05:10
Четверг, 09.05.2024
Главная » Статьи » Житейские советы [ Добавить статью ]

17 сентября – Неопалимая Купина. Луков день. Вавила. Громница. Праздник острых вил.

Православной церкви совершается празднование в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».

Од­ним из вет­хо­за­вет­ных про­об­ра­зов, ука­зы­вав­ших на Бо­го­ма­терь, бы­ла неопа­ли­мая ку­пи­на — тот куст, ко­то­рый Мо­и­сей ви­дел го­рев­шим в огне, но не сго­рав­шим. Эта ку­пи­на зна­ме­но­ва­ла со­бой непо­роч­ное за­ча­тие Бо­го­ма­те­рью Хри­ста от Ду­ха Свя­то­го. Быв Ма­те­рью, Она оста­лась Де­вой: до рож­де­ства Де­ва, в рож­де­стве Де­ва и по рож­де­стве Де­ва.

Мож­но при­дать и дру­гое еще тол­ко­ва­ние про­об­ра­зу неопа­ли­мой ку­пи­ны: Бо­го­ма­терь, ро­див­шись на греш­ной зем­ле, пре­бы­ла без­услов­но чи­стой, непри­част­ной гре­ху, не по­знав­шей без­за­ко­ния. В цер­ков­ных пес­но­пе­ни­ях слы­шит­ся этот вет­хо­за­вет­ный сим­вол: «Яко­же ку­пи­на не сго­ра­ше опа­ля­е­ма, та­ко, Де­ва, ро­ди­ла еси». В сти­хи­ре на Бла­го­ве­ще­ние по­ет­ся: «Ра­дуй­ся, Ку­пи­но неопа­ли­мая».

Бла­го­че­сти­вое хри­сти­ан­ское усер­дие по­ста­ра­лось за­кре­пить в ху­до­же­ствен­ном об­ра­зе эту мысль, и от­сю­да воз­ник­ла ико­на «Неопа­ли­мой Ку­пи­ны».

По на­род­но­му ве­ро­ва­нию ико­на эта из­бав­ля­ет до­ма по­чи­та­ю­щих ее от ог­ня. Как-то до­ве­лось чи­тать рас­сказ оче­вид­ца, по­пав­ше­го на боль­шой по­жар, охва­тив­ший мно­го зда­ний. Сре­ди них был де­ре­вян­ный до­мик, ко­то­рый не за­го­рал­ся: воз­ле него непо­движ­но сто­я­ла жен­щи­на, дер­жа в ру­ках ико­ну «Неопа­ли­мой Ку­пи­ны». По ее ще­кам тек­ли сле­зы, но ли­цо вы­ра­жа­ло пол­ное спо­кой­ствие и непо­ко­ле­би­мую ве­ру. Вид­но бы­ло, что она не бес­по­ко­ит­ся за свой дом, а пла­чет о несча­стии дру­гих. По­жар оже­сто­чал­ся, а жен­щи­на сто­я­ла непо­движ­но. Оче­ви­дец ушел, удив­ля­ясь этой ве­ре, но ожи­дая, что дом за­го­рит­ся. На сле­ду­ю­щий день он вер­нул­ся к по­жа­ри­щу. На опу­сто­шен­ном по­жа­ри­ще воз­вы­шал­ся один толь­ко до­мик, охра­нен­ный си­лой ико­ны.

«Неопа­ли­мая Ку­пи­на» изо­бра­жа­ет­ся ино­гда в ви­де объ­ято­го пла­ме­нем
ку­ста, над ко­то­рым воз­вы­ша­ет­ся ви­ди­мая от по­я­са Бо­го­ма­терь с Мла­ден­цем на ру­ках. Это изо­бра­же­ние ред­ко. Го­раз­до ча­ще изо­бра­жа­ет­ся вось­ми­уголь­ная звез­да, окру­жа­ю­щая Бо­го­ма­терь.

