06:07
Понедельник, 29.11.2021
Главная » Статьи » Житейские советы [ Добавить статью ]

Ираидин день.
6 октября – Ираидин день. Зачатие Иоанна Предтечи. Водичка родниковая умой меня, чтобы милый взглянул и полюбил меня

Православная церковь чтит память святой мученицы Раисы (Ираиды) Александрийской, Антинопольской, девы.

Свя­тая му­че­ни­ца Ира­и­да жи­ла в Алек­сан­дрии. Од­на­жды, по­дой­дя к ис­точ­ни­ку, чтобы по­черп­нуть во­ды, она уви­де­ла ко­рабль у бе­ре­га, на ко­то­ром на­хо­ди­лось мно­же­ство муж­чин, жен­щин, свя­щен­но­слу­жи­те­лей и ино­ков, за­клю­чен­ных в око­вы за ис­по­ве­да­ние Хри­сто­вой ве­ры. От­бро­сив во­до­нос, свя­тая доб­ро­воль­но при­со­еди­ни­лась к уз­ни­кам Хри­сто­вым, и на нее на­ло­жи­ли око­вы. Ко­гда ко­рабль при­был в еги­пет­ский го­род Ан­ти­поль, свя­тая Ира­и­да пер­вая пре­тер­пе­ла же­сто­кие ис­тя­за­ния и бы­ла усе­че­на ме­чом. Вслед за ней осталь­ные му­че­ни­ки кро­вью за­пе­чат­ле­ли свое ис­по­ве­да­ние ве­ры во Хри­ста.

Православная церковь празднуется зачатие Иоанна Предтечи. Его отцом был священник Захария, а матерью – праведная Елисавета.

ЖИТИЯ ПРОРОКА ЗАХАРИИ И ПРАВЕДНОЙ ЕЛИСАВЕТЫ

Свя­той про­рок За­ха­рия и свя­тая пра­вед­ная Ели­са­ве­та бы­ли ро­ди­те­ля­ми свя­то­го Про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на. Они про­ис­хо­ди­ли из ро­да Ааро­но­ва: свя­той За­ха­рия, сын Вара­хии, был свя­щен­ни­ком в Иеру­са­лим­ском хра­ме, а свя­тая Ели­са­ве­та бы­ла сест­рой свя­той Ан­ны, ма­те­ри Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Пра­вед­ные су­пру­ги, "по­сту­пая по всем за­по­ве­дям Гос­под­ним бес­по­роч­но" (Лк.1,5-25), стра­да­ли непло­ди­ем, что счи­та­лось в вет­хо­за­вет­ные вре­ме­на ве­ли­ким на­ка­за­ни­ем Бо­жи­им. Од­на­жды во вре­мя слу­же­ния в хра­ме свя­той За­ха­рия по­лу­чил весть от Ан­ге­ла, что его пре­ста­ре­лая же­на ро­дит ему сы­на, ко­то­рый "бу­дет ве­лик пред Гос­по­дом" (Лк.1,15) и "предъ­и­дет пред Ним в ду­хе и си­ле Илии" (Лк.1,17). За­ха­рия усо­мнил­ся в воз­мож­но­сти ис­пол­не­ния это­го пред­ска­за­ния и был за ма­ло­ве­рие на­ка­зан немо­той. Ко­гда у пра­вед­ной Ели­са­ве­ты ро­дил­ся сын, она по вну­ше­нию Свя­то­го Ду­ха объ­яви­ла, что на­зо­вет мла­ден­ца Иоан­ном, хо­тя рань­ше в их ро­ду та­кое имя ни­ко­му не да­ва­ли. Спро­си­ли пра­вед­но­го За­ха­рию, и он так­же на­пи­сал на до­щеч­ке имя Иоанн. Тот­час к нему воз­вра­тил­ся дар ре­чи, и он, ис­пол­нив­шись Свя­то­го Ду­ха, стал про­ро­че­ство­вать о сво­ем сыне как Пред­те­че Гос­по­да.

