С
1 июня вступят в силу изменения в правила предоставления коммунальных
услуг. Какие именно нововведения утвердило правительство, какие плюсы и
минусы почувствуют собственники и наниматели квартир? Разобраться
помогает ведущий юрисконсульт Института экономики города Дмитрий
Гордеев.
1. Вводится новый порядок платы за общедомовые нужды
После
того как в сентябре прошлого года единые коммунальные платежи решено
было поделить (отдельной строкой показывать поквартирное потребление, и
второй строчкой - просчитать долю каждой семьи в общедомовых тратах), -
конфликты жителей с управляющими компаниями стали обычным делом.
Зачастую управдомы проводили расчеты "с потолка". Так что выходило: за
тепло и свет в подъездах, воду для их мытья жильцам приходится платить
больше, чем за то, что они тратят в квартирах. Этот абсурд решено было
исправить.
Плату за "коммуналку" в местах общего пользования
теперь будут "обрезать" нормативами потребления на общедомовые нужды.
Эти нормативы до 1 июня должны утвердить региональные власти. Если
реальное потребление в целом по дому в нормативные рамки не уложится,
превышение над нормой управляющие будут оплачивать ресурсоснабжающим
организациям за счет статьи "содержание общего имущества". Разработчики
постановления считают, что такая схема заставит управляющих вплотную
заняться ресурсосбережением - устранять протечки в подвалах, беречь
тепло в подъездах. И отслеживать "лишних" потребителей, живущих в
квартирах, где нет счетчиков, без регистрации. Но в таком подходе есть и
минус. По мнению эксперта, результат может оказаться негативным -
пострадает качество обслуживания домов, какие-то работы окажутся просто
невыполненными из-за нехватки средств.
2. Сверять показания счетчиков управляющие будут раз в полгода
Снимать
данные с приборов учета каждый месяц - теперь не обязанность, а право
жителей. Проверять правильность показаний исполнители услуг должны раз в
6 месяцев. С одной стороны, это удобно и для жильцов, и для управляющих
- нет жесткой привязки к сбору показаний индивидуальных приборов учета.
Если гражданин информацию о месячном потреблении не предоставит, оплата
будет идти по его среднемесячному потреблению за полгода. При этом
каждые шесть месяцев будет делаться сверка с показаниями счетчиков и
перерасчет.
Правда, всех вопросов это все равно не снимет. С
какой частотой не сообщай о показаниях счетчиков, все равно стопроцентно
правильного распределения общего домового объема потребления на
суммарное индивидуальное и на "общедомовые нужды" достичь будет
невозможно. Еще сложнее будет тем домам, где есть нежилые помещения,
какие-то организации, магазинчики. В таких случаях обеспечить
прозрачность, проверить правильность расчетов будет практически
невозможно. То есть у жильцов останется повод для недовольства. Лучше
было бы включить расходы на общедомовые нужды в плату за содержание
общего имущества, считает эксперт. Тогда как минимум на порядок
упрощается определение платы за индивидуальное потребление. И, кроме
того, управляющие организации реально будут заинтересованы в том, чтобы
уменьшить потребление ресурсов в местах общего пользования.
"Их
уже не надо было бы уговаривать устранять утечки воды в подвале, искать
тех, кто подключился к электросети, минуя электросчетчик, кто при
отсутствии индивидуальных приборов учета месяцами и годами не сообщает о
реальном количестве потребителей. Управляющая организация была бы
заинтересована в решении этих проблем", - говорит Гордеев. Сейчас же
по-прежнему все "недоработки" управляющих все равно будут оплачивать
жители.
3. Отопление будет оплачиваться без разделения на индивидуальное и общедомовое потребление
Из
общедомовых нужд исключена оплата водоотведения, а отопление перестанут
делить на общедомовое и индивидуальное. И то, и другое - логично и
правильно. Массовой установки теплосчетчиков в стране, где преобладает
вертикальная разводка системы отопления - не будет. Поставить счетчик в
каждую квартиру технически возможно, но не целесообразно (они не
окупятся). Следовательно, нет никакой нужды осложнять всем жизнь, считая
тепло по отдельности. Что касается водоотведения, вода, расходуемая на
полив газонов и влажную уборку в подъездах в систему канализации не
уходит. Значит, и услуги водоотведения тут быть не может.
4. Будет проще доказать, что коммунальщики халтурят
Акт
нарушения качества коммунальных услуг (например, когда из "горячего"
крана течет холодная вода) можно теперь составлять в отсутствие
исполнителя (если исполнитель не провел своевременную проверку или если
невозможно уведомить исполнителя о нарушении). Это решение - явно в
пользу жителей.
5. С 1 января 2015 года вырастут нормативы потребления для жителей в домах без счетчиков
Повышающие
коэффициенты будут применяться и в случае отсутствия общедомовых, и
квартирных счетчиков (если есть техническая возможность их установить).
Повышение составит 10% с 1 января 2015 года и будет увеличиваться каждые
полгода - до 50% к 31 декабря 2016 года. "Это означает, что будут
применяться не установленные, обоснованные нормативы, как этого требует
ст. 157 Жилищного кодекса, а расчетные. Поскольку установленные
нормативы кто-то будет умножать на коэффициенты, - говорит Гордеев. -
Кроме того, возникает вопрос, как такое увеличение согласуется с
требованием президента, чтобы потолок суммарного роста стоимости
коммунальных услуг не превышал 6% в год? Понятно, что никак. Надо искать
другие способы стимулировать население устанавливать приборы учета".
Председатель комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина
Хованская, например, предлагает помогать семьям с низкими доходами,
оплачивая установку счетчиков из местных бюджетов.
6. Управляющим разрешено составлять акт о количестве незарегистрированных жильцов и пересчитывать квартплату.
Основанием
для этого может служить протокол об административном правонарушении,
предусмотренном статьей 19.15 КоАП. "Два года понадобилось на осознание
необходимости этих процедур, - говорят эксперты. - Но привязывать
перерасчет только к протоколу об административном нарушении неправильно.
Судите сами: оплата за временных жильцов должна производиться, если они
проживают и пользуются в квартире коммунальными услугами более 5 дней,
но при этом только пребывание без регистрации свыше 90 дней является
административным нарушением". Такие расхождения в нормативных документах
приведут к большому количеству жалоб, тяжб, судебных разбирательств.
Кстати
Плату за тепло рассчитают альтернативным способом.
Сдержать
тарифы на отопление, сделать их прозрачными должны помочь поправки в
Закон "О теплоснабжении". При расчете платы за тепло будет применяться
механизм "альтернативной котельной". Были случаи, когда жители домов,
куда подается газ, отказывались от централизованного теплоснабжения
из-за дороговизны. Они ставили в квартире газовый котел и грели ее сами.
В минэнерго говорят, что "общегородское" тепло не будет стоить дороже,
чем полученное "поквартирно".