16:52
Среда, 15.01.2025
Главная » Статьи » История [ Добавить статью ]

210 лет назад остатки разбитой армии Наполеона покинули Россию
Европа до сих пор понять не может, как Бонопарта русские побили
Валерий Бурт

В конце ноября 1812 года некогда могущественная французская армия, под пенье боевых труб и грохот барабанов перешедшая полгода назад русскую границу, превратилась в голодных, ослабевших, деморализованных людей. Они, проклиная судьбу и своего императора, пославшего их в далекую и страшную Россию, из последних сил бегут к замерзающей и мрачной Березине, надеясь, что на другом берегу их ждет спасение.

Конец ужасных приключений

Французским саперам удалось навести несколько небольших мостов. Беглецов же было сорок тысяч или более того! К тому же на них обрушилась русская артиллерия и град пуль. Вражеские солдаты и офицеры погибали в давке от удушья, падали раненые и бездыханные. Иные в безумстве бросались в Березину и тонули в ледяной воде.

Всю ночь 29 ноября окрестности оглашалась залпами орудий, пронзительными криками, шумом воды. Утром на французов, не успевших переправиться на западный берег реки, налетели казаки атамана Матвея Платова. Вскоре подошли основные силы Русской армии под командованием генерала Петра Витгенштейна…

Поразительно, но многие солдаты и офицеры армии Наполеона брали в боевой поход свои семьи! Они были уверены, что едут на легкую прогулку, в России они возьмут богатые трофеи, присмотрят себе жилище, и сыто и привольно заживут со своими семьями.

Одна мечты не совпали с реальностью. Женщины и дети терпели всяческие лишения. Кроме того, они пребывали в постоянной опасности. И сейчас те, кто остались в живых, завершали свои ужасные приключения.

Историк Алексей Мартос вспоминал: «Ввечеру того дня равнина Веселовская, довольно пространная, представляла ужаснейшую, невыразимую картину: она была покрыта каретами, телегами, большею частью переломанными, наваленными одна на другую, устлана телами умерших женщин и детей, которые следовали за армией из Москвы… Участь сих несчастных, находящихся между двумя сражающимися армиями, была гибельная смерть; многие были растоптаны лошадьми, другие раздавлены тяжелыми повозками, иные поражены градом пуль и ядер…»

Вечером 5 декабря Наполеон в сопровождении небольшой свиты выехал из маленького городка Сморгонь в Белоруссии. Он ехал инкогнито, ибо для всей армии бегство императора должно было оставаться тайной.

Когда Наполеон прибыл в Париж, его спросили: «В каком положении находится армия?» Он ответил: «Армии больше нет». По большому счету императора следовало бы судить — по его вине погибло несколько сотен тысяч солдат и офицеров, и множество было искалечено. Однако Наполеон был великим и потому был вне критики и не подвластен закону…

Кровавый марш завоевателей

Вторжение французов принесло России немало бедствий. В ведомости от 30 мая 1813 года указывалось, что в Московском уезде, в зоне вражеской оккупации оказалось не менее 190-ти дворянских селений, где проживала 21 тысяча душ мужского пола (количество женщин не указывалось). В 22-х селениях сгорело 625 крестьянских дворов, и особенный урон был нанесен селам и деревням на северо-западе, расположенных по пути марша французских войск — летом во время наступления и осенью, когда они отступали.

Серьезно пострадали места, где ныне расположены большие столичные кварталы: село Троицкое, деревни Лукино, Черепково, Строгино, Захарково, Никольское. Из последних двух в народное ополчение ушли 6 человек — все они «не воротилися».

Супостаты разграбили крестьянское хозяйство Братцева. Тяжелым испытанием для местных жителей стала голодная зима 1812−1813 годов, когда погибло 12 человек. Был разграблен и осквернен Преображенский храм в Тушине, который в 1813 году он освещался вновь.

Французы сожгли в деревне Мякинино четыре дома, разграбили имущество крестьян. В исторических документах сообщалось, что «крестьяне разорены и кормятся подаянием в отдаленных местностях». Ревизские сказки свидетельствовали, что в голодную послевоенную зиму 1812−1813 годов в деревне погибло 33 человека — больше, чем в соседних селениях.

А вот Троицкому-Лыкову повезло — все дома в селе уцелели. Дело в том, потому, что там была расквартирована одна из кавалерийских частей наполеоновской армии. Однако подверглись разорению Троицкий храм и деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Несколько назад в районе Куркина — здесь была деревня, также пострадавшая от нашествия Наполеона, — был воздвигнут памятник крепостным-крестьянам, служившим в ополчении. Этот монумент — дань памяти простым людям, не имевших военных навыков, однако горевших страстным желанием прогнать с родной земли незваных гостей.

