11:12
Суббота, 27.07.2024
Главная » Статьи » Новости МО и МВД РФ и мира [ Добавить статью ]

Реквием по “Акулам”

31 августа на сайте РИА-НОВОСТИ было опубликовано интервью с начальником департамента государственного оборонного заказа Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Анатолием Шлемовым: первый "Борей” пойдет на север, второй на восток. Читаешь и диву даешься. Все у нас так хорошо в вопросах кораблестроения для ВМФ, столько у нас планов, будем строить и модернизировать и еще раз строить и модернизировать… Только вот все эти слова уже длительное время остаются только словами, на выходе колбасы пока нет. А флот тем временем теряет свою некогда былую мощность. А ведь в России есть уникальные подводные крейсера, гниющие на акватории судостроительного завода в г. Северодвинске, по тому, что по ним длительное время никто не мог принять правильного решения. Это подводные лодки 941 проекта «Акула» — «Северсталь», «Дмитрий Донской» и «Архангельск». И вот в последнее время появились слухи о том, что Минобороны до 2014 года планирует утилизировать 3 легендарных подводных крейсера русского флота… В прессу попала информация о том, что руководство страны решило списать и утилизировать до вышеуказанного года все АПЛ класса «Тайфун». Якобы основанием для принятия этого решения стали ограничения, накладываемые на Россию договором СНВ-3, и желание Кремля добиться экономии при переходе на лодки нового класса «Борей». Однако если это подтвердятся, то такое решение в корне не правильное и его можно расценивать как еще один акт по развалу Военно-морского флота со стороны руководства страны и в частности военного ведомства.
По этому поводу официальные источники заявили: «Минобороны РФ заявляет, что не принимало решения о списании АПЛ «Акула», известных также как «Тайфун». По официальной версии, подводная лодка «Дмитрий Донской» останется в составе ВМФ «еще достаточное количество времени» и будет резервной единицей для испытания ракет «Булава». «Северсталь» и «Архангельск» выведены в резерв, потому как сегодня Россия не имеет технических возможностей производить ракеты Р-39, под которые разрабатывались эти лодки.

