09:36
Пятница, 29.03.2024
Главная » Статьи » Украина, Россия ,США, ЕС..... [ Добавить статью ]

Малайзийский Boeing спикировал на Кремль
Запад собирается судить РФ за причастность к катастрофе

Материал комментируют:
Николай Топорнин
Нидерланды и Австралия уверены в причастности России к крушению Boeing 777 в небе над Донбассом. Об этом в пятницу, 25 мая, заявил глава МИД Нидерландов Стеф Блок, опираясь на предварительные выводы Совместной следственной группы (ССГ).

«Россия ответственна за поставку ЗРК „Бук“, который использовался для того, чтобы сбить MH17. Возможный следующий шаг — передача дела в международный суд или организацию для вынесения решения», — говорится в заявлении голландского кабинета министров.

Со своей стороны, министр иностранных дел Австралии Джули Бишоп в интервью телеканалу ABC подчеркнула, что «РФ должна дать ответ на вопрос: каким образом современное ракетное оружие было перевезено с территории России в Восточную Украину, применено для уничтожения гражданского самолета, что привело к гибели 298 человек, после чего немедленно возвращено обратно в Россию». Бишоп считает, что Москва должна выплатить компенсации родственникам погибших в авиакатастрофе. Такого же мнение придерживаются в МИД Нидерландов.

К атаке подключилась и Америка. В Госдепартаменте США заверили, что «полностью доверяют выводам ССГ, представленным генпрокурором Нидерландов». «Мы напоминаем о требовании Совета Безопасности ООН о том, чтобы виновные были привлечены к ответственности, и чтобы все государства в полной мере сотрудничали в установлении виновных. Пришло время для России прояснить ее роль в этом выстреле», — говорится в заявлении американского внешнеполитического ведомства.

Москва на эти выпады отреагировала предсказуемо резко. Как заявил глава МИД РФ Сергей Лавров, ситуация «очень напоминает ''дело Скрипалей''». «Складывается ощущение дежавю, если наши партнеры решили и в этом случае, когда речь идет о гибели сотен людей, спекулировать на этом ради достижения своих политических целей, оставляю это на их совести», — отметил Лавров в разговоре в кулуарах ПМЭФ.

Со своей стороны, Минобороны России обвинило следствие по Boeing в замалчивании информации о дате и месте обнаружения двигателя от ракеты «Бук», а также данных о тех, кто передал его комиссии. По словам военных, серийный номер ракеты, которая может быть причастна к катастрофе, указывает, что ракета была произведена в 1986 году в СССР. Однако все они подлежат списанию и утилизации после 25-летней эксплуатации. Как отметили в военном ведомстве, к моменту развала СССР на Украине было около 20 дивизионов ЗРК «Бук», и с 1991 года туда не было поставлено ни одной новой ракеты.

Наконец, президент РФ Владимир Путин заявил, что Москва не признает результаты расследования до тех пор, пока к нему не допустят российских специалистов. «Мы изначально предлагали совместную работу по расследованию этой трагедии», — отметил глава российского государства.

Напомним: крушение Boeing 777 «Малайзийских авиалиний» произошло 17 июля 2014 года на территории Донецкой области. Самолет следовал рейсом МН17 из Амстердама в Куала-Лумпур. На его борту находились 298 человек. Международная комиссия по расследованию считает, что самолет был сбит с территории, подконтрольной ополченцам, с помощью ЗРК «Бук-М1», попавшего в Донбасс из России. Москва считает выводы международной комиссии предвзятыми. По данным российских радиолокационных комплексов, ракета из комплекса «Бук» была запущена из района населенного пункта Зарощенское, которое контролировалось в тот момент украинской армией.

Что стоит за новыми обвинениями, чем они грозят России?

— Все, что можно было «навесить» на Россию по этому трагичному инциденту, на нас «навесили» еще в 2014-м году: дополнительные санкции, осложнение политической обстановки, конфликтные дипломатические ситуации, — считает экс-директор информационного офиса Совета Европы, преподаватель кафедры европейского и конституционного права МГИМО МИД РФ Николай Топорнин. — Да, голландцы, австралийцы и примкнувшие к ним украинцы хотели бы установить виновных в этой трагедии, и потому проводили собственное расследование катастрофы. Но — без привлечения российских специалистов, и это принципиальный момент.

