05:16
Суббота, 27.04.2024
Главная » Статьи » Власть [ Добавить статью ]

Ключ незажигания. Почему Минэкономразвития РФ не развивает ничего?

Помню, давным-давно в морозные зимние деньки выйдет мой покойный папа заводить свои "жигули": поворот ключа, машина жалобно сипит, кашляет – но не заводится... Это воспоминание всплывает, когда читаешь: "В июне исполнится четыре года с принятия Федерального закона №172 "О стратегическом планировании в Российской Федерации". Однако документ, призванный планомерно и мощно развивать экономику, бездействует. Почему?" – вопрошает в "Парламентской газете" Ю. Скиданов, один из наиболее компетентных экономистов-обозревателей.

И сам себе отвечает: " Проблема в том, что бездействует профильное министерство экономического развития…"

Чтобы машина поехала – мало одного ключа. Нужны и зажигание, и карбюратор, и много ещё чего…

В Минэкономразвития РФ сегодня трудятся 17 тысяч 700 челокек, не считая привлечённых косвенно. Чем эта армия занимается – непонятно, ибо в стране как не было планирования экономики, так и нет. Какое уж там развитие – хотя бы управление и согласование наладили...

Но тут нужно понимать, что есть два вида деятельности: деятельность для результата и деятельность ради самой деятельности. Минэкономразвития – далеко не единственная контора в стране, лишённая целеполагания.

Например кто-то смеется, что мы лидируем во всём мире с большим отрывом по числу полицейских на душу населения. А чего смеяться? Экономику ликвидировали, людей куда-то девать нужно? Вот их и распихали: одних в полицию, других в Минэкономики, третьих в вахтёры, четвёртых в охранники магазинов и т.п. И раздутые штаты нельзя сокращать, пока не появится какого-то приложения их силам – иначе получим гуманитарную катастрофу...

Так вот, если брать деятельность ради деятельности, а не ради результата (который не преследуется и даже не провозглашается целью) – то МинЭко трудилось четыре года очень бурно. Оно носило воду в решете до полного изнеможения клерков.

На заседании в Совете Федерации по долгосрочному планированию директор Департамента стратегического развития и инноваций министерства Артём Шадрин привёл впечатляющие цифры:

"В соответствии с требованиями Федерального закона №172 разработаны отраслевые стратегии развития, общая концепция промышленной безопасности, генеральная стратегия размещения объектов электроэнергетики, определены основные направления деятельности Правительства…"

А ещё создана федеральная информационная система, в которой зафиксировано около 157 тысяч документов, регламентирующих порядок и цели стратегического планирования от федерального уровня до муниципалитетов… Невольно возникает ассоциация с цитатой классика о "ста тысячах одних курьеров".

Понятие "стратегическое планирование" на уровне, скажем, сельского поселения звучит как-то не очень естественно. Однако Шадрин весьма оптимистично пообещал, что "механизм стратегического планирования будет распространен на основной объём бюджетного финансирования, что позволит отойти от стандарта и быть готовым к разным ситуациям и факторам".

Но такой оптимизм не разделили другие участники заседания. Член Комитета Госдумы по бюджету и налогом Вера Ганзя сказала: "Обилие разрозненных ведомственных документов не способно заменить единый стратегический документ, который определял бы и регулировал развитие экономики".

Она привела пример со ссылкой на материалы Счётной палаты РФ и её аудитора Василия Росляка: в регионах не могут организовать долгосрочное планирование из-за отсутствия соответствующего документа и методик.

Но на самом деле, думаю, не по этой причине. Отмазываются региончики-то... Отмазка им нужна, потому что не хотят они на местах плана. План – это ответственность. Когда он оглашён – всем сразу видно, где, кто и как его не выполнил. Так что это неудобно и дискомфортно. Гораздо проще ссылаться на "непостижимую волю рынка" и канючить трансферты из центра. И кредиты в банках брать на регион: взял ты и пользуешься ими лично, а отдавать региону...

По правде сказать, орлы приватизации не знают, как быть. Советский Госплан был штабом с полномочиями. Он выпускал логически связанную совокупность административных директив, регламентирующих, как и что делать десяткам тысяч предприятий. То есть приказывая произвести 100 000 пар валенок, он одновременно приказывал, кому обеспечить для этого войлок, а кому – электричество на станки подать...

А без этого какой смысл приказывать? Ну, прикажи мне сейчас произвести миллион пар обуви, хоть под угрозой расстрела – что я буду делать без запланированных одновременно ресурсов? Плакать буду…

Даже если органу, осуществляющему "индикативное планирование и создание экономических стимулов для бизнеса", дадут полномочия "бездельных карать сурово, усердных награждать", которых сегодня у него нет – то что? Всякое производство требует кроме усердия исполнителя ещё и ресурсной базы. Приказываешь копать – дай хотя бы лопаты, если экскаваторов нет. Приказываешь сеять – укажи, где взять семена...

А пока...

Как отмечает Скиданов, "модельное составление бюджетов, которое на первый взгляд стало элементом стратегического планирования – фикция, так как Минфин стал главным плановым органом, хотя бухгалтерия и долгосрочные прогнозы вкупе со стратегической экономической политикой – совершенно разные виды деятельности".

Забыли хищные орлы приватизации, как жизнь делается, как все начинается от земли и от сохи. Тырить – совсем другое искусство, нежели производить.

Враг поджимает, а мы ничего не умеем выпускать, только от врага товары принимать в обмен на сырьё недр... Если так пойдет и дальше, каюк нам всем придёт!

Николай Выхин


Источник

Категория: Власть | Добавил: Ленпех (31.03.2018)
Просмотров: 528
| Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 386
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 29
Гостей: 29
Пользователей: 0