Сомнения
иностранцев касательно потенциала России оставаться одним из мировых
авиакосмических лидеров, вновь зазвучавшие накануне старта салона в
Фарнборо, похоже, небезосновательны.
Российские летчики жалуются, что власти планомерно разрушают отрасль,
создававшуюся десятки лет. Появились даже сомнения: в скором времени
дойдет до того, что в космос начнут отправлять гастарбайтеров. А ведь
космонавты стране еще нужны - космические неудачи доказали, что
автоматика пока не способна заменить человека.
Система подготовки
летчиков, инженеров и специалистов по Военно-космической обороне
оказалась практически разрушенной. Такое мнение высказал в интервью
"Московскому комсомольцу" дважды Герой СССР, генерал-майор авиации,
летчик-космонавт Алексей Леонов. По словам члена знаменитого первого
отряда космонавтов, Министерство обороны допустило ошибку, фактически
ликвидировав несколько прославленных летных училищ.
- Комиссия Общественной палаты: российская авиация "убита без единого выстрела"
- Прокуратура назвала главную причину авиакатастроф
"Это
было не очень серьезное решение. Наверху, видимо, виднее - поставили
задачу упростить схему, сократить расходы на содержание двух академий", -
прокомментировал Леонов объединение Академии им. Жуковского с
Военно-воздушной академией им. Гагарина. По его словам, перевод Академии
Жуковского в Монино повлек за собой ликвидацию материально-технической
базы учебного заведения: для лабораторий и многочисленных тренажеров в
подмосковных корпусах Академии Гагарина не нашлось места. Не было его и
для преподавателей - жилплощадь профессорам не выделили, и они были
вынуждены по несколько часов в день ездить на работу на электричках.
"Как перевезти учебно-лабораторную и исследовательскую базу Академии
Жуковского, которая создавалась 90 лет? Это нереально", - говорит
Леонов.
По его словам, за решением выселить академию из Москвы
могло стоять Министерство финансов: Люди пытались противостоять
переезду, писали письма министру обороны, чтобы остановить развал
Академии Жуковского. И в этот период кто-то раскопал письмо Кудрина, где
он пишет о том, что помещение, которое занимала Академия Жуковского,
надо передать Министерству финансов для основания там казначейской
службы".
Дальше авиаторов постиг еще один удар. В июле 2011 года,
когда слияние академий худо-бедно подходило к концу, Минобороны
приказало передать подготовку обучающихся из Военно-воздушной академии
им. Жуковского и Гагарина в ВАИУ - Военный авиационный инженерный
институт в Воронеже. При этом Академия Жуковского как самостоятельное
учебное заведение должна была быть ликвидирована.После этого уже всем
специалистам было понятно - на подготовке авиаинженеров, летчиков в
России поставлен крест, пишет "МК". Обучать кого-либо в таких условиях
невозможно, да и некому учить - большинство
профессорско-преподавательского состава отказалось переезжать в Воронеж.
Поехали, по данным Леонова, из полутора тысяч только 17 человек.
"Если у нас дела так пойдут и дальше, скоро некому будет летать", - заключает летчик-космонавт.
В космонавты пришли записываться психологи и бомжи
Решению
Минобороны, говорит Леонов, пытались противостоять, однако военное
ведомство отвечало, что решение об объединении и ликвидации было
обусловлено "сокращением кадрового заказа на подготовку соответствующих
офицеров, а также сроков обучения".
"Секундочку, а с каких это
пор в стране ликвидирован дефицит летных и инженерных кадров? И зачем
надо было сокращать сроки обучения оставшихся?" - возмущается Леонов. Он
приводит в пример США, где, по словам летчика, существует отличная
система обучения пилотов, есть большой запас резервистов, готовых после
короткой подготовки готовы пересесть на современный истребитель. Да и
престиж профессии там высок. По информации Леонова, когда NASA объявило
открытый набор космонавтов, заявления подали около шести тысяч человек.
Роскосмос
в конце прошлого года тоже объявлял о наборе добровольцев для полета на
Луну. Записались, говорит Леонов, только 304 человека. "Летчиков там -
раз-два и обчелся... Зато приходили гуманитарии, психологи, были даже
бомжи", - поведал космонавт.
При этом, по его информации, в
Госдуме на полном серьезе обсуждается вопрос о найме зарубежных
летчиков. Ведь ежегодно требуется большое количество пилотов на самолеты
Airbus A320, Airbus A330 и Superjet. Так мы и до
космонавтов-гастарбайтеров дойдем, отмечает "МК".
У космонавтов нет своего жилья
По
мнению Леонова, люди чувствуют, как власть относится к космонавтам -
нет былого внимания и уважения со стороны государства. На сегодня в
Центре подготовки космонавтов (ЦПК) в постоянной готовности находится 31
космонавт, из них шестеро - командиры экипажей, Герои России. У всех
дети, годы воинской службы, но у большинства даже нет своего жилья.
"После
того как ЦПК превратился из военного подразделения в федеральное
государственное бюджетное учреждение, у нас начался настоящий бардак….
Министерству обороны мы стали не нужны, квартирами обеспечивать нас не
торопились… Увольняйтесь из ВВС, если хотите остаться в космической
отрасли. Если же хотите ждать квартиры (а многим до выслуги лет остается
еще по 5-8 лет), то увольняйтесь из Центра подготовки космонавтов и
будете откомандированы в Сибирь или на Дальний Восток, где, возможно,
потом и получите свои долгожданные метры. Представляете ситуацию?" -
прокомментировал "МК" на условиях анонимности летчик из отряда
космонавтов.
"Если бы и на "Фобос-Грунте" был космонавт, он бы нашел выход"
После
провала миссии "Фобос-Грунта" Марс предполагается исследовать пока
только совместно с другими странами. А вот за Луну Роскосмос намерен
взяться по полной, о чем говорится и в проекте "Стратегии развития
космической деятельности до 2030 года". В этот период планируется
осуществить демонстрационный пилотируемый облет спутника с последующей
высадкой космонавтов на поверхность и возвращением их на Землю, а также
"эксплуатация лунной орбитальной базы в посещаемом режиме".
Впрочем,
глава Роскосмоса Владимир Поповкин отмечал, что "повторять успех
американцев" мы не будем - просто так людей на Луну посылать нет смысла.
"Вначале планируется запустить туда целую серию кораблей различного
назначения, разместить на Луне научное оборудование для исследования
дальнего космоса, а затем, если потребуется обслуживание того, что нами
будет на Луну доставлено, отправить туда человека", - говорил Поповкин в
начале года.