01:40
Суббота, 27.04.2024
Главная » Статьи » Житейские советы [ Добавить статью ]

Михаил Соломенный
13 октября – Михаил – Соломенный. Григорьев день. Григорий Соломенный. Соломушка, ты гори и хворь забери.

Православная церковь чтит память священномученика Григория Армянского, просветитель Великой Армении епископа.

Свя­щен­но­му­че­ник Гри­го­рий, про­све­ти­тель Ве­ли­кой Ар­ме­нии, ро­дил­ся в 257 го­ду. Он про­ис­хо­дил из ро­да пар­фян­ских ца­рей Ар­са­ки­дов. Отец свя­ти­те­ля Гри­го­рия, Анак, до­мо­га­ясь ар­мян­ско­го пре­сто­ла, убил сво­е­го род­ствен­ни­ка, ца­ря Кур­са­ра, за что весь род Ана­ка под­верг­ся уни­что­же­нию. Гри­го­рия спас некий род­ствен­ник: он вы­вез мла­ден­ца из Ар­ме­нии в Ке­са­рию Кап­па­до­кий­скую и вос­пи­тал в хри­сти­ан­ской ве­ре. Воз­му­жав, Гри­го­рий же­нил­ся, имел двух сы­но­вей, но вско­ре ов­до­вел. Сы­но­вей Гри­го­рий вос­пи­тал в бла­го­че­стии. Один из них – Ор­фан, впо­след­ствии стал свя­щен­ни­ком, а вто­рой – Аро­стан, при­нял ино­че­ство и ушел в пу­сты­ню. Чтобы ис­ку­пить грех сво­е­го от­ца, убив­ше­го от­ца Ти­ри­да­та, Гри­го­рий всту­пил в сви­ту по­след­не­го и был ему вер­ным слу­гой. Ца­ре­вич Ти­ри­дат лю­бил Гри­го­рия как дру­га, но не тер­пел его хри­сти­ан­ско­го ве­ро­ис­по­ве­да­ния. По вос­ше­ствии на ар­мян­ский пре­стол он стал при­нуж­дать свя­то­го Гри­го­рия к от­ре­че­нию от Хри­ста. Непре­клон­ность свя­то­го оже­сто­чи­ла Ти­ри­да­та, и он пре­дал сво­е­го вер­но­го слу­жи­те­ля же­сто­ким му­кам: стра­даль­ца под­ве­си­ли вниз го­ло­вой с кам­нем на шее, несколь­ко дней об­ку­ри­ва­ли смрад­ным ды­мом, би­ли, из­де­ва­лись, при­нуж­да­ли хо­дить в же­лез­ных са­по­гах с гвоз­дя­ми. Во вре­мя этих стра­да­ний свя­той Гри­го­рий пел псал­мы. В тем­ни­це Гос­подь ис­це­лил все его ра­ны. Ко­гда Гри­го­рий вновь пред­стал пе­ред ца­рем невре­ди­мым и ра­дост­ным, тот изу­мил­ся и при­ка­зал по­вто­рить пыт­ки. Свя­той Гри­го­рий пре­тер­пел их, не ко­леб­лясь, с преж­ней ре­ши­мо­стью и до­сто­ин­ством. То­гда его об­ли­ли го­ря­чим оло­вом и бро­си­ли в ров, на­пол­нен­ный ядо­ви­ты­ми га­да­ми. Гос­подь же хра­нил Сво­е­го из­бран­ни­ка: ядо­ви­тые тва­ри не по­вре­ди­ли ему. Некая бла­го­че­сти­вая жен­щи­на пи­та­ла его хле­бом, тай­но опус­кая его в ров. Свя­той Ан­гел, нис­хо­дя к му­че­ни­ку, обод­рял его си­лы и укреп­лял дух. Так про­шло 14 лет. За это вре­мя царь Ти­ри­дат со­вер­шил еще од­но зло­де­я­ние: он за­му­чил свя­тую де­ву Рип­си­мию, ста­ри­цу игу­ме­нию Га­и­а­нию и с ни­ми еще 35 дев од­но­го из ма­ло­ази­ат­ских де­ви­чьих мо­на­сты­рей.

