10:02
Пятница, 29.03.2024
Главная » Статьи » Власть [ Добавить статью ]

Спасать пенсионную реформу позвали Матвиенко, но она отказывается идти в ПФР
Что может сделать на посту главы Пенсионного фонда политический «тяжеловес»

Материал комментируют:
Александр Шатилов Андрей Гудков
В ближайшие месяцы Кремль проведет серию громких кадровых перестановок. Уже в мае свой пост может оставить спикер Совета федерации (СФ) Валентина Матвиенко. Сейчас рассматривается вариант ее переходом на пост главы Пенсионного фонда. На вакантный пост спикера верхней палаты, скорее всего, придет нынешний глава Службы внешней разведки Сергей Нарышкин. Об этом 17 апреля сообщил «Коммерсант».

По информации издания, вопрос ухода Матвиенко из СФ предметно обсуждается с декабря 2018 года. В мае должна состояться ее встреча с президентом РФ Владимиром Путиным, на которой будут поставлены точки над «i».

Правда, пресс-секретарь спикера Владислав Пономаренко назвал публикацию о грядущих перестановках в СФ «слухами». Но дыма без огня, как известно, не бывает.

Матвиенко, напомним, является политическим тяжеловесом — представляет в Совете Федерации исполнительную власть Петербурга с 2011 года. На посту спикера она боролась за повышение статуса палаты. Так, в марте 2017-го, после акций протеста молодых сторонников Алексея Навального, Матвиенко оказалась единственным высокопоставленным политиком, призвавшим «не прятать голову под крыло». А в ноябре того же года критиковала Минэкономики и систему, при которой у регионов забирают деньги, «а потом в ручном режиме делают красивые жесты».

Надо думать, возглавив Пенсионный фонд, Матвиенко попытается навести в нем порядок. Нынешним руководителем фонда Антоном Дроздовым недовольны и Минфин, и Минтруд — их не устраивают чрезмерно высокие административные расходы фонда и фактическое отсутствие информатизации. В августе 2018-го Путин в ходе своего обращения к россиянам в связи с пенсионной реформой признал, что Пенсионный фонд «слишком размахнулся со своими апартаментами». По его словам, недвижимость фонда оценивается в 120 млрд. рублей.

Добавим, что при случае ПФР не прочь погреть на этой недвижимости руки. В ноябре 2018 года в Красноярске было возбуждено уголовное дело о хищении свыше 75 млн. рублей в региональном отделении Пенсионного фонда. Как установили силовики, они были похищены за счет искусственного завышения стоимости здания, купленного для одного из районных управлений ПФР. На рабочих местах и в квартирах руководителей краевого отделения фонда силовики провели обыски, изъяли крупные суммы наличных и банковские карты.

Матвиенко вполне по силам наладить эффективное управление ПФР и провести чистку в руководстве фонда.

Впрочем, принципиальных изменений в работе фонда мы не увидим. Просто потому, что речь идет о системе, в которой заинтересован Кремль, и ломать которую он никому не позволит.

Скажем, ПФР будет по-прежнему хитрить при назначении пенсий. В России десятки тысяч жителей регионов, где расположено много вредных производств, имеют право на дополнительные выплаты за неучтенный рабочий стаж. Но сами граждане об этом не догадываются, а ПФР отмалчивается, поскольку придерживается негласной установки на экономию.

Не повлияет Матвиенко и на ход пенсионной реформы, цель которой — сокращение трат государства на пенсии. Расчеты показывают, что через пять лет экономия бюджета на выплатах пенсий составит до 850 млрд. рублей в год — никакая Матвиенко это не изменит.

Что реально может изменить Валентина Матвиенко в работе ПФР?

— От главы Пенсионного фонда многое зависит, поскольку пенсионная система в России является автономной, — отмечает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — Да, эта система государством поддерживается и защищается, государство определяет ее стратегический курс развития. Но пенсионная система при этом — внебюджетная.

Все последние годы, кстати, мы наблюдали эволюцию пенсионной системы под давлением Минфина в сторону огосударствления. Это лишало ее ресурсов и ставило в зависимость от бюджета. И ладно еще, что взносы теперь собирают налоговики — мы не видим развития системы. А развитие означает адекватность тарифа, точность и справедливость выплат, демократичность управления. ПФР должен выслушивать стороны социального партнерства, гасить социальные конфликты.

«СП»: — Сейчас Пенсионный фонд всего этого не делает?

