23:32
Суббота, 25.02.2017
Главная » Статьи » Украина, Россия ,США, ЕС.....

Наедине с Россией
В случае войны группировка НАТО в Европе останется без существенной поддержки США
Григорий Яковлев

В начале мая 2016 года по инициативе НАТО была проведена встреча руководства альянса с постоянным представителем России. Казалось бы, хорошая возможность снять напряженность в отношениях. Но сразу после встречи генсек Йенс Столтенберг объявил: НАТО не видит необходимости в пересмотре ядерной стратегии блока. А вот России предлагают разоружаться.

На вашингтонской встрече по безопасности глав почти 50 государств (The 2016 Nuclear Security Summit-NSS), где председательствовал Барак Обама, американцы выдвинули ряд предложений по контролю над ядерным вооружением и ограничению его распространения. России предложили подписать несколько документов, но к их разработке не пригласили. Получается, наше мнение на саммите никого особенно не интересовало. По этой причине и некоторым другим соображениям президент Владимир Путин на эту встречу не поехал.

Игры в разоружение

Американцы предлагают нам продолжить переговоры и по мерам дальнейшего сокращения и ограничения стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Однако российская сторона, по официальному заявлению МИДа РФ, и так уже сократила ядерный потенциал до уровня 50-х – начала 60-х годов. В то время как США занимаются разработкой систем вооружения, способных наносить удары на дальности поражения стратегическими средствами. С одной стороны, нас призывают к дальнейшему сокращению СНВ, с другой – модернизируют имеющееся ЯО и разрабатывают новое. Так продолжается с 1991 года. Можно представить, что могло произойти, прими мы на веру все то, что обещали «партнеры» за минувшие 25 лет. Оказались бы у разбитого корыта: без армии и флота, с разрушенной оборонной промышленностью, но развернутыми у наших границ войсками НАТО.

“ Американскому командованию не удастся в короткие сроки перебросить в Европу личный состав хотя бы одной полномасштабной дивизии ”
Надо отдать должное руководству МО РФ, ОПК, которые вопреки проводившемуся в 90-е годы политическому курсу страны сумели создать и модернизировать стратегические ракеты «Тополь-М», заложить основы системы «Ярс» и несколько АПЛ стратегического назначения. Тогда же начались разработка и испытания ракеты «Булава», которая в 2015 году поступила на вооружение в войска.

Сейчас страна модернизирует и обновляет парк стратегических бомбардировщиков – носителей ядерного оружия. К 2020 году в войска будут поступать в основном новые МБР. Тем самым США и странам НАТО дается понять: ядерный щит России по-прежнему остается важнейшим элементом обеспечения безопасности национальных интересов, которым мы не поступимся никогда.

Но американцы с завидным упорством продолжают давить, предлагая приступить к переговорам на этот раз по сокращению тактического и оперативно-тактического ядерного оружия. Что за этим стоит?

В Европе ведется программа модернизации истребителей F-16 и самолетов Tornado ВВС пяти стран НАТО, которые оснащаются оборудованием, позволяющим применять ядерные бомбы B61-12. Их модернизация завершается. Планируется, что к 2018 году программа будет выполнена и самолеты ВВС Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов и Турции станут носителями ядерного оружия, практически приравниваемого к стратегическому благодаря существенному изменению технических характеристик наводящихся термоядерных бомб.

Григорий Яковлев

Но и это не все. 12 мая 2016 года на румынской военной базе «Девеселу» официально введен в боевой состав ВС США первый в Европе наземный комплекс противоракетной обороны. По мнению директора Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИДа РФ Михаила Ульянова, установка системы ПРО нарушает баланс стратегических сил в Европе и реализуется вразрез с положениями договора о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД). Военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев в свою очередь считает, что эта инициатива США повлечет перенацеливание российских ОТР и иного высокоточного оружия на эти новые цели, поскольку установленные в Румынии ПУ могут обеспечивать запуск не только ракет системы ПРО, но и КР, способных нанести удар по стратегическим объектам в западной и центральной части нашей страны.

В бывших прибалтийских республиках на постоянной основе создаются американские военные базы, на которых хранятся вооружения и боевая техника для последующего развертывания крупных соединений сухопутных войск США от дивизии до нескольких отдельных бригад. В обстановке конфронтации велика вероятность возникновения неконтролируемых ситуаций, нестандартных и несогласованных с руководством блока действий, подобных решению правительства Турции сбить над сирийской территорией российский Су-24.

Мнимое сокращение

Чтобы альянс применил ядерное оружие, необходима решимость военно-политического руководства, прежде всего Соединенных Штатов. По существующей в НАТО схеме теоретически оно может быть принято непосредственно президентом США при консультации с руководством членов альянса. Но в НАТО понимают, что это означает принятие на себя ответственности за ответное применение СЯС Россией. В том числе и по территории США, чего ни один здравомыслящий американский политик не допустит. Таким образом, перед президентом США встанет дилемма: начинать третью мировую войну с использованием ядерного оружия или без него.


Надо быть очень наивным человеком, чтобы рассчитывать на ведение войны без ЯО. Тем не менее напомним, чем располагают США в Европе. С конца 80-х и вплоть до 2013 года численность их сухопутных войск тут вроде как сокращалась. Максимальной (около 400 тысяч) она была в 1953-м. К завершению холодной войны в Европе находились 340 тысяч американских военнослужащих, а на конец 2007 года – 95 тысяч.

Сокращение было связано как с ликвидацией «советской угрозы» (после роспуска Организации Варшавского договора), так и с необходимостью использовать силы на других ТВД, прежде всего в Ираке, Афганистане. Для первой войны в Заливе по освобождению Кувейта из Европы были переброшены 75 тысяч солдат, 1200 танков, 1700 бронетранспортеров и бронемашин, 650 орудий и минометов, 325 самолетов и вертолетов армейской авиации. В 2011 году операция НАТО против Ливии проходила с использованием инфраструктуры американских авиабаз «Морон» в Испании, «Авиано» в Италии и ВМБ «Суда-бей» на Крите.

Командование сухопутных войск в Европе создано в 1952 году, сейчас ему подчиняются три бригадные боевые группы, бригада армейской авиации, а также 21-е транспортное командование армии США. Командование ВВС в Европе существует с 1945-го. Сейчас насчитывает 39 тысяч человек, включая гражданский персонал и приписанных резервистов. В 2011 году пилоты европейского командования налетали более 26 тысяч часов, поддерживая боевые операции в Ливии, других странах мира. Командование корпуса морской пехоты в Европе создано в 1980 году для поддержки усилий американского флота. Это единственное командование, чей личный состав за последние десятилетия не сократился, а увеличился. Склад МТО в норвежском Тронхейме способен обеспечивать 13 тысяч морских пехотинцев всем необходимым в течение 30 дней.

26 января 2012 года Пентагон объявил о дальнейшем сокращении американского военного присутствия в Европе. Был предусмотрен и осуществлен вывод из боевого состава одной эскадрильи из 20 штурмовиков А-10 на базе «Шпангдалем» в ФРГ и 603-й эскадрильи контроля воздушного пространства на базе «Авиано» в Италии. А штаб 5-го армейского корпуса в Германии должен был быть переброшен в Афганистан. К началу 2012 года в Европе насчитывались около 80 тысяч американских военных на 28 основных базах – главным образом в ФРГ, Турции, Италии, Испании, Англии.

Сокращение проходило не только из-за бюджетных ограничений, но и в соответствии с новой стратегией бесконтактных боевых действий с использованием высокоточного оружия, что предполагает решение прежних задач меньшими по численности воинскими контингентами и соответственно с минимальными людскими потерями американской армии. Бригадные тактические группы сухопутных войск численностью 3500 бойцов по своим возможностям, считают специалисты, эквивалентны прежним дивизиям (10–12 тысяч человек). Все это говорит о том, что несмотря на сокращение общей численности, объединенная группировка НАТО почти по всем составляющим превосходит Вооруженные Силы России более чем в 2,5 раза. В этих условиях как российскому командованию, так и руководству блока более чем понятно: при любом обострении обстановки в Европе начатые боевые действия обязательно перерастут в ядерную войну.

Воздушный мост на глиняных ногах

Как показывает опыт войсковых учений, американцам никогда не удавалось провести переброску в Европу целого соединения сухопутных войск и сразу ввести его в бой. А на Ближний Восток одномоментно направлялись 1000–2500 человек. При этом переброска проходила при полном господстве ВВС США в воздухе и отсутствии у противника серьезных средств ПВО.

В прошлом основной задачей ВТА США в крупномасштабном военном конфликте между НАТО и странами Варшавского договора считалась транспортировка войск через Атлантический океан для усиления американских вооруженных сил в Западной Европе. В 1981 году в результате исследований был определен минимально необходимый объем стратегических трансатлантических воздушных перевозок – примерно 96 миллионов тонно-километров в сутки. Однако имевшийся тогда в распоряжении ВВС США парк стратегических и оперативно-стратегических военно-транспортных самолетов «Локхид» С-5 и С-141, а также машин гражданского резерва ВТА (CRAF) обеспечивал лишь 66,3 миллиона тонно-километров в сутки. И ВВС США приступили к программе создания военно-транспортного самолета нового поколения С-Х, способного участвовать в наведении воздушных мостов и высаживать крупные парашютные десанты, когда основные аэродромы уничтожены или выведены из строя.

Запрос предложений по этой программе был выдан в октябре 1980-го. В конкурсе проектов участвовали лидеры самолетостроения – «Боинг», «Локхид» и «Макдоннелл-Дуглас». 28 августа 1981 года было объявлено о выборе последнего в качестве головного разработчика. Эскизное проектирование самолета с условным названием С-Х началось в январе 1982-го, а 31 декабря того же года был подписан контракт стоимостью 3,4 миллиарда долларов на полномасштабную разработку самолета, получившего военное обозначение С-17А, и постройку трех опытных машин (одну для летных, две для статических испытаний).

