структуры имеют квалифицированные кадры, которые решают эти задачи. «СП»: - Решают или должны решать? Почему следственные органы занялись военным главком, когда миллиарды рублей уже были разворованы? Вы верите, что Анатолий Сердюков не был в курсе проделок подчиненных? - Разговоры о том, что бывшего министра обороны подставили, рассчитаны на наивных людей. Сердюков «валяет ваньку» в силу слабости нашей правоохранительной системы. Как министр может не быть в курсе?! «СП»: - По признанию экс-главы Счетной палаты Сергея Степашина, он проинформировал Дмитрия Медведева о проблемах с финансовой дисциплиной в ведомстве задолго до того как в прессе появились упоминания о фигурантах «сердюковгейта» - Я не хочу комментировать действия председателя правительства. Это уже политический вопрос. Член комитета Госдумы по обороне Вячеслав Тетекин убежден, что в отношении российского Минобороны не помешает взаимодополняющий «перекрестный» аудит - как внешний, так и внутренний. - В любом случае ведомственный финансовый надзор это обязательный элемент. При Сердюкове пошла неконтролируемая распродажа объектов, которые имеют стратегическое значение для обеспечения обороноспособности страны. Важно, чтобы внутренний аудит не осуществлялся в форме аутсорсинга. Когда ревизией финансовых расходов будут заниматься привлеченные консалтинговые компании. Прежде всего нужно восстановить в правах военных финансистов. «СП»: - Подчиняться они будут министру обороны? - В свое время эта система действовала эффективно. Г-н Сердюков и его команда, я думаю, намеренно разрушили финансовую службу в вооруженных силах. Это была мощная структура. Функционировало Ярославское военно-финансовое училище, которое занималось подготовкой военных финансистов. Это специалисты, которые профессионально разбирались в этой проблематике. Г-н Сердюков, под видом сокращения «избыточных» офицерских кадров принял решение о том, что военные финансисты больше не нужны. «СП»: - И все-таки едва ли целесообразно замыкать старую новую службу на министра, чье ведомство подлежит проверке - Дело в том, что Счетная палата и военные аудиторы это далеко не единственные органы контроля. Есть еще военная контрразведка, которая обязана присматривать за злоупотреблениями и военная прокуратура. В общем, существует достаточно стройная система, из которой были выбиты военные финансовые органы. Причем, это было сделано намеренно. Ликвидировать военную контрразведку (система особых отделов) Сердюкову было «не по зубам». Военную прокуратуру он попытался разрушить, переведя ее работников в категорию гражданских. Но самое главное, что были уничтожены военные финансовые органы. Все это было отдано на откуп, как я говорю, «женскому батальону смертниц Сердюкова», который не имеет никакого отношения к Вооруженным силам. Они некомпетентны, не заинтересованы, а также не обладают необходимым воинским корпоративным духом. Не будучи частью ВС, они не были заинтересованы в том, чтобы принимались правильные решения. Впрочем, не было бы особой необходимости в дополнительных аудиторских службах, если бы в Минобороны не расплодилось повальное воровство и казнокрадство. «СП»: - Как остановить коррупционный маховик? - Коррупция прекратится не вследствие появления новых форм аудита. А только в том случае, если заработает закон с неотвратимостью наказания. Важнейшим индикатором станут итоги процесса над г-жой Васильевой и, возможно, самим Сердюковым. Если эти люди останутся безнаказанными, это будет означать «зеленый свет» к продолжению коррупции в Вооруженных силах. Остановить ее не сможет никакой внешний или внутренний аудит. Если только не произойдут показательные посадки на высшем уровне. В противном случае органы финансового контроля не смогут сработать эффективно. Потому что это будет означать тотальную безнаказанность для коррупционеров. «СП»: - По вашим ощущениям, высшее руководство готово отказаться от порочной практики избирательного правосудия и наказывать воров, невзирая на ранги и лица? - Это предельно четкая формулировка. Сердюков и его команды могли вести себя столь дерзко лишь потому, что они были твердо уверены в своей полной безнаказанности. Думаю, что не только Степашин, но и военная контрразведка и прокуратура докладывали на самый высший уровень о масштабах и размахе коррупции. Однако, эти сигналы возвращались к тому же г-ну Сердюкову, который с усмешкой засовывал их в самый дальний ящик стола. Потому что он был убежден, что дальнейшего хода эта информация не получит. «СП»: - Тогда чем или кому общество обязано «внезапным прозрением» «отцов нации»? - Сложился мощный альянс самых разных сил с участием Дмитрия Рогозина, Сергея Иванова, военных контрразведчиков, прокуроров и руководства Счетной палаты. Что позволило остановить коррупционный процесс. Но, повторюсь, если г-жа Васильева и стоящий за ней (или над ней) г-н Сердюков останутся безнаказанными, любые антикоррупционные институты будут бесполезны. Коррупционеры воспримут это как сигнал «продолжайте воровать!». Василий Ваньков | |
Просмотров: 1834
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |
Военные пенсионеры