22:37
Среда, 08.05.2024
Главная » Статьи » Житейские советы [ Добавить статью ]

Утраченные традиции. 8 сентября – Адриан и Наталия-Овсяница, Наталиин день. Народный календарь (08. 09. /8).

Православная церковь чтит память раннехристианской мученицы Наталии, проживавшей в Никомедии в начале IV века. Её родители были благочестивыми христианами. Наталия вышла замуж за богатого и знатного юношу Адриана, который был язычником. Сама же девушка оставалась тайной христианкой.

Во времена гонения на христиан в Никомедию прибыл римский император Максимилиан. По его приказу 23 христиан подвергли ужасным мукам. Адриан был свидетелем мучений, и его удивило ангельское терпение, с которым верующие переносили все испытания, выпавшие на их долю. Он стал расспрашивать людей о Боге. Во время разговоров с мучениками Божья благодать коснулась доброй и разумной души Адриан. Он уверовал во Христа и был готов умереть за Него. Мучители заковали его в цепи и отправили в темницу.

Наталия узнала об этом и обрадовалась, что супруг её узнал Христа. Она пришла к нему в темницу и припала к его ногам, рассказывала об ожидающем его вечном блаженстве. Спустя время Адриана предали лютым мучениям, и он отдал душу Господу. Наталия тоже вскоре умерла.

Традиции, приметы, обычаи

Наталия и Адриан, Наталиин день - этот день связывали с работами на овсяном поле.

В Наталиин день - овес коси и силы не береги, что в Наталиин день скосишь, тем и скотина сыта будет.

Зерно первое собери и киселя навари, всем дай и скотину напои, чтоб хворь не приставала и нечистая не доставала.

Хлебец спеки из первых зерен, вначале скотине дай, в потом себе подай. Андриан толокно месил, а Наталия хлебцы, да оладьи пеки.

Девицы первый блин сворачивали и припрятывали для своего милого. Сами не ели, в милому несли. Если милому, кто - то уже дал блин, в данном случае, девицу милый разлюбил, если взял блин у другой. Со стороны юноши, кто первый принес, тот и невестой будет. Поэтому шустрые девицы старались по раньше вставать и блины спекать, да милого ублажать.

Пораньше вставай, да блины запекай, а то судьбу проспишь и замуж долго не выйдешь. Блин долго у девки не лежит, она жениха заранее подыскала (глаз положила) и угощала.

Овес - основа в кормах лошадей.

Лошадь в хозяйстве - основа, и помощник и мужик второй. Лошадь везде нужна, в хозяйстве и поле.

Овес собери и лошадь ублажи. Овса нет и второго мужика нет. Овес во время собери и посуши - эта сила второму мужику нужна для работы и житья (здоровья).

Нет овса, нет и помощи от тебя, и нет в хозяйстве порядка. Коль не вырастит овес, то наглотаешься слез и соплей на кулак намотаешь. Нет овса и скотина голодна, в зиму сгинет (погибнет от голода).

Корм (овес) для лошади будет, и работа будет. Не погоняй кнутом, а погоняй мешком (без корма лошадь, не лошадь и работать не будет). Не ноги везут, а овес везет. У сытого коня восемь ног вырастает.

В этот день в каждой семье готовились блюда из толокна. Сами ели и гостей угощали. Отказываться было нельзя, а то богатства не будет, да и скотина помрет. Толокна (приготовленное блюдо) поел будет благодать в доме, и урожай прибудет большой на следующий год.

Толокнянку поешь и силу наберешь, все дела перевернешь (сделаешь). Овес силу дает, да и здоровье поправляет.

Последний сноп в дом занеси, да с права поставь, чтобы в доме нечисть не водилась и не командовала (не гуляла по дому). Последний сноп занеси, да под иконостасом положи, да всю нечисть разгони. В доме нет снопа, худы в доме дела.

Первый сноп задобри - песнями и прибаутками, чтоб в доме лад был, да покой, чтоб нечисть не пристала от песен на полу лежала и от шума убежала.. Сноп в дом принесли, всех толокнянкой накорми, чтоб в доме все здоровы были и хозяева не тужили.

Кто с поля идет, сноп с собой несет в дом заходит счастье приносит. Принес сноп - получи подарок, накормят, напоят и с собой унесешь, значит хозяйка добра, а хозяин не жаден.

В этот день проводился обряд. Обряд был веселый. Пели песни и косарей принимали, хвалили их, что работу сделали и подарки раздавали (чучело - сноп овсяный). В этот день косари много гостинцев собирали и детям во дворе раздавали.

Простой люд овсяницу проводил очень весело. Косари носили к хозяину овсяный сноп в виде чучела. От хозяина они получали подарки и угощения.

Устраивали праздник. Катание на лошадях (тройка). Считалось, кто прокатится на "тройке" в этот день - здоровым будешь, как "лошадь" и сильным.

Детишек (подростков) привлекали к труду, они помогали убирать овес, для помощи вдовам и беднякам. Детей после жатвы кормили до отвалу, да еще с собой давали (конфеты, пряники, выпечку).

Святой Наталии молились о супружеском счастье, а также о хороших отношениях между родственниками.

Срывали ветку рябины и ставили дома, как оберег семейного благополучия. Рябина защищает от плохого влияния загробного мира: явления живых мертвецов, кошмарных снов об усопших.

По двору в четырех углах из веток рябины выкладывали "крестики", от воров и от нечистой силы. По весне "крестики" сжигали (Масленицу) и сжигали овсяные снопы - чучела. Снопы не трогали и не сжигали до сбора следующего урожая.

Рябина принесенная из лесу, считалась не угодной вносить во двор, а то лешего приведешь, и зиму будет жить у тебя в доме и не тужить, только ссоры наводить.

В каждом дворе росла рябина - по рябине определяли многое, она, как показатель погоды, урожая и благополучия в доме. Особенно старообрядцы сажали обязательно - нечетное количество деревьев рябины. Рябину издавно считали оберегом - двора и дома.

Не охотно рябину во дворе сажали, она любит уход, нет ухода разрасталась быстро и весь двор заполоняла.

Гром гремит – к теплой осени. На небе облака редкие - холодной и ясной погоде. Листья с березы и дуба не опали - зима будет суровой. Утро холодное - зима будет морозной и ранней.

Много рябины – скоро наступят холода. Много опят в лесу, то «Бабьего лета» не будет. Много ягод рябины в лесу, то следующий год будет урожай на ягоды.

Девицы из рябины изготовляли бусы , одевали на шею, только те кто не засватанные. Девицы, тем самым "говорили", что у них нет жениха. Бусы носили до Покрова (14 октября) Те, девицы, которые нашли себе жениха и сосватаны до Покрова, снимали бусы и в огне сжигали, чтоб жениха никто не увёл.

Много обрядов и традиций было в этот день - привораживали женихов, и мужья, чтоб были верными и в доме лад был и порядок. В данной заметке многое в первые изложено - по наследству передано.

Категория: Житейские советы | Добавил: Ленпех (08.09.2021)
Просмотров: 316
| Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 399
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 31
Гостей: 30
Пользователей: 1
nikkuz