— Сейчас фонд де-факто попирает права пенсионеров. Исповедуется заявительный принцип: гражданин сам должен отследить, где нарушаются его права, и доказать это в суде. А потом, возможно, ПФР пересчитает ему пенсию.


Это порочный принцип, особенно в условиях, когда повышается пенсионный возраст, и на этой почве возникают предпосылки для развития турбулентности.

Надо понимать: пенсионная система основана не только на солидарности поколений, она еще поддерживает общественную солидарность. Потому что если люди перестанут верить, что в старости могут рассчитывать на поддержку государства и общества — зачем им такое государство?!

«СП»: — Что конкретно могла бы Матвиенко исправить?

— Замена Антона Дроздова на Валентину Матвиенко — это замена технического специалиста на стратега. Матвиенко может сделать на посту главы ПФР очень многое.

В первую очередь, она может начать воплощать в жизнь закон об основах обязательного социального страхования. Проблема состоит в том, что у нас существует три фонда — Пенсионный, Фонд социального страхования и Федеральный фонд ОМС — и все три живут сами по себе, хотя должны работать слажено.

Достаточно сказать, что у каждого из фондов — своя информационная система, и они очень плохо сопрягаются. По идее, должна быть создана единая информсистема — банк социальной информации. Этот банк данным должен, с одной стороны, сопрягаться с информацией других государственных социальных учреждений, а с другой — со страховыми компаниями, обществами, обществами взаимного страхования.

Информация должна синхронизироваться, уточняться очищаться. В итоге, если у человека есть социальные права — они должны отстаиваться по умолчанию, без необходимости доказывать их в судах.

Есть еще важный момент: тарифы у нас должны подстраиваться под выплаты пенсионерам, а не как сейчас — под взнос в 22%, который случайно установили, и по этой одежке пенсионеры должны протягивать ножки.

Иначе у нас получается огромное и непримиримое противоречие в целях.

У нас с одной стороны Путин говорит о продолжительности жизни 80+ и пенсионном возрасте 60/65, а с другой стороны, получается, что пенсионеры беднеют. Между тем, по данным Института демографических исследований Макса Планка (Германия, Росток), низкие пенсии существенно укорачивают жизнь.

Или другой проблемный момент: у нас в фонд ОМС платят действующие работники, а большую часть услуг потребляют дети и старики. Но взаимодействия между фондом ОМС и Пенсионным фондом нет — там зачем-то болтаются страховые компании, якобы потому, что они лучше учитывают информацию. А зачем, если мощнейшая информационная система создана на деньги государства в ПФР?!


Или возьмите Фонд социального страхования: он имел мощнейшую систему предупреждения заболеваемости. Такая система позволяет сократить расходы на лечение, продлить жизнь и продлить рабочий период. А продленный рабочий период — это дополнительные взносы в систему пенсионного обеспечения. Это значит, Фонд социального страхования мог бы стать для ПФР практически бесплатным — это же выгодно!

Но сейчас никто об этом не думает — Фонд социального страхования загнали на периферию: разгромили систему санаторно-курортного лечения, систему рационального питания на предприятиях. В результате, теперь мы получаем больше инвалидов.

«СП»: — Если Матвиенко возглавит ПФР, в чем ее главная задача?

— Сделать стратегический выбор. При Ельцине наша пенсионная система и система социальной защиты развивались по европейским лекалам. В нулевые годы, из-за превалирующей позиции либералов в финансово-экономическом блоке, их стали переделывать на американский лад. Этот опыт, я считаю, не удался.

Такой политический тяжеловес, как Валентина Матвиенко, могла бы эту ситуацию переиграть.

— Слухи об уходе Валентины Матвиенко с поста спикера ходят давно, — говорит декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Но вариант с ее переходом в Пенсионный фонд представляется сомнительным. Все-таки сейчас Матвиенко — третий человек в государстве по статусу. Поэтому переводить ее на периферийную, с точки зрения политического «тяжеловеса», должность главы ПФР вряд ли кто-то станет. Ей в этом случае, я считаю, проще вообще уйти из политики.

К тому же в условиях недовольства пенсионной реформой ПФР достается на орехи со стороны общественного мнения. В такой ситуации пост главы фонда не похож на синекуру. И вряд ли сама Валентина Матвиенко согласится на такую «расстрельную» должность.

Категория: Власть | Добавил: Ленпех (18.04.2019)
Просмотров: 848
| Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 343
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 72
Гостей: 71
Пользователей: 1
nikkuz