05:55
Понедельник, 29.11.2021
Главная » Статьи » Житейские советы [ Добавить статью ]

Сергей-Курятник
8 октября – Сергей-Курятник. Сергей не жаден, он ягод припас, да лешего угомонил, иди и не бойся, да и как можно больше собери.

Православная церковь чтит память преподобного Сергия Радонежского, игумена.

В первой половине XIV века возникла знаменитая Троице-Сергиева Лавра. Основатель ее, преподобный Сергий (в миру Варфоломей, 1314-1392), был сыном ростовских бояр Кирилла и Марии, переселившихся ближе к Москве в селение Радонеж.

В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться грамоте. Он всей душой жаждал учения, но грамота не давалась ему. Скорбя об этом, он днем и ночью молил Господа открыть ему дверь книжного разумения. Однажды, ища в поле пропавших лошадей, он увидел под дубом незнакомого старца-черноризца. Монах молился. Отрок подошел к нему и поведал свою скорбь. Сочувственно выслушав мальчика, старец начал молиться о его просвещении. Затем, достав ковчежец, вынул малую частицу просфоры и, благословив ею Варфоломея, сказал: «Возьми, чадо, и съешь: сие дается тебе в знамение благодати Божией и разумения Священного Писания». Благодать эта действительно сошла на отрока: Господь дал ему память и разумение, и отрок стал легко усваивать книжную мудрость. После этого чуда в юном Варфоломее еще более окрепло желание служить только Богу. Ему хотелось уединиться по примеру древних подвижников, но любовь к родителям удерживала его в родной семье.

Варфоломей был скромен, тих и молчалив, со всеми был кроток и ласков, никогда не раздражался и обнаруживал совершенное повиновение родителям. Обыкновенно он вкушал только хлеб и воду, а в постные дни совершенно воздерживался от пищи. После смерти родителей Варфоломей предоставил наследство своему младшему брату Петру и вместе со старшим братом Стефаном поселился в десяти верстах от Радонежа, в глубоком лесу около речки Кончюры. Братья рубили лес своими руками и построили келлию и малую церковь. Эту церковь священник, посланный митрополитом Феогностом, освятил в честь Святой Троицы. Так возникла знаменитая обитель преподобного Сергия.

Вскоре Стефан оставил своего брата и стал настоятелем Богоявленского монастыря в Москве и духовником Великого князя. Варфоломей же, постриженный в монашестве с именем Сергий, около двух лет подвизался один в лесу.

Нельзя и представить, сколько искушений перенес в это время юный монах, но терпение и молитва преодолели все трудности и диавольские напасти. Мимо келлии преподобного Сергия целыми стаями пробегали волки, приходили и медведи, но ни один из них не причинял ему вреда.

Однажды святой пустынник дал хлеба пришедшему к его келлии медведю, и с тех пор зверь стал постоянно навещать преподобного Сергия, который делил с ним свой последний кусок хлеба.

Как ни старался святой Сергий скрывать свои подвиги, слава о них распространилась и привлекла к нему других иноков, желавших спасаться под его руководством. Они стали просить Сергия принять сан священника и игумена. Сергий долгое время не соглашался, но, видя в их неотступной просьбе призвание свыше, сказал: «Желал бы лучше повиноваться, чем начальствовать, но страшусь суда Божия и предаю себя в волю Господню». Это было в 1354 году, когда святитель Алексий вступил на кафедру Московского Митрополита.

Жизнь и труды преподобного Сергия в истории русского монашества имеют особое значение, потому что он положил начало жизни пустынников, устроив вне города обитель с общинножитием. Устроенная на новых началах обитель Святой Троицы сначала во всем терпела крайнюю скудость; ризы были из простой крашенины, священные сосуды были деревянные, в храме вместо свечей светила лучина, но подвижники горели усердием. Святой Сергий подавал братии пример строжайшего воздержания, глубочайшего смирения и непоколебимого упования на помощь Божию. В трудах и подвигах он шел первым, а братия следовала за ним.