Пожар московский был во благо

Захватчики разорили Белокаменную. К тому же город серьезно пострадал от гигантского пожара. В 1823 голу Федор Растопчин, спустя два года после войны ушедший с поста московского градоначальника, выпустил книгу «Правда о московском пожаре», в которой, несмотря на громкий заголовок, так ничего и не прояснил. Автор возмущался, что пожар приписан ему Наполеоном, чтобы «найти верный способ отклонить от себя весь срам сего дела в глазах России и Европы». Но и на французов всю вину за пожар Ростопчин не возлагал. Он сошел в могилу, так и не раскрыв тайны, оставив после себя лишь ворох домыслов и сплетен.

…От московского университета остался лишь больничный корпус и ректорский домик. Сухарева башня Кремля, полная редкостей библиотека Бутурлина, книжное собрание Карамзина, обратились в прах. Пламя уничтожило Петровский и Арбатский театры, Гостиный ряд и еще сотни домов. Серьезно пострадал Дом Пашкова, да и Английский клуб был настолько истерзан огнем, что его создатель, блестящий зодчий Матвей Казаков, узнав об этом, слег и вскоре умер.

Удивительным образом уцелели магазины на Кузнецком мосту, «кроме конфектной лавки Гуа» — видимо благодаря тому, что оккупанты взяли магазины под охрану, так как большинство торговцев на Кузнецком мосту были французы и немцы.

Однако нет худа без добра. В комедии «Горе от ума» Александр Грибоедов писал: «Решительно скажу: едва / Другая сыщется столица как Москва, / - По моему сужденью / Пожар способствовал ей много к украшенью». И это верно! В Москве была создана особая строительная комиссия, которую возглавил ученик Казакова Осип Бове. И работа закипела! «С нами совершаются чудеса божественные, — вспоминал поэт и ученый Алексей Мерзляков. — Топор стучит, кровли наводятся, целые опустошенные переулки становятся по-прежнему застроенными. Английский клуб против Страстного монастыря свидетельствует вам свое почтение. Благородное собрание… также надеется воскреснуть».

В дворянских кварталах Москвы началось строительство изящных и уютных особняков. Архитекторы приступили к составлению проектов общественных зданий. Среди них — Провиантские склады на Крымской площади, Манеж, Первая Градская больница на Калужской, Опекунский совет на Солянке. Новый облик получило перестроенное Иваном Жилярди здание университета.

Превыше сил человеческих

25 декабря 1812 года Александр I издал Манифест «О принесении господу Богу благодарения за освобождение России». В нем были такие слова: «Бог и весь свет тому свидетель, с какими желаниями и силами неприятель вступил в любезное Наше Отечество. Ничто не могло отвратить злых и упорных его намерений. Твердо надеющийся на свои собственные и собранные им против Нас почти со всех Европейских Держав страшные силы, и подвизаемый алчностию завоевания и жаждою крови, спешил он ворваться в самую грудь Великой Нашей Империи…»

Далее шло описание многонационального войска Наполеона, его мощь, перед которым трепетали многие народы. Французский император покорил немало стран, и лишь стойкий и мужественный русский народ он не смог одолеть.

В манифесте говорилось, что «уже нет ни единого врага на лице земли Нашей; или лучше сказать, все они здесь остались, но как? Мертвые, раненые и пленные. Сам гордый повелитель и предводитель их едва с главнейшими чиновниками своими отселе ускакать мог, растеряв все свое воинство и все привезенные с собою пушки, которые более тысячи, не считая зарытых и потопленных им, отбиты у него, и находятся в руках Наших…»

Царь и сам не понимал, как произошло, что фаворит был низвергнут: «Не отнимая достойной славы ни у Главнокомандующего над войсками Нашими знаменитого полководца, принесшего бессмертные Отечеству заслуги; ни у других искусных и мужественных вождей и военачальников, ознаменовавших себя рвением и усердием; ни вообще у сего храброго Нашего воинства, можем сказать, что содеянное ими есть превыше сил человеческих».

В этом нет никаких сомнений.


Источник

Категория: История | Добавил: Ленпех (28.11.2022)
Просмотров: 247
| Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Военные пенсионеры
Статистика

Сейчас на сайте всего: 46
Гостей: 45
Пользователей: 1
Ленпех

Военный пенсионер.рф