Главная » Статьи » Новости МО и МВД РФ и мира | [ Добавить статью ] |
В понедельник, 30 июля, появились сообщения о том, что правительство решилось уменьшить расходы на оборону. Может быть, это решение будет, как положено, одобрено в администрации президента, за которой закреплено обычаем, а не законом, право последнего слова. Однако и тогда эффект от действительно разумной меры для экономики в целом будет, скорее всего, соответствовать старинной русской поговорке: что мертвому припарка. Бюджету это поможет сократить растущую дыру между доходами и расходами. Но, как сразу отметили все эксперты и газеты, в том числе - газета «Ведомости» - не позволит избавиться от противной каверны. В том числе и потому, что нет решения о том, как быть с пенсиями, зато есть масса влиятельных сил, стремящихся поскорее пустить в свое дело накопления будущих поколений. В общем, в главном финансовом документе страны - в бюджете, должны бы быть реализованы две задачи. Первая - чтобы было разумное соотношение расходов и доходов. Вторая - чтобы структура расходов и доходов стимулировала развитие экономики. По российскому бюджету не первую неделю идут тяжелые споры. Вот, наконец, правительство сообщает, что ему удалось снять почти все спорные вопросы (кроме пенсионного). Что видим в итоге? Ни первая, ни вторая задача не решена. При этом вводятся понятные и нужные ограничения на траты, например - бюджетное правило, ограничивающее уровень расходов планкой допустимого дефицита бюджета, если не учитывать доходы от продажи нефти сверх заложенной в изначальном проекте цены. В итоге появляются конкретные суммы допустимых трат на три года вперед: 13,4 трлн рублей - в 2013 году, 14,6 триллиона - в 2014-м, 15,3 трлн руб. - в 2015 году. Но это не дает гарантии бездефицитности бюджета. И не только потому, что непонятно, как будет финансироваться текущая деятельность Пенсионного фонда. Учтем, что в форс-мажорных обстоятельствах, конечно, власти вынуждены игнорировать все правила, включая бюджетное, если грянет мировой кризис. Так было в 2008-м, когда то же бюджетное правило отменили и вот только теперь его с будущего года восстанавливают. Расходы на оборону же, похоже, не прямо сократили, а решили расятнуть
по времени вливаний. Смотрим: не прошло предложение Минфина о
сокращении числа военнослужащих на десять, а правоохранителей - на
двадцать процентов. Меньше денег станут каждый год выделять на
гособоронзаказ. Но прежние гигантские суммы заказа просто пугали самих
производителей - нет у них ни ресурсов, ни сил, ни технологий, чтобы
освоить большие деньги. К тому же, актуальнее сейчас не заказы
размещать, а современное оборудование на заводах установить, операторов,
способных работать на нем подготовить, а мастерам-инструментальщикам
выдать, наконец, казенный инструмент для работы на казенных заводах. Еще
надо бы лаборатории организовать и работу там наладить так, чтобы
придумывать что-то новое, чтобы это новое устраивало не вальяжных
генералов-распорядителей финансов, а боевых офицеров. К примеру - как бы
усилить броню дна БМП так, чтобы самодельная мина не отрывала
конечности всем седокам, но мотор бы тянул машину даже в горы... Эта логика понятна. В идеале вообще бы прекратить траты на все, кроме помпезных спортивных соревнований, сооружения гигантских мостов на пустые островки и небоскребов в горных селениях. С пенсионерами бы было идеально так. Чтобы человек начинал работать в 18 лет и мгновенно умирал бы на следующий день после выхода на пенсию... Но пока так не получается, в правительстве идут дебаты, которые
преподносятся публике как серьезны споры серьезных людей о бюджете. Однако в этом деле создания стимулов подвижек нет. Как субсидировало государство убытки сверхприбыльно «Газпрома», так и субсидирует. Повышает налоги на его деятельность, но тут же часть денег «Газпрому» опять и отдает. Или вот, в разгар бюджетных баталий, Дмитрий Медведев подписывает постановление правительства о предоставлении субсидий предприятиям оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Что за субсидии? Д. Медведев поясняет (цитата по РБК), что «данные субсидии должны частично возместить затраты предприятий на уплату процентов по кредитам Внешэкономбанка и других кредитных организаций на разработку и производство продукции военного назначения». Вот как просто и понятно комментирует эту финансовую закавыку экономист Сергей Алексашенко: «Хоть ты тресни, но я не понимаю, каким образом можно оказывать помощь производителю оборонного заказа, если его изначально заставлять идти на поклон к банкам и брать кредиты (а проценты там о-го-го!) на производство того, что заказало Минобороны (вместо того, чтобы проавансировать производство и тем самым удешевить закупаемое вооружение). После чего компенсировать ему лишь часть уплаченных процентов, хорошо понимая, что все остальные проценты он платит, уменьшая свою собственную прибыль и сокращая свои возможности по той самой «модернизации производства и созданию рабочих мест... Воистину, простым смертным неподвластна логика российской бюрократической мысли»... Сегодня совершенно очевидно, что вторая задача - про развитие, должна бы иметь приоритет над первой. Не первый год, к примеру, европейцы усердно делают ставку на режим экономии. К этой осени становится ясно - затея провалилась. Экономия в вульгарном понимании снижает покупательскую способность, растит безработицу, но при этом никак не способна вытащить экономики Испании или Италии из глубокой ямы. У России, по сравнению с Европой, есть громадные конкурентные преимущества. Во-первых, у нас имеется колоссальный внутренний рынок. Во-вторых, подавляющее большинство наших предприятий работают на оборудовании, изношенном еще лет 20 назад. Вот куда нужны инвестиции. Во всех проектах бюджета об этом - «ни гугу». Конечно, если, не дай Бог, в центре решат создать спецкомиссию по раздаче денег на модернизацию производств, то все закончится новыми крупными вложениями российских граждан в строительство домиков во Флориде. Тут могут помочь разобраться с финансовыми потоками три таких персонажа, которые, отчего-то, стали в России уже просто сказочными: свобода предпринимательства, жесткая конкуренция, надежная защита собственности. Все эти три вещи должно гарантировать государство. В общем, ему ничем другим и заниматься не надо. Но на ближайшие месяцы (и годы) мы обречены наблюдать споры в правительстве на самую увлекательную для чиновников тему: на чем (на ком бы) бы еще сэкономить, чтобы баланс получился красивый. Александр Бакалов | |
Категория: Новости МО и МВД РФ и мира | Добавил: Ленпех (31.07.2012) | |
Просмотров: 525
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |