Главная » Статьи » Новости МО и МВД РФ и мира | [ Добавить статью ] |
О чем говорил Шойгу в Рязани?
Тезисы выступления Министра обороны Российской Федерации генерала армии С.К.Шойгу на совещании в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище по вопросу развития системы военного образования 15 ноября 2013 г. Система военного образования – важнейший инструмент формирования кадрового потенциала Вооружённых Сил, поэтому её развитие было и остаётся приоритетным в нашей работе. Масштабное переоснащение армии и флота ставит перед системой военного образования задачу подготовки специалистов, способных умело применять новое вооружение и военную технику. За последнее время в этом направлении удалось сделать немало. Воссоздана система управления военным образованием. Военно-учебные заведения возвращены в подчинение главнокомандующих видами, командующих родами войск, руководителей центральных органов военного управления. Это позволило обеспечить непосред-ственное участие заказчиков подготовки офицерских кадров в решении вопросов, связанных с обучением и воспитанием офицеров, совершенствованием учебно-матери-альной базы, а также повысить их ответственность за качество подготовки специалистов. Сеть высших военно-учебных заведений приведена в соответствие с параметрами кадрового заказа. Сохранены Михайловская военная артиллерийская академия, Военная академия войсковой ПВО, Военная академия воздушно-космической обороны. Восстановлены как самостоятельные вузы Рязанское высшее воздушно-десантное и Тюменское высшее военно-инженерное командные училища. Воссоздан филиал Военно-воздушной академии – Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов. В настоящее время функционирует 18 вузов и 15 филиалов. Они обеспечивают текущие и перспектив-ные потребности армии и флота в подготовке военных кадров. Возобновлён набор слушателей и курсантов с учётом поставки в войска вооружения и военной техники, а также формирования новых соединений и воинских частей. Справочно. В интересах Минобороны в этом году на первые курсы вузов набрано около 15 тыс. курсантов. Обучение спланировано по всем необходимым военным специальностям. По наукоемким инженерным специальностям, связанным с эксплуатацией робото-технических комплексов и других высокоинтеллектуальных систем, организована подготовка кадровых офицеров в ведущих гражданских вузах страны. Вэтом году набрано 2,5 тыс. человек. Приняты меры по повышению уровня подготовки военных кадров. Определён главный критерий оценки качества обучения – умение профессионально действовать в реальных условиях боевой обстановки. В военных академиях и университетах для офицеров вновь введены двухлетние учебные программы. Важно отметить, что они основаны на новых федеральных государст-венных образовательных стандартах, в разработке которых нам оказало помощь Минобрнауки. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить Дмитрия Викторовича Ливанова за совместную конструктивную работу. Немало сделано для сохранения научного потенциала военно-учебных заведений. Сегодня свыше 66% преподавателей и научных работников военных вузов – это доктора и кандидаты наук. В настоящий момент более 70% учёных Министерства обороны проходят службу и работают в военно-учебных заведениях. Для подготовки научно-педагогических кадров разработаны 16 федеральных госстандартов. Утверждена перспективная тематика кандидатских и докторских диссертаций. Её основу составляют приоритетные аспекты развития форм и способов вооружённой борьбы, совершенствования вооружения и военной техники, создания и боевого применения робототехнических комплексов и беспилотных аппаратов. В целом можно говорить о том, что сегодня система военного образования обеспечивает потребности армии и флота в военных кадрах. Дальнейшее её развитие будет осуществляться одновременно со строительством и техническим переоснащением Вооружённых Сил. Сегодня Министерством обороны реализуются следующие ключевые направления работы. Во-первых, мы продолжаем совершенствовать качество подготовки офицеров. Основой для корректировки программ обучения слушателей и курсантов станут результаты служебной деятельности выпускников, а также учений и тренировок войск. Значительную часть учебного времени они будут проводить на войсковых стажировках и полевых выходах, в учебных центрах и на полигонах. Возрастёт доля учебных занятий с использованием компьютерного моделирования. Это позволит формировать у обучающихся устойчивые навыки планирования, организации и ведения боевых действий, а также их всестороннего обеспечения. Существенное влияние на повышение качества подготовки офицеров будет оказывать проведение конкурсов и состязаний по военным специальностям, которые начиная с этого учебного года предусмотрены планами Минобороны. Во-вторых, особое внимание уделяем повышению уровня подготовки преподавательского состава. Уже сегодня военные педагоги в обязательном порядке привлекаются к участию в мероприятиях повседневной, боевой и оперативной