Звез­да со­став­ле­на из двух че­ты­ре­уголь­ни­ков. Один окра­ши­ва­ет­ся в
крас­ный цвет — во об­раз пла­ме­ни, дру­гой, на­по­ми­ная зе­лень та­ин­ствен­но­го ку­ста, — в зе­ле­ный. В уг­лах ико­ны — че­ты­ре сим­во­ла,
упо­ми­на­е­мые в Апо­ка­лип­си­се Иоан­на Бо­го­сло­ва: че­ло­век, лев, те­лец и орел, а так­же ар­хан­ге­лы с те­ми сим­во­ла­ми, ка­кие усва­и­ва­ет им цер­ков­ное пре­да­ние, — Ми­ха­ил с жез­лом, Ра­фа­ил с ала­вастром, Ури­ил с ог­нен­ным ме­чом, Се­ла­фи­ил с ка­ди­лом, Вара­хи­ил с ви­но­град­ным гроз­ди­ем и
Гав­ри­ил с вет­кой бла­го­ве­стия. В ру­ках Пре­чи­стой Де­вы по­ме­ща­ет­ся еще ино­гда, кро­ме Мла­ден­ца, ле­стви­ца, при­сло­нен­ная верх­ним кон­цом к
пле­чу Бо­го­ма­те­ри — зна­ме­ние то­го, что Она воз­ве­ла че­ло­ве­че­ство от зем­ли на Небо. Пи­шут ино­гда еще вра­та и жезл — сим­вол Спа­си­те­ля, на­зы­ва­е­мо­го в цер­ков­ных пес­нях «жез­лом от кор­ня Ие­се­е­ва».

Од­на из наи­бо­лее древ­них икон «Неопа­ли­мой Ку­пи­ны» на­хо­дит­ся в московском Богоявленском соборе. Она при­не­се­на в Моск­ву па­ле­стин­ски­ми ино­ка­ми в 1390 го­ду и, по пре­да­нию, пи­са­на на камне той ска­лы, где Мо­и­сей ви­дел та­ин­ствен­ный куст.

В мос­ков­ской церк­ви Неопа­ли­мой Ку­пи­ны, в Ха­мов­ни­ках, сто­ит ико­на, на­хо­див­ша­я­ся неко­гда в «Свя­тых се­нях» при Гра­но­ви­той Па­ла­те двор­ца. Она пре­крас­но­го древ­не­го пись­ма, а раз­ме­ром 1 ар­шин 12 верш­ков дли­ной и 1 ар­шин 7 верш­ков ши­ри­ной. Празд­но­ва­ние этой иконе
со­вер­ша­ет­ся два ра­за: 4 сен­тяб­ря, в день па­мя­ти про­ро­ка Мо­и­сея, ви­дев­ше­го «ку­пи­ну», и в ше­стую неде­лю по Па­схе — неде­лю о сле­пом, так как в этот день, по пре­да­нию, бы­ла пе­ре­не­се­на в Ха­мов­ни­ки из Крем­ля ико­на и освя­щен но­вый храм.

За­ме­ча­тель­но со­бы­тие с ри­зой этой ико­ны. В 1812 го­ду фран­цу­зы ее по­хи­ти­ли. Пе­ред остав­ле­ни­ем ими Моск­вы при­шел к свя­щен­ни­ку Но­во­де­ви­чье­го мо­на­сты­ря о. Алек­сию Вве­ден­ско­му поль­ский сол­дат и от­дал ему ри­зу с ико­ны «Неопа­ли­мой Ку­пи­ны», про­ся воз­вра­тить ее в ту цер­ковь, от­ку­да она взя­та. Сол­дат при­знал­ся, что с тех пор, как он по­хи­тил ри­зу, он не мо­жет най­ти по­коя и его му­чит невы­но­си­мая тос­ка.

В этом же хра­ме сто­ит по­жерт­во­ван­ная в 1835 го­ду и осо­бен­но чти­мая с 1837 го­да дру­гая неболь­ших раз­ме­ров ико­на «Неопа­ли­мой Ку­пи­ны». На ней пе­ред Бо­го­ма­те­рью изо­бра­жен мо­ля­щий­ся че­ло­век. В хра­ме хра­нит­ся осо­бая ру­ко­пис­ная служ­ба иконе с при­пис­кой, что на Си­най­ской го­ре есть обы­чай петь эту служ­бу во вре­мя силь­ной гро­зы, «егда мол­ния бы­ва­ет страш­на».

В 1822 го­ду в го­ро­де Сла­вян­ске Харь­ков­ской губ. уча­сти­лись по­жа­ры от под­жо­гов. Жи­те­ли не зна­ли, что де­лать. То­гда бла­го­че­сти­вой ста­руш­ке Бель­ниц­кой бы­ло от­кры­то во сне, что ес­ли на­пи­шут ико­ну «Неопа­ли­мой Ку­пи­ны» и со­вер­шат пе­ред ней мо­ле­бен, по­жа­ры пре­кра­тят­ся. Бель­ниц­кая рас­ска­за­ла о сне про­то­и­е­рею Ко­стри­чу. Ико­на бы­ла немед­лен­но
на­пи­са­на, и по­сле ли­тур­гии пе­ред ней со­вер­ше­но мо­леб­ствие. В тот же день слу­чил­ся но­вый по­жар и об­на­ру­же­на под­жи­га­тель­ни­ца, ма­ло­ум­ная де­ви­ца Мав­ра. Ока­за­лось, что она про­из­ве­ла все по­жа­ры. По­жа­ры по­сле это­го пре­кра­ти­лись, а бла­го­дар­ные жи­те­ли устро­и­ли для ико­ны ки­от с под­пи­сью: «В па­мять 1822 го­да за спа­се­ние гра­да от по­жа­ра». Ико­на сто­ит в Тро­иц­кой церк­ви.

В се­ле Ку­бен­ском Во­ло­год­ской гу­бер­нии так­же есть чти­мая ико­на
«Неопа­ли­мой Ку­пи­ны».

Православная церковь чтит память - священномученика Вавилы, епископа.

ЖИТИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ВАВИЛЫ, И С НИМ ТРЕХ ОТРОКОВ: МУЧЕНИКОВ УРВАНА, ПРИЛИДИОНА, ЕПОЛЛОНИЯ И МАТЕРИ ИХ ХРИСТОДУЛЫ

Свя­щен­но­му­че­ник Ва­ви­ла и с ним три от­ро­ка: Урван, При­ли­ди­ан, Еп­по­ло­ний и мать их Хри­сто­ду­ла при­ня­ли му­че­ни­че­скую кон­чи­ну при Де­кии (249–251). Во вре­мя сво­е­го пре­бы­ва­ния в го­ро­де Ан­тио­хии им­пе­ра­тор устро­ил боль­шой празд­ник в честь язы­че­ских бо­гов. Од­новре­мен­но с этим свя­той и бо­го­бо­яз­нен­ный епи­скоп Ан­тио­хий­ский Ва­ви­ла со­вер­шал в хра­ме Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию; он мо­лил­ся за свою паст­ву и учил ее му­же­ствен­но пе­ре­но­сить все ис­пы­та­ния за ве­ру во Хри­ста. По­сле мерз­ко­го идо­ло­слу­же­ния Де­кий, же­лая ви­деть со­вер­ше­ние Бо­же­ствен­ных Та­ин, ре­шил вой­ти в храм и сво­им по­се­ще­ни­ем осквер­нить свя­ты­ню Гос­под­ню. Об этом бы­ло до­ло­же­но епи­ско­пу, и он, не же­лая впу­стить нече­стив­ца в храм Бо­жий, вы­шел ему на­встре­чу и оста­но­вил его на по­ро­ге церк­ви. Ко­гда им­пе­ра­тор по­пы­тал­ся бли­же по­дой­ти к цер­ков­ным две­рям, свя­той Ва­ви­ла ру­кою от­толк­нул его так, что царь вы­нуж­ден был от­ка­зать­ся от сво­е­го на­ме­ре­ния. Он хо­тел бы­ло тут же ото­мстить свя­то­му, но, ви­дя боль­шое сте­че­ние хри­сти­ан, по­бо­ял­ся их воз­му­ще­ния.

На дру­гой день раз­гне­ван­ный им­пе­ра­тор при­ка­зал пре­дать ог­ню хри­сти­ан­ский храм, а епи­ско­па Ва­ви­лу при­ве­сти к нему. На во­прос о том, как мог он оскор­бить цар­ское до­сто­ин­ство, не пу­стить им­пе­ра­то­ра в храм и не ока­зать ему долж­но­го по­чте­ния, свя­той епи­скоп от­ве­чал: "Ес­ли кто вос­ста­ет на Бо­га и хо­чет на­не­сти оскорб­ле­ние Его свя­тыне, тот не толь­ко не до­сто­ин по­че­стей, но ста­но­вит­ся вра­гом Гос­по­да".

Им­пе­ра­тор по­тре­бо­вал, чтобы свя­той епи­скоп по­кло­нил­ся идо­лам и та­ким об­ра­зом ис­ку­пил свое пре­ступ­ле­ние, а ина­че он бу­дет каз­нен, но, убе­див­шись, что му­че­ник оста­ет­ся твер­дым в сво­ей ве­ре, при­ка­зал во­е­на­чаль­ни­ку Вик­то­ри­ну на­деть на него тя­же­лые це­пи и с по­зо­ром во­дить по го­ро­ду. На это свя­той му­че­ник от­ве­чал: "О, царь, для ме­ня эти це­пи так же по­чет­ны, как для те­бя твой цар­ский ве­нец, а стра­да­ния за Хри­ста для ме­ня при­ят­ны, как при­ят­на те­бе твоя цар­ская власть; смерть за Бес­смерт­но­го Ца­ря так же для ме­ня же­ла­тель­на, как для те­бя твоя жизнь".

На су­де вме­сте с епи­ско­пом Ва­ви­лой на­хо­ди­лись три юных бра­та, ко­то­рые не остав­ля­ли его да­же в са­мые труд­ные ми­ну­ты. Уви­дев их, им­пе­ра­тор спро­сил: "Чьи это де­ти?" – "Это мои ду­хов­ные ча­да, – от­ве­чал свя­той, – я их воз­ро­дил бла­го­вест­во­ва­ни­ем, вскор­мил по­уче­ни­ем, взрас­тил на­став­ле­ни­я­ми, и вот в ма­лом те­ле пе­ред то­бою ве­ли­кие му­жи и со­вер­шен­ные хри­сти­ане. Ис­пы­тай и уви­дишь".

Им­пе­ра­тор ис­про­бо­вал все спо­со­бы пре­льстить юно­шей и их мать Хри­сто­ду­лу к от­ре­че­нию от Хри­ста, но на­прас­но. То­гда в яро­сти он при­ка­зал на­не­сти каж­до­му из них ра­ны по чис­лу их лет. Пер­во­му на­нес­ли 12 ран, дру­го­му – 10, а тре­тье­му – 7. От­пу­стив мать и де­тей, му­чи­тель сно­ва вы­звал свя­ти­те­ля, он хо­тел об­ма­нуть его, ска­зав, что его де­ти от­рек­лись от Хри­ста. Од­на­ко эта ложь бы­ла тут же рас­кры­та и не при­нес­ла ему успе­ха. То­гда он в яро­сти при­ка­зал по­ве­сить всех му­че­ни­ков на де­ре­ве и стал жечь их ог­нем. Ви­дя стой­кость и му­же­ство свя­тых, им­пе­ра­тор, на­ко­нец, осу­дил их на му­че­ни­че­скую смерть через усек­но­ве­ние ме­чом († ок. 251).

Традиции, обычаи, поверья и приметы.
Неопалимая Купина. Луков день. Вавила. Громница. Праздник острых вил.

Приметы
Филин громко ухает или заяц забежал в деревню – к пожару.
Что можно делать?
Начало уборки лука на огородах.
Луков день пришел, лук собери и посуши, без него сыт не будешь, да и хворь прибудет.

Лук для тела нужен, он хворь убирает и силу поднимает.

Лук, в дом занеси и избу окури.

Лук в доме, как хлеб необходим, нет луку и силушки нет, и подъёмушки не будет, только хворь одна, да мучения всегда.

Лук и поесть и лечится в доме нужен, а нет его то хворь прибудет.

Мужику без лука не куда, ему силушка нужна, а силушки нет, то и в доме счастья нет.

Лук горчит, а тело бодрит.

Лук перебери, шелуху на Пасху убери, там и яйца покрасишь и детишек повеселишь и всех ублажишь.

Без заботушки в доме, если луковицы в доме.

Лук висит, и на нас глядит, а ты не гляди, лук бери, да обед вари, скоро муж придет и его ублажи и борщом накорми. Силу наберёт и в доме все дела перевернет.

Вся нечисть лука боится и от дому уйдет и к нам не придет.

Лук в доме есть всегда - это хозяйка хороша.

Лук насушила и всех вкусно накормила.

«Неопалимая Купина» - распорядительница стихии и огня.
«Неопалимая Купина» - охранительница от молний и пожаров.

У святого образа молились о защите жилища и скота от всякого огня, а если случался пожар, то икону носили вокруг горящих строений.

«Матушка Неопалимая Купина» - защищает от огня, но, как и Пророк Илия, может наслать гром и молнии, камни и огонь с неба. И прозвали её «громницей».

Ой! Купинушка, купинушка моя сохрани в доме меня, не дай мне горя, сохрани и добра нам принеси.

Купинушка, купина, ты нам в дом добра принесла, и нечистую силу возьми и во дворе ее сожги.

Купинушка помоги и моих деток сохрани от пожара и от бед, чтобы в доме был покой и ушла подальше хворь.

Петушок горит, ты купинушку возьми и петушка замоли, чтобы он не разгорался и к нам не привечался.

Огонек горит, петушок бежит, ты его одобри и замоли купинушку вокруг пронеси, петушок уйдет и семью спасет.

Святая Богородица! Помоги от огня дом защити, и к нам огонь не допусти. Пусть он потушится, да пригладится и к нам больше не водится.

Перед иконой «Неопалимая Купина» к помощи и заступничеству Богородицы обращались, начиная топить овины, веря, что только Она сможет усмирить злого «нечистого» хозяина овина и противостоять огню. Чтобы уберечь своё жилище от пожаров и молнии, и себя и близких от всяких болезней, заказывали в церкви молебен.

Молятся об избавлении от пожара; поражения молнии; тяжких бед; об исцелении недугов.

Молитва
«О, Пресвятая и Преблагословенная Мати сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивная и преславная чудеса содевающи, от огненнаго запаления и молниеноснаго грома жилища наша спасаеши, недужныя исцеляеши и всяко благое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице, сподоби ны, немощныя и грешныя, Твоего Матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея богохранимую страну нашу, власти и воинство ея, Церковь Святую, храм сей (или: обитель сию) и вся ны, припадающия к Тебе с верою и любовию и умиленно просящия со слезами Твоего заступления. Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуреваемых грехми многими и не имущих дерзновения ко Христу Богу просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление, Матерь Его по плоти; Ты же, Всеблагая, простри к Нему богоприемнеи руце Твои и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестиваго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на Страшнем Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгораются домы наша или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и державное вспоможение, да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами, временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем, и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое имя покланяемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь!».

Утром молились святому Вавиле, как покровителю домашнего хозяйства, а затем мужчины шли проверять стога и сеновалы.
Считалось, что если кругом пошевелить вилами, то разбежится нечистая сила, которая зимой бы вредила скотине. Считалось, если с вилами выйти во двор, то разбегутся все бесы.

Вавиле помолись, нечисть уйдет со двора и скотина будет жива (здоровой).

Утром встань пораньше, да к иконе припади, да и помощь попроси у Вавилы, чтобы в доме порядок был и скот сохранял.

Если вилы наткнутся на что-то твердое, то это в сене подальше от людских глаз спряталась кумоха – лихорадка, которую представляли в образе женщины с большими зелеными глазами, держащей в руках ядовитое растение подбел (в народе его ещё называли пьяной травой или бесплодицей). Кумоха, вместе со своими двенадцатью сестрами, живет в глухом лесу на болоте, в непокрытой избе.
Чтобы кумоха в дом не пришла и горя не принесла, во дворе вилы разложи и кумохи вход зачеркни.

Кумоха в доме - беда, не будет деток никогда.

Кумоха хитра, прячется она, а сама все дела провела.

Девицы дома сидят и за собой блюдят, чтобы нечиста сила счастье не забрала, да и порчу не нагнала.
Женщины и девицы хлопотали дома по домашним делам. В доме прибирали и нечисть выгоняли.
Перебирали и сушили лук.
Лук перебери и на печку положи, к зимушки в запас, да и будет новый припас.

Что нельзя делать?
Нельзя шить и вышивать. Шьешь и вышиваешь, всех бесов к себе созываешь.
Будешь шить и бесы придут, будут веселится и плясать, только душу трепать.

Кто вышивает, тот бесов зазывает.

Нельзя мыть и подметать, Кумоха придет и кого - то заберет (кто - то умрет).
Нельзя выяснять отношения.
Нельзя обижаться.
Нельзя ругаться.
Нельзя пренебрежительно относится к огню.
Свечи можно погасить вручную, но нельзя плевать или дуть на них.
Нельзя употреблять спиртные напитки.
Нельзя ходить в лес - к беде.
Нельзя ходить в гости.
Погода.
Орехов много, а грибов мало – к суровой и снежной зиме.
Большие муравьиные кучи – к холодной зиме.
Дождик, начавшийся на рассвете, закончится к полудню.
После дождя земля быстро подсохла – к затяжному ненастью.
День дождливый и ненастный – к сухой осени.

Категория: Житейские советы | Добавил: Ленпех (17.09.2021)
Просмотров: 779
| Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 399
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 18
Гостей: 17
Пользователей: 1
Ленпех