Однажды в обители совсем истощился запас хлеба. Сам игумен, чтобы заработать несколько кусков хлеба, собственноручно построил сени в келлии одного брата. Но в час крайней нужды по молитвам братии неожиданно подавалась обители щедрая помощь. Через несколько лет после основания обители около нее стали селиться крестьяне. Невдалеке от нее шла большая дорога к Москве и на север, благодаря чему средства обители стали возрастать, и она по примеру Киево-Печерской Лавры стала щедро раздавать милостыню и принимать на свое попечение больных и странников.

Слух о святом Сергии достиг Константинополя, и патриарх Филофей прислал ему свое благословение и грамоту, которой утверждались новые порядки пустынного общиножития, заведенные основателем Свято-Троицкой обители. Митрополит Алексей любил преподобного Сергия как друга, поручил ему примирять враждовавших князей, возлагал на него важные полномочия и готовил себе в преемники. Но Сергий отказался от этого избрания.

Однажды митрополит Алексей хотел возложить на него золотой крест в награду за труды, но Сергий сказал: «От юности своей я не носил на себе золото, в старости же тем более хочу пребыть в нищете» – и решительно отклонил от себя эту почесть.

Великий князь Димитрий Иванович, прозванный Донским, чтил преподобного Сергия как отца и просил у него благословения на борьбу с татарским ханом Мамаем. «Иди, иди смело, князь, и надейся на помощь Божию», – сказал ему святой старец и дал ему в сподвижники двух своих иноков: Пересвета и Ослябю, которые пали героями в Куликовской битве.

Мир приходил к монастырю, пытливым взглядом смотрел на чин жизни, и то, что он видел, быт и обстановка пустынного братства, поучали его самым простым правилам, которыми крепко людское христианское общежитие.

В монастыре все было бедно и скудно или, как выразился разочарованно один мужичок, пришедший в обитель преподобного Сергия повидать прославленного величественного игумена, «все худостно, все нищетно, все сиротинско».

Случалось, все братия по целым дням сидели чуть не без куска хлеба. Но все были дружны между собой и приветливы к пришельцам, во всем следы порядка и размышления, каждый делал свое дело, каждый работал с молитвой, и все молились после работы. Во всех чуялся скрытый огонь, который без искр и вспышек обнаруживался живительной теплотой, обдававшей всякого, кто вступал в эту атмосферу труда, мысли и молитвы. Мир видел все это и уходил ободренный и освеженный.

Пятьдесят лет делал свое тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыни; целые полвека приходившие к нему люди вместе с водой из его источника черпали в его пустыни утешение и ободрение и, воротясь в свой круг, по каплям делились им с другими. И эти капли нравственного влияния, подобно закваске, вызывающей живительное брожение, западая в массы, незаметно изменяли направление умов, перестраивали весь нравственный строй души русского человека XIV века.

Еще при жизни преподобный Сергий совершал чудеса и удостаивался великих откровений. Один раз явилась ему в дивном величии Матерь Божия с апостолами Петром и Иоанном и обещала покровительство его обители.

В другой раз он видел необыкновенный свет и множество птиц, оглашавших воздух благозвучным пением, и получил откровение, что множество иноков соберется в его обители.

Однажды, глубокой ночью, преподобный читал акафист Божией Матери. Совершив обычное правило, он сел немного отдохнуть, но вдруг сказал своему келейнику, преподобному Михею: «Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение». Едва он произнес эти слова, как был услышан голос: «Пречистая грядет». Преподобный Сергий поспешил из келлии в сени, и внезапно его осиял яркий свет, сильнее солнечного. Он увидел блистающую в неизреченной славе Божию Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Не в силах вынести чудного света, преподобный Сергий благоговейно склонился перед Божией Матерью, и Она сказала ему: «Не бойся, избранниче Мой! Я пришла посетить тебя. Не скорби более об учениках своих и об этом месте. Молитва твоя услышана. Отныне всем будет изобиловать твое жительство, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу неотступно буду от твоей обители, подавая ей неоскудно все потребное и покрывая ее во всех нуждах». Сказав это, Божия Матерь стала невидима. Долго преподобный Сергий был в неизреченном восхищении, а, придя в себя, поднял преподобного Михея. ««Скажи мне, отче», – спросил келейник, – что это было за чудесное видение? от ужаса душа моя едва не разлучилась от тела!» Но преподобный Сергий молчал; только его светившееся лицо говорило о той духовной радости, которую переживал святой. «Погоди немного, – наконец промолвил он ученику, – пока успокоится дух мой от чудного видения».

