Главная » Статьи » Новости МО и МВД РФ и мира | [ Добавить статью ] |
17 июля - День основания морской авиации ВМФ России
17 июля 1916 года русские военно-морские летчики одержали свою первую победу. В воздух над Балтийским морем с авианосного судна «Орлица» взмыли четыре гидросамолета М-9*. Самолёты вступили в бой с 4-мя германскими самолетами. Победа в том первом воздушном бою дала отсчёт истории отечественной морской авиации, в современные задачи которой входит обнаружение и уничтожение вражеских подводных лодок, надводных кораблей (главным образом, авианосных), а также морской авиации противника. От всей души поздравляем военнослужащих морской авиации ВМФ России с профессиональным праздником и желаем им и всем нам мирного неба, попутного ветра и семь футов под килем! *Прародитель российской морской авиации гидросамолёт М-9 Гидросамолёт был создан на базе прототипов М-6, М-7 и М-8 в декабре 1916 года выдающимся русским конструктором Григоровичем. Лётные испытания нового гидросамолёта проводились в разгар зимы в тёплом Баку и оказались успешными. М-9 оказался очень удачным гидросамолётом как по мореходным, так и по лётным качествам. Авиационная новинка стала, пожалуй, самым известным и самым удачным детищем Григоровича. По ходатайству Морского генштаба за своё выдающееся творение конструктор был награжден орденом Св. Владимира 4-й степени. На большинстве гидросамолетов М-9 (общее количество около 500 экз.) устанавливались двигатели "Сальмсон" мощн. 150 л.с., в качестве эксперимента на одном из них поставили "Рено" в 220 л.с. Чистая масса нового самолета составляла 1060 кг, но при эксплуатации дерево набухало из-за сырости, и аппарат утяжелялся на несколько десятков килограммов. Полная боевая нагрузка колебалась между 480 и 550 кг. Максимальная скорость полета – 110 км/ч. Практический потолок – 3 км. Довольно посредственные летные данные самолета, в частности по скорости, обусловлены значительным лобовым сопротивлением 9-цилиндрового звездообразного двигателя с 2-мя громоздкими радиаторами и наличием ряда выступающих во встречный поток агрегатами. На опытном экземпляре с целью уменьшения встречного сопротивления на двигатель устанавливался кок-обтекатель, однако в серийном производстве он не использовался. Со временем М-9 модернизировали: заменяли радиаторы, проводку, а чтобы создать избыточное давление в топливном баке, инженеры приняли решение установить ветрянку. Эта техника стала на флоте настоящей рабочей лошадкой в полном смысле этого слова, простой в управлении, надежной в эксплуатации. Во время I мировой войны, начиная с 1915 года, М-9 базировались на русских авиатранспортных судах "Орлица", "Александр I", "Николай I". Машины располагались в ангарах по 4-5 штук в каждом и доставлялись до воды лебёдкой. 2-местная лодка М-9 с отличными мореходными данными делала возможным боевое применение гидросамолета и в открытом море. При взлете и посадке машина свободно преодолевала волну высотой до полуметра. М-9 применялся, главным образом, для воздушной разведки, при морском патрулировании, для бомбометания по вражеским судам и береговым объектам. Вооружение гидросамолёта – пулемёт "Виккерс" (в передней кабине). Иногда на машину устанавливали пушки "Гочкис" или "Эрликон". На М-9 использовались радиостанции типа "Руза". Есть у М-9 и свои рекорды. В сентябре 1916-го на гидросамолете Я.Нагурский выполнил петлю Нестерова. Это была первая в мире мёртвая петля с пассажиром на борту. Рекорд был зафиксирован как мировой. В качестве боевого самолета М-9 был успешным лишь до поялвения у немцев в 1917 году поплавкового гидросамолета "Альбатрос", значительно превосходившего русские летающие лодки по всем компонентам. К сожалению, с началом в России братоубийственной смуты возможности для модернизации гидросамолёта реализованы не были, но, тем не менее, эта удивительная для своего времени машина навеки вошла в историю как родоначальница российской морской авиации. Описание конструкции гидросамолёта М-9 Фюзеляж, оперенное крыло и межкрыльные стойки машины были деревянными, обшитыми сверху фанерой и полотном, крылья и хвостовое оперение гидросамолёта обшивалось исключительно полотном. Размах крыла, м 16.00 Длина, м 9.00 Высота, м 3.40 Площадь крыла, м2 54.80 Масса, кг пустого самолета 1160 нормальная взлетная 1540 Тип двигателя 1 ПД Salmson Мощность, л.с. 1 х 150 Максимальная скорость , км/ч 110 Крейсерская скорость , км/ч 98 Продолжительность полета, ч.мин 3.45 Максимальная скороподъемность, м/мин 67 Практический потолок, м 3000 Экипаж, чел 2 Полезная нагрузка, кг 320 Вооружение: один 7.62-мм пулемет Боевая нагрузка - легкие бомбы до 160 кг на бомбодержателях под нижним крылом. Тросы рулей высоты и направляющего руля находились снаружи летающей лодки. Элероны были предусмотрены только на верхнем крыле, их ширина увеличивалась к концу крыла, что увеличивало эффективность поперечного управления. Руль направления предусматривал компенсацию в виде загнутого верха, что значительно уменьшало нагрузку на ногу летчика от нажатия на педали. | |
Просмотров: 626 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |