Как минимум 50 тысяч
человек пошли по стопам Владимира Путина и приехали на авиашоу в
Жуковском. Там в течение трех дней отмечали столетие ВВС. Вчера на
репетиции праздника побывал президент. Сегодня за полетами наблюдал Егор
Низамов.
100 лет - это величественный юбилей, и отметить его решили подобающе.
Еще в июне российский президент Владимир Путин провел совещание по
подготовке праздника и, как потом сообщила его пресс служба, «указал на
необходимость серьезно наращивать возможности стратегической, армейской,
военно-транспортной авиации».
Вчера, побывав на генеральной репетиции праздника, он назвал
конкретные цифры. До 2020 года, по словам президента, на вооружение
поступит более 600 новых самолетов и 1000 вертолетов, и это не считая
модернизированных систем.
Это примерно половина от числа воздушных судов, которыми сейчас
располагают ВВС. Такие задачи, конечно, можно только приветствовать, и
на празднике в Жуковском многие говорили, что российская авиация
переживает подъем.
В самом деле - достижения авиапромышленности можно было увидеть на
расстоянии нескольких десятков метров, прямо там, в небе над аэродромом.
Например, истребитель четвертого поколения Су-35, который выполнял
невероятные маневры. ВВС заказали 48 таких самолетов к 2015 году, и этот
контракт, скорее всего продублируют. Но - машина того же поколения есть
и у конструкторского бюро Микояна - это МиГ-35. И ее почему-то никто
заказывать не собирается, ее судьбу уже шестой год никак не могут
решить.
Такой перекос можно объяснить законами рынка и конкуренцией. Но есть и
другой крен в российском авиапроме, который объяснить сложнее.
Истребители и другую тактическую авиацию спонсируют и заказывают. А что
ждет дальнюю авиацию, стратегическую, и военно-транспортную, пока не
ясно. Перспективные разработки, вроде Ан-70, Ан-124, уже давно находятся
на стадии проекта и дальше не прогрессируют. Бывший главнокомандующий
ВВС Петр Дейнекин согласен с тем, что такой дисбаланс есть, и его стоит
исправить.
Дейнекин: Крен был в сторону тактической авиации, будем так говорить,
и результат вы видите сейчас в виде летающего истребителя Т-50. Ему, я
думаю, ошибочно приписывают джентльменский набор всех тех боевых задач,
которые способен выполнять самолет. Я думаю, что это не получится. Это
как утка: ни летать толком не умеют, ни плавать. Не надо отдавать
предпочтение чему-то одному, считать элитой ВВС десантные
военно-воздушные войска или океанский флот. Сила в том, что мы разные и
должны дополнять друг друга.
К тому же некоторым кажется, что Россия стала чрезмерно зависеть от
западных поставщиков оборудования. Мало того, что это делает технику
уязвимой, так еще и экономически это недальновидно.
В 2008 структуру российских ВВС реформировали. Появились четыре
командования, и авиаполки заменили авиабазами - чтобы сконцентрировать
самолеты на меньшем количестве аэродромов и таким образом сэкономить.
Полковник запаса ВВС Вячеслав Дубров и подполковник Игорь Суворов
сказали ДОЖДЮ, что новая структура спорная, но надо верить в лучшее.
Дубров: Скептически отношусь к темам, которые сегодня происходят в
ВВС, потому что ВВС как класс ликвидировали. Техники мало, летчики
молодые уходят, из 80-ти летчиков, выпускников ВВС-2011, 60 уволились, к
сожалению.
Суворов: Сейчас я действительно понимаю, что ситуация изменилась в
лучшую сторону. Умом Россию не понять, в Россию нужно только верить.
Реформа, подобная нынешней, уже когда-то проводилась - в 1978 году.
Восемь лет спустя ее отменили. Возможно, сейчас над российской авиацией
проводят такой же эксперимент. И можно только верить в то, что он
окажется успешным.