12:20
Четверг, 28.03.2024
Главная » Статьи » Власть [ Добавить статью ]

Орешкин отложил «русское чудо» на потом
Рост нашей экономики останется на уровне статистической погрешности
Светлана Гомзикова

Материал комментируют:
Андрей Суздальцев Василий Колташов
Светлое будущее в российской экономике непременно настанет, но ждать его придется неизвестно сколько. Такой вывод можно сделать на основании откровений главы Минэкономразвития (МЭР) Максима Орешкина по поводу низких темпом экономического роста в стране.

Министр накануне дал большое интервью ТАСС, где затронул, в том числе, и эту болезненную тему.

Так вот, по словам Орешкина, выходит, что его ведомство все-таки предпринимает определенные шаги для ускорения экономического роста в России, но результат эти шаги дадут не сразу, а через некоторое время. Поскольку происходящие процессы, как он выразился, имеют «большую инерцию».

Глава МЭР напомнил, что в прошлом году экономический рост составил более 2%, а в 2017 — 1,8%. И согласился, что «это немного».

«Готов отвечать за тот период, который провел в Минэке, а министром я работаю не так давно (в ноябре будет три года — ред.). Да и время это совпало с мировым кризисом, санкционным давлением. Многие процессы, которые сейчас „перезагружаем“, имеют большую инерцию. Сразу результат увидеть сложно, тем более, чтобы он стал реально ощутим для миллионов наших граждан», — сказал министр.

Как-то все это напоминает обещание Никиты Сергеевича Хрущёва о том, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Известное изречение не было спонтанным, а содержалось в официальном докладе главы КПСС на XXII съезде партии в октябре 1961 года. Но в 1980-м коммунизм так и не наступил, а спросить уже было не с кого.

Поэтому, естественно, от Орешкина хотелось бы большей конкретики — когда все-таки результат той самой «перезагрузки» экономики, которую проводит его министерство, можно будет реально ощутить. Причем, желательно, в позитивном ключе. Потому что пока все выглядит слишком удручающе. И на данный момент, и в перспективе…

Так, если принять во внимание обновленную версию прогноза социально-экономического развития на 2019−2024 гг., которую на прошлой неделе представил глава Минэкономразвития, то темпы роста российской экономики замедлятся, рост доходов населения сократится, ухудшатся показатели промышленного производства и инвестиций.

Как отметил Орешкин, по итогам текущего года рост ВВП составит 1,3%. В будущем году на фоне восстановления конечного спроса и структурных изменений темпы роста ускорятся до 1,7%. А в 2021—2022 гг. — до 3,1−3,2%

В промышленном производстве прорывов тоже не намечается.

В 2019 году оно увеличится, как и предполагалось, на 2,3%. Но в 2020-м прогноз по росту снижен с 2,6% до 2,4%, в 2021 — с 2,9% до 2,7%, в 2023 -м — с 3,1% до 3% и в 2024 году — с 3,2% до 3,1%.

И совсем грустная ситуация с ростом реальных доходов населения.

По оценке МЭР, в 2019 году реальные располагаемые доходы населения увеличатся на символические 0,1% (ранее прогнозировался рост не менее 1%). В 2020 — на 1,5%. Прогноз на 2021−2024 гг. остался без изменений — рост на 2,2%, 2,3%, 2,3% и 2,4% соответственно.

Примечательно, что обновленный прогноз Минэкономразвития был презентован в тот же день, когда президент Владимир Путин провел свое известное совещание по экономическим вопросам, на котором обратил внимание на низкие темпы роста экономики и выразил обеспокоенность медленным ростом реальных доходов населения.

Однако в долгосрочном прогнозе ведомства Орешкина рост экономических показателей в стране остается все равно на уровне статистической погрешности…

— Должен сказать, что в экспертном сообществе, политическом классе, в деловых кругах, среди людей, экономически активных действуют совершенно различные точки зрения на будущее развитие нашей экономики, — комментирует ситуацию замдекана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев. — Здесь диаметрально противоположные точки зрения. В каждом секторе — допустим, в финансах, промышленной политике — есть совершенно разные школы, которые яростно между собой дискуссируют. И пытаются определить, кто из них, так сказать, более перспективен. И что необходимо делать нашему руководству.

