21:37
Среда, 08.05.2024
Главная » Статьи » Украина, Россия ,США, ЕС..... [ Добавить статью ]

Оскал аятолл

Россия и Иран нашли точки соприкосновения в сфере военно-технического сотрудничества. Министр обороны ИРИ бригадный генерал Хосейн Дехган заявил, что Тегеран намерен приобрести самолеты производства корпорации «Сухой». «Нам необходимо укреплять ВВС», — подчеркнул глава оборонного ведомства. Ранее между государствами возникли противоречия по поводу номенклатуры вооружений. Иран стремился заключить контракт на покупку максимально широкого спектра военной техники. Москва, наоборот, заметно осторожничала.

Первым делом — самолеты

Основные препятствия для развития военных контактов заключаются в резолюции Совета Безопасности ООН №2231, принятой 20 июля 2015 года. С одной стороны, документ снял с ИРИ все предыдущие санкции, с другой — установил международный контроль над поставками оружия. Речь идет о баллистических ракетах и об обычных вооружениях. Четких рамок резолюция не прописывает, тем самым создавая простор для спекуляций.

В последние два года Дехган регулярно приезжал в Москву. В большинстве случаев его визиты не афишировались в СМИ. Секретный характер переговоров, видимо, связан с выработкой способов военно-технического сотрудничества без участия западных держав. Скорее всего, Москва опасается продавать Тегерану ярко выраженные наступательные вооружения, например, танки, реактивные системы и огнеметные комплексы.

В итоге стороны могли сойтись на необходимости сосредоточиться на заключении контрактов в сфере авиации. Ранее ИРИ проявляла интерес к Су-30СМ поколения 4++, учебно-боевым самолетам Як-130 и вертолетам Ми-8 и Ми-17 различной модификации. Пожелания Ирана касались и гражданской авиации: ближнемагистрального лайнера SSJ-100, среднемагистральных МС-21 и Ту-204, «универсала» Ил-76. Кроме того, Тегеран стремится заполучить российские береговые мобильные ракетные комплексы «Бастион», которые будут оснащены сверхзвуковой противокорабельной ракетой «Яхонт».

Дехган заявил, что ИРИ может обойтись без российских систем ПВО дальнего радиуса действия. Наряду с С-300 небо над Ираном будут прикрывать его аналоги местного производства — ЗРК Bavar 373. Также элементами противовоздушной обороны станут модифицированный радар дальнего действия «Гадир» и предназначенные для ЗРК ракеты «Талаш». Однако российские эксперты сомневаются, что Иран сможет обойтись без нашей техники: слишком велико отставание оборонного сектора ИРИ от других стран.

Как перевооружить Иран

В настоящее время армия Ирана вооружена устаревшим оружием советского, китайского, бразильского и американского производства. Собственная техника ИРИ — это, скорее, попытка скопировать зарубежные аналоги, хотя власти страны этого не признают. Снятие санкций означает автоматическое возвращение Ирана на мировую арену. Однако у Тегерана не получится отстаивать национальные интересы во взрывоопасном регионе без хорошо подготовленной армии.

Россия может получить огромный заказ на производство военной техники, даже если ИРИ ограничит свои аппетиты авиацией. В модернизации и замене нуждаются иранские фронтовые бомбардировщики Су-24, штурмовики Су-22 и Су-25, истребители МиГ-29. Также безнадежно устарели американские «фантомы» (F-14А, F-4D/E, F-5), французские «Мираж-F1», китайские J-7, вертолеты Ми-17 и АН-1J «Кобра».

Один из вариантов обхода резолюции №2231, о котором неоднократно упоминалось в публичной среде, заключается в локализации производства Су-30СМ и Т-90. Данные модели пользуются повышенным спросом на внешнем рынке и производятся на территории Индии — главного импортера российской техники. Пожалуй, это оптимальный способ перевооружения иранских вооруженных сил в условиях контроля над поставками вооружений.

Не в ущерб российским интересам

Сирийская кампания сделала Иран де-факто прямым союзником РФ. На стороне правительственной армии сражаются тысячи шиитских ополченцев и военнослужащих, хотя Тегеран не комментирует сообщения об отправке войск в САР. До появления российских ВКС иранцы не могли сломать хребет ДАИШ (организация запрещена в РФ) и мятежным силам. Отсутствие успехов свидетельствует о невысоком уровне боевой подготовки армии ИРИ. Если Москва рассматривает Тегеран как союзника на земле, то ситуацию необходимо исправлять.

Политический союз важно скреплять долгосрочным военно-техническим сотрудничеством, как это делало советское руководство. Однако любые дружелюбные телодвижения Москва не должна делать в ущерб собственным интересам. Поставка вооружений в кредит должна предполагать определенные политические обязательства или экономические преференции. Повторять печальный опыт СССР Россия не имеет права.

На текущий момент отношения с Ираном действительно выглядят крайне перспективными. В то же время нельзя сказать, что альянс двух государств движется в каком-то четком направлении. ИРИ — держава с абсолютно неуправляемым теократическим режимом. Тегеран нуждается в многомиллиардных инвестициях, и не исключено, что теплые отношения с РФ однажды станут разменной монетой в играх с Западом.

Неуправляемый союзник

Примером неоднозначной ситуации в российско-иранских отношениях стал эпизод с использованием авиабазы Хамадан. 16 августа аэродром начала использовать российская авиация для борьбы с террористами. На Хамадане заправлялись и вооружались дальний бомбардировщик Ту-22М3 и многофункциональный истребитель-бомбардировщик Су-34, вылетавшие с территории РФ.

20 августа Хосейн Дехган заявил, что Россия может использовать иранскую авиабазу так долго, как сочтет нужным. Наряду с этим министр обороны бросил в адрес РФ несколько негативных фраз, которые ведущие государственные СМИ проигнорировали, видимо, не желая вызывать резонанс. «Русские хотят показать, что являются сверхдержавой, чтобы гарантировать свою долю в политическом будущем Сирии, и, конечно же, в этой связи имели место своего рода хвастовство и неджентльменское (поведение)», — подчеркнул Дехган.

22 августа официальный представитель МИД Ирана Бахрам Гасеми сказал, что Москва прекратила эксплуатацию Хамадана. «Однако у нас с Россией имеется ряд договоренностей о ведении совместной деятельности. Одна из таких договоренностей предусматривает предоставление Ираном России разрешения использовать свое воздушное пространство и свою инфраструктуру для борьбы с терроризмом в Сирии», — дипломатично отметил Гасеми, сгладив резкий тон заявления Дехгана.

Слова министра обороны ИРИ и приостановка эксплуатации Хамадана продемонстрировали, что Иран не собирается быть послушным партнером. Тегеран претендует на ключевую роль в послевоенном урегулировании ситуации на Ближнем Востоке и будет требовать свой кусок пирога. Не исключено, что власти ИРИ подверглись серьезному давлению со стороны Запада, который пригрозил республике политическими последствиями.

В СМИ информация о размещении российских ВКС на иранской базе была преподнесена не очень корректно. Сложилось впечатление, что российские самолеты обрели на Хамадане пункт постоянной дислокации по примеру Хмеймима, а не перевалочную базу. Из инцидента, который может обернуться охлаждением отношений с ИРИ, руководству РФ стоит сделать адекватный вывод о том, как должно выглядеть оптимальное сотрудничество с Тегераном.

Категория: Украина, Россия ,США, ЕС..... | Добавил: Ленпех (24.08.2016)
Просмотров: 480
| Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 399
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 42
Гостей: 42
Пользователей: 0