Немного истории.
«Акулы» — это тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (ТРПКСН) 941 проекта (по классификации НАТО «Тайфун») — самые уникальные атомные подводные лодки. В мире больше аналогов нет. Всего было построено шесть ТРПКСН, и они все были занесены в Книгу рекордов Гиннесса, как самые большие подводные лодки. Длинна (по крейсерской ватерлинии) — 172,8 метра, ширина — 23,3, осадка — 11,2 метра, водоизмещение в подводном положении — 48000 тонн. Ракетное вооружение — 20 твердотопливных баллистических ракет (БРПЛ) Р-39 (РСМ-52).
Эти лодки спроектировали в ответ на серию подводных лодок США «Огайо», под самые большие баллистические ракеты на земле — 90 тонн (по 10 боеголовок каждая), с мощностью боеголовки в тротиловом эквиваленте — 200 килотонн.
Они способны были выпускать по 4 ракеты в серии — между пусками ракет в серии 17 секунд.
В 1976 году первая АПЛ была заложена на предприятии «Севмаш», а уже в сентябре 1980 года эта «Акула» ТК-208 была спущена на воду. С 1981 по 1989 года в ВМФ СССР появилось 6 таких уникальных лодок.
«Акулы» имели 5 прочных обитаемых корпусов под легким корпусом — 2 корпуса расположены по принципу катамарана параллельно друг другу, между ними размещены ракетные шахты, в носу — торпедный отсек, а сзади — кормовой механический отсек и еще Центральный пост – отсек управления. Живучесть корабля значительно повысилась от такого расположения отсеков. При пожаре или взрыве торпедного отсека (как это произошло на «Курске») не случилось бы разрушения всех носовых отсеков и полной гибели экипажа. Так, во всяком случае, говорили конструкторы.
Почему же получилась такая большая лодка? Да потому, что надо было очень быстро ответить на создание США подводной лодки «Огайо» с ракетами «Трайдент-1». «Акула» вышла на ходовые испытания почти за год до спуска головной лодки серии «Огайо».
Ракета Р-39 — это 3 маршевые твердотопливные ступени и разделяющаяся головная часть с жидкостным ракетным двигателем с характеристиками: дальность полета (8000 км против 7400), забрасываемый вес (2550 против 1360 у «Трайдент-1»), 10 разделяющихся блоков против 8, мощность каждого 200 килотонн против 100 — превосходила американский аналог, но она была и тяжелее (90 тонн против 32,2), и длиннее (16 метров против 10,3), и толще (2,4 метра в диаметре против 1,8). Так что необходимо было под нее делать совершенно новый носитель — вот так появилась «Акула».
И еще, у нас как всегда, сначала появляется лодка, а вот потом уже под нее появляется пункт базирования. Кстати, такая же ситуация и сейчас с "Бореями”, лодки практически готовы, а вот система базирования — нет (в основном из-за ракет "Булава”, но об этом в следующий раз).
«Акула» не вписалась бы из-за своих размеров ни в одну базу даже теоретически, а главное — из-за своей осадки. Тогда было принято решение сделать ее по принципу «мячиком на воде» — запас ее плавучести более 40%, и осадка получилась «всего» 11,2 метра. И это все из-за огромнейших цистерн главного балласта (ЦГБ), отчего полное водоизмещение в подводном положении достигает 48000 тонн, при надводном водоизмещении 23200. Вот почему «Акулы» торчали над водой.
Тот самый эффект мячика производил на неподготовленных зрителей неизгладимое впечатление — американцам, во всяком случае, мысль о необходимости договариваться с русскими о разоружении пришла сразу.
И все равно под ТРПКСН пришлось строить отдельный причальный фронт в отдельных базах.
Например, с 1977 года под «Акулы» на Северном флоте была начата реконструкция пункта базирования губа Нерпичья, — были созданы: специальная причальная линия, отдельные пирсы, а для доставки баллистических ракет БРПЛ Р-39 протянули железнодорожную ветку, которую, как всегда, потом так и не достроили. В настоящее время пункт базирования губа Нерпичья так же прекратил свое существование. У нас много чего не достроили, не доделали или в итоге загубили навсегда.
Почему так уникальна «Акула»? Потому, что она, несмотря на свои внушительные габариты, получилась не такой уж шумной, как все предыдущие проекты. Еще она способна плавать подо льдами, на самых малых глубинах, в самых высоких широтах. Она буквально могла ползти по дну, красться, потому что это была необычная лодка — она была задумана и спроектирована для действий на мелководье.
Внутри лодки был свой микроклимат — концентрация углекислоты, 0,1-03%, что в два раза ниже, чем на предыдущих проектах лодок, еще там был предусмотрена сауна, зона отдыха, спортзал. «Акулы» оборудованы камерами, и под водой можно вести съемку, выводя всё это на монитор в кают-компанию. Она могла находиться в море до полугода, меняя экипаж прямо в море. «Акулы» очень быстро превратились в "рабочих лошадок” и ходили одна за другой только подо льды Арктики. Да и считалось, что механизмы «Акулы» работают с большим трудом при температуре за бортом выше +10 градусов.
Американская же лодка «Огайо» этим похвалиться не могла, так как была приспособлена только для южных широт.
Почему же для нас так важны были Северный полюс и северные широты, всплыть на котором «Акуле» не составляло большого труда. Благодаря потрясающей массе и своему уникальному запасу плавучести она легко проламывала корпусом лед в 2,5 метра толщиной?
Считается, что на Северном полюсе особая гидрология и там обнаружить подводную лодку по шумам гораздо сложнее. Кроме того, пуск ракеты с полюса в полный ноль, приводит к тому, что она успевает долететь до цели практически неуязвимой, а сама подводная лодка успевает безнаказанно уйти.
Первый старт ракет у ледяной кромки с «Акулы» произвел на США неизгладимое впечатление. И когда при Горбачеве американской стороной был поставлен вопрос об утилизации подводного флота России, первыми предназначены под нож были именно «Акулы». 3 из них были пущены в утиль сразу же. Другие 3 корпуса удалось сохранить. Одна из «Акул» была переоборудована под испытания ракеты «Булава» и получила название «Дмитрий Донской». Две другие — ждут своей очереди до подобной модернизации. Но вот только дождутся ли?
Русский флот столько раз уничтожали, топили, взрывали, а он все равно возрождался.

Почему же в России принято все разрушать? Почему знания — не востребованы, а накопленный опыт никому не нужен? Мы всякий раз делаем все заново.
Так, может быть все-таки, стоит, хотя бы единственный раз подумать, а не сразу ломать, и принять правильное решение хотя бы по «Акулам» — подводным лодкам, один вид которых остановил когда-то гонку вооружений во всем мире.

© 2012, okryg.ru. Все права защищены, можете не сомневаться.


Источник

Категория: Новости МО и МВД РФ и мира | Добавил: Ленпех (21.09.2012)
Просмотров: 1017
| Теги: Сердюков, вмф, армия, Россия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 517
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 133
Гостей: 132
Пользователей: 1
wlad