Свя­тая Рип­си­мия вме­сте со сво­ей игу­ме­ни­ей и сест­ра­ми бе­жа­ла в Ар­ме­нию, не же­лая всту­пать в брак с им­пе­ра­то­ром Дио­кли­ти­а­ном (284–305), пре­льстив­шим­ся ее кра­со­той. Об этом Дио­кли­ти­ан со­об­щил ар­мян­ско­му ца­рю Ти­ри­да­ту и пред­ло­жил ему или при­слать Рип­си­мию об­рат­но, или же са­мо­му взять ее в же­ны. Слу­ги ца­ря разыс­ка­ли бе­жав­ших и ста­ли уго­ва­ри­вать Рип­си­мию по­ко­рить­ся во­ле ца­ря. Свя­тая от­ве­ча­ла, что она, как и все сест­ры оби­те­ли, об­ру­че­на Небес­но­му Же­ни­ху и в брак всту­пать не мо­жет. То­гда с неба раз­дал­ся го­лос: "Дер­зай­те и не бой­тесь, ибо Я с ва­ми". По­слан­цы в стра­хе уда­ли­лись. Ти­ри­дат пре­дал де­ву на же­сто­чай­шие пыт­ки, во вре­мя ко­то­рых ее ли­ши­ли язы­ка, рас­сек­ли ей чре­во, осле­пи­ли и умерт­ви­ли, раз­ру­бив те­ло ее на ча­сти. Игу­ме­ния Га­и­а­ния за то, что во­оду­шев­ля­ла Рип­си­мию му­же­ствен­но тер­петь ис­тя­за­ния за Хри­ста, вме­сте с дву­мя сест­ра­ми-ино­ки­ня­ми бы­ла пре­да­на на та­кие же му­ки, по­сле че­го они бы­ли обез­глав­ле­ны. Осталь­ных 33-х се­стер из­ру­би­ли ме­ча­ми и бро­си­ли те­ла их на съе­де­ние зве­рям. Гнев Бо­жий по­ра­зил ца­ря Ти­ри­да­та, а так­же тех его при­бли­жен­ных и во­и­нов, кто участ­во­вал в ис­тя­за­ни­ях свя­тых дев. Одер­жи­мые бе­са­ми, они упо­до­би­лись ди­ким веп­рям (как неко­гда На­ву­хо­до­но­сор. Дан. 4, 30), но­си­лись по ле­сам, раз­ры­ва­ли на се­бе одеж­ду и грыз­ли соб­ствен­ное те­ло. По про­ше­ствии неко­то­ро­го вре­ме­ни сест­ре Ти­ри­да­та Ку­са­ро­дух­те бы­ло воз­ве­ще­но во сне: "Ес­ли не бу­дет из­ве­ден из рва Гри­го­рий, царь Ти­ри­дат не ис­це­лит­ся". То­гда при­бли­жен­ные ца­ря по­до­шли ко рву и спро­си­ли: "Гри­го­рий, жив ли ты?" Гри­го­рий от­ве­чал: "Бла­го­да­тию Бо­га мо­е­го я жив". За­тем они вы­ве­ли свя­то­го му­че­ни­ка об­рос­ше­го, по­чер­нев­ше­го и очень ис­сох­ше­го. Но, по-преж­не­му, он был тверд ду­хом.

Свя­той по­ве­лел со­брать остан­ки за­му­чен­ных дев; их с че­стью по­хо­ро­ни­ли, а на ме­сте по­гре­бе­ния по­стро­и­ли цер­ковь. В эту цер­ковь свя­той Гри­го­рий при­вел бес­но­ва­то­го ца­ря и ве­лел ему мо­лить­ся свя­тым му­че­ни­цам. Ти­ри­дат ис­це­лил­ся, рас­ка­яв­шись в сво­их пре­ступ­ле­ни­ях про­тив Бо­га, и при­нял со всем сво­им до­мом Свя­тое Кре­ще­ние. Сле­дуя при­ме­ру ца­ря, кре­стил­ся и весь ар­мян­ский на­род. За­бо­та­ми свя­то­го Гри­го­рия был воз­двиг­нут в 301 го­ду Эч­ми­ад­зин­ский со­бор в честь Со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха. В 305 го­ду свя­ти­тель Гри­го­рий на­пра­вил­ся в Ке­са­рию Кап­па­до­кий­скую и там был по­став­лен ар­хи­епи­ско­пом Леон­ти­ем во епи­ско­па Ар­ме­нии. За свои апо­столь­ские тру­ды он по­лу­чил на­име­но­ва­ние про­све­ти­те­ля Ар­ме­нии. Свя­ти­тель Гри­го­рий об­ра­тил ко Хри­сту так­же мно­гих лю­дей из со­сед­них стран – Пер­сии и Ас­си­рии. Устро­ив Ар­мян­скую Цер­ковь, свя­ти­тель Гри­го­рий при­звал к епи­скоп­ско­му слу­же­нию сво­е­го сы­на, Аро­ста­на-пу­стын­но­жи­те­ля, а сам уда­лил­ся в пу­сты­ню. Свя­ти­тель Аро­стан в 325 го­ду был участ­ни­ком I Все­лен­ско­го Со­бо­ра, осу­див­ше­го ересь Ария. Свя­ти­тель Гри­го­рий, уда­лив­шись в пу­сты­ню, пре­ста­вил­ся в 335 го­ду. Дес­ни­ца и часть его свя­тых мо­щей по­ко­ят­ся ныне в со­кро­вищ­ни­це Эч­ми­ад­зин­ско­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра в Ар­ме­нии. По тра­ди­ции Ар­мян­ской Апо­столь­ской Церк­ви, со­хра­ня­ю­щей­ся по­ныне, этой дес­ни­цей вер­хов­ный ка­то­ли­кос-пат­ри­арх всех ар­мян бла­го­слов­ля­ет свя­тое ми­ро во вре­мя ми­ро­ва­ре­ния.

Православная церковь чтит память преподобного Григория Пельшемского Вологодского игумена.

Пре­по­доб­ный Гри­го­рий Пель­шем­ский, Во­ло­год­ский (ок. 1442 г.) был про­слав­лен на Со­бо­ре 1549 г. Он ро­дил­ся в г. Га­ли­че и про­ис­хо­дил из ро­да дво­рян Ло­по­то­вых. По­стриг­ся пре­по­доб­ный в Бо­го­ро­дич­ном мо­на­сты­ре за Га­лич­ским озе­ром, ос­но­ван­ном пре­по­доб­ным Ав­ра­ами­ем. Пе­рей­дя за­тем в Ро­стов, он под­ви­зал­ся в Ав­ра­ами­е­вом мо­на­сты­ре, а впо­след­ствии был из­бран игу­ме­ном ро­стов­ской оби­те­ли Спа­са на Пес­ках. Из­бе­гая мол­вы, он тай­но уда­лил­ся из Ро­сто­ва в во­ло­год­ские ле­са. Неко­то­рое вре­мя он про­жил в Сос­но­вец­ком мо­на­сты­ре, поль­зу­ясь на­став­ле­ни­я­ми пре­по­доб­но­го Ди­о­ни­сия Глу­шиц­ко­го, за­тем по­се­лил­ся от­шель­ни­ком на бе­ре­гу ре­ки Пельш­мы, в 30 вер­стах от Во­лог­ды, неда­ле­ко от воз­ник­ше­го впо­след­ствии го­ро­да Кад­ни­ко­ва. По­сте­пен­но око­ло него со­ста­ви­лась неболь­шая оби­тель и бы­ла по­стро­е­на де­ре­вян­ная цер­ковь во имя Со­бо­ра Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Во вре­мя меж­до­усо­биц за мос­ков­ское кня­же­ние жи­те­ли ра­зо­рен­ных во­ло­год­ских зе­мель сте­ка­лись в глухую лес­ную оби­тель, где на­хо­ди­ли теп­лый при­ем и по­силь­ную по­мощь. За об­ли­че­ние Ди­мит­рия Ше­мя­ки в том, что тот «свою Русь во­ю­ет», а «во­ин­ство его горь­кой смер­ти пре­да­ет хри­сти­ан», свя­той Гри­го­рий был по при­ка­за­нию кня­зя сбро­шен с мо­ста на лед. Спустя несколько лет, будучи глубоким старцем, преподобный Григорий умер и был по­гре­бен в ос­но­ван­ной им оби­те­ли.

Православная церковь чтит память святителя Михаила Киевского и всея Руси митрополита.

Мит­ро­по­лит Ми­ха­ил ро­дом из Си­рии. В 988 го­ду, во вре­мя Кре­ще­ния Вла­ди­ми­ро­ва, он был при­слан к ве­ли­ко­му кня­зю в Кор­сунь пат­ри­ар­хом Ца­ре­град­ским Ни­ко­ла­ем Хри­со­вер­гом. Из Кор­су­ни при­был мит­ро­по­лит в Ки­ев вме­сте с ве­ли­ким кня­зем Вла­ди­ми­ром. Ми­ха­ил был рев­ност­ный рас­про­стра­ни­тель хри­сти­ан­ства; про­хо­дя об­шир­ные стра­ны, он на­саж­дал се­ме­на ве­ры Хри­сто­вой. Мит­ро­по­ли­ту Ми­ха­и­лу при­пи­сы­ва­ют по­стро­е­ние Ки­е­во-Зла­то­вер­хо-Ми­хай­лов­ско­го мо­на­сты­ря, а при­быв­шим с ним из Ца­ря­гра­да мо­на­хам – ос­но­ва­ние мо­на­сты­ря Ки­е­во-Ме­жи­гор­ско­го. Ми­ха­ил вез­де, где толь­ко мог стро­ить церк­ви, ста­вил свя­щен­ни­ков и диа­ко­нов и нис­про­вер­гал идо­лов. Ле­то­пи­си го­во­рят, что на­род, при­леп­лен­ный к древ­не­му суе­ве­рию, не без при­скор­бия смот­рел на со­кру­ше­ние сво­их идо­лов, и ко­гда бог их Пе­рун бро­шен был в Днепр, то тол­па, бе­жав­шая за сво­им идо­лом, кри­ча­ла вслед: "Пе­руне, вы­ды­бай!" т. е. "вы­плы­вай". Ис­ту­кан, стрем­ле­ни­ем вод несо­мый, яко­бы по­ви­ну­ясь гла­су во­пи­ю­щих к нему, при­стал к бе­ре­гу при са­мом том ме­сте, где по­сле, в XI сто­ле­тии, был по­стро­ен мо­на­стырь и на­зван Вы­ду­биц­ким.

Св. Ми­ха­ил скон­чал­ся в Ки­е­ве; мо­щи его по­чи­ва­ют в ве­ли­кой со­бор­ной Пе­чер­ской церк­ви от­кры­то. В над­пи­си при ра­ке его на ре­шет­ке изо­бра­же­но, что свя­ти­тель сей пре­ста­вил­ся в 992 го­ду, по­гре­бен в Де­ся­тин­ной церк­ви; что при Пе­чер­ском игу­мене Фео­к­ти­сте мо­щи его пе­ре­не­се­ны в Ан­то­ни­е­ву пе­ще­ру; а по пред­став­ле­нию ар­хи­манд­ри­та Ро­ма­на Ко­пы и по имен­но­му ука­зу 23 июля 1730 го­да, пе­ре­не­се­ны 1 ок­тяб­ря то­го же го­да в ве­ли­кую цер­ковь (Пе­чер­скую). Ко­гда св. Ми­ха­ил при­чтен к ли­ку угод­ни­ков, неиз­вест­но: по­ла­гать на­доб­но, с са­мо­го пе­ре­не­се­ния мо­щей его в пе­ще­ры, ибо в спис­ке пре­по­доб­ных Ан­то­ни­е­вой пе­ще­ры зна­чит­ся он и у Каль­но­фой­ско­го в 1638 г.; и в кни­ге Ака­фи­стов с ка­но­на­ми, на­пе­ча­тан­ной в Пе­чер­ской ти­по­гра­фии в 1677 г., в 9 пес­ни, 1 сти­хе Пра­ви­ла пре­по­доб­ных от­цов Пе­чер­ских, по­став­ле­но имя его, как и до­ныне пе­ча­та­ет­ся в сем ка­ноне; но в об­щих ме­ся­це­сло­вах его не бы­ло, как и про­чих пре­по­доб­ных Пе­чер­ских. Уже ука­за­ми Cв. Cи­но­да 15 июня 1762 г., 18 мая 1775 г. и 31 ок­тяб­ря 1784 г. доз­во­ле­но пе­ча­тать служ­бы пре­по­доб­ным: Ми­ха­и­лу, Ан­то­нию, Фе­о­до­сию и про­чим чу­до­твор­цам Пе­чер­ским в кни­гах, из­да­ва­е­мых Лавр­скою ти­по­гра­фи­ею, а ука­зом Св. Си­но­да 6 ав­гу­ста 1795 г. по­ве­ле­но бы­ло со­чи­нить и об­сто­я­тель­ное жиз­не­опи­са­ние свя­ти­те­ля Ми­ха­и­ла для по­ме­ще­ния в Че­тьих Ми­не­ях.

Св. Ми­ха­ил по­чи­та­ет­ся пер­вым Ки­ев­ским мит­ро­по­ли­том. Неко­то­рые ле­то­пи­си на­зы­ва­ют его вто­рым, а пер­вым гре­ка Леон­тия или Лео­ва; в Нов­го­род­ском же ле­то­пис­це рос­пись мит­ро­по­ли­тов на­чи­на­ет­ся с Фе­о­пемп­та (1037 г.). До XIII ве­ка мит­ро­по­ли­ты жи­ли по­сто­ян­но в Ки­е­ве. Опу­сто­ше­ние это­го го­ро­да за­ста­ви­ло их пе­ре­не­сти пре­стол мит­ро­по­лии во Вла­ди­мир на Клязь­му, а по­том, в на­ча­ле XIV ве­ка, в Моск­ву, где и пра­ви­ли они Рос­сий­скою Цер­ко­вью до уста­нов­ле­ния пат­ри­ар­ше­ства (1589 г.). Мит­ро­по­ли­ты Все­рос­сий­ские име­но­ва­лись спер­ва Ки­ев­ски­ми и всея Рос­сии. По уста­нов­ле­нии пат­ри­ар­ше­ства Ки­ев­ские мит­ро­по­ли­ты, по при­чис­ле­нии их к Рос­сий­ской иерар­хии, за­ни­ма­ли пер­вое ме­сто по­сле пат­ри­ар­хов.

Традиции, обычаи, поверья и приметы.
Михаил – Соломенный. Григорьев день. Григорий Соломенный.

Перед Покровом Пресвятой Богородицы по лесам бродят лешие. Они вырывают с корнями кусты, ломают деревья, пугают животных и людей, а затем в день Ерофея (17 октября) проваливаются под землю до самой весны.
В канун Покрова они воют целый день, стараясь перекричать ветер.
В Григорий (Михайлов) день, покоя не жди, у ворот леший стучит, да хозяйке говорит: «Ты ко мне приди, да у меня порядок наведи» (зовет ее в жены)

Леший пришел и порядок навел, по двору кружит и воет, все порядок свой наводит.

Лешему не попадайся, дома сидит, да пироги пеки.

Ворота закрой, леший придет во дворе порядок наведет.

Двери закрой, а то леший придет, и порядок свой наведет.

Скучно лешему в лесу, он в деревню пришел, пошалить, да девок заманить.

Приметы.
Поутру мороз на окнах – к гостям.
Сухой снег выпал – к урожайному лету.
Увидел в этот день мороз на своих окнах — к гостям.
Хороший урожай зерна в этом году был — в следующем году будет также хороший урожай
Падает снег — к урожаю.
Что можно делать?
Девки дома сидите, да пироги пеките, лешему дверь не открывайте, у ворот пироги оставляйте.
В доме окна и двери закрывайте, да лешего не пускайте.

Девки в затворе сидят, да на женихов глядят (в этот день женихи своих невест охраняли, ходили под окном, чтобы леший их не украл).

В этот день девок не пускают, а работой занимают (отвлекаются, чтобы на улицу не ходили, да и к лешему не угодить).
Жгли солому старого матраса, да новую солому набивали.

При горении старой соломы, читали заговор: «Соломушка, ты гори и хворь забери».

Набивали матрас новой соломой и читали заговор: «Уложись соломка к Соломенке, пусть детишки были здоровеньки, да семья не хворала, да в семье была радость, да хворь не приставала».
После сожжения старой соломы, золу собирали и на ветру раскидывали в огороде, чтобы хворь не пришла, и прочь по ветру ушла.

Ветерок, ветерок, ты золу забери и подальше ее унеси, пусть хворь, улетит и больше к нам не прилетит.

Чтобы дети не болели, утром у порога облей колодезной водой, хворь отведёшь, да и лешего отведешь.
Чтобы ноги не болели, лапти сожги и хворь уведи.
Занимались приборкой в избе, мыли полы, стены, набивали матрасы, подушки новой соломой, да и баню топили.
Баню затапливали старой соломой, затем подкидывали в огонь три берёзовых полена, затем добавляли три осиновых полена, да веточки рябины. (см. заметки; «Бабушкины секреты и рецепты. Береза - душу лечит Осина - силушку дает. Сосна - сон прибавляет и покой набавляет»).

Баньку затопи, да кипятком облей все, чтобы нечисть ушла, да хворь не пришла.

Парились вениками из – рябины, осины и березы.

Когда все попарились и вымолись в бане, в бане открывали двери и оставляли на ночь, чтобы леший не поселился, так как тепла нет и, чтобы весь год баня была чиста, а утром окуривали – веничком (по одной веточке - рябины, осины и березы, сорванные свежие в день Григория). Двери плотно закрывали и не заходили до следующей топки бани. А остывшие веточки закапывали на не хожем месте.

Что нельзя делать?
Нельзя ходить в лес.
Нельзя обижаться.
Нельзя ругаться.
Нельзя оскорблять.
Погода.
Снег выпал - зима не скоро наступит, снег вскоре растает.
Журавли отлетели – к ранней и холодной зиме.
Белка чисто вылиняла – к хорошей зиме.
Снег с дождем – зима не скоро наступит.
Деревья с листвой – зима не спешит.
Деревья без листьев – к Покрову снег выпадет, но растает.
Солнце с утра и весь день – такая погода будет до конца октября.
Солнце с утра, а днем меняется погода – такая погода будет до конца октября.
Православный календарь.
· · ПОНЕДЕЛЬНИК (11 октября). Седмица 17 - я по Пятидесятнице. Постный день. Свт. Харито́на Исповедника, епископа Иконийского (ок. 350); схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337), родителей прп. Сергия Радонежского.

ВТОРНИК (12 октября). Седмица 17- я по Пятидесятнице. Поста нет. Прп. Кириа́ка отшельника, Палестинского (556).

Прп. Феофа́на Милостивого; Да́ды, Гаведда́я и Каздо́и (IV).

Сщмч. Иоа́нна (Поммера), архиепископа Рижского и Латвийского (1934).

· · СРЕДА (13 октября). Седмица 17 - я по Пятидесятнице. Постный день. Сщмч. Григо́рия, епископа, просветителя Великой Армении (ок. 335).

· · ЧЕТВЕРГ (14 октября). Седмица 17 - я по Пятидесятнице. Поста нет. ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ.

· ·ПЯТНИЦА (15 октября). Седмица 17 - я по Пятидесятнице. Постный день. Блж. Андре́я, Христа ради юродивого, Константинопольского (936); прав. воина прав. Фео́дора Ушакова (1817); Киприа́на, епископа, Иусти́ны и Феокти́ста (304).

· · СУББОТА (16 октября). Седмица 17 - я по Пятидесятнице. Поста нет. Сщмчч. Диони́сия Ареопагита, епископа Афинского, Ру́стика, пресвитера, и Елевфе́рия, диакона (96).

· · ВОСКРЕСЕНЬЕ (17 октября). Седмица 17 - я по Пятидесятнице. Поста нет. Сщмч. Иерофе́я Афинского, епископа (I).

Сад и огород (на неделю с 11 октября по 17 октября)!
Понедельник (11 октября).
Укрываем на зиму сад — многолетние растения, ягодные кустарники, клубнику.

Вторник (12 октября).
Собираем урожай.

Заготавливаем корешки лекарственных растений.

Среда (13 октября).
Собираем сельдерей, редьку и другие корнеплоды.

Четверг (14 октября).
Проводим мульчирование на зиму - деревьев, кустарников

Пятница (15 октября).
Полем и рыхлим землю.

Уничтожаем вредителей.

Суббота (16 октября).
Занимаемся посадками.

Воскресенье (17 октября).
Заготавливаем черенки различных культур.

Делаем заготовки на зиму.

Нельзя проводить работы с землей.

Девки дома сидите. В этот день девок не пускают. Жгли солому старого матраса, да новую солому набивали. Набивали матрас новой соломой и читали заговор. Чтобы дети не болели, утром у порога облей колодезной водой. Чтобы ноги не болели, лапти сожги и хворь уведи. Занимались приборкой в избе,

Категория: Житейские советы | Добавил: Ленпех (13.10.2021)
Просмотров: 273
| Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 386
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0