Индия отказывается от российских самолетов по геополитическим причинам.
Рынок
транспортной авиации Индии оказался практически утерянным для
Российской Федерации. Индийское издание The Calcutta Telegraph сообщает о
первом прибывшем для ВВС этой страны самолете С-17 производства
американской компании Boeing. На протяжении 10 лет машины производства
США должны полностью вытеснить российские Ил-76. В прошлом году наша
страна проиграла тендеры на поставку самолета Ил-78 и вертолетов Ми-26.
Индия
до последнего времени оставалась надежным партнером России в области
покупки вооружений. Индийцы платили миллиарды долларов нашей стране за
военную технику. Но в ноябре прошлого года РФ проиграла тендер на
поставку 15 вертолетов Ми-26. Их должны заменить американские СН-47
Chinook от компании Boeing. Вместо покупки шести самолетов-заправщиков
Ил-78 индийцы предпочли приобрести Airbus A330. Общая сумма ущерба нашей
стране оценивается свыше миллиарда долларов.
Потеря индийского
рынка может негативно сказаться на военных контрактах России с другими
странами. Вполне возможно, что некоторые государства могут задаться
вопросом о целесообразности покупки нашей техники, если даже ее давний
покупатель решил сменить поставщика.
Как сообщает индийская
пресса, отказ от российских машин вызван их техническими
характеристиками. Хоть стоят они и дешевле западных образцов, но дороже
обходятся в обслуживании. Как говорит доктор военный наук, генерал армии
и бывший главнокомандующий ВВС СССР и России Петр Дейнекин, надежность
нашей техники не вызывает сомнений:
– Наша авиационная техника по
надежности не уступает иностранным образцам. Это распространяется и на
самолеты Ил-76 и Ил-78, и на вертолеты Ми-26. Во всяком случае, их
послепродажное обслуживание не должно быть дороже обслуживания
американских машин. Возможно, мы отстаем в оперативности устранения
дефектов, которые всегда неизбежны.
Но и американский дримлайнер
показывал себя не с лучшей стороны. Он нанес ущерб многим компаниям,
которые покупали его. Да, они оперативно устраняют дефекты, выявляемые в
ходе освоения машин. Но тоже проходят определенный путь, прежде чем
достигнут необходимых параметров по надежности.
Возможно, сейчас
индийской стороне, с которой у нас давно установились хорошие отношения в
области авиатехники, предложили не самую лучшую модель. У Ил-76 есть
хорошая модификация с прекрасными экономными двигателями ПС-90, с
удлиненным фюзеляжем, с современными средствами навигации. Так что
экономические причины возможны.
Но я не встречал машин надежней,
чем производства фирмы Илюшина. Это самые надежные воздушные суда,
начиная с Ил-14, затем Ил-18, затем Ил-76, Ил-86, Ил-96. Не зря на
самолетах Илюшина летает наш президент.
Американский С-17 – тоже
распространенная в авиационном мире машина. Но не стоимость
постпродажного обслуживания могла стать причиной отказа индийской
стороны от покупки наших самолетов.
Что касается танкера Ил-78,
то он себя прекрасно показал в эксплуатации. Первые машины поступили к
нам на вооружение в середине 1980-х, на смену М-4. От Ил-78 наши
самолеты заправлялись при патрулировании к берегам Америки. Недавно наши
стратегические воздушные корабли Ту-95 летали без посадки по плану
дежурства в воздухе более 42 часов. А сверхзвуковые Ту-160 летали с
дозаправкой от Ил-78 более 22 часов. На мой взгляд, это прекрасные
показатели надежности наших самолетов. Другим подтверждением качества
наших танкеров считаю полет Ту-160 в Венесуэлу.
Ми-26 – это
вообще царь-вертолет. Он даже американские тяжелые вертолеты Chinook
эвакуировал на внешней подвеске. Когда тот после поломки нуждался в
эвакуации, ни одна машина, ни один воздушный кран не мог его поднять. С
этой задачей справился только Ми-26. Он прекрасно себя показывает при
выполнении любых заданий.
«СП»: – Возможно, иностранные машины более современные, чем наши?
–
Понятие «старые» для самолетов не существует. Главный критерий для
воздушного корабля – его пригодность к летной эксплуатации. К примеру,
американцы до сих пор успешно используют самолет B-52, которому уже
около 50 лет. Ему просто дают новую навигацию и прочее оборудование. А
что касается С-17, то он ровесник нашего Ил-76. Переделанный в танкер
А-330, может, и моложе нашего Ил-78, но наш самолет подтвердил свою
надежность десятилетиями эксплуатации. Это хороший танкер и транспорт.
Так
что причина отказа индийцев не в надежности. Мы принимали участие в
авиа-шоу на разных континентах. Наши машины показали высокую надежность,
совершая перелеты на очень большие расстояния, хорошо зарекомендовали
себя в климатических зонах от наших суровых зим до жарких тропиков ЮАР,
Малайзии и Чили. Только сочувствую индийцам, которые отказываются от
своих исторических партнеров.
Директор Центра геополитических
экспертиз Валерий Коровин истинную причину отказа Индии от наших
летательных аппаратов видит в слабости России на международной арене:
–
При выборе приоритетов поставок очень сложных машин, как самолеты и
вертолеты, играет роль система взаимоотношений между странами и
приоритеты в геополитике, которые выбирает то или иное государство. За
последние два десятилетия Россия устранилась с мировой арены и заняла
позицию абсолютного безразличия и нейтралитета по отношению к
происходящему на планете. Даже те жалкие потуги, которые совершаются в
отношении горячих точек имеют налет равнодушия. Наши государственные
деятели будто говорят: «Да, мы, конечно, против, но, по большому счету,
нам всё равно». У России нет идеологической модели развития и, как
следствие, нет геополитической стратегии.
Россия перестала
представлять себя как евразийская держава, как это делал Советский Союз.
РФ смирилась с ролью региональной державы, за которую еще надо
побороться.
У нас нет стратегии, поэтому мы никому ничего не
можем пообещать. Ведь сами не знаем, чего хотим и куда двигаемся. И это
состояние неопределенности совершенно не устраивает такие государства,
как Индия.
Эта страна входила в Движение неприсоединения, но
больше симпатизировала СССР. Она не ориентировалась на советский блок
из-за нашего оголтелого атеизма. Сейчас проблема отрицания религии снята
в современной России, но на нас по-прежнему нельзя ориентироваться
из-за отсутствия геополитических приоритетов. Раз мы ничего не
предлагаем странам мира в глобальном плане, то индийской стороне ничего
не остается, как соглашаться на американские машины и терпеливо
дожидаться, когда к России вернется сознание, и она задаст четкие
ориентиры для своих союзников.
«СП»: – Для продвижения своих интересов в Индии России не хватает только политической воли, или ресурсов у нас тоже нет?
–
Когда мы говорим о продвижении геополитических интересов, то ресурсы и
не нужны. Речь идет о мировоззренческих приоритетах, о создании вместе с
нашими соседями культурно-цивилизационного кода. Наш народ и народы
стран-соседей ждут, когда российское руководство сформулирует
геополитическую концепцию РФ как евразийской державы. В силу своего
размера Россия не сможет стать национальным государством. Хотя западные
стратеги и советуют нам расчленить страну и по кусочкам войти в Европу.
Некоторые наши политики придерживаются такого же мнения. Но, по крайней
мере, это некоторая определенность. Сейчас же мы зависли над пропастью
между двумя краями: ноги затекли, сил держаться нет. Но выбрать тот или
иной путь мы никак не можем. И глядя на такое раскоряченное состояние,
индийцы не вдохновляются. Махнув на нас рукой, они начинают покупать
американские самолеты и вертолеты.