Я читал ту часть вердикта ССГ, которая опубликована в западных источниках. В ней много неубедительных фактов — показаний свидетелей, которые что-то видели, записи блоггеров, которые что-то засняли. С юридической точки зрения, все эти факты выглядят довольно скользкими.

«СП»: — В какой «международный суд или организацию» намерены Нидерланды передать дело МН17, чтобы попытаться привлечь Россию к ответственности?

— С моей точки зрения, подать иск в какой-либо существующий суд сложно. Проблема в том, что международных судов с универсальной юрисдикцией раз-два и обчелся. Есть, например, суд ООН — но он такими вопросами не занимается. Есть ЕСПЧ — но и здесь подсудность МН17 также сомнительна.

Амстердам изначально хотел пойти по пути Гаагского трибунала по бывшей Югославии, который до сих пор рассматривает дела лиц, участвовавших в известных расправах над мирными жителями.

Но тогда нужно было бы, чтобы все задействованные в расследовании крушения Boeing 777 страны согласились с юрисдикцией этого трибунала. Россия, которую настойчиво пытаются обвинить к причастности к катастрофе, на такой шаг естественно не пошла.

Замечу, РФ не обвиняют непосредственно в пуске ракеты, который был совершен с территории Украины. Обвиняют Москву именно в поставке ЗРК «Бук-М1», который якобы был передан в руки ополченцев.

Все это, на мой взгляд, выглядит как юридический тупик.

«СП»: — Сейчас Нидерланды и Австралия заявили, что Россия должна выплатить компенсации родственникам погибших пассажиров рейса МН17. Этого возможно добиться?

— Родственники погибших обращались за взысканием компенсации с России в голландские суды общей юрисдикции. Но такие суды не вправе принимать решения по Boeing. Они могут констатировать, что пассажиры МН17 погибли в результате трагического инцидента. Но принять решение, кто повинен и кого наказать — а именно это требуется установить — голландские суды не способны.

«СП»: — Почему Лавров проводит параллель между «Боингом» и «делом Скрипаля»?

— Потому что в «деле Скрипаля» толком тоже ничего не доказали. Тем не менее, Россию обвинили во всех грехах, а потом серьезно наказали. Мы помним и массовую высылку российских дипломатов, и усиление санкционного режима, и нарастающий негативный фон вокруг нашей страны в марте-апреле.

Тем временем Скотленд-Ярд все еще проводит расследование, а Юлия Скрипаль, уже находящаяся в добром здравии, Россию в отравлении не обвиняет.

С Boeing 777 ситуация действительно очень похожая: доказательная база слабенькая, а выводы в сознании большинства политиков уже сделаны. В целом, Запада твердо убежден, что за всем происшедшим в небе над Донецком стоит Россия.

«СП»: — Последствия для нас будут схожими с «делом Скрипаля», грубо говоря, США примут еще один пакет санкций?

— Не думаю. Расследование по МН17 длится уже три года, и каких-то новых итогов, основанных на новой доказательной базе, мы точно не увидим. Дело сбитого Boeing, можно сказать, на излете.

На мой взгляд, Россию по этому делу вряд ли будут судить, и вряд ли подвергнут новым санкциям. Другой вопрос, что дело Boeing позволяет поддерживать вокруг нашей страны негативный фон, и в глазах мировой общественности именно Россию предстает виновной стороной.

Есть и еще важный момент. Международная обстановка меняется: из-за проблем в отношениях между Евросоюзом и США, европейские страны пытаются сейчас договориться с Россией — прежде всего, по вопросу Ирана. В такой ситуации европейцам просто ни к месту будировать инцидент с рейсом МН17.

Категория: Украина, Россия ,США, ЕС..... | Добавил: Ленпех (26.05.2018)
Просмотров: 483
| Теги: #Россия #Авиакатастрофа малазийског | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 343
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 52
Гостей: 51
Пользователей: 1
Питерский