Документ
о принятии системы ГЛОНАСС в эксплуатацию согласован всеми
заинтересованными сторонами, включая Минобороны, об этом "Известиям”
сообщил заместитель гендиректора ЦНИИМАШа Сергей Ревнивых.
По
его словам, на сегодняшний день урегулированы все технические вопросы
за исключением одного - соответствия заданным требованиям системы
межспутниковых измерений и передачи информации.
"Это новая
уникальная система, не имеющая аналогов в мире, она стоит не на всех
аппаратах, но на большей части, - говорит Ревнивых. - Она является одним
из средств повышения точности ГЛОНАСС в конечном счете. В отношении
данной системы предстоит еще некоторая бумажная работа - оформить и
согласовать акт о принятии в штатную эксплуатацию с соответствующими
протоколами уже завершенных испытаний. В данный момент система
межспутниковых измерений находится в опытной эксплуатации. Между
разработчиками и заказчиками сейчас достигнуто абсолютное
взаимопонимание по данному вопросу”.
По словам Ревнивых, в конце
января - начале февраля планируется собрать совместное техническое
совещание представителей войск воздушно-космической обороны (ВКО) и
Роскосмоса для окончательного согласования всех вопросов, связанных с
принятием ГЛОНАСС в штатную эксплуатацию.
Систему ГЛОНАСС должны
были принять в эксплуатацию до 31 декабря 2012 года. После чего она
должна перейти в управление войск Воздушно-космической обороны РФ -
сейчас ей управляют разработчики, главным образом за нее отвечает
гендиректор ОАО "Информационные спутниковые системы» имени академика
М.Ф. Решетнева” (производитель космических аппаратов для ГЛОНАСС)
Николай Тестоедов.
Дата официального ввода в эксплуатацию была
обусловлена тем, что с 1 января этого года наличие ГЛОНАСС-оборудования
стало обязательным для всего пассажирского транспорта и транспорта,
перевозящего опасные грузы. Передаваемые этим оборудованием данные по
идее должны иметь документальный характер. Например, по ним диспетчер
должен понимать насколько добросовестно выполняют работу операторы
автобусных маршрутов в сельской местности, довозят ли до официальной
свалки свой груз мусоровозы. В отведенный срок оснастить все авто
необходимым телематическим оборудованием успели далеко не все
перевозчики.
И представители Минтранса (отвечает за установку
ГЛОНАСС-оборудования на транспорте) на совещаниях в правительстве не раз
отмечали, что система ГЛОНАСС официально в эксплуатацию не принята и до
сих пор фактически является результатом НИОКРа. И следовательно
полученные с ее помощью данные якобы не имеют документальной природы.
Сергей
Ревнивых допускает, что задержка с принятием ГЛОНАСС в официальную
эксплуатацию в том числе обусловлена сменой руководства в Минобороны и
командования войсками воздушно-космической обороны - в декабре прошлого
года командующим Войсками воздушно-космической обороны РФ назначен
генерал Александр Головко.
"Сейчас нами обсуждается программа
запусков новых спутников на 2013 год с учетом готовности спутников,
средств выведения и текущей необходимости, - говорит Ревнивых. - К
запуску в этом году готовятся 4 спутника "Глонасс-М”: три ракетой
"Протон-М” и один ракетой "Союз 2”. Для осуществления этих стартов у нас
есть все необходимое, даты запусков и их последовательность будут
определены исходя из оперативной необходимости в зависимости от
состояния орбитальной группировки ГЛОНАСС”.
В настоящее время по
целевому назначению в системе ГЛОНАСС используются 23 аппарата, в то
время как штатная конфигурация предусматривает 24 спутника - по 8 в
каждой из трех плоскостей. Сейчас осуществляется замена выработавшего
свой ресурс спутника "Глонасс-М” N712 на резервный аппарат N743.
Ожидается, что он будет введен в строй в середине февраля. На время
замены спутников в состав альманаха временно включен в экспериментальном
режиме аппарат "Глонасс-К”, проходящий сейчас летные испытания.
Официальный
представитель командования ВКО Алексей Золотухин не смог оперативно
прокомментировать вопрос принятия системы ГЛОНАСС в эксплуатацию, пишут
"Известия”.