18:08
Четверг, 18.04.2024
Главная » Статьи » Житейские советы [ Добавить статью ]

Что делать, если банкомат «украл» деньги?

Сбои в работе банкоматов случаются достаточно часто, о чем может говорить огромное количество вопросов на этот счет к юристам 9111.ru. Наиболее распространенные ситуации: банкомат принял деньги, но не зачислил их на счет, или списал со счета, но не выдал наличными. Не каждый банк в таких случаях идет навстречу клиентам, но усилия по возвращению денег не будут напрасными, если их правильно организовать.

Правовая инструкция 9111.ru расскажет, что делать, если банкомат «украл» деньги.

Клиент всегда прав?

По смыслу Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», клиент всегда прав. То есть, за некачественную банковскую услугу ответственность несет банк в любом случае. Но на практике не все так просто. Об этом можно судить по вопросам, которые пользователи задают юристам 9111.ru. Вот некоторые из них:

«Я положила наличные на карточку мужа через банкомат, который деньги принял, а на счет не перечислил. Написали заявление-претензию в банк, а он отказался его рассматривать – сказали, что муж нарушил договор с банком, отдав карту мне», - пишет Юрия из Железногорска.

«Положила 25 тыс. рублей на карточку, банкомат очень долго думал, потом выплюнул карту и два чека, на которых написано: «деньги не распознаны, обращайтесь в отделения банка». После обращения вернули только 12 тыс. рублей и сказали, что в банкомате были только эти лишние деньги», - пишет Юлия из Первоуральска.

«При снятии наличных в банкомате пришло СМС, что деньги со счета списаны. При этом деньги не вышли из банкомата. На мое обращение банк ответил, что деньги выданы», - пишет Лидия из Электростали.
Можно ли вернуть деньги без суда?

Если из-за сбоя банкомат не выдал или не зачислил деньги на счет, не стоит паниковать. Надо учитывать, что в работе аппарата может произойти кратковременный сбой. Внесенные средства могут поступить на счет в течение суток, а при снятии банкомат может выдать их не сразу, а через какой-то промежуток времени, поэтому не стоит оставлять аппарат без присмотра. Если деньги заберут другие пользователи, то вернуть их будет гораздо сложнее.

Кроме того, часто банк автоматически возвращает деньги на счет клиента, если происходит сбой в работе платежной системы, поэтому стоит позвонить в кредитную организацию по телефону техподдержки и узнать, вернутся ли деньги, а также проконсультироваться на счет дальнейших действий. Сделать это лучше, не отходя от банкомата. Если техподдержка не решит проблему, то придется написать претензию. Срок ее подачи – не позднее следующего дня, в который была произведена операция (ч. 12 ст. 9 ФЗ N 161).

Наличие чека в такой ситуации важно, но не принципиально, так как совершение операции может быть подтверждено иными доказательствами, в том числе выпиской о последних совершенных операциях. Претензия в банк должна содержать: описание ситуации, требования о возврате денег, проведении сверки кассовой ленты банкомата с данными инкассации, сохранении записи камер наблюдения банкомата и телефонного разговора с оператором колл-центра (указать время). Один экземпляр с подписью сотрудника банка, принявшего заявление, необходимо оставить себе.

Если карта была выдана одним банком, а операция проводилась в банкомате, принадлежащем другому, в таком случае заявление надо подавать в банк, где была получена карта. Такой же алгоритм действий и в случае с трансграничными операциями (на территории другого государства). Сроки для проведения проверки по факту удержания средств устанавливаются локальными правовыми актами банков, но, как правило, не превышают месяца. Для проверки трансграничных операций этот срок может быть увеличен до двух месяцев.

Как составить исковое заявление в суд?

Если банк игнорирует обращение, следует подавать иск в суд с приложением копии претензии. Также до суда рекомендуется обратиться в полицию с заявлением о проверке факта незаконного списания денежных средств. Даже если в возбуждении уголовного дела будет отказано, то постановление об этом послужит дополнительным подтверждением попытки досудебного урегулирования спора.

