11:50
Пятница, 03.05.2024
Главная » Статьи » Украина, Россия ,США, ЕС..... [ Добавить статью ]

Для сведения жителей Херсонской области - об автономии Крымских татар в Узбекистане.

От автора: эта статья была написана мной еще в 2011 году, однако в с свете некоторых решений Украинских властей по Херсонской области она актуальна и сейчас. Думаю, что там будет создана точно такая же "автономия", какая получилась в свое время в Узбекистане. Итак, вот текст статьи:

Советские времена уходят все дальше и дальше. Однако, многие события из того времени остаются неизвестными многим людям, даже жившим в то время. На них смотрят с точки зрения сегодняшнего дня, в Интернете идут баталии по этим событиям, они интепретируются разными людьми по разному. И если написать, как же тот или иной вопрос решался в СССР на самом деле, многие вопросы становятся видны совсем в другом свете.

Здесь я хочу рассказать то, что мне было известно в Советское время, что происходило лично на моих глазах, я лично сам слышал и видел.

Речь пойдет о судьбе одного из переселенных Сталиным народах, а именно о крымских татарах. Сразу предупреждаю – я не буду разбирать вопрос – правильно или неправильно поступил Сталин, выселив их из Крыма, меня на тот момент не существовало. Но так получилось, что там, где прошли мои детство и молодость, у меня было очень много друзей среди крымских татар, их очень много жило у нас по соседству,

в нашей области были даже населенные пункты, состоявшие чисто из крымских татар.

И что бы не говорили различные деятели, это очень работящий, трудолюбивый народ.

В Узбекистане они выращивали сады, разводили огороды, строили дома. Жили, не трогая своих соседей, дети их ходили в те же школы, никакой ненависти к окружающим у большинства из них не было. Я не зря пишу – у большинства.

. Во всех семьях, кого я знал, были и бабушки, и дедушки. К тому времени, как я стал понимать, что такое национальность, кто такие крымские татары – почти все они жили в домах, выстроенных на выделенных для них участках, причем почти всем им участки были выделены раньше, чем местным жителям, по рассказам друзей, материалы на строительство им выделялись государством, давалась безвозвратная ссуда.

В результате уже в середине 50х годов семьи крымских татар,выселенных в Узбекистан, зачастую жили лучше, чем многие местные жители, что, кстати, им сильно аукнулось в лихие 90е годы.

Единственной бедой, о которой как то вскользь и неохотно говорили друзья – были их национальные лидеры и их сторонники. На каждую семью был наложен налог, все крымчане должны были какую то сумму «жертвовать» на «борьбу за освобождение Крыма». Они были обязаны принимать у себя эмиссаров этих лидеров, давать им приют, кормить их несколько дней. При этом большинство из моих знакомых совсем не рады были это делать, но по неясным мне мотивам – под угрозами ли, или под воздействием остальной крымско-татарской диаспоры – неохотно, но все-таки выполняли все это.

Таким образом, крымско-татарские лидеры паразитировали на своем народе, пользуясь их деньгами, на эти деньги устраивали акции от имени тех, кто совсем не собирался возвращаться в Крым и обзавелся на новом месте жительства домом, работой, друзьями.

Молодежь, родившаяся в Узбекистане, к идее возвращения в Крым относилась довольно равнодушно. При этом количество крымских татар в республике росло – семьи их были многодетными.

В 70х годах среди крымских татар Узбекистана произошел раскол – часть продолжала участвовать в акциях с требованием возвращения Крыма, другая считала своей родиной Узбекистан и предложила создать автономию в составе Узбекистана. Эта мысль понравилась руководителям Узбекистана, и было принято решение – двигаться в направлении создания на территории республики в в одном из малонаселенных, подлежащих освоению целинных районов республики, сначала крымско-татарского автономного района, затем области. Местом для такого компактного расселения татар и

создания автономии был выбран Мубарекский район Кашкадарьинской области, находящийся на границе с Бухарской областью. Территория эта подлежала обводнению и освоению по плану строительства совхозов Каршинской степи.

В 1979 году началось исполнение этого плана. Первым секретарем Мубарекского райкома партии был назначен Яков Илиади – грек по национальности, из семьи переселенцев из Крыма, мать которого, как говорили, была Крымской татаркой.

Председатель райисполкома также был назначен из татар, правда, точно фамилию его я не помню, поэтому указывать не буду. Потихоньку на крымских татар заменялись руководители районных организаций. Для освоения земель в структуре «Главсредазирсовхозстроя» было создано обьединение «Каршиирсовхозстрой», которое должно было строить совхозы на территории Мубарекского района и двух рядом расположенных. В дальнейшем эти территории должны были отойти к создаваемой автономии. Руководителем этого обьединения был назначен Л.Р. Безазиев – все его называли Леонид Романович, но видимо у него было свое, национальное имя.. Это был человек огромного роста, бывший борец, ранее работавший где-то в Самаркандской области. Под его руководством начали создавать структуру обьединения. Часть трестов, автопредприятий и других организаций передавалась в него из состава Управления «Каршистрой», они передислоцировались в Мубарек из других районов области. Во главе этих подразделений также ставились руководители крымско-татарской национальности. Сразу стоит сказать – все руководители были членами КПСС.

По всей видимости, Безазиев и его команда были из той части крымской нации, которая не собиралась уезжать из Узбекистана и требовать Крым. По крайней мере, никаких таких разговоров он и его окружение не вели, они работали , как работают люди, желающие хорошо сделать свою работу.

