10:45
Суббота, 20.04.2024
Главная » Статьи » Житейские советы [ Добавить статью ]

Иона и Фока (Листопадная)
5 октября – Иона. Осиновый день. Осинушка сбереги мужа моего, в дальней дороженьке, чтобы не гулял и меня вспоминал.

Православная церковь чтит память ветхозаветного пророка Ионы.

Вскоре после Елисея в Израильском царстве явился новый пророк по имени Иона. В это время за Евфратом быстро возвышалось и крепло могущественное Ассирийское царство, которое было во враждебных отношениях с царством Израильским. Столица Ассирии – Ниневия утопала в роскоши, что, разумеется, вело к религиозно-нравственному падению ее жителей. И вот в этот развращенный и враждебный Израилю город вселюбящий и милующий Господь посылает пророка Иону с тем, чтобы возвестить его грешным жителям близкую гибель, если они не покаются. «Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, – сказал Бог, – ибо злодеяния его дошли до Меня» (Иона 1:2). Но Иона не хотел идти к врагам народа израильского и не послушался голоса Божия. Он сел в корабль и отправился совсем в другую страну. Но вдруг на море поднялась сильная буря, и кораблю стала угрожать гибель. Матросы-язычники день и ночь боролись с ураганом и умоляли своих богов смиловаться над ними. Видя, что буря не утихает, капитан корабля решил бросить жребий, чтобы узнать, из-за кого постигла их эта беда. Жребий пал на Иону, и матросы потребовали у него: «Скажи нам, за кого постигла нас эта беда?» Иона признался, что это он вызвал гнев Бога Израилева, ибо не выполнил Его святую волю. Тогда встревоженные матросы спросили: «Что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас?» Иона смиренно сказал: «Возьмите меня и бросьте в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря» (Иона 1:8:11–12). Моряки были добрыми людьми и хотели высадить Иону на сушу, но большие волны и сильный ветер не позволили им этого сделать. Тогда им не оставалось другого выхода, как, помолившись Богу Израилеву, бросить пророка Иону в море. Как только Иона скрылся в пучине морской, буря утихла. Но Иона не утонул, его по повелению Божию проглотил огромный кит и носил его в своем чреве три дня и три ночи. Все это время пророк пел благодарственные гимны Богу и просил Его о помиловании.

Через три дня кит выбросил пророка живым на берег. После этого Иона пошел в Ниневию для исполнения воли Божией. Целый день он ходил по городу и проповедовал всем, говоря, что через сорок дней Ниневия будет разрушена. Жители города поверили его словам. Они вместе с царем наложили на себя строгий пост, стали молиться и просить покаяния в своих грехах. Видя, что жители Ниневии раскаялись, Господь смиловался над ними. Но Ионе не понравилось, что Бог так милостиво отнесся к языческому народу, разочарованный и сердитый, он покинул город, чтобы не выставлять себя на посмешище перед людьми, которым он пророчил гибель. Недалеко от города он построил себе шалаш и с чувством обиды стал молиться: «О, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить» (Иона 4:2–4). Господь не ответил пророку на такую неразумную молитву, но сделал так, что над его головою выросло высокое растение, заслонившее его от палящих лучей солнца. На следующий день Господь повелел червям подточить корни, и оно сразу засохло. Одновременно с востока подул горячий сухой ветер, а солнце жгло так сильно, что Иона изнемог от духоты и стал роптать. Тогда Господь, поучая Иону, сказал ему: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил... Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (Иона 4:10–11). Главную мысль книги пророка Ионы можно выразить так: Господь заботится об обращении всех грешников, Он любит все народы и даже врагам Израиля – ниневитянам – желает спасения. Трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве кита и чудесное спасение его было прообразом трехдневной смерти и воскресения Христа Спасителя.

Православная церковь чтут память Ионы Яшезерского.

КРАТКОЕ ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ИОНЫ ЯШЕЗЕРСКОГО

Пре­по­доб­ный Иона Яше­зер­ский ро­дил­ся в се­ле­нии Шок­ша, в 16 вер­стах от мо­на­сты­ря, ос­но­ван­но­го им впо­след­ствии. На­ча­ло оби­те­ли по­ло­же­но в 80-х го­дах XVI ве­ка, ко­гда бы­ла по­стро­е­на де­ре­вян­ная цер­ковь в честь Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и во­семь ино­ков при­со­еди­ни­лись к пре­по­доб­но­му для сов­мест­ных пу­стын­ных по­дви­гов.