При составлении иска необходимо руководствоваться положениями ст.ст. 856 и 395 ГК РФ, а также Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1. В соответствии с указанными статьями Гражданского кодекса истец имеет право на получение процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму необоснованно списанных денежных средств. Основываясь на положении Закона РФ «О защите прав потребителей», истец может компенсировать причинённый моральный вред.

Судебная практика показывает, что позиция банка в таких случаях может строится на доказывании вины истца, который, в соответствии с условиями использования банковских карт, должен нести ответственность по операциям с использованием ПИН-кода, в частности, не передавать его третьим лицам.

Кроме того, даже если сбой в работе банкомата установлен, вместе с тем суд может признать, что ответчик не дождался выдачи денежных средств, и они были изъяты неустановленными лицами, а не удержаны банком (Определение Ленинградского областного суда от 27.06.2013 № 33-2882/2013). Опровергнуть или подтвердить этот факт помогут записи камер наблюдения, которые будут истребованы судом в качестве доказательства.

Что делать, если с банковской карты пропали деньги?


Каждый день в правоохранительные органы и отделения банков поступают заявления от граждан, с банковских карт которых без их согласия были сняты деньги. Сегодня это достаточно распространенный вид мошенничества. Банки постоянно предупреждают клиентов о том, как пользоваться картой, чтобы минимизировать риски, однако и преступники не сидят на месте, придумывая все новые способы кражи «пластиковых» денег.

Правовая инструкция 9111.ru расскажет, что делать, если с банковской карты пропали деньги.
Какие виды мошенничества с банковскими картами бывают?

Есть несколько способов, при помощи которых преступники получают доступ к реквизитам банковских карт – номеру, сроку действия, имени владельца, PIN-коду и CVV2-коду.

Кардинг – способ мошенничества, при котором реквизиты банковской карты похищаются после взлома персонального компьютера владельца банковской карты или платежных сервисов, которыми он пользуется. Поэтому стоит внимательно относиться к антивирусному программному обеспечению, которое установлено на компьютере, особенно если с него совершаются покупки в интернет-магазинах и другие электронные расчеты.

Фишинг – еще один популярный способ мошенничества. Суть его заключается в том, что преступники создают сайты-двойники популярных сервисов, социальных сетей и даже банков, отправляют от их имени сообщения и уведомления, например, о победе в лотерей, пытаясь таким образом привлечь пользователя к онлайн-активности на поддельных сайтах, созданных для кражи персональных данных. Преступникам не обязательно красть реквизиты банковской карты, хватит логина и пароля к аккаунту в социальное сети, который «привязан» к банковской карте.

Скимминг — способ мошенничества, при котором используется инструмент (скиммер) для считывания магнитной дорожки банковской карты, устанавленный в банкомат. Защититься от него практически невозможно. Только в середине марта 2015 года около 400 жителей Владивостока стали жертвами скимминга. Реквизиты их карт попали в руки к преступникам из США и Великобритании, которые опустошили их счета.

Есть и другие способы мошенничества с банковскими картами. Однако не стоит забывать, что часто владельцы банковских карт лишаются своих зарплат, пенсий и сбережений по невнимательности или наивности, теряя или оставляя на виду банковские карты и реквизиты к ним.
Можно ли обезопасить себя от кражи денег с банковской карты?

На 100% обезопасить расчеты по карте нельзя. Однако у банков есть универсальные рекомендации, при соблюдении которых риск кражи денег сводится к минимуму. В соответствии с этими рекомендациями:

нельзя передавать банковскую карту и PIN-код от нее третьим лицам;
нельзя записывать PIN-код на банковской карте (его лучше запомнить);
нельзя передавать реквизиты карты по телефону, за исключением случае обращения в банк (в этом случае сотрудники не должны спрашивать у вас PIN-код);
нельзя оставлять карту на видном месте, где она может быть доступна третьими лицам, а луче все время носить с собой, периодически проверяя ее наличие;
необходимо использовать услугу SMS-информирования о движении денежных средств по карте;
закрывать рукой клавиатуру банкомата во время его использования;
использовать для совершения электронных расчетов только защищенные соединения;
при расчетах по карте не подписывать чек, в котором не прописана сумма покупки;
незамедлительно сообщить в службу поддержки банка, если карта потеряна, похищена или с нее были сняты денежные средства без согласия владельца.

Если эти рекомендации строго соблюдаются, то даже в случае хищения средств банк вернет владельца карт деньги.

Украли деньги с карты – что делать?

Если со счета владельца карты произошло несанкционированное списание денежных средств, то следует незамедлительно (не позднее следующего дня) обратиться с заявлением в банк, в котором сообщить о пропаже денег и запросить распечатку движения денежных средств.

Одновременно следует подать заявление в полицию с просьбой провести проверку в порядке ст. 144 УПК РФ и решить вопрос о возбуждении уголовного дела по факту хищения денежных средств. В заявлении желательно отразить:

передавалась ли карта посторонним лицам;
где использовалась банковская карта (банкоматы, сервисы, интернет магазины и т. д.);
при каких обстоятельствах было обнаружено хищение;
иные сведения, которые связаны с хищением.

При проведении проверки заявления прежде всего будет устанавливаться, каким образом стал возможным доступ к денежным средствам на счете.

Кто возместит украденные деньги?

Федеральный закон N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» устанавливает ряд гарантий для владельцев банковских карт. Главная из которых – это возврат денег, списанных без согласия клиента. Чтобы возместить списанные средства, владелец карты должен обратиться с заявлением не позднее дня, следующего за днем, когда он получил уведомление о несанкционированной транзакции (ч. 12 ст. 9 ФЗ N 161). Банк также вернет деньги, если об операции по списанию денежных средств со счета клиента, совершенной без его согласия, клиент не был проинформирован установленным законом и договором способом.

При этом банк может быть освобожден от обязанности возмещать деньги на счете, если докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента (ч. 15 ст. 9), например, потерял карту и не сообщил банку о необходимости ее блокировки.

Часто именно по этому вопросу между банком и клиентов, с карты которого были списаны деньги, возникают конфликты. Банк может настаивать, что клиент нарушил правила пользования картой, а значит сам должен нести ответственность за потерю денежных средств.

В этом случае владельцу банковской карты целесообразно подать заявление в полицию с просьбой провести проверку в порядке ст.144 УПК РФ и решить вопрос о возбуждении уголовного дела. В заявлении в полицию в этом случае стоит сделать акцент на том, что хищение произошло без участия владельца карты и не связано с нарушением правил пользования банковской картой, которые установлены банком. К заявлению стоит приложить письменный отказ банка возместить деньги.

Если вернуть деньги через банк не получится, но полиция найдет преступников, похитивших деньги, то рамках уголовного дела потерпевший вправе предъявить к ним гражданский иск и взыскать деньги через суд (ст. 42 УПК РФ).

Могут ли банки списывать деньги со счета клиента без его согласия?


Сегодня счет в банке есть почти у каждого совершеннолетнего гражданина, а банковской картой можно расплатиться практически за любые товары и услуги. Популярности безналичных расчетов должны радоваться судебные приставы, для которых банковские счета граждан стали удобным средством взыскания задолженностей.

Правовая инструкция 9111.ru расскажет о том, в каких случаях банки могут списывать деньги со счета клиента без его согласия?
Кредитный договор

Основания списания денежных средств со счета определены в ст. 854 ГК РФ – кроме распоряжения клиента, списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

Если у гражданина образовался долг по кредиту перед банком, а в счет него были списаны деньги, например, с зарплатной карты, то стоит заглянуть в кредитный договор и посмотреть, что в нем написано. Скорее всего, в нем содержится пункт о безакцептном списании денежных средств с любого счета клиента в счет долга по кредиту. Это положение упорно включается банками в кредитный договор, несмотря на то, что оно противоречит Положению ЦБР от 31 августа 1998 г. N 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)», в соответствии с пунктом 3.1 которого на списание средств со счетов заемщика должно быть его письменное распоряжение.

Роспотребнадзор неоднократно привлекал к административной ответственности банки за включение в кредитные договоры этого пункта, ущемляющего права потребителя. Позиция Арбитражного суда по этому вопросу аналогичная. «Безакцептное списание денежных средств со счетов клиентов в счет погашения задолженности по кредитному договору разрешено исключительно в отношении юридических лиц. Безакцептное списание денежных средств со счетов заемщиков - физических лиц не допускается», - из решения Арбитражного суда Тверской области по жалобе коммерческого банка об оспаривании предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Можно ли обжаловать действия банка?

Если денежные средства списаны в отсутствии оснований, установленных ст. 854 ГК РФ, то действия банка можно обжаловать в судебном порядке, подав исковое заявления по правилам ст. 131-132 ГПК РФ.

Перед обращением в суд стоит подать претензию в банк с требованием восстановить денежные средства на счете. Подача претензии даст возможность в суде взыскать с банка, кроме денежных средств и процентов за пользование ими, также компенсацию морального вреда и штраф в пользу потребителя в размере 50% от присужденных сумм.
Судебное решение

Для взыскания долга банк должен обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа или с исковым заявлением о взыскании долга по кредиту. При обращении банки часто просят суд наложить арест на имущество в пределах суммы долга, которое осуществляется на основании определения суда, подлежащего немедленному исполнению. Наложение ареста на средства счета не позволяет ими распоряжаться, но не влечет их списания, так как цель ареста – обеспечить будущее взыскание.

Списание средств со счета возможно только по решению суда, вступившему в законную силу, или на основании судебного приказа, выданного взыскателю, так как в этом случае возбуждается исполнительное производство. Именно в его рамках пристав вправе вынести постановление об обращении взыскания на денежные средства на счете должника. Постановление должник вправе обжаловать старшему судебному приставу и (или) в районный суд по ст. 441 ГПК РФ.
Как должник информируется о взыскании?

В соответствии со ст. 9 ФЗ «О национальной платежной системе» банк обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом. Обычно информирование происходит по СМС или электронной почте.

Узнать, на каких основаниях были списаны средства со счета, гражданин может, обратившись в банк с соответствующим заявлением. Банки обязаны предоставлять эту информацию в силу ст. 10 Закона РФ «О Защите прав потребителей».

Судебные приставы в свою очередь также должны проинформировать должника, что в отношении него возбуждено исполнительное производство. Однако часто эта информация до адресата не доходит, так как должник не проживает по месту официальной регистрации, или уведомление отправлено приставами по неправильному адресу. Впрочем, проверить свои долги всегда можно в режиме онлайн в банке данных исполнительных производств на сайте Федеральной службы судебных приставов.
Какие средства не подлежат взысканию?

Федеральный закон 229 «Об исполнительном производстве» (ст. 101) устанавливает виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание. В этот перечень входят, например, детские пособия. Не могут быть взысканы также денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, средства материнского капитала и т.д. Полный перечень можно найти в законе.

Однако часто бывает, что средства списываются со счета, на который перечисляются именно эти деньги, о чем неоднократно писали пользователи 9111.ru. Дело в том, что судебные приставы, обращая взыскание на счет в банке, далеко не всегда знают, какие именно средства на него перечисляются. Поэтому если списание коснулось доходов, на которые не может быть обращено взыскание, юристы советуют обратиться в службу судебных приставов, чтобы его отменить. Обжаловать взыскание также можно в судебном порядке.


Источник

Категория: Житейские советы | Добавил: Ленпех (02.04.2015)
Просмотров: 3444
| Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 365
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 44
Гостей: 43
Пользователей: 1