Постройка первого самолета началась 2 ноября 1987 года. К летным испытаниям приступили 15 сентября 1991-го. Сборка серийного образца на авиационном заводе в городе Лонг-Бич завершилась 21 декабря 1991 года. Первый полет состоялся 18 мая 1992-го. В феврале следующего года С-17А было присвоено название «Глоубмастер» (Globemaster) III.

В соответствии с первоначальными планами до 2000 года ожидали получить 210 самолетов. Полная стоимость программы оценивалась в 37,1 миллиарда долларов при цене машины 125 миллионов (без учета НИОКР и других накладных расходов). Однако в 1991-м объем заказа сократили до 120 единиц. Их закупки планировалось завершить в 2003 финансовом году, а поставки – в 2004-м.

Применение С-17А позволило разгрузить тыловые аэродромы, устранить необходимость перевалки снаряжения в тактические самолеты и таким образом уменьшить потребность в них. В конце 80-х годов в ФРГ имелось лишь 47 аэродромов, пригодных для эксплуатации С-141, и 18 – для С-5. С-17А может применяться уже со 132 германских аэродромов. К другим важным особенностям самолета относятся способность перемещаться назад за счет реверса тяги при восходящем уклоне ВПП 2°, возможность посадки с углом глиссады 5° (вместо обычных 2,5–3°).

Высокая стоимость программы, оцениваемая в 35,802 миллиарда долларов, заставила фирму в целях расширения рынка искать дополнительные области применения машины. В середине 90-х был предложен гражданский вариант «Глоубмастера» III – MD-17, лишенный специфических военных систем и оборудования.

В инициативном порядке фирмой «Боинг», поглотившей в 1996 году «Макдоннелл-Дуглас», велись работы над стратегическим вариантом ВТС С-17А, предназначенным для замены С-5. После принятия ВВС США решения о закупке этих машин они стали поступать на вооружение после 2006 года.

С-17А выполнен по нормальной аэродинамической схеме с фюзеляжем большого диаметра, высоко расположенным крылом и Т-образным оперением. Планер изготовлен в основном из алюминиевых сплавов. Грузовая кабина с задней грузовой рампой, на которой в полете крепится груз массой до 18,1 тонны. Погрузочно-разгрузочное оборудование включает рельсовые направляющие и роликовый конвейер. В грузовой кабине можно разместить ОБТ М1 «Абрамс», БМП «Брэдли», тяжелые грузовики массой до 45 тонн (по два в ряд), джипы (по три в ряд), самоходную гаубицу калибра 155 миллиметров, до трех боевых вертолетов АН-64 «Апач», до 18 контейнеров 463L с грузом. Имеется 54 откидных несъемных сиденья для перевозки личного состава, дополнительные 48 планируется хранить внутри самолета. По бортам установлены стойки для 12 носилок. Нижняя часть фюзеляжа защищена противопульной броней. С-17А допускает беспосадочное десантирование грузов на платформах с предельно малых высот, а также выброс до 102 парашютистов.

Самолеты предполагается использовать прежде всего для переброски в Западную Европу легких пехотных дивизий (до 10 менее чем за две недели). Отличительной особенностью машины является возможность перевозки грузов не только к ТВД, но и в пределах одного из них с посадкой на малоподготовленные аэродромы. С-17А сочетает в себе свойства созданных ранее стратегического С-5 (перевозка крупногабаритных грузов) и оперативно-тактического «Локхид» С-130 (способность эксплуатироваться с ВПП размерами 915х27 м). Тем не менее 30 ноября 2015 года стало известно о прекращении «Боингом» производства C-17 «Глоубмастер» III. В этот день на предприятии в Калифорнии выкатили последний серийный военно-транспортный самолет. Причина прекращения сборки – финансовая. Авиапроизводитель пришел к этому решению в 2013 году из-за отсутствия крупных заказов на поставку самолетов данного типа.

Таким образом, в условиях резкого изменения обстановки в Европе и в ходе начала локальных боевых действий американскому командованию вряд ли удастся в короткие сроки перебросить личный состав хотя бы одной полномасштабной дивизии сухопутных войск. А главное – США, несмотря на заверения политического руководства страны, не намерены бросать все свои аэромобильные силы за океан.

Из американской стратегической концепции на ведение войны в Европе следует: США предполагают участие в боевых действиях на данном ТВД группировками ВВС и ВМС, в меньшей степени – соединениями сухопутных войск. Именно поэтому основная задача руководства американского командования сводится к активному подталкиванию европейцев на войну с Россией собственными силами при незначительном усилении их своими наземными войсками. Налицо все та же политика – таскать каштаны из огня чужими руками.

Григорий Яковлев,
постоянный представитель начальника Генерального штаба ВС СССР и ВС России в ВШК СБ ООН (1989–1992), профессор АВН, генерал-майор

Категория: Украина, Россия ,США, ЕС..... | Добавил: Ленпех (14.07.2016)
Просмотров: 270 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Код *:

МЕНЮ
Новости

Военный пенсионер.рф

Новости мира
Опрос
Кто действительно защищает права военных пенсионеров?
Всего ответов: 2269
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 63
Гостей: 60
Пользователей: 3
Стоик, Питерский, nikkuz