Пре­по­доб­ный Иона с боль­шим тща­ни­ем тру­дил­ся над устрой­ством мо­на­сты­ря. Так, на­при­мер, чтобы об­лег­чить рыб­ную лов­лю, он сам про­ко­пал ка­на­ву из Яшо­зе­ра в со­сед­нее озе­ро Сен­ное. Неред­ко он разъ­ез­жал вер­хом на ло­ша­ди по глу­хим тро­пам окрест­но­го ле­са в по­ис­ках необ­хо­ди­мо­го для нужд мо­на­сты­ря. По­движ­ник из­го­тав­ли­вал из де­ре­ва со­су­ды, упо­треб­ляв­ши­е­ся при бо­го­слу­же­нии. Со вре­ме­нем о свя­то­сти жиз­ни пре­по­доб­но­го ста­ло из­вест­но да­ле­ко за пре­де­ла­ми оби­те­ли. Мно­гие па­лом­ни­ки при­но­си­ли в дар ве­щи, сре­ди ко­то­рых бы­ли и бо­го­слу­жеб­ные кни­ги. Рас­ши­ря­лись пре­де­лы мо­на­сты­ря, уве­ли­чи­ва­лось чис­ло хра­мов. Глу­бо­кую лю­бовь и ува­же­ние пи­та­ли к по­движ­ни­ку мит­ро­по­лит Нов­го­род­ский Ис­и­дор, игу­ме­ны Со­ло­вец­ко­го мо­на­сты­ря Иа­ков и пре­по­доб­ный Ири­нарх (па­мять 17 июля), а так­же мно­гие дру­гие совре­мен­ни­ки.

Пре­ста­вил­ся пре­по­доб­ный Иона в кон­це XVI ве­ка и по­гре­бен в ос­но­ван­ном им Бла­го­ве­щен­ском мо­на­сты­ре.

Православная церковь чтит память мученика Фоки Вертоградаря (Садовника), Синопского.

Свя­той му­че­ник Фо­ка про­ис­хо­дил из го­ро­да Си­но­па, рас­по­ло­жен­но­го на юж­ном бе­ре­гу Чер­но­го мо­ря. Имея неболь­шой сад, он жил скром­но: про­да­вал пло­ды и на вы­ру­чен­ные сред­ства со­дер­жал се­бя, по­мо­гал нуж­да­ю­щим­ся и ока­зы­вал го­сте­при­им­ство стран­ни­кам. Хри­сти­ан­ское бла­го­че­стие свя­то­го ока­зы­ва­ло воз­дей­ствие на дру­гих лю­дей. Да­же языч­ни­ки от­но­си­лись к нему с глу­бо­ким ува­же­ни­ем. Неред­ко под его вли­я­ни­ем они остав­ля­ли свои за­блуж­де­ния и при­ни­ма­ли хри­сти­ан­скую ве­ру.

Но вот пра­ви­тель об­ла­сти, узнав, что свя­той Фо­ка рас­про­стра­ня­ет хри­сти­ан­ское уче­ние, при­ка­зал най­ти его и умерт­вить. Свя­той слу­чай­но сам встре­тил по­слан­ных за ним и, не на­зы­вая сво­е­го име­ни, ра­душ­но при­нял их, уго­стил и предо­ста­вил ме­сто для ноч­ле­га. Но­чью он вы­шел в сад, при­го­то­вил гроб и ме­сто для сво­е­го по­гре­бе­ния, успел так­же сде­лать рас­по­ря­же­ние, чтобы все его иму­ще­ство по­сле смер­ти бы­ло роз­да­но бед­ным. Утром свя­той Фо­ка объ­явил при­шель­цам, что он и есть тот, ко­го они ищут, и про­сил, чтобы они ис­пол­ни­ли воз­ло­жен­ное на них по­ру­че­ние. Го­сти сму­ти­лись и, не же­лая уби­вать ра­душ­но­го хо­зя­и­на, ре­ши­ли спа­сти свя­то­го Фо­ку. Од­на­ко пра­вед­ник ре­ши­тель­но вос­про­ти­вил­ся их на­ме­ре­нию и сми­рен­но пре­кло­нил свою гла­ву под меч.

Свя­то­го му­че­ни­ка Фо­ку по­греб­ли в мо­ги­ле, при­го­тов­лен­ной им са­мим в са­ду. Ме­сто его по­гре­бе­ния про­сла­ви­лось чу­де­са­ми, и впо­след­ствии там бы­ла по­стро­е­на цер­ковь. До­сто­вер­ное опи­са­ние му­че­ни­че­ской кон­чи­ны свя­то­го со­став­ле­но Асте­ри­ем Ама­сий­ским († ок. 410), по сви­де­тель­ству ко­то­ро­го па­мять свя­то­го му­че­ни­ка Фо­ки осо­бен­но чти­лась мо­ре­пла­ва­те­ля­ми.