Ко­гда нече­сти­вый царь Ирод услы­шал от волх­вов о ро­див­шем­ся Мес­сии, он ре­шил из­бить в Виф­ле­е­ме и его окрест­но­стях всех мла­ден­цев в воз­расте до 2-х лет, на­де­ясь, что в их чис­ле бу­дет и ро­див­ший­ся Мес­сия. Ирод хо­ро­шо знал о необыч­ном рож­де­нии про­ро­ка Иоан­на и хо­тел убить его, опа­са­ясь, что он и есть Царь Иудей­ский. Но пра­вед­ная Ели­са­ве­та укры­лась вме­сте с мла­ден­цем в го­рах. Убий­цы по­всю­ду ис­ка­ли Иоан­на. Пра­вед­ная Ели­са­ве­та, уви­дев пре­сле­до­ва­те­лей, со сле­за­ми ста­ла мо­лить Бо­га о спа­се­нии, и тот­час рас­сту­пив­ша­я­ся го­ра укры­ла ее вме­сте с мла­ден­цем от по­го­ни. В эти бед­ствен­ные дни свя­той За­ха­рия ис­пол­нял свою чре­ду слу­же­ния в Иеру­са­лим­ском хра­ме. Во­и­ны, по­слан­ные Иро­дом, тщет­но пы­та­лись узнать у него, где на­хо­дит­ся его сын. То­гда по по­ве­ле­нию Иро­да они уби­ли свя­то­го про­ро­ка, за­ко­лов его меж­ду жерт­вен­ни­ком и ал­та­рем (Мф.23,35). Пра­вед­ная Ели­са­ве­та скон­ча­лась через 40 дней по­сле сво­е­го су­пру­га, а свя­той Иоанн, хра­ни­мый Гос­по­дом, пре­бы­вал в пу­стыне до дня сво­е­го яв­ле­ния из­ра­иль­ско­му на­ро­ду.

Традиции, обычаи, поверье и приметы.
Ираидин день. Ириада Спорная. Зачатие Иоанна Предтечи.

Приметы.
Петух пропел перед восходом солнца – к гостям.
Петух пропел после восхода солнца - к ссоре.
День туманный, а деревья покрылись инеем - следующий год будет урожайным.
Если в этот день молчать и надеяться на лучшее, то можно получить счастье.
Туманный день — год будет урожайным.
Много хлеба, то в будущем году будет большой урожай.
Что можно делать?
Начинали топить печку в домах.
На Ираиду старались утеплить дом, заготовить на зиму дрова и протопить избу.
Заговаривали печной уголь (древесный). Заговор: "Печной уголек, ты наша матушка, печь без тебя не нагреется, да в доме будет холодно, ты согрей нас, да и ублажи семью. Уголек будь покладистый, да и жару дай, чтоб тепло пошло, да все жилки протрясло".
Заготавливали дрова заранее, а уголь древесный круглый год.
Для себя уголь жгли - березовый.

Заготовленный уголь березовый до Ираиды дня считался - жарким и смолы меньше текло.

Берегли уголь - березовый, только на растопку, да в конце топки подбрасывали, чтобы жара много не было, а тепло по избе гуляло.

Топи правильно, а то холод по дому гуляет и спать мешает.

Топили дровами разными, в основном - березовые и осиновые.

Береза жару давала, а осина тепло сохраняла.

А, если только осиновыми дровами топить, только смолу копить, жары нет и ничего не сготовишь, а только дрова переводишь.

А, если березовыми дровами топить, только жару копить, ничего не сделаешь, ни сварить и не прибрать, как баня будет изба, уморишь себя, да и спать уволит тебя.

При первой топке печи, хозяйки задабривали печь, пекли "наливнушки" с картофелем.
Это, как ватрушки. Тем самым благодарили печь, за то, что - "наливнушки" (ватрушки) спечь. У каждой хозяйки свой рецепт был и они держали его в секрете и передавали его. Расскажешь секрет и вон "наливнушек" нет (ватрушек).

