Главная » Статьи » Житейские советы | [ Добавить статью ] |
17 сентября – Неопалимая Купина. Луков день. Вавила. Громница. Праздник острых вил.
Православной церкви совершается празднование в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Одним из ветхозаветных прообразов, указывавших на Богоматерь, была неопалимая купина — тот куст, который Моисей видел горевшим в огне, но не сгоравшим. Эта купина знаменовала собой непорочное зачатие Богоматерью Христа от Духа Святого. Быв Матерью, Она осталась Девой: до рождества Дева, в рождестве Дева и по рождестве Дева. Можно придать и другое еще толкование прообразу неопалимой купины: Богоматерь, родившись на грешной земле, пребыла безусловно чистой, непричастной греху, не познавшей беззакония. В церковных песнопениях слышится этот ветхозаветный символ: «Якоже купина не сгораше опаляема, тако, Дева, родила еси». В стихире на Благовещение поется: «Радуйся, Купино неопалимая». Благочестивое христианское усердие постаралось закрепить в художественном образе эту мысль, и отсюда возникла икона «Неопалимой Купины». По народному верованию икона эта избавляет дома почитающих ее от огня. Как-то довелось читать рассказ очевидца, попавшего на большой пожар, охвативший много зданий. Среди них был деревянный домик, который не загорался: возле него неподвижно стояла женщина, держа в руках икону «Неопалимой Купины». По ее щекам текли слезы, но лицо выражало полное спокойствие и непоколебимую веру. Видно было, что она не беспокоится за свой дом, а плачет о несчастии других. Пожар ожесточался, а женщина стояла неподвижно. Очевидец ушел, удивляясь этой вере, но ожидая, что дом загорится. На следующий день он вернулся к пожарищу. На опустошенном пожарище возвышался один только домик, охраненный силой иконы. «Неопалимая Купина» изображается иногда в виде объятого пламенем куста, над которым возвышается видимая от пояса Богоматерь с Младенцем на руках. Это изображение редко. Гораздо чаще изображается восьмиугольная звезда, окружающая Богоматерь. Звезда составлена из двух четыреугольников. Один окрашивается в красный цвет — во образ пламени, другой, напоминая зелень таинственного куста, — в зеленый. В углах иконы — четыре символа, упоминаемые в Апокалипсисе Иоанна Богослова: человек, лев, телец и орел, а также архангелы с теми символами, какие усваивает им церковное предание, — Михаил с жезлом, Рафаил с алавастром, Уриил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградным гроздием и Гавриил с веткой благовестия. В руках Пречистой Девы помещается еще иногда, кроме Младенца, лествица, прислоненная верхним концом к плечу Богоматери — знамение того, что Она возвела человечество от земли на Небо. Пишут иногда еще врата и жезл — символ Спасителя, называемого в церковных песнях «жезлом от корня Иесеева». Одна из наиболее древних икон «Неопалимой Купины» находится в московском Богоявленском соборе. Она принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 году и, по преданию, писана на камне той скалы, где Моисей видел таинственный куст. В московской церкви Неопалимой Купины, в Хамовниках, стоит икона, находившаяся некогда в «Святых сенях» при Грановитой Палате дворца. Она прекрасного древнего письма, а размером 1 аршин 12 вершков длиной и 1 аршин 7 вершков шириной. Празднование этой иконе совершается два раза: 4 сентября, в день памяти пророка Моисея, видевшего «купину», и в шестую неделю по Пасхе — неделю о слепом, так как в этот день, по преданию, была перенесена в Хамовники из Кремля икона и освящен новый храм. Замечательно событие с ризой этой иконы. В 1812 году французы ее похитили. Перед оставлением ими Москвы пришел к священнику Новодевичьего монастыря о. Алексию Введенскому польский солдат и отдал ему ризу с иконы «Неопалимой Купины», прося возвратить ее в ту церковь, откуда она взята. Солдат признался, что с тех пор, как он похитил ризу, он не может найти покоя и его мучит невыносимая тоска. В этом же храме стоит пожертвованная в 1835 году и особенно чтимая с 1837 года другая небольших размеров икона «Неопалимой Купины». На ней перед Богоматерью изображен молящийся человек. В храме хранится особая рукописная служба иконе с припиской, что на Синайской горе есть обычай петь эту службу во время сильной грозы, «егда молния бывает страшна». В 1822 году в городе Славянске Харьковской губ. участились пожары от поджогов. Жители не знали, что делать. Тогда благочестивой старушке Бельницкой было открыто во сне, что если напишут икону «Неопалимой Купины» и совершат перед ней молебен, пожары прекратятся. Бельницкая рассказала о сне протоиерею Костричу. Икона была немедленно написана, и после литургии перед ней совершено молебствие. В тот же день случился новый пожар и обнаружена поджигательница, малоумная девица Мавра. Оказалось, что она произвела все пожары. Пожары после этого прекратились, а благодарные жители устроили для иконы киот с подписью: «В память 1822 года за спасение града от пожара». Икона стоит в Троицкой церкви. В селе Кубенском Вологодской губернии также есть чтимая икона «Неопалимой Купины». Православная церковь чтит память - священномученика Вавилы, епископа. ЖИТИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ВАВИЛЫ, И С НИМ ТРЕХ ОТРОКОВ: МУЧЕНИКОВ УРВАНА, ПРИЛИДИОНА, ЕПОЛЛОНИЯ И МАТЕРИ ИХ ХРИСТОДУЛЫ Священномученик Вавила и с ним три отрока: Урван, Прилидиан, Епполоний и мать их Христодула приняли мученическую кончину при Декии (249–251). Во время своего пребывания в городе Антиохии император устроил большой праздник в честь языческих богов. Одновременно с этим святой и богобоязненный епископ Антиохийский Вавила совершал в храме Божественную литургию; он молился за свою паству и учил ее мужественно переносить все испытания за веру во Христа. После мерзкого идолослужения Декий, желая видеть совершение Божественных Таин, решил войти в храм и своим посещением осквернить святыню Господню. Об этом было доложено епископу, и он, не желая впустить нечестивца в храм Божий, вышел ему навстречу и остановил его на пороге церкви. Когда император попытался ближе подойти к церковным дверям, святой Вавила рукою оттолкнул его так, что царь вынужден был отказаться от своего намерения. Он хотел было тут же отомстить святому, но, видя большое стечение христиан, побоялся их возмущения. На другой день разгневанный император приказал предать огню христианский храм, а епископа Вавилу привести к нему. На вопрос о том, как мог он оскорбить царское достоинство, не пустить императора в храм и не оказать ему должного почтения, святой епископ отвечал: "Если кто восстает на Бога и хочет нанести оскорбление Его святыне, тот не только не достоин почестей, но становится врагом Господа". Император потребовал, чтобы святой епископ поклонился идолам и таким образом искупил свое преступление, а иначе он будет казнен, но, убедившись, что мученик остается твердым в своей вере, приказал военачальнику Викторину надеть на него тяжелые цепи и с позором водить по городу. На это святой мученик отвечал: "О, царь, для меня эти цепи так же почетны, как для тебя твой царский венец, а страдания за Христа для меня приятны, как приятна тебе твоя царская власть; смерть за Бессмертного Царя так же для меня желательна, как для тебя твоя жизнь". На суде вместе с епископом Вавилой находились три юных брата, которые не оставляли его даже в самые трудные минуты. Увидев их, император спросил: "Чьи это дети?" – "Это мои духовные чада, – отвечал святой, – я их возродил благовествованием, вскормил поучением, взрастил наставлениями, и вот в малом теле перед тобою великие мужи и совершенные христиане. Испытай и увидишь". Император испробовал все способы прельстить юношей и их мать Христодулу к отречению от Христа, но напрасно. Тогда в ярости он приказал нанести каждому из них раны по числу их лет. Первому нанесли 12 ран, другому – 10, а третьему – 7. Отпустив мать и детей, мучитель снова вызвал святителя, он хотел обмануть его, сказав, что его дети отреклись от Христа. Однако эта ложь была тут же раскрыта и не принесла ему успеха. Тогда он в ярости приказал повесить всех мучеников на дереве и стал жечь их огнем. Видя стойкость и мужество святых, император, наконец, осудил их на мученическую смерть через усекновение мечом († ок. 251). Традиции, обычаи, поверья и приметы. Неопалимая Купина. Луков день. Вавила. Громница. Праздник острых вил. Приметы Филин громко ухает или заяц забежал в деревню – к пожару. Что можно делать? Начало уборки лука на огородах. Луков день пришел, лук собери и посуши, без него сыт не будешь, да и хворь прибудет. Лук для тела нужен, он хворь убирает и силу поднимает. Лук, в дом занеси и избу окури. Лук в доме, как хлеб необходим, нет луку и силушки нет, и подъёмушки не будет, только хворь одна, да мучения всегда. Лук и поесть и лечится в доме нужен, а нет его то хворь прибудет. Мужику без лука не куда, ему силушка нужна, а силушки нет, то и в доме счастья нет. Лук горчит, а тело бодрит. Лук перебери, шелуху на Пасху убери, там и яйца покрасишь и детишек повеселишь и всех ублажишь. Без заботушки в доме, если луковицы в доме. Лук висит, и на нас глядит, а ты не гляди, лук бери, да обед вари, скоро муж придет и его ублажи и борщом накорми. Силу наберёт и в доме все дела перевернет. Вся нечисть лука боится и от дому уйдет и к нам не придет. Лук в доме есть всегда - это хозяйка хороша. Лук насушила и всех вкусно накормила. «Неопалимая Купина» - распорядительница стихии и огня. «Неопалимая Купина» - охранительница от молний и пожаров. У святого образа молились о защите жилища и скота от всякого огня, а если случался пожар, то икону носили вокруг