Пятница, 29.03.2024
Главная » Статьи » Украина, Россия ,США, ЕС..... [ Добавить статью ]

Вариант «Комета»

В 2014 году стало известно, что в концерне ПВО «Алмаз-Антей» идет работа над ракетой дальнего радиуса действия для систем ПВО. В декабре 2015-го американская Washington Post написала о пробных стартах российской противоспутниковой ракеты. Однако подобные сообщения крайне противоречивы, поскольку речь в них в том числе о системах ПРО, что далеко не одно и то же.
Секретный проект «Нудоль» («Охотники за спутниками») имеет богатую предысторию. Работы по противоспутниковому оружию проводились еще в советские времена и довольно успешно. Именно наша страна оказалась первой в борьбе с космическими средствами нападения, на 17 лет опередив США. Полезно проанализировать тот уникальный опыт.

Мы были первыми

Полет первого искусственного спутника Земли (ИСЗ) ПС-1 (простейший спутник) стал началом активного освоения ближайшего космоса не только в мирных, но и в военных целях. Все знают, что тот космический аппарат (КА) был советским, однако мало кому известно о нашем лидерстве и в создании противоспутникового оружия.

Подчеркнем: наша страна первой сделала шаг в околоземное пространство, но не она начала его масштабную милитаризацию. Еще до этого в США планировалось использовать космос для ударов по Советскому Союзу. Американцы начали активно конструировать противоспутниковое оружие уже в конце 50-х. В такой обстановке вопрос адекватных ответных мер встал весьма остро.

17 июня 1963 года принимается судьбоносное решение о создании системы противокосмической обороны (ПКО). Ее головным элементом стал командный пункт (КП) комплекса ПКО ИС (истребитель спутников), который был предназначен для противодействия враждебным для нас космическим аппаратам.

Советским ученым и предприятиям «оборонки» понадобилось всего пять лет для создания комплекса ИС-М. Уже 1 ноября 1968 года он первым в истории космонавтики перехватил КА-мишень, а в 1972-м был принят в опытную эксплуатацию. Несмотря на первенство США в начале работ по противоспутниковому оружию, им понадобилось 17 лет для повторения подобного результата. Забегая вперед: только 13 сентября 1985-го истребитель F-15 ракетой ASM-135 ASAT поразил неработающий американский научный астрофизический спутник-мишень Solwind P78-1.

С каждым годом все меньше тех, кто делал комплекс и служил в отдельном корпусе контроля космического пространства и противокосмической обороны Войск ПВО страны. О некоторых секретах создания и применения этого оружия рассказывают свидетели и участники тех исторических событий в книге «Мы были первыми», которая готовится к печати.

Космос без камикадзе

На этапе создания ИС существовало несколько вариантов борьбы с нежеланными космическими гостями. Один из них, самый действенный, – мегатонный ядерный удар. Но мы в отличие от США сразу от него отказались из-за его «вредности» для своих средств. США провели практические испытания, но по той же причине не стали развивать это направление.

Не пошел у нас и проект (1961–1963) с самолетной ракетой, которая должна была нести 50 килограммов взрывчатки. Он был закрыт из-за неэффективности системы наведения. Идею Сергея Королева создать пилотируемый корабль-перехватчик «Союз-П» отклонили из-за технической сложности и опасности для космонавтов. Решение оснастить такой корабль космическими мини-ракетами не прошло по тем же причинам. Одним из последних нереализованных оказался проект космических мин, который предполагал вывод на орбиту постоянной группировки спутников-перехватчиков. Они могли находиться в спящем режиме и в нужный момент при пролете вблизи противника активироваться по команде. Но замысел оказался слишком дорогим. В итоге победил вариант «Комета», который был осуществлен в рекордно короткие сроки. Что он собой представлял?

Уже в мае 1958-го США запустили с бомбардировщика B-47 Stratojet ракету Bold Orion с ядерной боеголовкой для проверки возможности поражения космических аппаратов. Работы над этим и другими проектами вынудили советское руководство в 1960, 1962 и 1963 годах принять ответные решения. Первые два стали основой для создания систем:

противоракетной обороны (ПРО);
предупреждения о ракетном нападении (СПРН);
противокосмической обороны (ПКО).

А третье решение дало импульс рождению комплекса ИС, который включал командный пункт, восемь радиолокационных узлов, две стартовые позиции ракет-носителей, КА-перехватчики с зарядом обычного взрывчатого вещества.

Таким образом, комплекс ИС стал средством реального воздействия на вражеские спутники. Но появилось все это не по мановению волшебной палочки.

Для реализации постановлений правительства в короткие сроки была образована мощная кооперация научных институтов и предприятий. В частности, ОКБ-52 (под руководством академика Владимира Челомея) разрабатывало КА-перехватчик, КА-мишень (цель) и ракету-носитель. В ЦНИИ «Комета» (главный конструктор – академик Анатолий Савин, его заместитель – доктор технических наук Константин Власко-Власов) рождались система ИС, ее наземный и бортовой комплексы, программное обеспечение, отдельные элементы автоматики. На полную мощь работали многие другие предприятия ОПК.

Удивительно, но тогда без всякого импортозамещения в короткие сроки был создан КА-перехватчик под названием «Полет-1», запущенный 1 ноября 1963 года. Параллельно с ним – КА-мишень. Она, несмотря на музыкальное название «Лира», могла выдержать обстрелы трех космических «киллеров» типа «Полет». В целом из 19 испытанных КА-перехватчиков 11 оказались работоспособными.

Летом 1964-го начала функционировать станция определения координат и передачи команд (СОК и ПК) на КП системы ПКО. А в 1965-м в стране приступили к созданию полноценного ракетно-космического комплекса с РН 11К69.

Спустя четыре года прошли государственные испытания центра контроля космического пространства (ЦККП), точнее, его первой очереди и информационного сопряжения с узлами обнаружения спутников ОС-1 и ОС-2 системы предупреждения о ракетном нападении и КП комплекса ПКО ИС. В результате ЦККП получил задачу обеспечения ИС целеуказаниями. В декабре 1972-го комплекс принят в опытную эксплуатацию.

Все этапы были связаны жесткими сроками и контролем исполнения поручений правительства. В системе отсутствовали воровство и коррупция, которые в наши дни сопровождали, например, строительство космодрома Восточный. То есть та система управления, по крайней мере в ОПК, была гораздо эффективнее сегодняшней «вертикали». А плановая экономика позволяла строго спрашивать с нерадивых руководителей предприятий и хозяйственников за срыв заданий.

В «десятку» на втором витке

После серии запусков перехватчиков в 1978 году на вооружение принимается модернизированный комплекс ИС-М с радиолокационной головкой самонаведения (ГСН). Он передается Войскам ракетно-космической обороны и ставится на боевое дежурство.

Еще раз подчеркнем: не мы были инициаторами милитаризации космического пространства. Нас планомерно втягивали в это.

После отказа США от предложения не создавать и не испытывать противоспутниковые средства СССР все же ввел односторонний мораторий на испытания. Последний успешный перехват состоялся 18 июня 1982-го. ИСЗ-мишень («Космос-1375») была поражена КА-перехватчиком («Космос-1379»). А в 1993-м Россия в качестве жеста доброй воли сняла комплекс ПКО ИС-М с эксплуатации. Вся документация о нем сдана в архив. Как отмечает первый командир отдельного корпуса СККП и ПКО (1988–1992) генерал-лейтенант Александр Суслов, такова героическая и драматическая судьба комплекса ПКО ИС-М. За время его эксплуатации реально был использован 41 космический аппарат, в том числе два экспериментальных «Полета», 19 КА-мишеней и 20 КА-перехватчиков.

Что это было за оружие?

О некоторых возможностях перехватчика, которые сегодня открыты, можно судить по воспоминаниям Власко-Власова. По его словам, ИС, предназначенный для уничтожения космических целей на высотах до тысячи километров, мог поражать их в диапазоне от 100 до 1350 километров. Радиолокационная головка самонаведения (РЛГСН), которая заменила первоначальную тепловую, захватывала объект на дальности около 20 километров, а радиовзрыватель обеспечивал надежный подрыв боевой части на расстоянии до 18 метров от цели. Эти характеристики позволяли атаковать незваного гостя под любым ракурсом.

Комплекс включал наземный командно-вычислительный пункт в Подмосковье, специальную стартовую площадку на полигоне Байконур, ракету-носитель и сам КА-перехватчик. Важнейшими элементами комплекса стали радиолокационные узлы обнаружения спутников ОС-1 (Иркутск) и ОС-2 (Балхаш) с мощными РЛС «Днепр».

Савин и Власко-Власов сконструировали оригинальную по замыслу, компактную радиолокационную станцию определения координат и передачи команд на борт перехватчика, а также выносные приемные посты. На вычислительном комплексе была отлажена боевая программа.

Принцип действия оказался одновременно прост и уникален. После обнаружения вражеского спутника в космическом пространстве производился пуск. На первом витке полета происходило уточнение параметров цели. Результаты их обработки в виде команд передавались на борт ИС, который уже на втором витке выполнял боевой маневр, ГСН обнаруживала спутник, происходило сближение с ним на догонном или встречном курсе, после чего в режиме самонаведения на нужном расстоянии происходил подрыв заряда и цель уничтожалась с вероятностью 0,9–0,95.

Особую роль в засечке космических целей и выдаче первичных координат играла система контроля космического пространства (СККП), основой которой стали узлы ОС-1 и ОС-2. СККП вела учет всех известных космических объектов и выявляла новые, выдавала данные о самых опасных.

Заслуживает внимания высокое качество и надежность продукции тех лет. Здесь несомненна заслуга органов военной приемки, которая была, по воспоминаниям ветеранов, железной. Даже при том уровне технологий финальная продукция зачастую служила значительно дольше установленных сроков. Так, аппаратура системы ИС при гарантийном сроке 12 лет отработала 40 годочков, а могла и дольше.

Главная заслуга разработчиков первого в мире истребителя спутников в том, что была создана основа современной противокосмической обороны России. Благодаря ей мы получили не только хороший задел, но и прочный зонтик для защиты от нападения с орбиты. Хотя он может оказаться дырявым, если не продолжать разработки.

Киллеры на орбите

Понятно, что США вели работы в том же направлении. Методом проб и ошибок они сделали несколько вариантов противоракет, большинство из которых, однако, потерпело фиаско, несмотря на значительные финансовые траты. За океаном могли себе это позволить. Но упомянутый пуск ракеты ASM-135 оказался единственным удачным. В 1988-м программа была закрыта.

Сегодня официально развернутых систем противоспутникового оружия нет. Но нет и ограничений на его создание. Факты говорят о том, что над этой темой активно работает несколько государств. Космические средства разведки и связи – база для современных концепций вооруженной борьбы в целом и применения высокоточного оружия в частности. Вывод из строя первых неизбежно ведет к потере второго.

По некоторым данным, современные противоспутниковые системы создаются в Иране, Китае, Северной Корее, США и России. Пекин провел первые испытания еще в 2005 и 2006 годах, а в 2007-м сбил ракетой собственный метеоспутник «Фэнъюнь-1С». В эти же годы Пентагон сообщал о фактах облучения американских КА наземными лазерами с территории Китая.

Но лидером таких работ были и остаются США. На вооружение принята система ПРО корабельного базирования Aegis с ракетой RIM-161 Standard Missile 3 (SM-3). Именно такой в феврале 2008-го был сбит вышедший из строя американский военный спутник USA-193.

Есть основания считать, что в США также созданы системы, которые заставляют КА противника не выполнять рабочие команды или посылать ложные. А в 90-е испытаны спутники-невидимки (программа MISTY), которые невозможно обнаружить существующими средствами. Глава международной сети астрономов-любителей канадец Тэд Молжан подтверждает наличие таких спутников.

Все это говорит о том, что милитаризация космоса идет полным ходом. Тому, кто окажется там первым с совершенным противоспутниковым оружием, и будет принадлежать пространство, которое нельзя разделить на границы и зоны влияния, как Землю. В этой связи ответ на вопрос, надо ли России создавать сверхтяжелую ракету-носитель, которая сможет выводить на орбиту боевые платформы с лазерным и противоспутниковым оружием, более чем очевиден.

Но судя по всему, у нас пока не сформировалась четкая концепция ни по сверхтяжелой ракете, ни по созданию новейших противоспутниковых систем в целом.
Автор Анатолий Соколов, Олег Фаличев