Первые испеченные "наливнушки" детям давали на пробу.

Все сидели за стол и дожидались, кто первый возьмет, у того и год будет хорош и будет здоров.

Хозяйка много пекла "наливнушек», чтобы гостям подать, да и самим не пропасть.

Считалось, если "наливнушек» не хватит, то семья на столе будет не доедать.

А, если остались "наливнушки", то и на столе будет достаток и семья весь год будет не голодна.

Гостей жди, да "наливнушки" пеки, да поболи, чтобы гость поедал, да нахваливал:"Ой, хозяйка хороша, хороша, да умелая, накормила меня, да приветила".

Этот день, считался - именинницей нового урожая картофеля (молодой или свежий картофель его называли).
Картошечку подбери, да меленькую, да спеки ее на углях, да и накорми деточек и гостям подай, да мужу ублажи и на стол положи.

Картофель в Ираидов день, главным на столе должен быть.

Нет картошки на столе, то и год будет не сполна, картофель сгниет или вовсе пропадет.

Много заговоров и гаданий было в этот день - на углях и на картошку.
Особенно девицы не замужние, которые еще молоды, да в замуж пока еще им рано (нет 18 лет). Желание узнать свою судьбу, да и своего суженного.

Гадание 1. С вечера (5 октября) девица набирали картофель (восемь) мыли и сушили. Затем выкладывали картофель на крыльцо и оставляли на ночь. Утром смотрели, если картофель не тронутый (не склеван или не погрызен) будет свадьба скоро, да и жених богатым будет, да и любим.
Если часть картофеля погрызено или клевано, то выйдешь замуж, но жених будет не любим, но богат (вдовец).

Если весь картофель нарушен - не жди жениха, твой жених не вырост для тебя.

Такое гадание девицы боялись и практически не делали это, только смелые могли искушать себя, узнать свою судьбу.

Раньше очень частыми были браки, когда невеста была старше своего мужа (от 2 до 10 лет). Вот и пошла поговорка: "Мой миленок, как теленок, только веники жевать, не умеет целовать" (молодой, как ребенок).

Гадание 2. Готовился картофель с вечера. Набиралось лукошко картофеля, без счета. Когда девица готовила картофель для гадания, она мыла картофель и выкладывала для сушки. Выкладывала по счету по три картофелины.
Остаток мог быть: нулевой - долго не выйдет замуж.

Две картофелины - выйдет замуж.

Одна картофелина - не выйдешь замуж.

Но, молодые девицы не опускали руки, они продолжали дальше гадать.

Гадание 3. Несколько человек (девиц) брали одну картофелину и бросали в кипящую воду, и немного картофель варили, а потом смотрели.
Если картофель дал трещину выйдешь замуж, да за не любимого.

Если картофель развалилась, то скоро – свадьба.

Если сварилась без трещин - выйдешь замуж за богатого и по любви, только крепко его держи, соперницы рядом, могут украсть твое счастье.

Каждая девица должна съесть картофель.
Если она ест с солью - то горька ее судьба.

Если она ест без соли - сладкая ягода судьба.

Если она не ела картофель, тем самым она говорила, о том, что судьба ей такая не нужна. Она брала картофель и закапывала под дерево (нехожее место), таким образом меняла свою судьбу.

Гадание 4. Брали картофель садили на зиму, если даст росток и пойдет рост картофеля, а осенью выкапывали и считали, сколько клубней. по счету по три.

Остаток мог быть нулевой - долго не выйдет замуж.

Две картофелины - выйдет замуж. Таким, образом будет свадьба осенью (после 14 октября - Покрова).

Одна - не выйдешь замуж.

Гадали на древесный уголь.
1. С вечера (5 октября) топили печь, утром выгребами золу. Так осторожно, чтобы не просыпать. Это также имело значение.
Если рассыпается, то ты свою судьбу сама пропустишь и все пойдет не так, не по своей воле (гордость, доказывать, что-либо приведет к разладу).

