10:56
Четверг, 08.12.2016
Главная » Статьи » Украина,Россия,США,ЕС.....

Космические двигатели санкционного сгорания

Сможет ли Москва свое технологическое преимущество обменять на политические уступки
Химкинское НПО «Энергомаш» с 2017 по 2018 год поставит частной американской компании Orbital ATK четырнадцать двигателей РД-181 для ракет-носителей Аntares. Об этом 14 октября сообщил гендиректор предприятия Игорь Арбузов. Он выразил надежду, что на реализацию международной программы запусков американских носителей Antares с российскими двигателями не окажет влияния непростая геополитическая обстановка в мире.

— Как вы понимаете, важен общеполитический фон, на основе которого часто происходят совершенно неожиданные вещи. В программе есть риски с обеих сторон, которые, в конечном итоге, надеюсь, будут преодолены, — отметил глава «Энергомаша».

Также Арбузов отметил, что программа отправки американских астронавтов на МКС с помощью тяжелых ракет-носителей Atlas-5 и нового космического корабля разработки компании Boeing будет реализована с использованием российских двигателей РД-180. Первый испытательный пуск без экипажа запланирован на 2017 год, пилотируемый запуск — в 2018 год.

Он выразил уверенность в том, что контракт может быть заключен после президентских выборов в США 8 ноября и одобрения советом директоров консорциума ULA — совместного предприятие Boeing и Lockheed Martin, использующего РД-180 для запуска американских спутников с помощью ракет-носителей семейства Atlas.

— Не только ожидаю, но и уверен, что это произойдет. Даже имеющийся сейчас в США запас российских двигателей не полностью обеспечивает потребность в них по американским программам, формируемым в период с 2020 по 2023 годы. Партнеры сами признают, что если даже будут вовремя готовы американские двигатели BE-4 для нового носителя Vulcan, переход с Atlas-5 на Vulcan будет происходить до 2024 года, одномоментно ничего не произойдет, — объяснил Арбузов.

Напомним, соглашение между Москвой и Вашингтоном, которое предусматривало поставки в США 101 двигателя и оценивалось примерно в $ 1 млрд, было заключено в 1997 году. В 2014 году Конгресс США из-за обострения отношений с Россией ввел запрет на закупку РД-180 у России. Но в 2015 году появилась поправка, разрешающая покупать двигатели независимо от страны изготовления как минимум до октября 2016 года, что вызвало негативную реакцию со стороны сенатора Джона Маккейна.

Маккейн потребовал от Пентагона и ВВС США доказать необходимость использования российских ракетных двигателей РД-180, а также попросил министра ВВС и руководителя закупок в Пентагоне объяснить, почему ведомства ведут дела с НПО «Энергомаш», против которого введены санкции США. Пентагон объяснил свои действия угрозой бюджету в случае прекращения использования РД-180. Сразу после этого консорциум United Launch Alliance заказал в России дополнительно еще 20 таких агрегатов.

Выходит, у Пентагона нет сегодня альтернативы российским ракетным двигателям, с помощью которых с космодрома Канаверал и базы Вандерберг американцы выводят в космос свои спутники, предназначенные в том числе и для оперативного предупреждения о ракетном нападении. Возникает вопрос: если и при этом наши «западные партнеры» вовсю ограничивают доступ России на рынок высоких технологий, то почему мы не используем свои козыри? Может быть, Москве стоит пригрозить разрывом важнейшего для Вашингтона контракта? И тем самым вынудить Соединенные Штаты к поиску компромисса? В том числе и по санкциям?

Ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко полагает, что приостановкой действия соглашения с США об утилизации плутония Москва намекнула Вашингтону, что такая же судьба может ждать и контракты по двигателям для ракет-носителей.



— Известно высказывание заместителя министра обороны США по закупкам, технологиям и логистике Фрэнка Кендалла, что преждевременный отказ его страны от использования РД-180 обойдется Пентагону в более чем миллиард долларов. А в январе 2016 года министр Военно-воздушных сил США Дебора Ли Джеймс признала на слушаниях в сенате, что отказ от использования РД-180 ограничит возможности военного ведомства по запуску военных спутников. На мой взгляд, это нужно использовать нашим дипломатам. Когда будет подписан соответствующий контракт по РД-181 и подойдет время для отгрузки партии РД-180, у России будет прекрасная возможность аннулировать первое соглашение и приостановить второе в случае продолжения политики санкций.

Напомню, что Россия приостановила действие соглашения с США о сотрудничестве в области ядерных исследований. А как только мы затрагиваем все, что связано с ядерной сферой, для американцев это — красная черта. На мой взгляд, американцы намек поняли — в Конгрессе с недавних пор без энтузиазма рассматривают введение новых санкций против РФ.

Кроме того, в 2017 году закончится срок действия соглашения, по которому мы поставляем в США оружейный уран из утилизируемых боеголовок. Если и его Москва откажется продлевать, это будет чувствительно для Америки.

Разыгрывать «козырь» с ракетными двигателями вряд ли получится, потому что здесь ключевой вопрос — кому от разрыва контракта будет хуже? И однозначно на этот вопрос ответить нельзя, нужно знать конкретные экономические показатели, говорит заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.

— Приостановка соглашений по плутонию и по ядерным исследованиям выглядела крайне демонстративно. И, на мой взгляд, была чистым пиаром. Потому что абсолютно не наносит кому-либо вред. Причем, пиаром подчеркнутым, ведь были перечислены все претензии, которые у России накопились к Штатам. Оформленные в виде невыполнимых требований вывести войска из Европы и отменить санкции.