Через некоторое время преподобный Сергий призвал двух своих учеников, преподобных Исаакия и Симона, и сообщил им общую радость и надежду. Все вместе они совершили молебное пение Божией Матери. Остальную часть ночи преподобный Сергий провел без сна, внимая умом Божественному видению. Явление Божией Матери в келлии преподобного Сергия, на месте нынешней Серапионовой палаты, было в одну из пятниц Рождественского поста 1385 года. Память о посещении Божией Матерью Троицкой обители и Ее обетовании свято хранилась учениками преподобного Сергия. А по обретении его святых мощей на гробе его была поставлена икона явления Божией Матери.

Отдельно скажем об этой великой святыне и ее списках. В 1446 году великий князь Василий Васильевич (1425-1462) был захвачен в Троицком монастыре войсками князей Димитрия Шемяки и Иоанна Можайского, князь заперся в Троицком соборе, а когда услышал, что его ищут, взял икону явления Божией Матери и с ней встретил князя Иоанна в южных церковных дверях, говоря: «Брат, мы целовали Животворящий Крест и эту икону в этой церкви Живоначальной Троицы у этого же гроба чудотворца Сергия, чтобы нам не мыслить и не желать никому от братии между собой никакого зла; а вот сейчас не знаю, что сбудется надо мной».

В середине XV века троицкий инок Амвросий воспроизвел икону явления Божией Матери преподобному Сергию в резьбе по дереву.

Царь Иоанн Грозный брал икону явления Божией Матери в казанский поход в 1552 году. Наиболее известна икона, написанная в 1588 году келарем Троице-Сергиевой Лавры Евстафием Головкиным (1571-1581; 1583-1593) на доске от деревянной раки преподобного Сергия, которая была разобрана в 1585 году в связи с переложением мощей преподобного Сергия в серебряную раку. Неоднократно Матерь Божия через эту чудотворную икону охраняла русские войска. Царь Алексей Михайлович (1645-1676) брал ее в польский поход в 1657 году. В 1703 году икона участвовала во всех походах войны со шведским королем Карлом ХII, а в 1812 году митрополит Платон послал ее московскому ополчению. Икона участвовала в русско-японской войне 1905 года и во время Первой мировой войны была в Ставке верховного главнокомандующего в 1914 году.

Событию явления Пресвятой Богородицы со святыми апостолами преподобному отцу Сергию Радонежскому был посвящен и храм, построенный в 1734 году над гробом преподобного Михея.

В 1841 году храм был возобновлен и освящен Московским митрополитом Филаретом, который сказал «Благодатию всесвятаго и всеосвящающаго Духа совершилось ныне священное обновление сего храма, созданнаго прежде нас в честь и память явления Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы Преподобному и Богоносному Отцу нашему Сергию, чему очевидным свидетелем был и Преподобный Михей, во благоухании святыни здесь почивающий. Праведно было память сего благодатнаго события почтить освященным храмом, хотя, впрочем, и вся обитель сия есть памятник сего чуднаго посещения; потому что вся судьба ея в продолжении веков есть исполнение обетования небесной Посетительницы: «неотступна буду от места сего»». В память посещения Божией Матери в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры по пятницам читается акафист Пресвятой Богородице, а особая служба в честь явления Божией Матери совершается в обители на второй день отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы…

Но вернемся к рассказу о преподобном отце нашем Сергии. За полгода до кончины великий подвижник удостоился откровения о времени своего отшествия к Богу. Он созвал к себе братию и в присутствии всех передал управление обителью присному ученику своему преподобному Никону (память 17/30 ноября), а сам начал безмолвствовать.

Наступил сентябрь 1392 года, и преподобный старец тяжко заболел. Еще раз собрал он вокруг себя всех учеников своих и еще раз простер к ним свое последнее поучение.

Сколько простоты и силы в этом предсмертном поучении умирающего отца иноков! Сколько любви к тем, которых оставляет! Он желал и заповедал, чтобы его духовные дети шли тем же путем к Царству Небесному, каким шествовал он сам в продолжение всей своей жизни. Прежде всего он учил их пребывать в православии: «основанием всякого доброго дела, всякого доброго намерения, по учению слова Божия, должна быть вера; без веры угодить Богу невозможно. Но вера православная, основанная на учении апостолов и отцов, чуждая высокомудрствования, которое часто ведет к маловерию и неверию и сбивает с пути спасения». Далее преподобный завещал братии хранить единомыслие, блюсти чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную, советовал удаляться от злых похотей, предписывал умеренность в пище и питии, смирение, страннолюбие и всецелое искание горнего, небесного, с презрением суеты житейской. Он многое напомнил им из того, что говорил прежде, и наконец заповедал не погребать его в церкви, а положить на общем кладбище, вместе с прочими усопшими отцами и братиями.

Безмолвно стояли с поникшими главами скорбящие чада Сергиевы и с болью сердечной внимали последним наставлениям любимого старца. Особенно грустно им было слышать последнюю волю своего смиренного игумена относительно места его последнего покоя. Один вид могилы его в храме Божием среди собора молящихся братий мог бы служить для них некоторым утешением. Но старец не желал этого, а ученики не хотели огорчать его смирение своим противоречием, и всякое слово невольно замирало на их устах. «Не скорбите, чада мои, – с любовью утешал их старец, – я отхожу к Богу, меня призывающему, и вас поручаю Всемогущему Господу и Пречистой Его Матери: Она будет вам прибежищем и стеной от стрел вражиих!».

Перед самым исходом души своей старец пожелал в последний раз приобщиться Пречистого Тела и Крови Христовых. Весь исполненный благодатного утешения, он возвел горе свои слезящиеся от радости очи и еще раз, при помощи учеников, простер к Богу свои преподобные руки... «В руце Твои предаю дух мой, Господи!» – тихо произнес святой старец и в дыхании сей молитвы отошел чистой своей душой ко Господу, Которого от юности возлюбил.

Это было 25 сентября 1392 года. Лишь только преподобный Сергий испустил последний вздох, несказанное благоухание разлилось по его келлии. Лицо усопшего праведника сияло небесным блаженством, и смерть не посмела наложить свою мрачную печать на светолепный лик новопреставленного старца Божия.

Традиции, обычаи, поверье и приметы.
Сергей-Курятник. Капустник. Сергиевские вечерки - искушения.

Сергия Радонежского - хранителем кур.
День труда и веселья.
Сергей трудолюбив, он силушки даст, как поработать и как по веселиться, ты только пораньше вставай и не ленись и работу начинай.

Приметы.
Если на Сергиевских вечерках встретишь суженного, то брак будет хорош, но только одно парни хвастливые. гордые и ревнивые и будешь в ежовых рукавицах жить.
В лесу, уже нет грибов, а ягод (брусники, клюквы) на болоте много.
Если неподалеку от вашего дома села ворона – к беде. Она приносит несчастья и разочарования.
Что можно делать?
Резали кур на продажу.
Резали кур с утра до восхода солнца.

Сколько успел нарезать, и вези на базар, да получай за свой товар.

После восхода солнца не резали кур.

Первая зарезанная курица, оставлялась для приготовления блюд, обычно - куриный суп (мясо куры, картофель, лапша (домашняя), лук и по вкусу соль)). Это самое вкусное блюдо.

В Сергиев день кур на базар вези, да не спи, а то товар пропадет и барыши не соберешь.

С утра кур режь, да на базар вези и барыши возьми.

Утром рано до рассвета вставала хозяйка, да в курятник шла, собирать яйцо и применяла их для стряпни для замеса теста.
Тесто при этом получается пышным.