Собранная зола просеивается через сито, что осталось в сито "угольки" используются для гадания.

Уголки бросают в колодезную воду (ведро) и смотрят, как расположены угольки, если они вместе, то милый возьмет в замуж.

Если угольки отдельно, то выйдешь за другого.

А, если хоть один уголек утонет, то к беде (жениха потеряешь, и он женится на другой).

2. Просеянную золу, также девицы использовали, для приговора к себе милого. Рассыпали по двору и приговаривали: "Миленький мой ко мне приди, да и мимо не пройди, да меня забери, буду тебе женой" - три раза обходя по двору.
3. Просеянную золу девицы использовали, для приговора к себе милого. Рассыпали золу у ворот милого рано утром до восхода солнца, чтобы никто не видел, а то счастье уведут. И приговаривали: "Миленький мой приди ко мне домой, я тропиночку тебе выстилаю, ты ко мне приди, да мимо не пройди, полюби меня, полюби и в жены возьми".
4. Просеянную золу девицы использовали, для приговора к себе милого. Рассыпали золу от ворот милого рано утром до восхода солнца., чтобы никто не видел, а то счастье уведут, до своих ворот. И приговаривали: "Миленький мой иди за мной и по сторонам не гляди, а ко мне иди, тропинка моя принесет тебе счастья, да и я буду любить тебя, как верная жена ты возьми меня".
Гадали и узнавали о своей судьбе и судьбу определяли по воде. Брали два кувшина и шли к месту, где две реки сливаются в одну. Набирали в каждый кувшин воду из разных рек, чтобы было одинаковое количество воды и несли домой. Смотрели, из какого кувшина вода быстрее испарится.
Если из кувшина, который наполняли из широкой реки, то вскоре жди сватов желанных и наоборот.

Обычно кувшины ставили в бане не топленной, при этом никто не должен прикасаться. Кувшины были не большими, размером со стакан. Можно было не дожидаться до полного испарения воды, достаточно на следующее утро посмотреть. Из широкой реки набранная вода испарилась больше, то девица брала эту воду и умывалась, и приговаривала: "Милый мой люби меня и от меня не откажись, и возьми меня с собой и не оставляй меня одну".

Если вода в кувшине не широкой реки испарилась больше, то девица - эту воду выливала на дорогу и проговаривала: "Милый ты не хочешь быть со иной, а другой я тебя не отдам, присушу тебя и будешь один, горевать и плакать, и вспоминать меня. Приходи и мимо не проходи по тропиночки моей и ко мне приходи".


Приносили родниковую воду домой рано утром до восхода солнца, умывались у своих ворот и приговаривали: "Водичка родниковая умой меня, чтобы милый взглянул и полюбил меня. Пусть моя красота уведет его и к моим воротам и навсегда останусь с тобой и буду твоей женой".
Что нельзя делать?
Нельзя веселиться.
Нельзя устраивать гуляния.
Нельзя употреблять спиртные напитки.
Нельзя жаловаться.
Нельзя вспоминать ошибки и беды.
Нельзя делать домашнюю работу.
Нельзя ничего делать в доме.
Нельзя делать генеральную уборку.
Нельзя употреблять мясо, рыбу и молочные продукты.
Нельзя ругаться.
Нельзя обижаться.
Нельзя конфликтовать.
Погода.
Журавли улетели – осень к зиме перевалила.
Большой урожай орехов, а грибов мало - к холодной зиме.
Кошка умывается левой лапкой – к плохой погоде, правой – к хорошей погоде.
Кошка спит и в клубок свернулась - к холоду.
Полевые мыши на деревню двинулись - к суровой зиме.
Полевые мыши во дворе бегают - к суровой зиме.
Закрывай амбары, а то останешься без зерна и гроша.
Петух ночью запел – к ненастью.
Петух на одной ноге стоит - к похолоданию.
Курица хвостом машет – к дождю.
Куры раскудахтались – погода испортится.
Утки или гуси плещутся в воде и кричат - к дождю, если притихли – к грозе.
Вороны или сороки нахохлились – к осадкам (дождю).
Высокий бурьян – к снежной зиме.
Дикие гуси высоко летят и громко кричат - скоро наступит зима.
Православный календарь.
· ПОНЕДЕЛЬНИК (4 октября). Седмица 16 - я по Пятидесятнице. Постный день. Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня.

