Создаваемый «Роснефтью» и Газпромбанком дальневосточный консорциум займётся не только производством шельфового оборудования, но и обслуживанием военной техники — ремонтом боевых кораблей и утилизацией атомных подводных лодок.

Большая часть активов Государственной объединённой судостроительной компании (ОСК) на Дальнем Востоке должна перейти под управление нового консорциума, создаваемого «Роснефтью» и Газпромбанком. За передачу активов, принадлежащих ОСК, выступил Минпромторг.

Изначально планировалось, что новой компании перейдёт только суперверфь «Звезда», которая строится в городе Большой Камень (суперверфь должна заняться производством кораблей для шельфовых проектов «Роснефти» и «Газпрома»). Однако теперь компании хотят передать и все остальные судостроительные и судоремонтные предприятия региона.

В частности, речь идёт о Северо-Восточном ремонтном центре (СВРЦ) в Камчатском крае, 30-м судоремонтном заводе в посёлке Дунай, центре судоремонта «Дальзавод» и 92-м судоремонтном заводе во Владивостоке, Амуровском и Хабаровском судостроительных заводах, 179-м судоремонтном заводе в Хабаровске, а также военном заводе «Звезда» в ЗАТО Большой Камень, на базе которого создаётся одноимённая суперверфь.

Любопытно, что большая часть предприятий работают на гособоронзаказ, а значит, «Роснефти» предстоит осваивать принципиально новую нишу. Правда, источники «Коммерсанта» отмечают, что консорциуму в основном «придётся взять на себя обязательства по ремонту, а не строительству военных кораблей». В том числе совместная компания займётся ремонтом и утилизацией атомных подводных лодок — на этом специализируются переходящие к ней 30-й судоремонтный завод и СВРЦ. Последний является основной базой АПЛ, входящих в состав Тихоокеанского флота.

За привлечение к оборонзаказам такого мощного инвестора, как «Роснефть», «нужно голосовать двумя руками сразу», утверждает источник в военно-промышленной комиссии при правительстве. По словам собеседника издания из Министерства обороны, военным не принципиально, под чьим руководством будут находиться конкретные верфи, — предприятия, несущие обязательства по гособоронзаказу, не освобождаются от них даже в случае переподчинения.

Напомним, что президент РФ Владимир Путин неоднократно критиковал Объединённую судостроительную корпорацию за неэффективную работу и неспособность обеспечить спрос даже на внутреннем рынке. Очевидно, привлечение в отрасль таких суперкрупных инвесторов, как «Роснефть» и «Газпром», призвано модернизировать судостроительное производство и вывести его на принципиально новый уровень.