горящих строений. «Матушка Неопалимая Купина» - защищает от огня, но, как и Пророк Илия, может наслать гром и молнии, камни и огонь с неба. И прозвали её «громницей». Ой! Купинушка, купинушка моя сохрани в доме меня, не дай мне горя, сохрани и добра нам принеси. Купинушка, купина, ты нам в дом добра принесла, и нечистую силу возьми и во дворе ее сожги. Купинушка помоги и моих деток сохрани от пожара и от бед, чтобы в доме был покой и ушла подальше хворь. Петушок горит, ты купинушку возьми и петушка замоли, чтобы он не разгорался и к нам не привечался. Огонек горит, петушок бежит, ты его одобри и замоли купинушку вокруг пронеси, петушок уйдет и семью спасет. Святая Богородица! Помоги от огня дом защити, и к нам огонь не допусти. Пусть он потушится, да пригладится и к нам больше не водится. Перед иконой «Неопалимая Купина» к помощи и заступничеству Богородицы обращались, начиная топить овины, веря, что только Она сможет усмирить злого «нечистого» хозяина овина и противостоять огню. Чтобы уберечь своё жилище от пожаров и молнии, и себя и близких от всяких болезней, заказывали в церкви молебен. Молятся об избавлении от пожара; поражения молнии; тяжких бед; об исцелении недугов. Молитва «О, Пресвятая и Преблагословенная Мати сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивная и преславная чудеса содевающи, от огненнаго запаления и молниеноснаго грома жилища наша спасаеши, недужныя исцеляеши и всяко благое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице, сподоби ны, немощныя и грешныя, Твоего Матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея богохранимую страну нашу, власти и воинство ея, Церковь Святую, храм сей (или: обитель сию) и вся ны, припадающия к Тебе с верою и любовию и умиленно просящия со слезами Твоего заступления. Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуреваемых грехми многими и не имущих дерзновения ко Христу Богу просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление, Матерь Его по плоти; Ты же, Всеблагая, простри к Нему богоприемнеи руце Твои и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестиваго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на Страшнем Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгораются домы наша или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и державное вспоможение, да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами, временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем, и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое имя покланяемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь!». Утром молились святому Вавиле, как покровителю домашнего хозяйства, а затем мужчины шли проверять стога и сеновалы. Считалось, что если кругом пошевелить вилами, то разбежится нечистая сила, которая зимой бы вредила скотине. Считалось, если с вилами выйти во двор, то разбегутся все бесы. Вавиле помолись, нечисть уйдет со двора и скотина будет жива (здоровой). Утром встань пораньше, да к иконе припади, да и помощь попроси у Вавилы, чтобы в доме порядок был и скот сохранял. Если вилы наткнутся на что-то твердое, то это в сене подальше от людских глаз спряталась кумоха – лихорадка, которую представляли в образе женщины с большими зелеными глазами, держащей в руках ядовитое растение подбел (в народе его ещё называли пьяной травой или бесплодицей). Кумоха, вместе со своими двенадцатью сестрами, живет в глухом лесу на болоте, в непокрытой избе. Чтобы кумоха в дом не пришла и горя не принесла, во дворе вилы разложи и кумохи вход зачеркни. Кумоха в доме - беда, не будет деток никогда. Кумоха хитра, прячется она, а сама все дела провела. Девицы дома сидят и за собой блюдят, чтобы нечиста сила счастье не забрала, да и порчу не нагнала. Женщины и девицы хлопотали дома по домашним делам. В доме прибирали и нечисть выгоняли. Перебирали и сушили лук. Лук перебери и на печку положи, к зимушки в запас, да и будет новый припас. Что нельзя делать? Нельзя шить и вышивать. Шьешь и вышиваешь, всех бесов к себе созываешь. Будешь шить и бесы придут, будут веселится и плясать, только душу трепать. Кто вышивает, тот бесов зазывает. Нельзя мыть и подметать, Кумоха придет и кого - то заберет (кто - то умрет). Нельзя выяснять отношения. Нельзя обижаться. Нельзя ругаться. Нельзя пренебрежительно относится к огню. Свечи можно погасить вручную, но нельзя плевать или дуть на них. Нельзя употреблять спиртные напитки. Нельзя ходить в лес - к беде. Нельзя ходить в гости. Погода. Орехов много, а грибов мало – к суровой и снежной зиме. Большие муравьиные кучи – к холодной зиме. Дождик, начавшийся на рассвете, закончится к полудню. После дождя земля быстро подсохла – к затяжному ненастью. День дождливый и ненастный – к сухой осени. | |
Просмотров: 779 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |