05:26
Понедельник, 29.11.2021
Главная » Статьи » Житейские советы [ Добавить статью ]

10 октября–Савватий Пчеловод.
10 октября–Савватий Пчеловод. Пчелы жужжат и кусают,готовь и за корма их уложи, чтобы не улетели,а зиму прожили и нас накормили

Православная церковь чтит память преподобного Савватия Соловецкого, основателя обители на Соловках.

Пре­по­доб­ный Сав­ва­тий Со­ло­вец­кий при­шел в Ки­рил­ло-Бе­ло­е­зер­ский мо­на­стырь в 1396 го­ду, где при­нял ино­че­ский по­стриг. Там он под­ви­зал­ся дол­гое вре­мя, бес­пре­ко­слов­но ис­пол­няя все по­слу­ша­ния. Сми­ре­ние, крот­кая лю­бовь к бра­тии и стро­гая жизнь от­ли­ча­ли пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия сре­ди дру­гих по­движ­ни­ков. Вско­ре он стал тя­го­тить­ся вни­ма­ни­ем и ува­же­ни­ем бра­тии и при­хо­див­ших ми­рян и, узнав, что на Ла­дож­ском озе­ре есть ка­ме­ни­стый ост­ров Ва­ла­ам, ре­шил пе­ре­се­лить­ся ту­да. Тяж­ко скор­бя, про­сти­лась бра­тия Ки­рил­ло-Бе­ло­е­зер­ско­го мо­на­сты­ря со свя­тым стар­цем. На Ва­ла­а­ме мир­ская сла­ва так­же ста­ла бес­по­ко­ить сми­рен­но­го стар­ца. Меж­ду тем пре­по­доб­ный узнал, что на се­ве­ре есть необи­та­е­мый Со­ло­вец­кий ост­ров; он стал про­сить у игу­ме­на бла­го­сло­ве­ния по­се­лить­ся там в уеди­не­нии. Од­на­ко игу­мен и бра­тия не по­же­ла­ли рас­ста­вать­ся со свя­тым стар­цем. По ука­за­нию Бо­жию пре­по­доб­ный Сав­ва­тий но­чью оста­вил Ва­ла­ам­скую оби­тель и на­пра­вил­ся к бе­ре­гам Бе­ло­го мо­ря. Ко­гда он узнал от мест­ных жи­те­лей, что ост­ров на­хо­дит­ся в двух днях пла­ва­ния, что на нем мно­го озер и что на ост­ро­ве ни­кто не жи­вет, он еще боль­ше воз­го­рел­ся же­ла­ни­ем там по­се­лить­ся. Удив­лен­ные жи­те­ли спра­ши­ва­ли убе­лен­но­го се­ди­на­ми по­движ­ни­ка, как он бу­дет там жить и чем пи­тать­ся. "У ме­ня та­кой Вла­ды­ка, – от­ве­чал пре­по­доб­ный, – Ко­то­рый и дрях­ло­сти да­ет си­лы све­жей юно­сти, и го­лод­ных пи­та­ет до­сы­та".

Неко­то­рое вре­мя пре­по­доб­ный Сав­ва­тий оста­вал­ся в ча­совне, сто­яв­шей вбли­зи устья ре­ки Вы­ги, в ме­стеч­ке Со­ро­ки. Там он встре­тил­ся с под­ви­зав­шим­ся в от­шель­ни­че­стве пре­по­доб­ным Гер­ма­ном, и они вме­сте ре­ши­ли пе­ре­се­лить­ся на ост­ров. На ут­лой ла­дье, по­мо­лив­шись Бо­гу, стар­цы от­пра­ви­лись по су­ро­во­му мо­рю и через три дня до­стиг­ли Со­ло­вец­ко­го ост­ро­ва. По­движ­ни­ки по­се­ли­лись око­ло Се­кир­ной го­ры, где во­дру­зи­ли крест и по­ста­ви­ли кел­лию. В су­ро­вых усло­ви­ях Се­ве­ра под­ви­за­лись стар­цы в те­че­ние несколь­ких лет и сво­и­ми по­дви­га­ми освя­ти­ли без­люд­ный ост­ров. И здесь по­рой враг че­ло­ве­че­ства – диа­вол ис­ку­шал свя­тых стар­цев. Некий ры­бак с же­ной, дви­жи­мый чув­ством за­ви­сти, при­был как-то на ост­ров и по­се­лил­ся непо­да­ле­ку от по­движ­ни­ков. Но Гос­подь не до­пу­стил утвер­дить­ся ми­ря­нам ря­дом со стар­ца­ми. Жене ры­ба­ка яви­лись два юно­ши со свет­лы­ми ли­ца­ми и вы­сек­ли ее пру­тья­ми. Ры­бак ис­пу­гал­ся, быст­ро со­брал ве­щи и по­спе­шил вер­нуть­ся на преж­нее ме­сто жи­тель­ства. Од­на­жды, ко­гда пре­по­доб­ный Гер­ман от­пра­вил­ся по ке­лей­ным нуж­дам на ре­ку Оне­гу, пре­по­доб­ный Сав­ва­тий, остав­шись один, по­чув­ство­вал при­бли­же­ние кон­чи­ны и об­ра­тил­ся с мо­лит­вой к Бо­гу, чтобы Он спо­до­бил его при­ча­стить­ся Свя­тых Та­ин. За два дня пре­по­доб­ный до­плыл до ма­те­ри­ка и в де­ся­ти вер­стах от ре­ки Вы­ги встре­тил игу­ме­на На­фа­наи­ла, шед­ше­го в да­ле­кое се­ле­ние при­ча­щать боль­но­го кре­стья­ни­на. Игу­мен На­фа­наил об­ра­до­вал­ся встре­че с пре­по­доб­ным, ис­пол­нил его же­ла­ние и вы­слу­шал при этом рас­сказ о по­дви­гах на ост­ро­ве. Про­стив­шись, они усло­ви­лись встре­тить­ся в хра­ме на ре­ке Вы­ге.

При­дя в храм, свя­той ста­рец мо­лит­вен­но бла­го­да­рил Бо­га за При­ча­ще­ние; он за­тво­рил­ся в кел­лии, на­хо­див­шей­ся при хра­ме, и стал го­то­вить­ся к от­ше­ствию в веч­ные се­ле­ния. В то вре­мя к бе­ре­гу при­стал нов­го­род­ский ку­пец Иоанн и, по­кло­нив­шись свя­тым ико­нам в хра­ме, при­шел к свя­то­му стар­цу. По­лу­чив бла­го­сло­ве­ние и на­став­ле­ние, он пред­ло­жил пре­по­доб­но­му часть сво­е­го бо­гат­ства и был опе­ча­лен, ко­гда услы­шал от­каз. Же­лая уте­шить куп­ца, пре­по­доб­ный Сав­ва­тий пред­ло­жил ему остать­ся до утра и обе­щал бла­го­по­лу­чие в даль­ней­шем пу­ти. Но Иоанн спе­шил от­плыть. Вне­зап­но на­ча­лось зем­ле­тря­се­ние и на мо­ре под­нял­ся шторм. Ис­пу­гав­шись, ку­пец остал­ся, а утром, вой­дя в кел­лию для бла­го­сло­ве­ния, уви­дел, что ста­рец уже пре­ста­вил­ся. Вме­сте с по­до­шед­шим игу­ме­ном На­фа­наи­лом они по­греб­ли пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия в ча­совне и со­ста­ви­ли опи­са­ние его жи­тия. Это со­вер­ши­лось 27 сен­тяб­ря 1435 го­да. Через 30 лет свя­тые мо­щи пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия бы­ли пе­ре­не­се­ны пре­по­доб­ным Зо­си­мой († 1478; па­мять 17 ап­ре­ля) и бра­ти­ей на Со­ло­вец­кий ост­ров и по­ло­же­ны в Пре­об­ра­жен­ском хра­ме. В 1566 го­ду мо­щи пре­по­доб­ных Сав­ва­тия и Зо­си­мы бы­ли пе­ре­не­се­ны в цер­ковь, на­зван­ную в их честь (сов­мест­ная па­мять 8 ав­гу­ста).

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ПРЕПОДОБНЫХ ЗОСИМЫ, САВВАТИЯ И ГЕРМАНА СОЛОВЕЦКИХ
Пре­по­доб­ные Сав­ва­тий и Гер­ман от­плы­ли на необи­та­е­мые Со­ло­вец­кие ост­ро­ва в 1429 го­ду. Про­жив в уеди­не­нии шесть лет, пре­по­доб­ный Гер­ман вер­нул­ся на по­бе­ре­жье для по­пол­не­ния на­сущ­ных при­па­сов, а пре­по­доб­ный Сав­ва­тий про­дол­жил свой по­двиг в оди­но­че­стве.

Пред­ви­дя при­бли­же­ние кон­чи­ны, пре­по­доб­ный Сав­ва­тий в по­ис­ках свя­щен­ни­ка уплыл с ост­ро­ва на по­бе­ре­жье. Там, у ре­ки Выг, в мест­но­сти, на­зы­ва­е­мой Со­ро­ка, он встре­тил об­хо­див­ше­го этот край игу­ме­на На­фа­наи­ла. Ис­по­ве­дав­шись, по­лу­чив при­ча­стие Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин, пре­по­доб­ный Сав­ва­тий мир­но ото­шел ко Гос­по­ду 27 сен­тяб­ря 1435 го­да. Игу­ме­ном На­фа­наи­лом и куп­цом Иоан­ном пре­по­доб­ный Сав­ва­тий был по­гре­бен при ча­совне на ре­ке Выг.

Го­дом поз­же уро­же­нец Обо­не­жья, мо­ло­дой инок Па­ле­ост­ров­ско­го мо­на­сты­ря Зо­си­ма по­сле зна­ком­ства с ино­ком Гер­ма­ном, спут­ни­ком пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия, от­пра­вил­ся с ним для уеди­нен­но­го жи­тель­ства на Со­ло­вец­кие ост­ро­ва. По при­бы­тии, в первую же ночь, пре­по­доб­ный Зо­си­ма был удо­сто­ен про­ро­че­ско­го ви­де­ния, вдох­но­вив­ше­го двух ино­ков на ос­но­ва­ние Со­ло­вец­кой оби­те­ли.

По про­ше­ствии несколь­ких лет пре­по­доб­ный Зо­си­ма, вы­зван­ный ар­хи­епи­ско­пом в Нов­го­род, был ру­ко­по­ло­жен в свя­щен­ный сан и удо­сто­ен воз­ве­де­ния в сан игу­ме­на. В оби­те­ли не за­бы­ли пер­во­на­чаль­ни­ка этих мест пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия. По со­ве­ту стар­цев Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го мо­на­сты­ря пе­ре­не­сти мо­щи пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия (что со­от­вет­ство­ва­ло же­ла­нию бра­тии Со­ло­вец­кой оби­те­ли) пре­по­доб­ный Зо­си­ма пе­ре­вез свя­тые мо­щи пре­по­доб­но­го на ме­сто поcлед­них его по­дви­гов. Здесь, за ал­та­рем но­во­по­стро­ен­но­го хра­ма в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, они бы­ли по­ло­же­ны в зем­лю, где по­ко­и­лись до 1566 го­да.

Пре­по­доб­ный Зо­си­ма пре­ста­вил­ся к Бо­гу, до­стиг­нув ма­сти­той ста­ро­сти, 17 ап­ре­ля 1478 го­да. Бра­тия по­греб­ли сво­е­го игу­ме­на за ал­та­рем Пре­об­ра­жен­ско­го хра­ма.

Через несколь­ко де­ся­ти­ле­тий цер­ков­ный Со­бор при мит­ро­по­ли­те Мос­ков­ском Ма­ка­рии 26 фев­ра­ля 1547 го­да опре­де­лил со­вер­шать все­цер­ков­ную па­мять Со­ло­вец­ким пре­по­доб­ным каж­до­му в день его кон­чи­ны: Сав­ва­тию – 27 сен­тяб­ря/10 ок­тяб­ря, Зо­си­ме – 17/30 ап­ре­ля.

Из­вест­ны све­де­ния, со­глас­но ко­то­рым пер­вое об­ре­те­ние мо­щей пре­по­доб­ных от­цов бы­ло 2 сен­тяб­ря 1545 го­да. Ве­ро­ят­но, это свя­за­но с под­го­тов­кой к ка­но­ни­за­ции этих по­движ­ни­ков на Со­бо­ре 1547 го­да.

Про­слав­лен­ный игу­мен Со­ло­вец­ко­го мо­на­сты­ря свя­щен­но­му­че­ник Филипп (Ко­лы­чев; †1569), став­ший на­сто­я­те­лем в 1548 го­ду, мно­го по­тру­дил­ся во сла­ву оби­те­ли. Свя­тым игу­ме­ном Филип­пом был об­на­ру­жен чу­до­твор­ный об­раз Бо­го­ро­ди­цы Оди­гит­рии, при­не­сен­ный на ост­ров пре­по­доб­ным Сав­ва­ти­ем, а так­же его ка­мен­ный крест. Эти свя­тые ре­лик­вии бы­ли уста­нов­ле­ны у мо­щей пре­по­доб­ных: ико­на – у гроб­ни­цы свя­то­го Сав­ва­тия, а крест – в ча­совне свя­то­го Гер­ма­на. Бы­ло так­же по­пол­не­но жи­тие пре­по­доб­ных опи­са­ни­ем чу­дес, со­вер­шив­ших­ся при их гроб­ни­цах.

Тор­же­ство пе­ре­не­се­ния мо­щей пре­по­доб­ных Зо­си­мы и Сав­ва­тия, Со­ло­вец­ких чу­до­твор­цев, со­сто­я­лось на тре­тий день празд­ни­ка Пре­об­ра­же­ния, по­сле освя­ще­ния Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра 8 ав­гу­ста 1566 го­да. Под­го­тов­ле­но и вдох­нов­ле­но оно бы­ло свя­ти­те­лем Филип­пом, бу­ду­щим мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским († 1569; па­мять 9/22 ян­ва­ря, 3/16 июля и 5/18 ок­тяб­ря). Мо­щи пре­по­доб­ных Зо­си­мы и Сав­ва­тия бы­ли пе­ре­не­се­ны в при­дел Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра, устро­ен­ный в их честь.

Рус­ский на­род свя­то чтит па­мять Со­ло­вец­ких чу­до­твор­цев; они осо­бо по­чи­та­ют­ся как по­кро­ви­те­ли пче­ло­вод­ства. Во мно­гих мест­но­стях Рос­сии к дню па­мя­ти пре­по­доб­но­го Зо­си­мы «Пчель­ни­ка» (17/30 ап­ре­ля) при­уро­чи­ва­лась вы­став­ка пчел. В день па­мя­ти пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия (27 сен­тяб­ря/10 ок­тяб­ря) обыч­но за­вер­ша­ет­ся убор­ка пчел в ом­шаник на зи­мов­ку.

Традиции, обычаи, поверье и приметы.
Савватий-Пчеловод. Вечерки "Медовые". Вечерки "Медовухи". "Медовый стол". Саввий Пчельник.

День пчеловода, работы много.
Приметы.
Если ветер начал дуть с юга на запад — к беде.
Вороны каркают рядом возле вашего жилища — к беде.
Что можно делать?
Подходит к концу пчелиная девятина – 9 дней, подготавливали пчел к предстоящей зиме.
Начало пчелиной девятины на Зосима – 2 октября.

Савватий пришел, пчел готовь, да укрой и в зимовник в постой.

На Савватий работы много, как поработаешь, так и поешь (сбор меда на следующий год).

Пчелы жужжат и кусают, готовь и за корма их уложи, чтобы не улетели, а зиму прожили и нас накормили.

Много работы с утра. вся семья работает на пасеке. Необходимо все сделать в Савватия день.

Пчел перенести в зимовник (омшаник). Пасека бывала состояла от 50 - 100 и более ульев. На зиму в омшаник убирали улья с пчелами.

Пчеловоды молились святому Савватию.
В церковь сходи и Савватию помолились, чтобы в хозяйстве порядок был, да и пчел сохранил.

Хозяйки пироги пекли, да гостей угощали.
Было принято, как гостей привлечешь, так и пчелы зиму переживут.

Хозяйка самое лучшее на стол выставляла.

Обязательно на столе медовуху подавали, да пироги ягодные пекли. Оладьями и блинами с медом угощали.

Мед подавали "Спасский".

Молодежь чай пила, да пироги кушала.

День называли - "Медовый стол".

Стол накрывай, да гостей созывай, медовуху поставь, чтоб закружилась голова, да к тебе хвала пришла.

Голова кружится, ноженьки не пляшут, я встать не могу, а за милым со стороны все гляжу.

Парни и девки на вечерки собиралась, попеть, да и поплясать.
На вечерках пели и хвали мед, медовуху.

Мед собрал, да медовуху попил, голова кружит, ой вкусна она, да ноженьки пропадают, да девок привлекают

Миленка угощу медовухой, чтобы головушка закружилась, да меня милок не забыл, полюбил и в жены заманил.

Чай пью на миленка все смотрю, а он по сторонам глядит, не мила ему, медовухи налью и милого завлеку.

Мед хорош, да милок хорош, на меня не глядит, да по сторонам шерстит.

У хозяйки мед хорош, да и хозяин хорош, угощают гостей, да нахваливают.

Медовушку налей, чтобы гости хмельны были, да хозяйку хвалили.

Медовуха хороша и в голову стукнула, ой как хороша хозяюшка тутошняя.

Девки пляшут, а парни сидят, все на девок глядят, в пляс пойти, да ноги не идут, все медовушенька моя одолела меня.

Эту вечерку называли "Медовой", "Медовухой", так как хозяева угощали и стол собирали, где основой был мед и медовуха и пирог.

Выпекали печенья с медом.
Употреблять в пищу такие печенья должны представители всего семейства. Печенья нельзя давать знакомым и соседям

Проводились ярмарки - «Медовые».
Что нельзя делать?
Нельзя по дому ничего делать.
Нельзя сватать.
Нельзя свадьбы играть.
Нельзя работать на земле и ее трогать.
Нельзя ругаться.
Нельзя оскорблять.
Нельзя брать деньги в долг.
Нельзя обижаться.
Нельзя конфликтовать.
Погода.
Дождь со снегом, в январе сильные оттепели, а также будет дождливый и холодный июнь.
Первый снег выпал - через 40 дней наступит настоящая зима.
Северный ветер – к холодной зиме.
Южный ветер – к теплой зиме.
Пчелы плотно леток залепляют – к суровой зиме.
Пчелы спокойно ведут себя - к теплой зиме.
Пчелы беспокойные - к скорой зиме.
Облака с юга на север плывут – к ненастью.
Облака с севера на юг плывут – к хорошей погоде.
Сухая погода - холода наступят нескоро.
Гроза – к бесснежной, теплой и короткой зиме.
Шишек на елях и соснах не так много, как обычно — зимний период не будет суровым.
Сколько пчел в этот день вне улья увидел — столько теплых дней осталось в этом году.
Православный календарь.
· · ПОНЕДЕЛЬНИК (4 октября). Седмица 16 - я по Пятидесятнице. Постный день. Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня.

· · ВТОРНИК (5 октября). Седмица 16 - я по Пятидесятнице. Поста нет. Прор. Ио́ны (VIII в. до Р. Х.); сщмч. Фо́ки, епископа Синопского (117); прп. Ио́ны, пресвитера (IX), отца святых Феофана, творца канонов, и Феодора Начерта́нных; блж. Параске́вы Дивеевской (1915).

· · СРЕДА (6 октября). Седмица 16 - я по Пятидесятнице. Постный день. Зачатие честно́го, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоа́нна; прославление свт. Инноке́нтия (Вениаминова), митрополита Московского (1977).

· · ЧЕТВЕРГ (7 октября). Седмица 16 - я по Пятидесятнице. Поста нет. Первомученицы равноап. Фе́клы Иконийской (I).

· · ПЯТНИЦА (8 октября). Седмица 16 - я по Пятидесятнице. Постный день. Преставление прп. Се́ргия, игумена Ра́донежского, всея России чудотворца (1392).

· · СУББОТА (9 октября). Седмица 16 - я по Пятидесятнице. Поста нет. Преставление Апостола и Евангелиста Иоа́нна Богослова (начало II).

· · ВОСКРЕСЕНЬЕ (10 октября). Седмица 16 - я по Пятидесятнице. Поста нет. Мчч. Каллистра́та и дружины его: Гимна́сия и иных (304).

Сад и огород (на неделю с 4 октября по 10 октября)!
Понедельник (4 октября).
Делаем посев, посадку.

Подкармливаем растения.

Вносим удобрения в почву.

Нельзя пилить ветки, корчевать пни.

Нельзя собирать цветы, плоды и лекарственные растения.

Нельзя поливать.

Нельзя копать.

Вторник (5 октября).
Обрезаем кустарники и деревья.

Обрабатываем растения от вредителей и сорняков.

Нельзя сажать, прививать.

Нельзя рыхлить и копать.

Нельзя работать с корнями.

Среда (6 октября).
Обрезаем деревья и кусты.

Нельзя сеять, рыхлить и копать.

Четверг (7 октября).
Сажаем и пересаживаем растения.

Подкармливаем растения.

Обрабатываем землю.

Нельзя обрезать и укорачивать побеги кустарников и деревьев.

Пятница (8 октября).
Сажаем и пересаживаем землянику.

Подкармливаем растения.

Заготавливаем черенки.

Собираем плоды.

Прививаем.

Суббота (9 октября).
Сажаем и пересаживаем растения.

Поливаем растения и компостные кучи.

Нельзя обрезать растения.

Воскресенье (10 октября).
Сажаем и пересаживаем растения.

Вносим прикормку.

Заготавливаем черенки и прививаем.

Нельзя обрезать растения.

Подходит к концу пчелиная девятина. Пчеловоды молились святому Савватию. Хозяйки пироги пекли, да гостей угощали. Парни и девки на вечерки собиралась, попеть, да и поплясать. Выпекали печенья с медом. Проводятся ярмарки - «Медовые».

Категория: Житейские советы | Добавил: Ленпех (10.10.2021)
Просмотров: 247
| Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Кто решит вопрос отмены понижающего коэффициента к военным пенсиям и индексации пенсий выше инфляции
Всего ответов: 94
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0