Это был очень жесткий, требовательный и знающий строитель. Он сразу стал требовать от подчиненных выполнения всех его указаний, не допускал разгильдяйства и воровста.

При нем была создана строительная организация, способная выполнять задания и выполнявшую планы, произвел передислоцирование всех подразделений обьединения в зону работы.

Тогда же началось строительство первых трех совхозов новой зоны освоения. Самый первый из них – за номером 5а – получил имя Аметхана Султана – летчика испытателя, дважды героя Советского Союза, летчика испытателя, крымского татарина по национальности.

К сожалению, проработал Безазиев недолго. По своему статусу он являлся членом обкома партии – нет , не бюро обкома – по тем временам это достаточно высокий статус, а просто членом обкома. И вот наступил момент, когда первый секретарь райкома вызвал его к себе. Однако, так как Каршиирстепстрой считался организацией республиканского подчинения и сам Леонид Романович был членом обкома. произошло следующее: он приехал в приемную райкома в назначенное время, прождал 10 минут, и уехал.

Когда возмущенный Илиади позвонил ему –почему он не дождался, в ответ услышал:

у меня работы не меньше чем у вас, если вам что то нужно будет, сами приезжайте ко мне. Тот проглотил обиду, в дальнейшем при необходимости приезжал в обьединение, но когда Безазиев ушел в отпуск, по возвращении он узнал – он снят с занимаемой должности и направлен работать заместителем министра стройматериалов УзССР.

На его должность был назначен Сервер Аблязизов . И вот тут началось: почти вся команда Безазиева была уволена, причем увольнялись в основном руководители крымской национальности, русские и узбеки оставались на своих местах.

Сейчас я понимаю, что к власти в обьединении пришла команда, стоявшая на позициях возвращения в Крым. Тогда же было неясно, что же это такое начинает творится?

Прежде всего, при Безазиеве, если кто из крымских татар приезжал и устраивался работать в Мубареке, от него требовали обещания, что он переедет жить в Мубарек.

Теперь же в Мубарек ринулись крымские татары со всех окружающих областей, особенно из Самарканда – оттуда был Аблязизов. Они устраивались на работу водителями – им давались только новые машины, при первой же неисправности они заменялись. Многих из вновь прибывших назначали на руководящие должности, им давали жилье, обставленное за счет обьединения. Они выписывали цветные телевизоры, только появлявшиеся тогда видеомагнитофоны, мебель, посуду, постельное белье – словом, все, что возможно. Им платили повышенную зарплату. И не требовали переезда в Мубарек.

Все, что выписывалось и платилось – вывозилось, в основном в Самарканд. Особенно

этим занимался сам Аблязизов – за два года он четыре раза обновлял обстановку своего коттеджа в Мубареке, при этом вся снятая мебель и бытовая техника вывозилась в Самарканд, вместо нее завозилась новая. А какие пьянки начались по вечерам в обьединении!

При этом строительство все-таки шло. В городе строилось жилье, осваивалась земля в совхозах. Но из приехавших крымских татар только несколько чисто рабочих семей остались жить в Мубареке. Они получили жилье, и на этих песчаных песках выращивали овощи и фрукты, виноград и бахчевые. Но это – только в городе. В совхозы никто из них ехать не хотел.

Руководители же отделов и подразделений обьединения, а также директора совхозов также получали жилье в Мубареке. Но, как правило, семьи никто из них не привез.

А так как все они жили в основном в Самарканде, был заключен договор с таксомоторным парком, который выделил в аренду для обслуживания этих руководителей «Волги» с водителями, которые использовались ими, как персональные, при этом водители, получавшие зарплату в своем таксопарке, также зачислялись на работу в одну из автобаз обьединения.

Короче, такой размах хищений я в советское время видел только там. Этих людей не интересовал Мубарек, их не интересовали крымские татары, желавшие переехать туда на постоянное жилье – таких людей старались как можно сильнее напугать, не давали возможности устроится на работу. Этих людей интересовала только возможность украсть как можно больше денег.

И вся эта вакханалия продолжалась до смерти Брежнева. В Мубареке был даже создан горотдел КГБ , правда, основной задачей его были не крымские татары, которых комитетчики считали мелкой шантрапой и смотрели на их художества сквозь пальцы, а находившийся здесь же Мубарекский завод газовой серы – один из трех подобных заводов, имевшихся в СССР, а также расположенные в районе Мубарека газовые и нефтяные промыслы.

После прихода к власти Андропова в кратчайший срок все это было ликвидировано,

обьединение «Каршиирстепстрой» было влито в «Каршистрой». Все воры были уволены, часть из них арестована. Первый секретарь райкома Илиади ринулся в бега, но был в последующем арестован. Судьбу Аблязизова я не знаю, не буду писать об этом.

Но после развала СССР как то показывали по ящику какой то эпизод из самостийной,

где в Крыму выступал один из зам.председателей Совмина Крыма – это был Л.Р. Безазиев.


Источник

Категория: Украина, Россия ,США, ЕС..... | Добавил: Ленпех (19.04.2016)
Просмотров: 1318
| Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МЕНЮ
Новости

Видео канал сайта

Военный пенсионер.рф

Опрос
Какое общество мы строим
Всего ответов: 395
Статистика
Яндекс.Метрика

Сейчас на сайте всего: 42
Гостей: 42
Пользователей: 0