13:51
Суббота, 20.04.2024
Главная » Статьи » Власть [ Добавить статью ]

Громкая отставка: Кремлю нужны не губернаторы-тяжеловесы, а мальчики для битья?
Пример Фургала напугал власть и еще больше убедил, кого держать в фаворитах
Людмила Николаева

Материал комментируют:
Юрий Вдовин
Последний губернатор ельцинской эпохи Евгений Савченко покинул свой пост главы Белгородской области. Возглавлял он этот черноземный регион более четверти века — 27 лет, став рекордсменом постсоветской административной номенклатуры. О своем решении Евгений Степанович сообщил во время встречи с руководителями местных органов власти, прошедшей на прошлой неделе. То есть, практически сразу после выборов. В его регионе в единый день голосования 13 сентября избирали депутатов областной думы. В их числе оказался и Савченко. Именно этот факт он называет главной причиной своей отставки.

А ведь её, кажется, ничто не предвещало. Нынешний — шестой подряд! — срок его губернаторства заканчивался лишь в 2022-м. Три года назад, баллотируясь в очередной раз, он набрал 69,3% голосов избирателей — неплохой показатель. Как говорили тогда на Белгородчине, если бы не конфликт в Старом Осколе с одной системообразующей компанией, ориентированной на местную администрацию, набрал бы не меньше 90%. Потому что пользовался у своих земляков доверием и популярностью — само по себе редкость на сегодня в РФ. За последние годы вспомнить можно разве что ещё только одного, кроме Савченко, губера, признанного абсолютным большинством населения. Это Сергей Фургал из Хабаровского края, борьба за возвращение которого туда, где он честно, по мнению земляков, служил им, продолжается без малого два месяца.

Последний на прежней должности подвиг Евгения Савченко совершил на только что минувших выборах в областное законодательное собрание, обеспечив партии власти 63,95% голосов избирателей при явке чуть более 50%. Что стало одним из лучших в стране результатов. Кроме того, представители «Единой России» смогли выиграть выборы во всех одномандатных округах, что в итоге позволило им занять 44 из 50 мест в парламенте. Ну, разве не подвиг, учитывая крайне низкую популярность «ЕдРа» в РФ!

Получается, не Кремль его «ушел» после такого-то успеха, как о том говорят в околокремлевских кругах? Хотя принцип «Мавр сделал свое дело, Мавр может умереть» в высшем эшелоне власти современной России не то чтобы популярен, но точно не забыт. Вспомним губернатора Камчатки Владимира Илюхина. Как говорили старожилы этого Дальневосточного края, в роли главы региона он точно был на своем месте. Его назначили еще при Медведеве весной 2011-го. За девять лет — ни одного громкого скандала при том, что регион ох, какой непростой, учитывая его многочисленные проблемы, в частности, инфраструктурные, и удаленность от Москвы. Илюхину удалось «перезагрузить» экономику, стали налаживаться дела и в других сферах жизни. Как вдруг минувшей весной его сняли с должности. Точнее, вынудили написать заявление «по собственному». Неужели и тут коррупция, ставшая, судя по количеству уголовных дел, заведенных на чиновников-дальневосточников, чуть ли не системообразующей? Но нет, в этом смысле Владимир Иванович чист. Подвел его под отставку… ковид. Основанием стало заявление главного санитарного врача РФ Анны Поповой. «Камчатский край при наличии шести приборов тестирования и возможности проводить 600 исследований в сутки не произвёл и не запросил у Роспотребнадзора ни одну тест-систему», — запричитала она на всю страну в конце марта, когда никто в РФ толком не понимал, что такое этот самый ковид и как с ним бороться. В обеих столицах, например, ситуация была намного хуже, чем на Камчатке, но ни мэра Москвы Собянина, ни питерского губернатора Беглова их кремлевские начальники почему-то не ругали.

Однако вернемся к Савченко. Своих сожалений о его отставке жители региона не скрывают. Чтобы подробнее узнать о настроениях в Белгороде, корреспондент «СП» позвонила московскому коллеге. Он родом из Старого Оскола, куда мотается по два-три раза в месяц проведать пожилых родителей.

— Я сейчас в Белгороде, приехал в командировку, связанную как раз с отставкой Евгения Степановича, — ответил он на мой звонок. — Узнал о ней, страшно удивился, ну, и рванул. Так все неожиданно! О нем самом могу сказать только хорошее. В российском хаосе наш регион, а я по-прежнему числю себя белгородцем, был редким островком стабильности.

«СП»: — Может, устал человек, все-таки возраст? Или заскучал — столько лет на одном месте!..

— Да какой возраст — в свои 70 лет Савченко иному 30-летнему не уступит! Активен, энергичен, креативен. И вряд ли заскучал. Тогда бы давно ушел, он за место не держался, насколько я знаю. У него было много идей. Некоторые проекты только-только запустил, какие-то разрабатывались. Что с ними теперь будет? У нас ведь как революция (читай досрочная отставка), так непременно ломка всего, что достигнуто «бывшим». Нет, тут есть какая-то подоплека…

Свой взгляд на ситуацию у Александра Кынева, кандидата политических наук, доцента Высшей школы экономики, специализирующегося на региональных политических процессах РФ и стран СНГ.

— Евгений Савченко сумел так долго занимать губернаторский пост, потому что был действительно эффективным и очень успешным губернатором, — считает Александр Владимирович. — Прошли выборы в областную думу, и он был лидером списка. Сейчас у него есть юридическая возможность стать членом Совета Федерации. — С точки зрения обустройства, комфортности среды, социально-экономического развития Белгородская область — пример благоустроенности и как говорят некоторые мои коллеги, «кусочек Германии в России». Его отставка стала сюрпризом для многих моих коллег и представителей белгородской элиты. Хотя, его заявления «по собственному» в Кремле, как я слышал, пока не получили. Есть здесь, конечно, какая-то мутность, но какая и что это, видимо, останется тайной.

Давно не тайна другое — непреходящее желание кремлевских сидельцев избавляться от «тяжеловесов» на местах. Не забыто и спустя десять лет, как Д. А. Медведев, на четырехлетку сменивший на посту президента В. В. Путина, его ставленник, «ушел» сначала Росселя, успешно руководившего Свердловской областью, затем главу Татарстана Шаймиева, столичного мэра Юрия Лужкова. Все — «тяжеловесы», многоопытные, знающие руководители. Выросли и учились в СССР — лучшей, как считается до сих пор в мире, стране по подготовке управленческих кадров. Первый президент РФ Борис Ельцин, многое порушивший, с кадрами особо не церемонившийся, сумел каким-то чудом некоторых сохранить. Что без сомнения помогло нам в итоге «выплыть» из мрачных 1990-х с наименьшими (по сравнению с соседями по СНГ) потерями.

Савченко оставался последним из Могикан. Кто за ним?

— Ну, как кто? Серые, безликие. Легко управляемые люди, — считает наш постоянный эксперт Юрий Вдовин, известный в Петербурге правозащитник, экс-депутат горсовета. — Самое главное для нынешней российской власти, чтобы их ставленники на местах не имели никакого авторитета.

«СП»: — Но разве можно добиться успехов, будучи губернатором (мэром) и не имея при этом авторитета у населения?

— А больших успехов власть во главе с Путиным и не ждет. Посмотрите, как живут у нас люди: убогие условия труда, смешные зарплаты, сумасшедшие тарифы буквально на все. Живет припеваючи только кучка приближенных к власти. «Своих», ручных. Так безопаснее.


СП": — Земляки Савченко считают, что Кремль стала напрягать его популярность у земляков. На фоне критического отношения россиян к высшей власти РФ с её «инициативами», это могло быть особенно болезненным. Примерно так же объясняют арест «своего» губернатора Сергея Фургала хабаровчане. Как думаете, есть связь между двумя этими событиями?

— Предполагаю, что она возможна. Правда, за Фургалом тянется «кровавый след». Савченко же в этом смысле абсолютно чист и прозрачен. Разве что жить привык своим умом, а не по подсказке сверху. Что касается причастности Фургала к убийству бизнесмена в начале 2000-х годов, то эта версия не кажется мне убедительной. Получается, власть знала об этом преступлении ещё пятнадцать лет назад, но не привлекала его, закрывала глаза на этот «маленький недостаток». А тут вдруг — арест, камера в московском СИЗО, «утрата доверия». На мой взгляд, нужен был повод его убрать. Слишком стал популярен. Не «свой». А, значит, опасен. Семимильными шагами идем в тоталитаризм.

«СП»: — Не слишком ли вы категоричны, Юрий Иннокентьевич? Сейчас главам регионов дали больше полномочий, чем они имели всегда, а вы о тоталитаризме!..

— Палка о двух концах. Могут уволить за одно то, что справляешься, ценим населением. Равно как и за то, что не справляешься. Как сказал недавно один мой коллега-политолог, «такой искаженный специфический недофедерализм».

«СП»": — Вы всегда критически отзывались о СССР, его деятелях, о компартии, правившей во времена Союза. А тут вдруг взялись нахваливать советскую систему подготовки кадров…

— Все познается в сравнении. И тогда были сомнительные «экземпляры» у власти. Но единицы. Потому что была продуманная система отбора, строгая дисциплина, суровые наказания для не справлявшихся с работой. Не сравнить с тем, что делается сейчас. День (тогда) и ночь (теперь).

Категория: Власть | Добавил: Ленпех (21.09.2020)
Просмотров: 458
| Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 369
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 32
Гостей: 30
Пользователей: 2
Ленпех, миг