Украина понуждает Россию форсировать создание военно-морской базы в Новороссийске
Министр обороны Сергей Шойгу и главком ВМФ адмирал Виктор Чирков уточняют первоочередные задачи по базированию кораблей в военной гавани Новороссийска.
На минувшей неделе министр обороны Сергей Шойгу проинспектировал ход строительства Новороссийской военно-морской базы. Он вышел в море на противодесантном катере «Грачонок» с бортовым номером П-349. Вместе с ним, кроме журналистов, на юте корабля находились заместитель министра Юрий Борисов, главкомы ВМФ и ВВС адмирал Виктор Чирков и генерал-лейтенант Виктор Бондарев, командующий Южным военным округом генерал-полковник Александр Галкин, начальник Спецстроя России Григорий Нагинский, начальник Главного управления Спецстроя по Южному федеральному округу генерал-майор Михаил Ташлык, командир Новороссийской ВМБ капитан 1 ранга Сергей Пинчук. Вся эта делегация в течение часа обошла на катере по периметру всю строящуюся в Новороссийской или, как ее принято называть со времен легендарной Малой Земли, Цемесской бухте военную гавань. И многие из присутствовавших на корабле начальников получили от министра свою порцию указаний и упреков. Особенно много их было в адрес строителей.Оказалось, что в марте этого года, во время учений на юге страны, Сергей Шойгу уже побывал на строительстве Новороссийской базы и теперь, приехав сюда в мае, увидел, что ничего практически с тех времен не изменилось. А ситуация требует ускорения. В середине будущего года сюда, к берегам Малой Земли, должны прийти два первых фрегата проекта 11356 из серии в шесть кораблей, которые строят, вернее уже построили, для Черноморского флота на калининградском заводе «Янтарь», а также и первая ДЭПЛ проекта 636 «Амур» из серии тоже в шесть подводных лодок, созданная на питерской «Адмиралтейской верфи».
И причалы, молы и система бункеровки для них обязательно должны быть готовы к этому сроку.
Конечно, было бы лучше предоставить для базирования фрегатов и субмарин бухты и причалы Севастополя, а не подверженную неожиданным ударам ураганов, которые, бывает, выбрасывают на берег даже 30-тысячетонные суда, Цемесскую бухту. Но Украина до сих пор не дала разрешения на присутствие новых российских кораблей в Крыму и строящуюся Новороссийскую военную гавань, первая очередь которой должна быть сдана в 2015 году, теперь нужно вводить в строй на год раньше. Этого и добивается от Спецстроя Сергей Шойгу. Им, строителям, выделено все необходимое – деньги, материальные ресурсы, возможность набрать необходимое количество рабочих рук, но дело, по мнению главкомата ВМФ и министра обороны, движется слишком медленно.
– Работайте быстрее, – требовал от строителей министр. – У вас здесь огромный фронт работ, и здесь, и на севере, и на востоке. Мы для вас сделали все. Теперь вы должны сделать все, что необходимо.
Руководитель проекта генерал-майор Михаил Ташлык стоял за спиной у Сергея Шойгу, показывал ему карту, на которой обозначен ход строительства, но министр не скрывал своего недовольства.
– Неужели для того чтобы здесь что-то изменилось, нужно, чтобы министр по два раза приезжал? – спрашивал Шойгу.
Ответа не последовало.
– А, может, мне вообще каждый месяц сюда прилетать? – продолжал министр.
Таким же, мягко говоря, недовольным тоном разговаривал он со строителями и на совещании, которое прошло в штабе стройки. Опять же в присутствии журналистов.
– Все ваши замечания устранены, – пытался доложить министру начальник Спецстроя Григорий Нагинский. – Программа 2013 года будет выполнена на 100%. Работы ведутся в три смены, причалы № 1 и № 2 для надводных кораблей и подводных лодок будут готовы к лету будущего года.
– Нужны не только причалы, – подправлял его Шойгу, – но и система бункеровки (заправки кораблей топливом, горюче-смазочными маслами, водой. – В.Л.), а у вас до сих пор не определено, кто будет заниматься поставками топлива. Если не найдете инвесторов, скажите мне, – будем принимать меры.
Узких мест на строительстве базы оказалось достаточно много. Кроме поиска инвестора для создания терминалов по приемке и хранению топлива, оказалось, что еще не решены вопросы по земле, которую Краснодарский край должен передать военным для строительства некоторых крайне важных объектов базы, для прокладки дороги от полигона Раевский, что находится в нескольких десятках километрах от Новороссийска, до причалов, к которым будут швартоваться не только фрегаты и подводные лодки, но и большие десантные корабли. Не построено даже здание для штаба Новороссийской военно-морской базы – он, штаб этот, до сих пор находится на территории детского сада, переданного несколько лет назад в пользование военных моряков.
– Стыдно, когда штаб базы сидит в детском саду. Правда, ведь стыдно? – упрекнул министр генерала Ташлыка.
Тот молча кивнул головой.
– Отдельно по штабу, – отрезал Шойгу. – В этом году начать работу и в 2014-м переехать туда. И чтобы вся необходимая инфраструктура там была заведена – связь, системы управления и прочее, – потребовал министр.
– К лету 2014 года штаб будет приведен в порядок, – заверил Сергея Шойгу Григорий Нагинский.
– Здесь надо делать самый современный порт, – сказал министр, – в том числе и с вертолетной площадкой. А главкому ВМФ он поручил, кроме определения первоочередных работ, проработать вопрос о размещении в районе и место для размещения гидроавиации. По его оценке, существующая площадка в Геленджике «зажата новостройками».
Потом, когда совещание закончилось, журналистам сообщили, что на строительстве базы будут установлены три видеокамеры, информация с которых круглосуточно в режиме реального времени станет поступать на монитор, установленный в кабинете министра обороны, и на Центральном командном пункте Генерального штаба. (Кстати, такие видеокамеры были установлены несколько лет назад, когда возникли проблемы с морской стратегической ракетой «Булава» в сборочном цехе Воткинского завода. Последовательность и точность выполнения технологических операций каждым слесарем-сборщиком записывалась на видеомагнитофон. Что, как говорят специалисты, помогло наладить технологическую дисциплину труда и избавиться от раздражавших всех ЧП при запусках ракеты. Теперь такой принцип, видимо, решили ввести и в Новороссийске. – В.Л.).
Уже после того как Сергей Шойгу покинул штаб стройки мы, журналисты, подошли к генералу Ташлыку.
– Почему такие претензии были к вам со стороны министра? – поинтересовались коллеги.
– Мы друг друга много лет знаем, – ответил генерал. – Ему нравится меня за грудки хватать. Он сейчас меня не добил: поедет на север – там добьет, поедет в Вилючинск – там будет добивать (генерал отвечает за строительство причалов для ракетных АПЛ проекта 955 класса «Борей» «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах». – В.Л.). А если не там, то в какой-нибудь Камрани достанет.
Всем нам стало совершенно очевидно, что борьба Сергея Шойгу со строителями закончится нескоро.