Военно-техническое
сотрудничество с зарубежными странами всегда вызывает повышенный
интерес. В последние годы появилась еще одна тема подобного толка,
вокруг которой постоянно идут споры. Это закупки иностранных вооружений и
военной техники.
К примеру, согласно российско-итальянскому договору в Воронеже
собираются бронеавтомобили «Рысь», фактически являющиеся
переименованными Iveco LMV. Уже на стадии переговоров по этому контракту
широкая общественность начала обсуждать подобные договоренности и
вопрос необходимости закупок иностранных машин. Несмотря на прошедшее
время, спорщики до сих пор не пришли к единому мнению. Теперь же
появился новый повод для возобновления споров вокруг «Рыси»/LMV.
Во
время визита на предприятие в Воронеже, где собираются «Рыси», министр
обороны С. Шойгу предложил провести сравнительные испытания зарубежной
разработки и отечественных. Замминистра Ю. Борисов подтвердил
возможность таких мероприятий и в качестве площадки для них предложил
третий полигон Министерства. Представители производств также согласились
с предложением и подтвердили готовность предоставить для сравнения
некоторое количество броневиков. Шойгу дополнительно отметил, что в
сравнительных испытаниях бронеавтомобилей должны участвовать экипажи,
имеющие опыт эксплуатации. В таком случае появится возможность «снять»
не только технические характеристики, но и получить отзывы об
эксплуатации. Министр подчеркнул важность отзывов реальных пользователей
техники.
К настоящему времени в Воронеже было собрано 57
«Рысей», а всего в настоящее время планируется изготовить более 350
машин. По словам замминистра Ю. Борисова, сейчас нет никаких оснований
для пересмотра необходимого армии количества броневиков. Зато
рассматривается вопрос подписания еще одного соглашения с итальянцами,
подразумевающего поставки запчастей, обучение технического персонала и
т.д. Также Борисов признал тот факт, что броневики Iveco LMV имеют
определенные недостатки. Тем не менее, это одно из основных транспортных
средств НАТО, что можно считать доводом в пользу машины. Кроме того,
замминистра привел статистику, полученную от зарубежных партнеров. По
утверждениям итальянской стороны, в ходе операции в Иране LMV 130 раз
подрывались на минах и никто при этом не погиб. У российских военных
имеется иная информация, более печального толка.
Наконец,
заместитель министра обороны напомнил о работах завода КАМАЗ, где в
настоящее время разрабатывается аналогичный броневик. В следующем году
предприятие из Набережных Челнов должно представить готовые прототипы,
обладающие требуемыми характеристиками хода и защиты. Таким образом, еще
раз расширится спектр моделей броневиков для российских вооруженных
сил.
Однако из всех новостей относительно бронированных
автомобилей военного назначения наибольший интерес представляет именно
касающаяся сравнения итальянского LMV с российскими аналогами. До сих
пор все сравнения итальянской и российских машин проводились только в
порядке мысленных экспериментов, теперь же предложено провести испытания
на полигоне. Сразу же после появления сообщений о предложении министра
обороны возник вопрос: с какими именно броневиками и по какой методике
будут сравниваться «Рыси». По мнению журналиста Д. Мокрушина, пока что
нашим автомобилестроителям нечего противопоставить итальянской
разработке Все существующие броневики российского производства уступают
LMV/«Рыси» в уровне противоминной защиты. С аналогичными по этим
параметрам «Волком» и «Тигром-6А» сложилась не совсем приятная ситуация:
разработка первого пока только завершается, а насчет второго нет почти
никакой точной информации. Так что пока испытания могли бы ограничиться
лишь пробными поездками по полигону с последующим сравнением
характеристик проверяемых машин.
Вскоре после предложения С.
Шойгу ситуацию прояснил Ю. Борисов. По его словам, в первых месяцах
следующего года «соревноваться» с бронеавтомобилем «Рысь» будут
отечественные «Тигр-М» и «Волк». На этот счет также имеются вопросы.
Разработчики броневика «Волк» ранее утверждали, что взрывные испытания
машины начнутся не ранее конца весны следующего года. Из-за этого сроки
полноценных сравнительных испытаний, в том числе и с пробными подрывами,
могут сдвинуться на несколько месяцев. Стоит отметить, такое развитие
событий в некотором смысле будет даже полезным. В таком случае удастся
«погонять» сравниваемые машины в различных районах страны и в разную
погоду. Таким образом, удастся проверить возможности машин не только на
одном полигоне, но и в различных прочих условиях. Испытания на стойкость
к взрывам не требуют каких-либо особых метео- или географических
условий и поэтому их проведение будет одной из самых простых частей всех
мероприятий по сравнению броневиков.
Примечательно, что в
будущих испытаниях примет участие нынешняя версия «Рыси», почти ничем не
отличающаяся от оригинального броневика LMV. Как сообщил замминистра
обороны Ю. Борисов, нашим промышленникам удалось договориться с
итальянскими по поводу некоторых доработок конструкции бронеавтомобиля,
благодаря которым она будет более полно удовлетворять российским
требованиям и станет лучше приспособлена к тем условиям, в которых
приходится работать в нашей стране. Одновременно с этим удастся выяснить
преимущества и недостатки отечественных машин, после чего провести
доработку их конструкций. Наконец, сравнительные испытания отечественных
и зарубежных машин могут поставить точку в споре о том, какая из них
лучше.
По-видимому, в министерстве обороны считают «Рысь»/LMV
подходящим и удобным бронеавтомобилем, однако все же желают немного
изменить эту машину в соответствии с отечественными условиями. Уже
известно, что в обновлении проекта «Рысь» будет участвовать завод КАМАЗ.
Кроме того, помимо конструктивных переработок совместный проект ждут
изменения технологического плана. В настоящее время в Воронеже
производится примерно 10% всех работ по изготовлению броневиков, а
остальные 90% делаются еще в Италии, перед перевозкой узлов и агрегатов в
Россию. После всех планируемых изменений российская сторона собирается
довести уровень локализации до 75-80 процентов, т.е. в России будет
производиться подавляющее большинство работ, а поставки из-за рубежа
ограничатся только отдельными готовыми комплектующими.
Сейчас
трудно говорить о результатах сравнительных испытаний. Как уже
отмечалось, по некоторым характеристикам отечественные броневики
превосходят LMV, но по другим проигрывают. Из-за этого военным по
результатам всех мероприятий придется анализировать целый комплекс
характеристик, данных и т.д. Кроме того, при принятии будущих решений
придется принять во внимание отзывы бойцов, которым уже пришлось
пользоваться броневиками всех типов. Так что окончательный выбор из
нескольких моделей броневиков, если он и будет, станет очень сложным
решением. Да и, скорее всего, далеко не быстрым.