Пекла первые пироги из собранных яиц (лук и яйцо).

Сергиев день и суп хорош и пироги хороши, гостей зови и угости.

Рубили и квасили капусту.
Капуста была подспорьем для приготовления блюд, да и ее так ели.

Способ заготовке капусты в каждой семье был свой и хранился в тайне. Приготовленная капуста хорошо шла на продажу, особенно закупали городские - бочками и кадками.

Капусту квасили - рубленную и целыми кочанами и с добавлением трав (смородиновый лист, вишневый лист, мяты), семена укропа и ягодами (смородины, брусники, клюквы, некоторые добавляли плоды рябины). Капуста получалась вкусной.

Капусту квась, да вези на базар, вот и денежки пришли на товар.

В Сергеев день капусту квась, хороша она будет, да на зиму удала.

Сергеев день пришел, работу привел, хороша она, да не ленись, да и капусту руби, чтобы семью накормить и зиму прожить

Сергей пришел и всех девок увел.

Сергей пришел, все девки в делах, а парням не до сна, погулять бы, да девок нема.

Вечером собирались молодые - девицы и парни на Сергиевские
вечерки.

На этих вечерках веселились - плясали, песни пели и хороводы водили.

В основном собирались девицы не сосватанные, да парни свободные. Девицы, сосватанные с Сергиева дня на вечерки, не ходили, а приданное

перебирали и готовили (шили, вышивали), да к свадьбе готовились.

В Трофимовские вечерки нагулялась до упаду, а сердце болит в Сергиевские вечерки охота сходить, но не разрешают - сосватана я.

Девки пляшут и поют и на всю деревню слышно, а душа хочет туда, у меня замок по рукам и ногам, матушка не пускает меня.

Девки, девки, как хочется гулять, да милый не велит, а свекровушка косо глядит.

Девки поплясала бы я, да свекровушка будет зла.

Сергиевские вечерки не для меня, а для девок холостых.

Сергиев день для любви хорош, своего любимого найдешь.

На вечерках Сергиевских парни девок выбирали, да в замуж брали, та, что веселая, да игривая у парней была нарасхват.

После Сергеева дня собирали последние "болотистые" ягоды.
Готовили замоченные ягоды.

В кадку засыпали ягоды и заливали холодной родниковой водой. В таком виде хранились очень хорошо, а если замерзали, они не портились, а наоборот дольше хранились.

Зимой - эти ягоды использовали для приготовления морса и для выпечки пирогов.

Просто замораживали в кадках (сухие) ягоды (клюкву и бруснику).

Ягода на Сергиевский день сладка, да и крупна, бери и собирай только не ленись, собирай, да зимой милого чайком угощай.

Сергей не жаден, он ягод припас, да лешего угомонил, иди и не бойся, да и как можно больше собери.

Девицы собирали - первое лукошко ягоды (клюквы или брусники), из которых готовили маску для лица и тела (толкли). Тело становилось - лощенным, розовым (чистка).
Что нельзя делать?
Нельзя кур до Сергия дня резать и употребляли мясо птицы.
Если резали кур до Сергия дня, то кур, могут погубить или украсть.

Сергий день соблюдай, кур до него не зарезай, а то будет падеж и останешься без гроша.

Сергий день, слабину дает, поешь и на бочок кладёт.

Нельзя гадать.
Нельзя свататься.
Нельзя играть свадьбы.
Нельзя злиться.
Нельзя поднимать найденные на земле вещи.
Нельзя употреблять в пищу много мяса.
Нельзя проявлять свою гордыню и высокомерие.
· Нельзя ругаться.
· Нельзя обижаться.
· Нельзя конфликтовать.
Погода.
На Сергея зима начинается, а с Матрены зимней (22 ноября) устанавливается.
Первый снег выпал на Сергея, - зима установится на Михайлов день (21 ноября).
Зимний путь от Сергея устанавливается (в течение 4х недель).
Первый снег за 40 дней до начала зимы выпадает.
Первый снег выпал на убывающую луну и упал на мокрую землю, то зима скоро наступит.
Первый сухой снег - к теплому лету.
Первый снег выпадет, когда с вишни все листья опадут, то наступит зима.
Солнце с утра - зима не спешит, а осень продлится до месяца.
Пасмурный день - целый месяц будет моросить.
Дождь - к пасмурной, но теплой осени.
Птицы летают стайками - к скорой зиме.
Птицы сидят долго на заборе и дремлют - к теплой зиме.
Если появились небольшие стайки снегирей – к снегопаду.
Православный календарь.
· ПОНЕДЕЛЬНИК (4 октября). Седмица 16 - я по Пятидесятнице. Постный день. Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня.
· ВТОРНИК (5 октября). Седмица 16 - я по Пятидесятнице. Поста нет. Прор. Ио́ны (VIII в. до Р. Х.); сщмч. Фо́ки, епископа Синопского (117); прп. Ио́ны, пресвитера (IX), отца святых Феофана, творца канонов, и Феодора Начерта́нных; блж. Параске́вы Дивеевской (1915).
· СРЕДА (6 октября). Седмица 16 - я по Пятидесятнице. Постный день. Зачатие честно́го, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоа́нна; прославление свт. Инноке́нтия (Вениаминова), митрополита Московского (1977).
· ЧЕТВЕРГ (7 октября). Седмица 16 - я по Пятидесятнице. Поста нет. Первомученицы равноап. Фе́клы Иконийской (I).
· ПЯТНИЦА (8 октября). Седмица 16 - я по Пятидесятнице. Постный день. Преставление прп. Се́ргия, игумена Ра́донежского, всея России чудотворца (1392).
· СУББОТА (9 октября). Седмица 16 - я по Пятидесятнице. Поста нет. Преставление Апостола и Евангелиста Иоа́нна Богослова (начало II)
· ВОСКРЕСЕНЬЕ (10 октября). Седмица 16 - я по Пятидесятнице. Поста нет. Мчч. Каллистра́та и дружины его: Гимна́сия и иных (304);
Сад и огород (на неделю с 4 октября по 10 октября)!
Понедельник (4 октября).
Делаем посев, посадку.

Подкармливаем растения.

Вносим удобрения в почву.

Нельзя пилить ветки, корчевать пни.

Нельзя собирать цветы, плоды и лекарственные растения.

Нельзя поливать.

Нельзя копать.

Вторник (5 октября).
Обрезаем кустарники и деревья.

Обрабатываем растения от вредителей и сорняков.

Нельзя сажать, прививать.

Нельзя рыхлить и копать.

Нельзя работать с корнями.

Среда (6 октября).
Обрезаем деревья и кусты.

Нельзя сеять, рыхлить и копать.

Четверг (7 октября).
Сажаем и пересаживаем растения.

Подкармливаем растения.

Обрабатываем землю.

Нельзя обрезать и укорачивать побеги кустарников и деревьев.

Пятница (8 октября).
Сажаем и пересаживаем землянику.

Подкармливаем растения.

Заготавливаем черенки.

Собираем плоды.

Прививаем.

Суббота (9 октября).
Сажаем и пересаживаем растения.

Поливаем растения и компостные кучи.

Нельзя обрезать растения.

Воскресенье (10 октября).
Сажаем и пересаживаем растения.

Вносим прикормку.

Заготавливаем черенки и прививаем.

Нельзя обрезать растения.

Резали кур на продажу. Утром рано до рассвета вставала хозяйка, да в курятник шла. Рубили и квасили капусту. Вечером собирались молодые - девицы и парни на Сергиевские вечерки. После Сергеева дня собирали последние "болотистые" ягоды. Девицы собирали - первое лукошко ягоды (клюквы или брусники), из которых готовили маску для лица и тела.

Категория: Житейские советы | Добавил: Ленпех (08.10.2021)
Просмотров: 162
| Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Кто решит вопрос отмены понижающего коэффициента к военным пенсиям и индексации пенсий выше инфляции
Всего ответов: 95
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 11
Гостей: 10
Пользователей: 1
petrlevchuk