Главная » Статьи » История | [ Добавить статью ] |
Первый в мире серийный экраноплан
Малоизвестные факты об уникальном летательном аппарате В ноябре 1979 года принят на вооружение в ВМФ СССР транспортно-десантный экраноплан «Орленок». Он стал первым и единственным в мире серийным экранопланом. Несомненным преимуществом таких машин являлось то, что их не могли обнаружить радары противника. Гениальный Алексеев Конструктор экранопланов и многих других необычных летательных аппаратов и судов на подводных крыльях Ростислав Евгеньевич Алексеев заслуживает восхищения и не нескольких строк, а целых томов, поскольку наследие его огромно. Алексееву отдавали должное западные ученые. Его идеями восторгались Королев и Туполев. Сергей Павлович однажды устроил разнос секретарю обкома, когда узнал, в каких спартанских условиях вынужден работать молодой и талантливый конструктор Алексеев. В 1941 году он окончил Горьковский индустриальный институт имени Жданова, защитив дипломную работу под названием «Глиссер на подводных крыльях». В годы войны разрабатывал катера на подводных крыльях. В боевых действиях им не суждено было принять участие, однако многие идеи конструктора пригодились в мирное время. На снимке: конструктор Ростислав Алексеев, 1973 год / Алексей Жигайлов/ Фотохроника ТАСС В начале 50-х Алексеев начинает работу над большими судами на подводных крыльях. В 1957 году конструктор представил первый теплоход «Ракета», коих в стране было выпущено более трехсот, из них более тридцати пошло на экспорт. Затем последовали «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник»… В начале 60-х ЦКБ Алексеева приступает к созданию экраноплана КМ, который впоследствии назовут «Каспийским монстром». Несколько позднее перед конструктором поставят задачу разработать экраноплан для воздушно-десантных войск, и страна получит знаменитый «Орленок». В начале 1980 года группа Алексеева проводит испытания нового восьмиместного пассажирского экраноплана «Волга-2». В то лето Москва принимала летнюю олимпиаду, и Алексееву очень хотелось прибыть в столицу на новой машине. Но в январе Алексеев во время испытаний получает травмы. Три операции не спасли конструктора. Хоронил его весь Горький. «Орленок» учится летать Первый «Орленок» начали строить в 1970 году на горьковском опытном заводе «Волга», и работа завершилась только спустя три года. Летом 1974 года на испытаниях в Каспийском море произошла авария, и экраноплан пришлось везти обратно в Горький. Восстановленный «Орленок» испытывали с 1977-го по 1979 годы. Однажды во время шторма экраноплан оторвало от берега и понесло на «Каспийского монстра». Столкновения удалось избежать буквально чудом. Наконец, 3 ноября 1979 года на десантном экраноплане «Орленок» состоялся подъем флага ВМФ, поскольку в те годы экранопланы относились к надводному флоту. Такого вида вооружения не имела ни одна страна в мире. «Орленок» был способен транспортировать в районы боевых действий технику и живую силу. Он мог взлетать и садиться при довольно сильном волнении моря и самостоятельно выбираться на берег. Экраноплан летал надо льдами и даже мог садиться на лед. «Орленок» не боится ни болот, ни прибрежных камней. Экраноплан разбегался за полторы минуты и выходил на свою оптимальную высоту — около двух метров. При необходимости аппарат способен лететь подобно самолёту на высотах в несколько километров. Немаловажно, что экранопланы в плане топлива гораздо более экономичны по сравнению с самолетами и вертолетами. Низколетящий на авиационных скоростях экраноплан практически незаметен для радаров. Однажды на учениях несколько МиГ-23 атаковали «Орленок» ракетами, но цель поразить не смогли. «Поразительная живучесть!» Во время испытаний в ноябре 1974 года в присутствии членов государственной комиссии произошла катастрофа. Пилот слишком резко приводнил экраноплан. Фюзеляж дал трещину, а секундами позже оторвало корму. Алексеев, находившийся на борту, оценил ситуацию и скомандовал «На базу». Покореженная машина прошла сорок километров и благополучно пришвартовалась. Когда члены комиссии вышли из кабины и увидели, что половина экраноплана отсутствует, а вместо кормы торчат трубы и концы кабелей, на них лица не было. А Ростислав Евгеньевич радовался как ребенок: «Такие повреждения, а мы спокойно дошли до базы. Какая живучесть у наших аппаратов!» На снимке: российский экраноплан типа «Орленок»/ РИА Новости Проанализировав причины аварии, Алексеев заменил материал корпуса на алюминиево-магниевый сплав АМГ61. В 1982 году в СССР прошли крупные учения. На Каспии в них приняли участие два «Орлёнка». Высадка двух рот морской пехоты была осуществлена с поразительной скоростью. Задачу выполнили менее чем за пять минут, по истечении которых экранопланы были уже вне досягаемости. Всего было построено пять экранопланов «Орленок», хотя планировали – 120. Многие связывают это со смертью в 1985 году тогдашнего министра обороны СССР Дмитрия Устинова, который очень интересовался разработками Алексеева. Основные тактико-технические характеристики экраноплана «Орленок» Нормальная взлетная масса – 125 тонн Длина – 58,1 м Ширина по крылу – 31,5 м Размах горизонтального оперения – 26,2 м Высота – 16 м Высота полета вблизи поверхности экрана – 0,5-10 м Дальность полета – до 1500 км Масса пустого снаряженного 120000 кг Масса максимальная взлетная 140000 кг Тип двигателя: стартовые – 2 ТРД НК-8-4К маршевый – 1 ТВД НК-12МК Максимальная скорость 400 км/ч Крейсерская скорость 350 км/ч Практический потолок 3000 м Полезная нагрузка: до 20000 кг Вооружение: установка «Утёс» с двумя пулемётами калибра 12,7 мм Штурманское вооружение: малогабаритный навигационный комплекс «Сплав» авиационный автоматический радиокомпас АРК-11; система мембранных приборов; отдельные навигационные приборы; радиосвязное оборудование; радиотехническое оборудование. Экипаж – 9 человек Десантовместимость: рота морских пехотинцев (150-170 человек) с полным вооружением или две бронемашины (БТР, БМП, БМД, БРДМ). Снимок в открытие статьи: экраноплан "Орленок" на берегу Химкинского водохранилища в Северном Тушино/ Фото: Виталий Белоусов/ ТАСС | |
Просмотров: 790
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |
Военные пенсионеры