14:51
Суббота, 18.05.2024
Главная » Статьи » Новости МО и МВД РФ и мира [ Добавить статью ]

Ракеты железнодорожного базирования будут воссозданы на новом уровне
Россия уже в ближайшем будущем вернет на боевое дежурство один из самых важных элементов своего ядерного потенциала – боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК). Эти уникальные для мировой практики ракеты избавятся от недостатков, которые в советское время мешали в полной мере реализовать эффективность подобных комплексов.

«Создание ракетного поезда - боевого железнодорожного ракетного комплекса, БЖРК - вскоре возобновится, - заявил замкомандующего Ракетными войсками стратегического назначения Андрей Филатов в эфире радиостанции «Эхо Москвы». - В советское время такие поезда, несущие ракеты «Молодец», делали на Украине. Материализации этой идеи произойдут в ближайшее время. В советское время очень много зависело от этого комплекса, и на Западе вызывало плохо скрываемое раздражение, что такой вид оружия есть у Советского Союза».

Ранее о возобновлении проекта и новых ракетных поездах, которые могут появиться уже к 2019 году, сообщали также источники в оборонно-промышленном комплексе. Иначе говоря, впервые получено официальное подтверждение планов России по воссозданию этих ракет, полностью выведенных из состава РВСН еще в 1994-м году.

Достанем всех

Внешне боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) выглядел, как обычный товарняк. Те же рефрижераторы, пассажирские вагоны, та же МПСовская раскраска. В тоже время, опытный глаз железнодорожника сразу бы отметил, что в отличие от обычных вагонов на БЖРК стоит не четыре, а восемь пар колес. Кроме того, в состав поезда входило целых три локомотива. В пассажирских вагонах не было привычных окон. Все они заменялись имитаторами, защищенными изнутри броневым листом. Внутри, как и в обычных пассажирских поездах - купе для офицеров и прапорщиков, плацкартные места для солдат, медпункт, столовая и помещения психологической разгрузки. Но главные вагоны БЖРК - это те, в которых располагались 3 баллистические ракеты SS-24 «Скальпель», командный пункт боевого расчета, автономная электростанция и холодильные установки.

«Скальпель» весил более 100 тон, нес на себе 10 полумегатонных ядерных блоков индивидуального наведения. Собственно из-за точности систем наведения ракете на Западе и присвоили имя «Скальпель». Она действительно предназначалась, можно сказать, для хирургически вскрытия хорошо защищенных объектов противника: подземных бункеров, командных пунктов и шахтных установок стратегических ракетных комплексов.

В теории, ракетные поезда в угрожаемый период должны были рассредоточиваться по стране, сливаясь с обычными товарными и пассажирскими составами. Отличить одни от других из космоса невозможно. Значит, и БЖРК мог безболезненно уйти из-под удараамериканских баллистических ракет - и нанести свой залп с любой точки маршрута. Но это в теории. На практике ракетные поезда покидали свои базы всего несколько раз за все несколько лет их существования.

Железная дорога против

Главными противниками БЖРК оказались не американцы, настоявшие на их утилизации в рамках договора СНВ-2, а советское же железнодорожное руководство. Состав с надписью на бортах «Для перевозки легких грузов» после первого же прохождения по маршруту выводил из строя железнодорожные пути. Железнодорожное руководство обратилось ЦК КПСС с петицией - дескать, война войной, но кто за ремонт дороги платить будет?

В итоге составы с ракетами по стране гонять не стали, а подготовку офицеров-машинистов ракетовозов стали проводить на гражданских составах, следующих по предполагаемым маршрутам движения БЖРК. Это оказалось не только гуманней по отношению к железнодорожникам, но и значительно дешевле и безопасней.

Невозможность использовать всю территорию страны для боевого патрулирования стало не единственной проблемой эксплуатации БЖРК. С момента вступления на боевое дежурство в 1985 году БЖРК покидали территорию своих баз всего 18 раз, прошли 400 тыс. км. При этом, при декларируемой возможности произвести пуск ракет с любой точки маршрута, ракетному поезду все-таки была нужна точная топографическая привязка. Для этого по всему маршруту боевого патрулирования строили специальные «отстойники», куда в час «Икс» прибывал поезд, привязывался к точке и мог произвести залп. Надо понимать, что это были далеко «не буранные полустанки», а хорошо охраняемые объекты с предательски выдающей их назначение инфраструктурой.

Стратегический размен

Решение отказаться от эксплуатации БЖРК было принято в 1993 году в рамках российско-американского договора СНВ-2. По нему Россия должна была снять с вооружения все ракеты РТ-23УТТХ до 2003 года. На время снятия с вооружения у России имелось 3 дивизии железнодорожных комплексов в Костроме, Перми и Красноярске - всего 12 поездов с 36 пусковыми установками. Для утилизации «ракетных поездов» на Брянском ремонтном заводе РВСН была смонтирована специальная «разделочная» линия. Несмотря на выход России из договора СНВ-2 в 2002 году, на протяжении 2003-2007 годов были утилизированы все поезда и пусковые установки, кроме двух демилитаризованных и установленных в качестве экспонатов в музее железнодорожной техники на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга и в Техническом музее АвтоВАЗа.

«Продлевать ресурс любого типа вооружения до бесконечности невозможно, - заявил бывший начальник штаба РВСН Виктор Есин. - Это касается и БЖРК, особенно с учетом того, что этот уникальный комплекс создавался на Украине. Ведь сегодня уже нет и тех предприятий, которые были задействованы в его разработке и производстве. Это все равно, что модернизировать пулю, когда у вас уже нет ружья. На павлогорадском заводе, где раньше делали пусковые установки для БЖРК, теперь производят троллейбусы...»

Впрочем, главными причинами отказа от комплекса все-таки оказались нерешенная проблема развертывания и возможности стрельбы ракетами с любой точки маршрута. Это делало БЖРК не столь неуязвимым, а значит и не столь эффективным оружием, как требовалось. Тем более, что в России в это время пошли в серию куда более современные ракетные системы Московского института теплотехники РТ-2ПМ2 «Тополь-М».

Тополь ядерной безопасности

Особенность «Тополя-М» в том, что эта твердотопливная ракета стартует значительно быстрее всех имеющихся в мире стратегических комплексов. Благодаря использованию в ее конструкции нескольких десятков вспомогательных двигателей этот полет становиться еще и трудно предсказуемым для противника.

Найти и отследить расположенную на колесном шасси машину во время ее патрулирования крайне сложно, если не сказать невозможно. В отличие от предшественников: мобильной системы РТ-2ПМ «Тополь» и боевого железнодорожного комплекса с ракетой SS-24 «Скальпель» ей не нужна топопривязка и специальные «отстойники» для получения целеуказания. «Тополь-М2» - первый российский стратегический комплекс способный реально быть автономным.

Этим свойством обладает и более совершенный РС-24 «Ярс», пришедший на замену мобильным «Тополям-М». По данным сайта Стратегической ядерное вооружение России на вооружении РВСН на январь 2014 года стояло 33 таких комплекса. Наследуя боевые достоинства «Тополя-М», они несут не одну, а три или более боеголовок индивидуального наведения.

Базовой ракетой нового БЖРК станет «Ярс»

Издание Газета.Ru выяснила подробности разработки боевых железнодорожных ракетных комплексов. Речь идет не о восстановлении производства ракет «Молодец», которые в годы перестройки были установлены на советских поездах, а о создании железнодорожной модификации комплекса «Ярс», принятого на вооружение пять лет назад. Эксперты уточняют, что на создание нового комплекса уйдет не меньше четырех лет.

Как рассказал источник в военно-промышленных кругах, разработка боевого железнодорожного ракетного комплекса (БРЖК) поручена Московскому институт теплотехники, создавшему такие известные ракеты, как «Тополь», «Булава» и «Ярс».

«Фактически речь идет о железнодорожной модификации ракетного комплекса «Ярс». Подробности я раскрывать не буду, но это почти такая же ракета, боевая часть аналогичная: они сейчас все на современных типах ракет взаимозаменяемые», — пояснил источник.

Он подчеркнул, что в создании комплекса, безусловно, будет использован «советский задел», полученный в ходе разработки и производства комплекса 15П961 «Молодец» (ударение на первый слог) с ракетой РТ-23 УТТХ, прозванной в НАТО «Скальпель», однако это будет «принципиально новая ракета, с другим уровнем качества и точности», которую будут производить «на другом уровне кооперации».

Ракетный комплекс «Ярс» был разработан на базе передвижного комплекса «Тополь-М». Он базируется на колесной пусковой установке, которая способна перемещаться по любой поверхности. От «Тополя», помимо прочего, этот грунтовый комплекс отличается головной частью с несколькими боеголовками по 150–300 килотонн (у «Тополя» она одна, но на 0,55 мегатонны).

Максимальная дальность поражения баллистических ракет «Ярс» - 11 тыс. км.

Генерал-майор в отставке Владимир Дворкин, возглавлявший в 1993-2001 годах 4-й ЦНИИ Минобороны, в котором разрабатывались требования к стратегическим ракетным комплексам, пояснил, что «Ярс» идеально подходит для создания железнодорожного комплекса будущего, однако усомнился в необходимости создания такой системы.

«Не вижу в этом необходимости, поскольку нам с точки зрения сохранения живучести вполне достаточно грунтового комплекса с «Ярсом». Во-первых, средства ограничены. И во вторых, даже закупка серийных грунтовых «Ярсов» будет почти полностью покрывать разрешенные договором СНВ-3 объемы ядерных боеприпасов. Сейчас мы достигли с американцами паритета, но потом нам придется выводить часть лодок — БДР «Кальмар» — и мы опять просядем вниз. Так вот, заполнить эту пустоту вполне можно грунтовыми «Ярсами». Но, если бы было принято решение создавать железнодорожный комплекс, его было бы целесообразно создавать на основе «Ярса» — и никаких особенных переделок, кроме того, что контейнер (с ракетой) надо будет поднимать в железнодорожном составе, нет», — пояснил Дворкин.

Он напомнил, что при создании советского комплекса «Молодец» инженерам пришлось столкнуться с очень большим весом ракеты, которая была тяжелее обычных железнодорожных вагонов. С «Ярсом» таких проблем нет.

РС-24 «Ярс»

«Когда мы ставили на железную дорогу Р-23 УТТХ, она была тяжела и приходилось делать дополнительную разгрузку на соседний вагон, чтобы нагрузка на ось не превышала допустимые пределы. Здесь, поскольку «Ярс» в два раза легче, решения будут в этом отношении проще», — отметил Дворкин.

При этом он подчеркнул, что разработка самого комплекса займет до пяти лет. Кроме того, для него придется создавать инфраструктуру базирования, развертывание которой может затянуться на восемь-десять лет.

Бывший начальник Главного штаба РВСН генерал-полковник Виктор Есин, в свою очередь, подчеркнул, что для России с ее просторами железнодорожные комплексы как раз очень эффективны.

«За сутки БЖРК может осуществлять передислокацию на тысячу километров. Его можно перемещать на другие театры военных действий. Это позволяет поражать объекты на большем удалении и оперативно реагировать на возникающие опасности в отношении России. Грунтовый комплекс такой маневренности не имеет», — пояснил Есин.

Он добавил, что уничтожение железной дороги на территории России будет означать начало ядерной войны, а в этом случае ракетные комплексы будут применены.

«Взорвать железную дорогу — это значит начать войну. Когда война начинается, можно уничтожить все. Но необходимо иметь такое оружие, которое гарантирует уничтожение противника, чтобы он двадцать раз подумал — начинать войну или нет. Я убежден, что если Россия будет обладать соответствующим потенциалом ядерного сдерживания, то никто не рискнет ни взрывать дорогу, ни нападать», — подчеркнул Есин.


Источник

Категория: Новости МО и МВД РФ и мира | Добавил: Ленпех (16.12.2014)
Просмотров: 607
| Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 410
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 47
Гостей: 47
Пользователей: 0