подготовки. Стажировки в войсках и на предприятиях ОПК стали одним из основных направлений работы по повышению мастерства военных педагогов. Совершенствованию их практических навыков также будет способствовать чередование службы в вузе со службой в органах военного управления, воинских частях и научных организациях. Кроме того, мы существенно расширяем взаимодействие с ведущими гражданскими вузами. Передовые достижения педагогической науки будут активно внедряться в деятельность высшей военной школы. В-третьих, мы активно совершенствуем учебно-материальную базу военно-учебных заведений. Новые образцы вооружения и военной техники, современное тренажёрное оборудование в первую очередь поставляются в вузы. В настоящее время этот вопрос взят под жёсткий контроль. Всесторонний анализ системы военного образования показывает, что её эффективность можно повысить при выполнении ещё ряда условий. В первую очередь необходимо проработать вопрос возвращения военно-учебным заведениям статуса самостоятельных образовательных организаций. Опыт показал, что при филиальной системе снижается оперативность управления, текущие вопросы решаются через головной вуз, который, как правило, находится в тысячах километров. Особенно остро этот вопрос встанет в угрожаемый период, когда каждый филиал должен будет перейти на штаты военного времени и развернуть подготовку военнослужащих, в разы превышающую потребности мирного времени. Филиальная система на это не рассчитана. Предлагается исправить сложившуюся ситуацию. Сегодня для этого есть всё необходимое. В филиалах возросла численность переменного состава. Сформированы учебные центры по подготовке младших специалистов. Расширяется номенклатура специальностей. Организована подготовка военнослужащих по программам среднего профессионального образования. В этой связи считаю целесообразным возвратить филиалам статус самостоятельных образовательных организаций, воссоздать исторически сложившуюся типологию военных вузов: академии, университеты и училища, а также вернуть им государственные награды и почётные наименования. Ещё об одном вопросе, от решения которого напрямую зависит качество подготовки курсантов. Сегодня стали регулярными внезапные проверки войск, войсковые и флотские учения различного масштаба и уровня. Это не только проверка готовности и способности войск к выполнению боевых задач, но и инструмент выработки оптимальных способов ведения боевых действий, эффективного использования вооружения и военной техники, поиска новых управленческих решений. Только так мы сможем подготовить военного специалиста, способного действовать в любых условиях обстановки. В то же время рамки федеральных госстандартов не позволяют военно-учебным заведениям оперативно внедрять в образовательный процесс перспективные наработки в военном деле, технике и технологиях. Внесение в стандарты необходимых изменений требует времени, с течением которого новые знания теряют свою актуальность. В этой связи предлагается предоставить военным вузам право разрабатывать и утверждать образовательные стандарты самостоятельно. Сегодня такое право есть у Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов, а также у вузов, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации. Предоставление аналогичного права ведущим военным вузам расширит их возможности в формировании содержания обучения, позволит обеспечить требуемый уровень профессиональной подготовки офицеров, усилить практическую составляющую образовательного процесса. Одновременно возрастёт и ответственность вузов за качество подготовки специалистов, их способность в кратчайшие сроки приступить к выполнению обязанностей в войсках. Опыт приёма курсантов в вузы показывает, что дополнительные вступительные испытания позволяют более качественно отбирать кандидатов. Так, для будущих инженеров предлагается ввести экзамен по физике, для специалистов РХБЗ – по химии, для военных медиков – по биологии. Это позволит уже на начальной стадии выявить у абитуриентов не только способности к освоению сложной и дорогостоящей военной техники, но и мотивацию к получению конкретной военной специальности. И наконец, ещё одно предложение. Оно касается развития учебно-материальной базы вузов. В рамках деятельности программы Минобороны России до 2020 г. принята программа развития вузов. Их реализация позволит привести в порядок инфраструктуру и фонды вузов, целенаправленно осуществлять наращивание полевой, полигонной, учебно-лабораторной и тренажёрной базы военно-учебных заведений. Система военного образования находится в едином образовательном поле нашего государства. Она имеет богатую, более чем трёхвековую историю. Многое за это время изменилось, но осталась неизменной главная задача – подготовка военных профессионалов, готовых защитить Родину и свой народ. В целях дальнейшего развития системы военного образования и наращивания её потенциала прошу поддержать наши предложенные инициативы. | |
Просмотров: 1218 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |