09:17
Среда, 24.04.2024
Главная » Статьи » Украина, Россия ,США, ЕС..... [ Добавить статью ]

Страсти по "Русалу". Ключевой вопрос – делаем самолёты или пивные банки?
Уповать на Китай бессмысленно

Санкции США против РФ привели к вытеснению российского алюминия с зарубежных рынков. Это меняет структуру всей мировой торговли и, конечно, неизбежно скажется на российских производителях алюминия. Российское руководство рассматривает варианты помощи отрасли с тем, чтобы не допустить сокращения рабочих мест. Готового сценария пока нет, но не исключается даже возможность национализации. Насколько нынешние проблемы "Русала" связаны с санкциями, поможет ли переориентация экспорта на китайский рынок и возможна ли национализация компании

Экономист Андрей Паршев отмечает, что негативное влияние на "Русал" связано не с санкциями как таковыми, а с протекционистскими мерами американского правительства, направленными на повышение пошлин на импорт металлов в США, в том числе и алюминия. Это очень серьёзный удар не только по "Русалу", но и по всем иностранным производителям алюминия. Поэтому в ВТО подали иски и Китай, и Индия, а вслед за ними Россия.

"Корни нынешних неприятностей лежат глубоко. Дело в том, что сама идея приватизации так, как она у нас в стране была проведена, была по целому ряду моментов глубоко порочна. И сейчас мы расхлёбываем последствия этой порочности. Как-то всё разрулить на уровне быстрых и частных решений – это может не получиться", – считает эксперт.

Источник, знакомый с ситуацией в отрасли, напомнил, что уже сейчас американский рынок для нас закрыт, отказываются приобретать российский алюминий и японские трейдеры. Хотя поставки российским предприятиям (это касается алюминиевых профилей, проката и т.д.) продолжатся, производители экспортной продукции фактически работают на склад. При этом, как отмечает источник, не стоит надеяться и на начавшийся в последнее время рост цен: "Я ожидаю, что в краткосрочной перспективе рост цен может просто прекратиться. Сейчас мы видим спекулятивный всплеск цен как раз на известиях, связанных с "Русалом". Не удивлюсь, если уже на следующей неделе может начаться стабилизация цен. Подорожание металла "Русалу" никаких потерь не компенсирует. Это не тот рост и надо куда-то этот алюминий продавать".

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков рассказал, что готовых сценариев поддержки "Русала" пока нет, но не исключил и предложенную РСПП идею национализации. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что меры поддержки предприятий, попавших под санкции, будут направлены не на компенсации владельцам, а на сохранение производств и рабочих мест.

Андрей Паршев считает, что на нынешнем этапе национализация тактически ничего не даст и ничего не изменит, поскольку санкции сняты не будут, а форма собственности не имеет совершенно никакого значения.

"Если же шире охватывать эту тему, то на самом деле эти санкции привели к резкому снижению цены на акции и "Русала", и аффилированных структур, но с точки зрения здравого смысла, если внешняя оценка почему-либо снизилась, а вы не собираетесь актив продавать, то совершенно не важно, сколько он стоит. Сама сырьевая и производственная база остались теми же. Единственное, на что влияет такая оценка состояния Олега Дерипаски – это на его способность брать кредиты. Это тема очень непростая и она не совсем связана с санкциями", – считает эксперт.

В этой связи, как полагает он, если встанет вопрос, что надо будет помогать частному предприятию из бюджетных средств, то наверное, было бы справедливо всё-таки помогать национализированному предприятию: "А то у нас были такие нехорошие примеры, когда государственный бюджет по сути спасал частный бизнес. Помощь, направленная на сохранение рабочих мест – это всё равно помощь владельцам. Особенность капитализма – прибыли частные, а издержки стараются возложить на общество. Это приём старый и весьма вероятный".

Руководитель Центра политэкономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Василий Колташов обращает внимание на то, что национализация может быть эффективной только при одном условии – если будет решён вопрос о том, куда сбывать алюминий.

"Если российский рынок авиаперевозок по-прежнему находится под контролем "Боинга" и "Эйрбас", то этот алюминий девать некуда, разве что на пивные банки", – отмечает он.

По его словам, ликвидация советского самолётостроения была связана во многом с потребностью продавать алюминий на мировой рынок, что было выгоднее. "А сейчас мы возвращаемся обратно. Посмотрим, как поведут себя российские руководители, потому что одно дело – позиция РСПП, другое – позиция правительства", – отмечает он.

Ещё одним вариантом спасения компании может быть переориентация её работы на китайский рынок. Появилась информация о переговорах с китайской стороной, целями которых называются поиск альтернативных источников глинозёма и увеличение экспорта алюминия в слитках.

Василий Колташов допустил, что Китай может заинтересоваться сотрудничеством с "Русалом": "Когда такой крупный поставщик был удалён с американского рынка, это означает, что перестраивается вся международная торговля. Китай получает возможность с дисконтом покупать российский алюминий, но может отказать в поставках другим компаниям, или уменьшить их долю на своём рынке".

В то же время эксперт обращает внимание на то, что переговоры не будут простыми: "Насколько мы знаем практику китайского бизнеса, они будут давить на скидку, и постараются по максимуму извлечь выгоду из этой ситуации. Это не будет акт дружеской помощи, это будет вынужденная сделка российской компании, где она, конечно, скорее всего, в убытке не будет, но всё-таки пострадает".

На фоне падения экспорта алюминия может вызвать удивление поиск дополнительных источников глинозёма, однако источник в отрасли напомнил Накануне.RU, что у компании есть глинозёмные заводы за границей. Соответственно, они тоже попадают под санкции и непонятно, как с ними быть: "Российским глинозёмом не получится компенсировать потери. При падении, может быть, и закроет, но не думаю, что всё-таки, полностью". Кроме того, по его словам, не стоит ждать мгновенной реакции: "Даже если бы они сейчас о чём-то договорились, чтобы металл дошёл со складов – это одна или две недели. Так что пока я просто не вижу оснований надеяться на китайский рынок – их попросту нет".

Так что и уповать на Китай в этой ситуации не стоит. Ключевой вопрос – производим мы самолёты или пивные банки, пытаясь и далее встроиться в мировые производственные цепочки на вторых и третьих ролях.


Источник

Категория: Украина, Россия ,США, ЕС..... | Добавил: Ленпех (24.04.2018)
Просмотров: 545
| Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 380
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 72
Гостей: 68
Пользователей: 4
vladin07, Хвёдор, Питерский, Ленпех