Традиции, обычаи, поверье и приметы.
Иона. Фок Вертоградарь. Листопадная. Осиновый день.

День посвящен осине.
Осина на Фоку крепка, она силушку даст и вылечит сполна.

К осине на Фоку пойду и жениха себе попрошу.

Фока придет и осинушку привлекет, чтобы осинушка соку дала, да силушку подняла.

Осина в Фокин день именинница, ты к ней приди - поклонись и попроси, она не откажет тебе, только водички под корень налей и хлебушка положи.

У осины просили - женихов, чтобы муж не гулял, от порчи и заговора и лечила от хвори.

Горькая осина, с горечью приду, ты меня послушай, да прими, чтобы мне покой найти.

На Фоку одна ягода – горькая рябина, и одно дерево – горькая осина, да и редька - горька, вот тебе и Фока.
Приметы.
Осину рубить и ветки ломать нельзя - к беде.
Убитую змею нужно повесить на осине, «а то змея оживет и по людскому следу найдет того, кто её убил, и укусит».
Если вы встретили в лесу пожилого человека с лукошком, следует развернуться и уйти с этого места.
Говорят, что леший принимает образ старика и пытается найти себе жертву.
Что можно делать?
Осину считали «пагубным деревом», принимающим печаль и защищающим от нечистой силы.
Читали заговор: «Осинушка моя, защити меня, от порчи и наговоров, отведи мою тоску, я к милому хочу».
Мой миленький ушел, а я тоскую, осинушка моя верни милого моего, буду любить и верною женою быть.

Плачу я, осинушка моя, слез не счесть, помоги мне тоску отвлечь.

Обычай. Чтобы на избу и скот нечисть не позарилась, по углам двора ставили осиновые колья. К столбу, на котором крепились ворота, тоже осиновый кол привязывали.
Читали заговор. Осинушку не ломай, а только веточки подбирай, да и в дом принеси. Обложи все углы да приговаривай: "Осинушка моя сбереги наш дом и семью мою от напастей и нечисти, пусть уйдет нечисть от нас, в доме лад, да покой прибудут для нас".
Лечение. Больные лихорадкой, шли в лес, к осине и кланялись ей со словами: «Осина, осина, забери мою трясину, дай мне леготу». После чего дерево перевязывали своим поясом (или платком, лентой).
Осина - считается, как дерево, которое дает силу и защиту от нечистой силы. У хорошего хозяина во дворе росла - осина. Осину нельзя было садить во дворе или в огороде самим, она должна сама высеется.
Где посеялась, там и место доброе, никакая нечисть не возьмет.

Где осина растет, там и нечисть не возьмет.

Осина даст силушку, ты подойди к ней, да прижмись и что надо возьми (попросить необходимо).

Девицы молодые у осины прощенья просили, и жениха выпрашивали. Читали заговор: «Осинушка, осинушка пошли мне жениха, да хорошего, да красивого, чтобы любил и не был злым».
Читали заговор. Мужчины у осины просили силушку: «Осинушка, дай силушки мне, да нечисть отведи, да женушку сохрани».
Читали заговор: «Осина, осина унеси и уведи нечисть со двора, да всякую гадость она нам не нужна».
Читали заговор: «Осина моя перед тобой я верна, пусть муж мой будет верен со мной».
Читали заговор: «Осинушка сбереги мужа моего, в дальней дороженьке, чтобы не гулял и меня вспоминал».
Читали заговор: «Осинушка деток сбереги, всю нечисть отведи».
Осинушка моя, сколько буду я одна, жениха приведи, если есть нечисть у меня, отведи ее от меня.

Осина силу дай, силу- силушку пожелай моему любимому, чтобы любил меня и дитем понесла.

Некоторые использовали данное дерево для колдовства и порчи.
Кто чувствовал себя плохо, то обязательно приходил к осине и просили
– здоровье, чтобы порчь ушла, и чтобы в доме шли хорошо дела.

Приходя к осине, после прошения, необходимо подойти к осине и ее обнять и поблагодарить.

Осиновые листья осенью собирали и вокруг дома разбрасывали, чтобы нечисти не было, да наговоры и заговоры плохие не преставали.
Осиновые веники изготовляли, да в бани дурь выгоняли.
Осиновый веник, как плеть, стегает, и нечисть выгоняет.

В бане веник из осины всегда висел, для защиты и оберега.

Хороший хозяин веников навяжет, да по всему огороду повесит, чтобы никакая нечисть не пришла и колдовка не зашла.

Осиновый отвар из молодых листьев применяли для похудения и омоложения лица и тела (настой горький, но терпимо).
Применяли отвар для лечения от паразитов.
Осина не только силушку дала, но и ума дала (память восстанавливала).

Заканчивается уборка редьки.
Редька не сахар, но без нее, как без рук (готовили блюда).

Редька хороша, как осинушка горька, приготовь из нее настой, да и с медком - хворь уйдет, да и силушка прибьет.

Лечение. Редьковым соком, смешанным с медом и солью, лечили больные суставы, делая на ночь компресс.

Что нельзя делать?
Нельзя бить землю палкой или хлыстом.
Нельзя сжигать старый веник.
Нельзя проклинать ветер.
Нельзя ругаться.
Нельзя оскорблять.
Нельзя обижаться.
Нельзя конфликтовать.
Нельзя ловить рыбу.
Нельзя продавать или покупать рыбу
Нельзя есть рыбу.
Погода.
С березы ещё не все листья опали - снег выпадет поздно.
Береза без листьев - к холоду и к ранней зиме.
На сосне шишек мало – к теплой зиме.
Черемуха и клен оголились – к ранней зиме.
Рябчик в ельник прилетел – к листопаду.
Много паутины летает, осень будет теплой, а холода наступят не скоро.
Православный календарь.
· ПОНЕДЕЛЬНИК (4 октября). Седмица 16 - я по Пятидесятнице. Постный день. Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня.

· ВТОРНИК (5 октября). Седмица 16 - я по Пятидесятнице. Поста нет. Прор. Ио́ны (VIII в. до Р. Х.); сщмч. Фо́ки, епископа Синопского (117); прп. Ио́ны, пресвитера (IX), отца святых Феофана, творца канонов, и Феодора Начерта́нных; блж. Параске́вы Дивеевской (1915).

· СРЕДА (6 октября). Седмица 16 - я по Пятидесятнице. Постный день. Зачатие честно́го, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоа́нна; прославление свт. Инноке́нтия (Вениаминова), митрополита Московского (1977).

· ЧЕТВЕРГ (7 октября). Седмица 16 - я по Пятидесятнице. Поста нет. Первомученицы равноап. Фе́клы Иконийской (I).

· ПЯТНИЦА (8 октября). Седмица 16 - я по Пятидесятнице. Постный день. Преставление прп. Се́ргия, игумена Ра́донежского, всея России чудотворца (1392).

· СУББОТА (9 октября). Седмица 16 - я по Пятидесятнице. Поста нет. Преставление Апостола и Евангелиста Иоа́нна Богослова (начало II)

· ВОСКРЕСЕНЬЕ (10 октября). Седмица 16 - я по Пятидесятнице. Поста нет. Мчч. Каллистра́та и дружины его: Гимна́сия и иных (304);

Сад и огород (на неделю с 4 октября по 10 октября)!
Понедельник (4 октября).
Делаем посев, посадку.

Подкармливаем растения.

Вносим удобрения в почву.

Нельзя пилить ветки, корчевать пни.

Нельзя собирать цветы, плоды и лекарственные растения.

Нельзя поливать.

Нельзя копать.

Вторник (5 октября).
Обрезаем кустарники и деревья.

Обрабатываем растения от вредителей и сорняков.

Нельзя сажать, прививать.

Нельзя рыхлить и копать.

Нельзя работать с корнями.

Среда (6 октября).
Обрезаем деревья и кусты.

Нельзя сеять, рыхлить и копать.

Четверг (7 октября).
Сажаем и пересаживаем растения.

Подкармливаем растения.

Обрабатываем землю.

Нельзя обрезать и укорачивать побеги кустарников и деревьев.

Пятница (8 октября).
Сажаем и пересаживаем землянику.

Подкармливаем растения.

Заготавливаем черенки.

Собираем плоды.

Прививаем.

Суббота (9 октября).
Сажаем и пересаживаем растения.

Поливаем растения и компостные кучи.

Нельзя обрезать растения.

Воскресенье (10 октября).
Сажаем и пересаживаем растения.

Вносим прикормку.

Заготавливаем черенки и прививаем.

Нельзя обрезать растения.

Читали заговоры. Лечение. Больные лихорадкой, шли в лес, к осине Девицы молодые у осины прощенья просили, и жениха выпрашивали. Некоторые использовали дерево осины для колдовства и порчи.
Осиновые листья осенью собирали и вокруг дома разбрасывали. Осиновые веники изготовляли. Осиновый отвар из молодых листьев применяли для похудения и омоложения лица и тела. Заканчивается уборка редьки.

Категория: Житейские советы | Добавил: Ленпех (05.10.2021)
Просмотров: 262
| Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 368
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 41
Гостей: 41
Пользователей: 0