· ВТОРНИК (5 октября). Седмица 16 - я по Пятидесятнице. Поста нет. Прор. Ио́ны (VIII в. до Р. Х.); сщмч. Фо́ки, епископа Синопского (117); прп. Ио́ны, пресвитера (IX), отца святых Феофана, творца канонов, и Феодора Начерта́нных; блж. Параске́вы Дивеевской (1915).

· СРЕДА (6 октября). Седмица 16 - я по Пятидесятнице. Постный день. Зачатие честно́го, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоа́нна; прославление свт. Инноке́нтия (Вениаминова), митрополита Московского (1977).

· ЧЕТВЕРГ (7 октября). Седмица 16 - я по Пятидесятнице. Поста нет. Первомученицы равноап. Фе́клы Иконийской (I).

· ПЯТНИЦА (8 октября). Седмица 16 - я по Пятидесятнице. Постный день. Преставление прп. Се́ргия, игумена Ра́донежского, всея России чудотворца (1392).

· СУББОТА (9 октября). Седмица 16 - я по Пятидесятнице. Поста нет. Преставление Апостола и Евангелиста Иоа́нна Богослова (начало II)

· ВОСКРЕСЕНЬЕ (10 октября). Седмица 16 - я по Пятидесятнице. Поста нет. Мчч. Каллистра́та и дружины его: Гимна́сия и иных (304);

Сад и огород (на неделю с 4 октября по 10 октября)!
Понедельник (4 октября).
Делаем посев, посадку.

Подкармливаем растения.

Вносим удобрения в почву.

Нельзя пилить ветки, корчевать пни.

Нельзя собирать цветы, плоды и лекарственные растения.

Нельзя поливать.

Нельзя копать.

Вторник (5 октября).
Обрезаем кустарники и деревья.

Обрабатываем растения от вредителей и сорняков.

Нельзя сажать, прививать.

Нельзя рыхлить и копать.

Нельзя работать с корнями.

Среда (6 октября).
Обрезаем деревья и кусты.

Нельзя сеять, рыхлить и копать.

Четверг (7 октября).
Сажаем и пересаживаем растения.

Подкармливаем растения.

Обрабатываем землю.

Нельзя обрезать и укорачивать побеги кустарников и деревьев.

Пятница (8 октября).
Сажаем и пересаживаем землянику.

Подкармливаем растения.

Заготавливаем черенки.

Собираем плоды.

Прививаем.

Суббота (9 октября).
Сажаем и пересаживаем растения.

Поливаем растения и компостные кучи.

Нельзя обрезать растения.

Воскресенье (10 октября).
Сажаем и пересаживаем растения.

Вносим прикормку.

Заготавливаем черенки и прививаем.

Нельзя обрезать растения.

Начинали топить печку в домах. Заговаривали печной уголь (древесный). При первой топке печи, хозяйки задабривали печь, пекли "наливнушки" с картофелем. Этот день, считался - именинницей нового урожая картофеля. Много заговоров и гаданий было в этот день - на углях и на картошку. Гадали и узнавали о своей судьбе и судьбу определяли по воде. Приносили родниковую воду домой рано утром до восхода солнца, умывались у своих ворот.

Категория: Житейские советы | Добавил: Ленпех (06.10.2021)
Просмотров: 223
| Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Кто решит вопрос отмены понижающего коэффициента к военным пенсиям и индексации пенсий выше инфляции
Всего ответов: 95
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 21
Гостей: 20
Пользователей: 1
cpacatel