В любом случае это хорошо. Это говорит о том, что у нас есть очень сильные дискуссионные площадки, которые отстаивают свои точки зрения.

Сам я из тех, кто относится к деятельности Орешкина позитивно.

Надо понимать, что, во-первых, далеко не все по силам Минэкономразвития. Все-таки есть еще и другие экономические институты — например, Министерство финансов, Центробанк РФ и т. п. Есть крупные корпорации, которые тоже в какой-то степени влияют на выработку политики и даже частично её определяют. Допустим, «Газпром», «Роснефть» и т. п.

В данном случае Орешкин делает две очень важных вещи.

Когда он возглавил министерство, информация о реальной экономической ситуации в стране стала более-менее достоверной. Надо отдать ему должное, он не замазывает её. Не пытается заявлять о том, что «мы самый сложный период прошли, и достигла дна» — помните, был такой один «водолаз», который закончил в тюрьме.

Орешкин этого не говорит, он показывает действительно реальные вещи. И это вызывает доверие к его прогнозам.

С другой стороны, действительно, он не может нас порадовать в ближайшие годы теми темпами роста в 3−4%, о которых мы мечтаем. Он их пока не видит.

Минэкономразвития при поддержке президента фактически ведет тихой сапой некое реформирование нашей экономики. Ведет очень осторожно, не особо рекламируя структурные реформы. Постепенно общая картина меняется. Россия в экономическом плане уже совершенно другая страна, нежели какой она была, скажем, до первого кризиса 2008 года, до кризиса 2014 года, до введения против нас санкций.


«СП»: — Почему результаты такие неубедительные?

— Во всяком случае, мы знаем четко, что 1% роста нашей экономики — это очень мало. Фактически мы стоим на месте. Это стагнация. В наших условиях, если имеем рост экономики в 1−1,5%, то начинаем объективно «худеть». Начинаем жить хуже.

С другой стороны, мы не ждем, как говорится, счастья с неба. Россия — страна, которая сама зарабатывает на свою жизнь. Не многие могут этим похвастаться. То есть, мы — самодостаточны.

У нас, напомню, некоторый профицит бюджета. У нас — золотовалютные запасы, которые мы не растрачиваем.

Возможно, на смену Орешкина потом придут люди, которые будут это все тратить, в совершенно таком традиционном формате, в духе либеральной демократии: одно правительство, консервативное, собирает деньги, проводит жесткие структурные реформы, другое приходит, все это раздает.

Мы, позволю сказать, потихоньку к этому и идет. Сейчас консервативный этап. Сбор денег. Да, всем тяжело. Масса проблем, которые сдерживают темпы экономического роста. Но, видимо, на каком-то этапе без них обойтись нельзя.

Но, как эксперт, могу сказать, что позитивный эффект от всего того, что сейчас делает глава Минэкономразвития, мы можем увидеть уже в 2022 году.

По мнению руководителя Центра политэкономических исследований Института нового общества Василия Колташова, Орешкин прав в том, что на своем посту ничего не обваливал:

— Тот, который обваливал — Улюкаев — сейчас в тюремной библиотеке книжки перекладывает. Крайне провальный либеральный чиновник.

Орешкин более осмотрительный и осторожный. Но в то же время не смельчак, не Робин Гуд, который предложит реальный план, обеспечивающий подъем российской экономики. А в этот план должны включаться, например, такие меры, как введение необлагаемого налога-минимума для граждан. Потому что мы хромаем, по большому счету, из-за падения внутреннего спроса.

Орешкин же говорит, что экономика наша хромает из-за темпов мировой экономики.

Это — правда. Но нам ничто не мешает исправить ситуацию у себя самим. Как, к примеру, это делает Китай. Необязательно нога в ногу хромать. И проваливаться каждый раз в кризисную яму вместе со всеми. Можно же обеспечить и более устойчивый рост.

Для этого нужно только включить такой очень важный ресурс, как потребительский спрос внутри экономики. И удовлетворение этого спроса за счет развития национального производства, ориентированного не на экспорт, а на внутреннего покупателя.

Вот это уже большая смелость. А смелости Орешкина хватило не более чем на нацпроекты, которые, в принципе, и неплохие, и даже могут поддерживать экономику, в условиях, когда ее сильно поднимает мировой рынок. То есть, они могут быть дополнительными стимулами роста, когда и так позитивная сильная волна заставляет нас быстро расти.

Но такой волны нет. Поэтому налицо недостаточность мер. А каких-то радикально меняющих ситуацию мер Орешкин не озвучивает.

То есть, нам надо двигаться от этой политики Минэкономразвития, которую условно можно назвать как «немножко поддержать», к политике большого экономического подъёма. А встать на этот путь можно только, подняв внутренний спрос. И одновременно сделав все для удовлетворения этого спроса за счет внутреннего российского производства.

Какие-то мероприятия, которые дадут позитивный эффект в дальнейшем, они есть. Например, это разворот в сельском хозяйстве. Есть некоторые процессы позитивные в промышленности. Но опять же — это не то, что можно противопоставить падению на рынках в мировом масштабе. Чтобы нас защитило…

«СП»: — А как так получается, что президент ставит задачу повысить доходы населения, а эта задача не выполняется?

— Это называется саботаж. В данном случае саботаж со стороны каких-то чиновников в правительстве, которые сказали, что работодатели не будут платить даже на рубль больше, если они могут не платить.


А принудить их можно только почасовой ставкой оплаты труда, когда работник знает, сколько он стоит в час. Должна существовать часовая ставка, ниже которой нельзя платить ни при каком раскладе.

Это же не сделано. Значит, появилась возможность слить инициативу. В регионах её и слили. У нас там до сих пор есть люди, которые получают и 7 тыс., и 8 тыс., и 9 тысяч за свой труд.

Требование довести заработную плату в бюджетной сфере до уровня 200% средней заработной платы по экономике региона тоже не везде выполняется. Это опять же превращено в фикцию. Такой вот масштабный саботаж.

Безработица, правда, не растет. И прибыль экспортных компаний в последние годы была очень высокой.

Все-таки надо понимать, что Минэкономразвития — это «Госплан» буржуазии, а не рабочего класса.

«СП»: — С учетом того, что за последние два года чисто российских долларовых миллиардеров увеличилось на 29 человек, то, наверное, вы правы…

— Значит, экономическое ведомство работает нормально. С точки зрения этих людей — российских миллиардеров — «Госплан» капитализма работает хорошо.

А с точки зрения обычных людей, он работает плохо. Потому что прибыль экспортных компаний это, конечно, чудесно, но у большинства граждан в карманах по-прежнему пусто.

Категория: Власть | Добавил: Ленпех (03.09.2019)
Просмотров: 435
| Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
wlad 03.09.2019 10:44 [Материал]
А как хочется дожить до прорыва России в промышленности.
Когда мы заткнем за пояс американцев с европейцами своими, отечественными, мирными (не гиперзвуковыми) самыми лучшими, им на зависть, товарами.
Компьютерами, сотовыми телефонами, холодильниками, телевизорами, стиральными машинами, автомобилями, тракторами...
Или доведем их до истерики самым лучшим в мире отечественным (хотя бы) УТЮГОМ.
Мечты несбыточные. Все лезут в голову...
человек 03.09.2019 20:21 [Материал]
Зато у нас самый огромный по площади флаг, робот играющий в крестики - нолики,дороги как после ковровой бомбежки с прекрасными обочинами . развалины прикрытые полотнищами с изображением капитального ремонта
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 343
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 48
Гостей: 46
Пользователей: 2
Ленпех, vladimir-z59