В случае с двигателями не все так просто. Выторговать что-то у американцев вряд ли получится. Это не Ближний Восток, тут совсем другие отношения. Американцы ведут дела по законам бизнеса, где контракт либо действует, либо нет. Поэтому заставить таким торгом США отступить не получится. Никакой отмены санкций даже в долгосрочной перспективе не предвидится.

Научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев также полагает, что тему с двигателями на переговорах с Вашингтоном разыграть нельзя. Потому что она упирается в вопрос выживаемости «Энергомаша» — ключевого предприятия российской ракетной промышленности.

— У предприятия не так много российских государственных заказов, его финансовое благосостояние во многом зависит от поставок ракетных двигателей зарубежным партнерам, о чем сам Арбузов неоднократно говорил. И если предпринять шаг по запрету поставок РД, то американцы могут ведь и отказаться от них. Да, таким образом мы причиним Штатам неприятности. Но в тоже время поспособствуем развитию их ракетостроения. Что в общем-то уже происходит. А сами потеряем контракты, а значит — и весьма неплохие деньги. Вот и вся логическая цепочка.

Надо понимать, что большие контракты у «Энергомаша» заключены только с американскими фирмами — как по РД-180, так и по РД-181 для для модернизированной ракеты-носителя Antares. Но именно за счет сотрудничества с американцами «Энергомашу» и удается сводить баланс.

После того, как Конгресс в 2014 году в результате обострения ситуации на Украине сначала ввел запрет на использование РД после 2019 года, но затем отменил его, Пентагон заключил два контракта с компаниями United Launch Services (ULA) и Aerojet Rocketdyne — на разработку двигателей, которые должны заменить РД-180. Aerojet Rocketdyne должна создать силовую установку AR-1, которая и заменит для американцев РД, а United Launch Services — ракеты Vulcan. У меня нет никаких сомнений, что США с этими задачами справятся.

Что касается частной американской компании Orbital ATK, то она взяла на себя риск возможного разрыва контракта по политическим причинам. На одну ракету-носитель Аntares нужно два двигателя РД-181, но поскольку для этой фирмы, основанной в 2015 году путём слияния Orbital Sciences Corporation и аэрокосмической части Alliant Techsystems, все в новинку, контракт будет зависеть от того, насколько Orbital ATK станет хорошо работать. Пока у нее получается не очень.

Спутники, которые выводятся ракетами с российскими двигателями, не только военного, но и гражданского назначения. Поэтому в случае давления с нашей стороны, нам могут ответить контраргументом, обвинив, что мы хотим обвалить сектор запусков гражданских аппаратов, считает научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.

— Пока американцам «Энергомаш» никто заменить не может. Но вряд ли нам на этом получится сыграть, чтобы выторговать для себя какие-либо уступки. Может получиться наоборот. А действовать по принципу «назло маме отморожу уши» рискованно. Американцы могут демонстративно сами разорвать сотрудничество, законтрактовать европейские ракеты-носители Ariane 5 и с помощью них продолжить запускать спутники. Конечно, это повлечет убытки, но от такого разрыва «Энергомаш» и наша ракетно-космическая отрасль в целом потеряют намного больше.

Пока США нуждаются в двигателях, мы должны пользоваться моментом, зарабатывая на контрактах. Потому что через какое-то время они создадут аналоги и перестанут от нас зависеть в этом сегменте.

Однако член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский сомневается в том, что в случае разрыва контрактов с американскими компаниями «Энергомаш» перестанет сводить концы с концами.

— Сейчас у «Энергомаша» внутренние заказы есть. И довольно неплохие. Так, в 2017 году планируется удвоить объемы производства двигателей РД-191 для наших ракет-носителей «Ангара» — с 22 до 40 штук.

Справка «СП»

В начале 1996 года двигатель РД-180 производства «Энергомаша» был выбран для американской ракеты-носителя Atlas. В ноябре 1996 года было проведено первое огневое испытание двигателя-прототипа, а в апреле 1997 года — огневое испытание штатного двигателя. В 1997—1998 годах успешно проведена серия огневых испытаний двигателя в составе первой ступени ракеты-носителя в США.

Весной 1999 года завершена сертификация РД-180 для использования на ракете-носителе Atlas-3. Первый запуск состоялся в мае 2000 года. Летом 2001 года завершена сертификация РД-180 для использования в составе ракеты-носителя Atlas-5. Первый полет — в августе 2002 года.

Разработка двигателя РД-181 началась в 2014 для модернизированной ракеты-носителя Antares. Контракт на поставку подписан в декабре 2014 года. В начале 2015 года проведено первое огневое испытание двигателя, а в мае 2015 года успешно завершена его сертификация.

Первый старт ракеты-носителя Аntares, оснащенной двумя двигателями РД-181, многократно переносился. Теперь он запланирован на 16 октября. Antares должен доставить на Международную космическую станцию космический грузовик Cygnus («Лебедь»).

Категория: Украина,Россия,США,ЕС..... | Добавил: Ленпех (15.10.2016)
Просмотров: 250 | Комментарии: 1 | Теги: Антироссийские санкции, Россия, НПО «Энергомаш», РД-180, Atlas-5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
Сергей Иванович 15.10.2016 07:52
Ждём-с когда они прилетят к нам с начинкой!!!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Военный пенсионер.рф

Новости мира
Опрос
Кто действительно защищает права военных пенсионеров?
Всего ответов: 283
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 98
Гостей: 98
Пользователей: 0